О проблемах брака, заключенного военнослужащими вооруженных сил россии с гражданами других государств
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ С ГРАЖДАНАМИ ДРУГИХ
ГОСУДАРСТВ
/"Право в Вооруженных Силах", N
8, 2001/
Н.А. НОВИКОВ
Н.А. Новиков,
подполковник юстиции, старший
преподаватель Военного университета.
В
ходе военной реформы в Российской
Федерации важное значение приобретают
соблюдение законодательства о воинской
обязанности, военной службе и статусе
военнослужащих, а также гарантированная
Конституцией Российской Федерации
судебная защита прав и свобод граждан, в том
числе военнослужащих и членов их семей.
Изложенные в Федеральном законе "О статусе
военнослужащих" ограничения некоторых
конституционных прав военнослужащих носят
исчерпывающий характер и не подлежат
произвольному расширению по усмотрению
должностных лиц.
Ни в одном
законодательном акте Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации не
содержится ограничений прав
военнослужащих в области брачно - семейных
отношений.
Более того, согласно п. 5 ст. 3
Федерального закона "О статусе
военнослужащих" никто не вправе
ограничивать военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их
семей в правах и свободах, гарантированных
Конституцией Российской Федерации и данным
Законом.
В ст. ст. 1 и 6 Семейного кодекса
(далее - СК) РФ определено следующее:
-
семья, материнство, отцовство и детство
находятся под защитой государства,
признается только брак, заключенный в
органах записи актов гражданского
состояния, запрещаются любые формы
ограничения прав граждан при вступлении в
брак и в семейных отношениях по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;
- если
международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем те,
которые предусмотрены семейным
законодательством, то применяются правила
международного договора.
Право
военнослужащих как граждан Российской
Федерации на свободу заключения брака, иные
брачно - семейные отношения с участием
военнослужащих не имеют правовых
особенностей или ограничений и
регулируются СК РФ и иными нормативными
актами.
Казалось бы, в сфере брачно -
семейных отношений у военнослужащих не
должно возникать вопросов, но автору данной
статьи пришлось с 1992 г. разрешать проблемы
военнослужащих, которые продолжают
оставаться актуальными и в настоящее время.
Более того, снова в силу демократических,
экономических и иных преобразований в
обществе проблемы в области брачно -
семейных отношений военнослужащих
становятся злободневными и для разрешения
спорных вопросов, защиты прав
военнослужащие вынуждены обращаться в
судебные органы. В связи с чем у
военнослужащих возникают проблемы, какие
это проблемы и как их решать?
До
недавнего времени в нашем обществе
господствовал тезис о приоритете
общественных интересов перед личными.
Фраза: "Армия - сколок общества",
подчеркивает, что негативные процессы,
имеющиеся в обществе, характерны и для
Вооруженных Сил. Призывы заботиться о
пользе государства, обеспечении
безопасности государственных интересов,
укреплении боеготовности армии звучали и
звучат довольно часто при необходимости
оправдать какое-либо негуманное решение, а
гражданину, в том числе и военнослужащему,
очень трудно добиться осуществления своих
брачно - семейных, жилищных и иных прав из-за
бездействия или неправомерных действий
командования. В условиях Вооруженных Сил
обязанности и ответственность человека
перед государством были первостепенными, а
права человека и ответственность
государства перед ним отходили на второй
план.
Конституция России 1993 г. изменила
данную нормативную конструкцию,
обратившись к принципам права, которые
легли в ее основу. Важнейшими из них
являются: человек не должен быть средством
достижения цели; каждый гражданин в
отдельности и общество в целом, подчиняясь
законам, должны иметь возможность
принудить к исполнению закона и самого
властвующего; недопустимо злоупотребление
правом, ответственность наступает только
за вину. Однако органами военного
управления не учитывается приоритет прав
человека в повседневной деятельности при
разрешении их семейных, жилищных и иных
проблем.
В СК РФ законодатель указал,
что регулирование семейных отношений
осуществляется в соответствии с принципами
добровольности брачного союза мужчины и
женщины, равенства прав супругов в семье
(каждый из супругов свободен в выборе рода
занятий, профессии, мест пребывания и
жительства - п. 1 ст. 31 СК РФ, родители имеют
равные права и несут равные обязанности в
отношении своих детей (родительские права) -
п. 1 ст. 61 СК РФ, трудоспособные
совершеннолетние дети обязаны содержать
своих нетрудоспособных нуждающихся в
помощи родителей и заботиться о них - п. 1 ст.
87 СК РФ), разрешения внутрисемейных
вопросов по взаимному согласию и т.д.
В
ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации
закреплено положение о том, что иностранные
граждане и лица без гражданства пользуются
в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами
Российской Федерации, кроме случаев,
установленных федеральным законом или
международным договором Российской
Федерации, а согласно ст. 64 Конституции
Российской Федерации положения гл. 2
составляют основы правового статуса
личности в Российской Федерации и не могут
быть изменены иначе как в порядке,
установленном Конституцией.
Названные
нормы и принципы являются основой для
решения проблем, возникающих между
военнослужащими, их супругами - гражданами
иностранных государств и командованием
воинских частей при решении вопросов
брачно - семейных отношений, жилищных прав,
реализации их социальных гарантий и т.д.
В настоящее время издан ряд нормативных
актов, которые в связи с неправильным
толкованием и применением органами
военного управления и должностными лицами
существенно затронули интересы
военнослужащих и иных граждан, проживающих
в закрытых военных городках, и породили
большое количество судебных прецедентов,
вытекающих именно из брачно - семейных,
жилищных отношений, особенно на территории
Московской области.
Ситуация
усугубляется тем, что в военных городках,
как правило, около 60% жителей утратили связь
с Вооруженными Силами, распоряжаться
занимаемыми жилыми помещениями с
использованием гражданско - правового
механизма, предусмотренного приватизацией,
не могут, в связи с чем около 5% квартир
жилого фонда закрытых военных городков
реализуется (отчуждается) с использованием
так называемого механизма "фиктивного
брака". Как правило, с помощью механизма
"фиктивного брака" в закрытые военные
городки вселяются уроженцы Кавказа,
которые начинают заниматься запрещенными
видами деятельности - торговлей фальшивой
водкой, наркотиками, оружием, рэкетом,
организацией проституции и т.д., что ведет к
ухудшению криминогенной обстановки в
военных городках и подрыву боевой
готовности. Фактически военные городки
превращаются в "спальные районы" и зоны
отдыха членов различных организованных
преступных группировок, где они строят свои
частные магазины, сауны, гаражи и платные
автостоянки, пивные бары и т.д. Для них
закрытые военные городки - хорошая "легенда"
и способ для избежания различного рода
проверок и уплаты налогов, в том числе
арендной платы за пользование земельными
участками Министерства обороны,
отведенными и используемыми для
строительства и размещения вышеуказанных
частных объектов.
Но почему-то в
основном трудности с регистрацией и
вселением в военные городки испытывают
военнослужащие и члены их семей, а не
"уроженцы гор", которые без проблем оседают
в военных городках.
Автору данной
статьи известны многочисленные судебные
прецеденты с участием военнослужащих и
граждан, проживающих в различных закрытых
военных городках на территории Московской
области. Так, в одном Подмосковном закрытом
военном городке начальник Энского
гарнизона со ссылкой на ст. 21 Инструкции о
порядке обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденной Приказом Министра обороны
Российской Федерации "О порядке
обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации" от
15 февраля 2000 г. N 80 (далее - Инструкция),
отказал во вселении в Подмосковный Энский
военный городок к одинокой престарелой
матери (75 лет) ее одинокого
совершеннолетнего сына - гражданского лица,
жителя Подмосковья под предлогом того, что
он совершеннолетний и не имеет связи с
Вооруженными Силами.
В другом
Подмосковном военном городке начальник
Энского гарнизона со ссылкой на ст. 21
Инструкции отказал во вселении в
Подмосковный Энский военный городок к
военнослужащему его престарелых родителей
(75 лет), граждан Украины, под предлогом того,
что они граждане Украины и не имеют связи с
Вооруженными Силами.
В третьем
Подмосковном военном городке начальник
Энской КЭЧ со ссылкой на ст. 21 Инструкции
отказал во вселении в Подмосковный Энский
военный городок к гражданскому жителю
военного городка беременной жены,
гражданки Украины, под предлогом того, что
она трудоспособная гражданка Украины и не
имеет связи с Вооруженными Силами.
Ситуации отказа должностных лиц органов
военного управления во вселении в закрытые
военные городки, происходящие в жизни, в
основном аналогичны приведенным выше
случаям.
Федеральные суды общей
юрисдикции различных районов Московской
области по всем жалобам заявителей на
неправомерные действия воинских
должностных лиц, на отказ должностных лиц
органов военного управления о вселении
членов семьи нанимателей жилых помещений в
закрытых военных городках вынесли судебные
решения в пользу заявителей (более 40
судебных решений по трем закрытым военным
городкам).
Единственным документом,
определяющим права органов военного
управления, порядок вселения граждан, не
имеющих отношения к Министерству обороны, в
жилые помещения, расположенные в закрытых
военных городках, в качестве постоянно
проживающих, является Приказ Министра
обороны Российской Федерации "О порядке
обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации" от
15 февраля 2000 г. N 80, утвердивший Инструкцию о
порядке обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации
(далее в тексте - Инструкция).
Анализ
норм, регулирующих жилищные
правоотношения, содержащихся в Инструкции,
по мнению автора, показывает, что некоторые
нормы вступают в противоречие с
действующим семейным, жилищным
законодательством и иным
законодательством или существенно
отличаются от него.
Министерство
обороны России устанавливает новые нормы,
регулирующие правоотношения в вопросах
порядка учета нуждающихся в улучшении
жилищных условий военнослужащих и
обеспечения их и членов их семей жилыми
помещениями, отличные от норм, содержащихся
в жилищном законодательстве.
Необходимо подчеркнуть, что нормативным
правовым актом, регулирующим полномочия
Министерства обороны как органа
государственной власти Российской
Федерации, является Положение о
Министерстве обороны Российской Федерации
(утвержденное Указом Президента РФ от 11
ноября 1998 г. N 1357). Данное Положение не
относит к функциям Министерства обороны
регулирование жилищных вопросов - порядка и
условий предоставления жилого помещения по
договору найма гражданам, нуждающимся в
улучшении жилищных условий, но
Министерство обороны вправе издать
ведомственный нормативный акт,
регламентирующий порядок учета и
предоставления жилых помещений,
закрепленных за Министерством обороны, в
соответствии с действующим
законодательством.
Так, в п. 21
Инструкции определено, что вселение
граждан, не имеющих отношения к
Министерству обороны, в жилые помещения
домов, расположенных в закрытых военных
городках, в качестве постоянно проживающих
с нанимателем не допускается. Вселение в
жилые помещения граждан, проживающих в
домах, расположенных в закрытых военных
городках, может быть разрешено начальником
гарнизона по представлению начальника
квартирно - эксплуатационной части района
(гарнизона) только нетрудоспособным
гражданам Российской Федерации,
находящимся на иждивении нанимателя.
Вселение допускается при условии
соблюдения требований законодательства о
норме жилой площади на одного человека,
кроме случая вселения несовершеннолетних
детей, для вселения которых разрешения не
требуется.
При анализе содержания
указанного пункта Инструкции, СК РФ,
Жилищного кодекса (далее - ЖК РСФСР) и других
нормативных актов выявляется большое
количество противоречий между ними.
Исходя из смысла ст. 16 Федерального закона
"О статусе военнослужащих" и ст. 53 ЖК РСФСР к
членам семьи военнослужащего относятся
супруг, их дети и родители. Другие
родственники, нетрудоспособные иждивенцы,
а в исключительных случаях и иные лица
могут быть признаны членами семьи
нанимателя, если они проживают совместно с
нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Эта позиция подтверждена и п. 22
Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О
некоторых вопросах применения судами
законодательства о воинской обязанности,
военной службе и статусе военнослужащих" от
14 февраля 2000 г. N 9. Следовательно, этим лицам
может быть предоставлено совместно с
военнослужащим служебное жилое помещение в
закрытом военном городке. Однако если жена,
совершеннолетние дети, трудоспособные
родители не вселялись в служебное жилое
помещение в закрытом военном городке
совместно с военнослужащим (их весьма
трудно отнести к лицам, имеющим отношение к
Министерству обороны (терминология
Инструкции)), то в соответствии с п. 21
Инструкции их вселение в качестве лиц,
постоянно проживающих с нанимателем, не
допускается, что в корне противоречит
правилам ст. 54 ЖК РСФСР (применима к
служебным жилым помещениям), которая дает
право нанимателю вселить в занимаемое им
жилое помещение своего супруга, детей,
родителей, других родственников,
нетрудоспособных иждивенцев с согласия
всех совершеннолетних членов семьи.
Согласно ст. 50 Закона РФ "О государственных
пенсиях в РФ" от 20 ноября 1990 г. к
нетрудоспособным членам семьи
относятся:
а) дети, братья, сестры и
внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого
возраста, если они стали инвалидами до
достижения 18 лет, при этом братья, сестры и
внуки - при условии, если они не имеют
трудоспособных родителей;
б) отец, мать,
супруг (жена, муж), если они достигли 60 и 55
лет (соответственно мужчины и женщины) либо
являются инвалидами;
в) один из
родителей или супруг либо дед, бабушка, брат
или сестра, независимо от возраста и
трудоспособности, если он (она) занят уходом
за детьми, братьями, сестрами или внуками
умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и
не работает;
г) дед и бабушка - при
отсутствии лиц, которые по закону обязаны
их содержать.
По мнению автора, также
абсолютно нельзя увязывать вопрос
предоставления жилой площади с наличием
гражданства России, как это сделано в п. 21
Инструкции. В соответствии со ст. 11
действующего в настоящее время в
Российской Федерации Закона СССР "О
правовом положении иностранных граждан в
СССР" от 24 июня 1981 г. N 5152-X иностранные
граждане, постоянно проживающие в СССР,
имеют право на основаниях и в порядке,
установленными для