Новый порядок расприватизации жилого помещения
С.В. ШАНХАЕВ
С.В. Шанхаев, помощник
командира войсковой части 73556 по правовой
работе - начальник юридической службы,
старший лейтенант юстиции.
Под
приватизацией жилых помещений понимается
бесплатная передача в собственность
граждан Российской Федерации на
добровольной основе занимаемых ими жилых
помещений в государственном и
муниципальном жилищном фонде, а для граждан
Российской Федерации, забронировавших
занимаемые жилые помещения, - по месту
бронирования жилых помещений. Основным
нормативным правовым актом,
устанавливающим порядок приватизации
жилых помещений, является Закон Российской
Федерации "О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1.
В теории и на практике довольно часто
возникали вопросы по поводу
расприватизации жилых помещений.
Федеральным законом "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О
приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации" от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ статья 9
Закона была дополнена статьей 9.1, в
соответствии с которой граждане,
приватизировавшие жилые помещения,
являющиеся для них единственным местом
постоянного проживания, вправе передать
принадлежащие им на праве собственности и
свободные от обязательств жилые помещения
в государственную или муниципальную
собственность, а соответствующие органы
исполнительной власти, органы местного
самоуправления или уполномоченные ими лица
обязаны принять их в собственность и
заключить договоры социального найма этих
жилых помещений с этими гражданами в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Всем
известным Федеральным законом "О внесении
изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных
законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в данную статью были внесены
дополнения, в соответствии с которыми
данные правоотношения могут
регулироваться нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
Федеральным законом "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации" от
29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (статья 20 Закона) было
установлено, что малоимущие граждане имеют
право до 1 января 2007 года
расприватизировать жилые помещения в
указанном выше порядке.
В вышеуказанном
порядке расприватизировать жилое
помещение мог любой гражданин. После
вступления в силу Федерального закона "О
введении в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации" данным правом могут
воспользоваться только малоимущие
граждане. Тем более что в соответствии со
статьей 4 Федерального закона "О введении в
действие Жилищного кодекса Российской
Федерации": "впредь до приведения в
соответствии с Жилищным кодексом
Российской Федерации законов и иных
нормативных правовых актов, действующих на
территории Российской Федерации, законы и
иные нормативные правовые акты применяются
постольку, поскольку они не противоречат
Жилищному кодексу Российской Федерации и
настоящему Федеральному закону".
Федеральный закон "О порядке учета доходов
и расчета среднедушевого дохода семьи и
дохода одиноко проживающего гражданина для
признания их малоимущими и оказания им
государственной социальной помощи" от 5
апреля 2003 г. N 44-ФЗ устанавливает порядок
учета доходов и расчета среднедушевого
дохода семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина для признания их малоимущими.
Расчет среднедушевого дохода семьи и
дохода одиноко проживающего гражданина для
решения вопроса о признании их малоимущими
и об оказании им государственной
социальной помощи осуществляется органом
социальной защиты населения по месту их
жительства либо пребывания, в который
поступило письменное заявление гражданина
или лица, являющегося его представителем в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Учет доходов и
расчет среднедушевого дохода семьи и
дохода одиноко проживающего гражданина
производятся на основании сведений о
составе семьи, доходах членов семьи или
одиноко проживающего гражданина и
принадлежащем им имуществе на праве
собственности, указанных в заявлении об
оказании государственной социальной
помощи.
Расчет среднедушевого дохода
семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина производится исходя из суммы
доходов членов семьи или одиноко
проживающего гражданина за три последних
календарных месяца, предшествующих месяцу
подачи заявления об оказании
государственной социальной помощи (далее -
расчетный период).
При расчете
среднедушевого дохода семьи и дохода
одиноко проживающего гражданина
учитывается сумма доходов каждого члена
семьи или одиноко проживающего гражданина,
полученных как в денежной, так и в
натуральной форме.
Перечень видов
доходов, учитываемых при расчете
среднедушевого дохода семьи и дохода
одиноко проживающего гражданина для
оказания им государственной социальной
помощи, устанавливается Правительством
Российской Федерации (Постановление
Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О
перечне видов доходов, учитываемых при
расчете среднедушевого дохода семьи и
дохода одиноко проживающего гражданина для
оказания им государственной социальной
помощи").
При этом при расчете
среднедушевого дохода в состав семьи не
включаются:
военнослужащие, проходящие
военную службу по призыву в качестве
сержантов, старшин, солдат или матросов, а
также военнослужащие, обучающиеся в
военных образовательных учреждениях
профессионального образования и не
заключившие контракта о прохождении
военной службы;
лица, отбывающие
наказание в виде лишения свободы, лица, в
отношении которых применена мера
пресечения в виде заключения под стражу, а
также лица, находящиеся на принудительном
лечении по решению суда;
лица,
находящиеся на полном государственном
обеспечении.
Среднедушевой доход семьи
при решении вопроса о признании ее
малоимущей и об оказании ей
государственной социальной помощи
рассчитывается путем деления одной трети
суммы доходов всех членов семьи за
расчетный период на число членов семьи.
Доход одиноко проживающего гражданина при
решении вопроса о признании его малоимущим
и об оказании ему государственной
социальной помощи определяется как одна
треть суммы его доходов за расчетный
период.
Для того чтобы непосредственно
определить конкретного гражданина
малоимущим необходимо обратиться к
Федеральному закону "О прожиточном
минимуме в Российской Федерации" от 24
октября 1997 г. N 134-ФЗ. В соответствии с данным
Федеральным законом потребительская
корзина - минимальный набор продуктов
питания, непродовольственных товаров и
услуг, необходимых для сохранения здоровья
человека и обеспечения его
жизнедеятельности, а прожиточный минимум -
стоимостная оценка потребительской
корзины, а также обязательные платежи и
сборы.
Прожиточный минимум в целом по
Российской Федерации предназначается
для:
оценки уровня жизни населения
Российской Федерации при разработке и
реализации социальной политики и
федеральных социальных программ;
обоснования устанавливаемых на
федеральном уровне минимального размера
оплаты труда и минимального размера пенсии
по старости, а также для определения
размеров стипендий, пособий и других
социальных выплат;
формирования
федерального бюджета.
В соответствии со
статьей 6 указанного Закона семья (одиноко
проживающий гражданин), среднедушевой
доход которой (доход которого) ниже
величины прожиточного минимума,
установленного в соответствующем субъекте
Российской Федерации, считается малоимущей
(малоимущим) и имеет право на получение
социальной поддержки (в редакции
Федерального закона "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных
законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное,
необходимо отметить, что в соответствии с
новым законодательством право на
расприватизацию жилья имеют малоимущие
граждане, которые были признаны таковыми в
порядке, изложенном выше. Признание
военнослужащего и членов его семьи
малоимущими является предметом отдельного
исследования.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2004 N 189-ФЗ
"О
ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
22.12.2004)
"ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 22.12.2004)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.2004 N
122-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
05.08.2004)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.04.2003 N 44-ФЗ
"О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСЧЕТА
СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА СЕМЬИ И ДОХОДА
ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩЕГО ГРАЖДАНИНА ДЛЯ
ПРИЗНАНИЯ ИХ МАЛОИМУЩИМИ И ОКАЗАНИЯ ИМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"
(принят ГД ФС РФ 07.03.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 20.05.2002 N 55-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О
ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
19.04.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.10.1997 N
134-ФЗ
"О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
10.10.1997)
ЗАКОН РФ от 04.07.1991 N 1541-1
"О
ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
РФ от 20.08.2003 N 512
"О ПЕРЕЧНЕ ВИДОВ ДОХОДОВ,
УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ РАСЧЕТЕ СРЕДНЕДУШЕВОГО
ДОХОДА СЕМЬИ И ДОХОДА ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩЕГО
ГРАЖДАНИНА ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"
Право в Вооруженных
Силах, 2005, N 7