О статусе судей и судебной системе
Знатоки утверждают, что классическая
теория разделения властей Шарля Луи
Монтескье не предполагала абсолютной
суверенности судебной власти, как иногда
ошибочно думают. Напротив, отводя ей роль
противовеса власти исполнительной, философ
подчеркивал ее подзаконный характер.
Современные представления о
взаимоотношениях ветвей государственной
власти более широки. Судебная власть
получает в правовом государстве
возможность блокировать или затруднять
действие неразумных законов, угрожать
исполнительной власти ответственностью за
несоблюдение воли представительных
учреждений, защищать права граждан от
тирании политиков и чиновников, быть для
других ветвей власти блоком обратной
связи.
Но это все теория вопроса. А что
на практике? Итак, сначала идеи Концепции 1991
года, потом - некоторые идеи законопроекта
"О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации" образца 2001 года.
Из
Концепции судебной реформы
Назначение
суда и его место в системе
правоохранительных органов. В самом общем
виде можно утверждать, что суд как средство
разрешения споров о праве и устранения
юридических неопределенностей обладает
уникальной способностью применять закон
адекватно каждому конкретному случаю.
Благодаря судебному процессу закон
применяется не механически, на манер
клейма, а по правде и совести. Суд не только
устанавливает, но и очеловечивает
истину.
После того как парламент сказал
свое слово и дал путевку в жизнь новому
закону, президент или премьер - министр
приступает к его исполнению, суд же
проверяет каждый день право этого закона
действовать в данном случае.
Итак, у
суда два преимущества: объективность и
способность воплощать потребности
гражданского общества, а не только
политическую волю, выраженную в законе.
Эти качества позволяют ему лидировать в
системе правоохранительных органов,
привнося в их деятельность не
узковедомственный интерес и субъективизм,
а общечеловеческие ценности. Поэтому суд
должен занять центральное место в системе
правоохранительных органов, осуществляя
как прямой, так и косвенный контроль за
несудебным (досудебным) производством.
В качестве форм прямого контроля
необходимо законодательно закрепить:
санкционирование следственных действий,
связанных с возможностью ограничения
конституционных прав и свобод граждан;
последующую проверку законности и
обоснованности таких действий и решений
органов расследования;
разрешение
споров между органами, ведущими процесс, и
рассмотрение жалоб граждан на органы
уголовного преследования.
Одновременно
суд должен быть освобожден от любых
рудиментов функции уголовного
преследования.
Косвенный контроль
должен выражаться в том, что стандарты
доказывания и решения дел в суде будут
служить на ранних стадиях процесса как
эталон, несоблюдение которого при
направлении суду материалов сводило бы на
нет шансы выиграть дело. Судебная практика
не должна оставлять у следователей, органов
дознания и прокуроров сомнений в том, что
всякая небрежность, натяжка, фальсификация,
отступление от закона обессмыслит их
усилия. В частности, не только закон, но и
судебная практика должны последовательно
исходить из того, что не имеют
доказательственной силы материалы, добытые
противозаконным образом, в том числе до
возбуждения уголовного дела. В результате
окажется, что следственное действие не
всегда воспроизводимо и допустимость не
всякого доказательства может быть
восстановлена. Это будет свидетельством
значимости судебного контроля за
подлинностью материалов предварительного
расследования.
Таковы основные пути
обеспечения верховенства суда в системе
правоохранительных органов.
Статус
судей и работников правоохранительных
органов. Судебная реформа имеет в виду
создание независимой и влиятельной
судейской корпорации, гарантирование
процессуальной самостоятельности
работников юстиции и их достойного
материально - бытового и социального
обеспечения.
Краеугольным камнем
преобразований будет несменяемость судей,
распространяемая на всех судей, кроме
мировых, для которых будет восстановлена
выборность населением на пятилетний
срок.
Прочие судьи будут назначаться
Президентом РСФСР с учетом заключений
соответствующих постоянных комиссий палат
и комитетов Верховного Совета РСФСР на срок
до отставки в связи с достижением
установленного возраста. Будет упразднен
институт отзыва судей (кроме мировых).
Представление кандидатур судей на
должности председателей судов и другие
судебные должности, возбуждение
дисциплинарного производства и постановка
вопроса об освобождении судей от должности,
как и об их перемещении, должны быть
прерогативами судейской корпорации.
Предлагается также:
освободить судей и
работников правоохранительных органов от
несвойственных им функций (проведение
воспитательной работы, чтение лекций и
т.п.);
не включать судей в комитеты по
борьбе с преступностью и иные подобные
органы, включающие в свой состав
сотрудников правоохранительных органов;
запретить принадлежность судей к
политическим организациям и движениям,
активную политическую деятельность
сотрудников правоохранительных органов,
образование партийных организаций в
прокуратурах, органах дознания, судах;
предоставить судьям право налагать штрафы
за неуважение к суду на месте совершения
правонарушения - в зале суда - путем
внесения соответствующей записи в протокол
с последующим взысканием по правилам
производства по делам об административных
правонарушениях;
обеспечить судей
форменной одеждой (мантиями), усилить
торжественность ритуала судопроизводства
(приведение свидетелей к присяге, форменная
одежда сторон и т.п.);
присваивать
квалификационные классы судьям независимо
от усмотрения властей, исходя из
объективных и простых показателей: стажа
работы и должности судьи;
создавать в
судах комнаты отдыха, восстановления сил и
психологической разгрузки персонала;
перейти к предоставлению судьям и
работникам правоохранительных органов
жилой площади за счет централизованных
фондов, вселять судей с членами их семей в
специально оборудованные квартиры,
находящиеся на балансе Министерства
юстиции РСФСР, признать право судей на
дополнительную жилую площадь в виде
отдельной комнаты для устройства
кабинета;
предоставлять судьям,
следователям и прокурорам ежегодный отпуск
увеличенной (до 45 рабочих дней)
продолжительности, обеспечивать один раз в
год их бесплатный проезд к месту отдыха;
выплачивать работникам правоохранительных
органов за счет средств социального
страхования кратное размеру их оклада
возмещение при полной или частичной утрате
трудоспособности в связи с трудовой
деятельностью, материальное возмещение
членам семьи при гибели этих работников;
признать право работников
правоохранительных органов на отставку с
получением после 10 - 20 лет работы на
соответствующих должностях пожизненного
содержания, пропорционального количеству
отработанного времени.
Пользоваться
льготами по социальному страхованию и
получать денежную компенсацию из средств
республиканского бюджета РСФСР за
присутствие в суде должны также
непрофессиональные судьи, которыми
комплектуется скамья присяжных. Что
касается института народных заседателей,
то он в достаточной мере продемонстрировал
свою несостоятельность, чтобы возвращаться
к его критике.
(Цитируется по изданию
Верховного Совета РФ. М.,
1992)
Пояснительная записка к
законопроекту
Проектом федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О статусе судей
в Российской Федерации" (далее именуется -
законопроект) предусматривается дополнить
этот Закон положениями, существенно
уточняющими статус судей.
Эти
дополнения касаются требований,
предъявляемых к кандидатам на должность
судьи, порядка назначения судей на
должность, приостановления и прекращения
их полномочий, привлечения судей к
дисциплинарной и уголовной
ответственности, повышения квалификации
судей, полномочий и порядка назначения на
должность и освобождения от должности
председателей и заместителей
председателей судов, а также полномочий и
порядка формирования квалификационных
коллегий судей.
Требования,
предъявляемые к кандидатам на должность
судьи, дополняются требованием об
отсутствии заболеваний, препятствующих
исполнению полномочий судьи. В связи с этим
предлагается ввести предварительное
медицинское освидетельствование кандидата
на должность судьи.
Предлагается
расширить круг требований, предъявляемых к
кандидатам на должность судьи, требованием
безупречной репутации, не вызывающей
сомнений в том, что назначение гражданина
Российской Федерации судьей не умалит
авторитета судебной власти и что при
исполнении полномочий судьи он будет
объективен, справедлив и беспристрастен. С
этим связана и необходимость более
углубленной проверки сведений,
представляемых кандидатом на должность
судьи.
Поскольку согласно статье 119
Конституции Российской Федерации одним из
требований, предъявляемых к судье, является
наличие стажа работы по юридической
профессии не менее пяти лет, законопроектом
предлагается определить периоды работы,
учитываемые в указанный стаж.
Законопроектом предусматривается, что
назначение судей всех федеральных судов,
кроме судей Конституционного Суда
Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации и Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации,
впервые производится сроком на три года, по
истечении которого они могут быть
назначены без ограничения срока их
полномочий. Законопроект содержит также
положение о том, что председатель и
заместитель председателя суда (кроме
районного суда) назначаются на шесть лет, а
председатель и заместитель председателя
районного суда - на четыре года.
При этом
предлагается установить для судей (за
исключением судей Конституционного Суда
Российской Федерации) предельный возраст
пребывания в должности судьи - 65 лет. Данная
норма вводится в действие через три года
после вступления в силу этого Федерального
закона.
В законопроекте предусмотрена
возможность привлечения судьи к
дисциплинарной ответственности за
виновное неисполнение или ненадлежащее
исполнение своих должностных обязанностей,
а также за совершение поступка, позорящего
честь и достоинство судьи или умаляющего
авторитет судебной власти. При этом
предлагается из действующей редакции
Закона Российской Федерации "О статусе
судей в Российской Федерации" (далее
именуется - Закон) исключить положение об
освобождении судьи от дисциплинарной
ответственности, а порядок привлечения
судей к уголовной и административной
ответственности скорректировать.
В
перечень оснований для прекращения
полномочий судьи предусматривается
включить такие основания, как совершение
дисциплинарного проступка судьей, на
которого дважды в течение одного года
налагалось дисциплинарное взыскание, и
достижение предельного возраста
пребывания в должности судьи.
В
законопроекте содержатся также нормы,
регламентирующие порядок назначения на
должность и освобождения от должности
председателей и заместителей
председателей судов, а также нормы,
определяющие полномочия этих лиц и порядок
их замещения как в случае временного
отсутствия указанных лиц, так и в случае
приостановления или досрочного
прекращения их полномочий.
Законопроект содержит нормы,
способствующие поддержанию судьей уровня
квалификации, необходимого для исполнения
его полномочий, в частности нормы,
касающиеся необходимости периодического
повышения квалификации в образовательных
учреждениях с сохранением денежного
содержания.
В законопроекте
предусматривается изменить порядок
формирования квалификационных коллегий
судей. В частности, предлагается, чтобы один
член коллегии назначался Президентом
Российской Федерации; чтобы одна треть
состава коллегии избиралась Советом
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации (для Высшей
квалификационной коллегии судей
Российской Федерации и квалификационных
коллегий судей Верховного Суда Российской
Федерации и Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации) или законодательным
(представительным) органом государственной
власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого расположен суд (для
квалификационных коллегий судей других
федеральных судов), из числа представителей
юридической и научной общественности, не
замещающих государственные или
муниципальные должности, должности
государственной или муниципальной службы и
не являющихся адвокатами; чтобы остальные
члены коллегии избирались органами
судейского сообщества из числа судей.
С
изменением порядка формирования
квалификационных коллегий судей связано
исключение из действующей редакции Закона
положения о необходимости учета мнения
законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации при назначении судьи
верховного суда республики, краевого,
областного суда, суда города федерального
значения, суда автономной области и
автономного округа, районного суда,
арбитражного суда субъекта Российской
Федерации. Полномочие субъекта Российской
Федерации в решении вопросов назначения и
освобождения от должности судей будет
реализовываться через избираемых
законодательным (представительным) органом
государственной власти субъекта
Российской Федерации членов
квалификационной коллегии судей.
Поскольку изменение порядка формирования
квалификационных коллегий судей нуждается
в более детальной законодательной
регламентации, введение указанных
изменений в действие предлагается
обусловить принятием федерального закона
об органах судейского сообщества.
Внесение предлагаемых изменений и
дополнений в Закон требует внесения
соответствующих изменений и дополнения в
статьи 13 и 14 Федерального конституционного
закона "О судебной системе Российской
Федерации", в связи с чем одновременно с
принятием законопроекта предлагается
принять проект федерального
конституционного закона,
предусматривающий внесение изменений и
дополнения в указанный Федеральный
конституционный закон.
Реализация
положений, предусмотренных в
законопроекте, потребует дополнительных
затрат, покрываемых за счет средств
федерального бюджета.
Из законопроекта о
внесении изменений и дополнений
в Закон
РФ "О статусе судей в Российской
Федерации"
...Статья 6.1. Порядок назначения
на должность и освобождения от должности
председателей и заместителей
председателей судов
1. Председатель
Верховного Суда Российской Федерации,
Председатель Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации назначаются на
должность Советом Федерации федерального
Собрания Российской Федерации по
представлению Президента Российской
Федерации, основанному на заключении
квалификационных коллегий судей этих
судов, сроком на шесть лет...
2.
Заместители председателей Верховного Суда
Российской Федерации, Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации назначаются на
должность Советом Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации