Валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности. комментарий законодательства(а.н. козырин)
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
КОММЕНТАРИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Материал подготовлен с
использованием правовых актов
по
состоянию на 1 августа 2001 года
А.Н.
КОЗЫРИН
Александр Николаевич Козырин,
доктор юридических наук, профессор.
§ 1. О
механизме государственного
регулирования
внешнеторговой
деятельности
Принятием в 1995 году
Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой
деятельности" были закреплены основные
результаты, достигнутые в процессе
реформирования системы
внешнеэкономических связей.
Была
окончательно ликвидирована монополия
государства на осуществление
внешнеторговых и валютных операций.
Государство взяло курс на последовательную
либерализацию внешнеторговой политики, что
нашло свое закрепление в Указе Президента
РСФСР "О либерализации внешнеэкономической
деятельности на территории РСФСР" от 15
ноября 1991 года N 213 (с последующими
изменениями).
За период 1992 - 1995 годов в
целом завершилось формирование основ
системы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности. На смену
тотальному контролю государства за
внешнеторговыми связями пришел механизм
государственного регулирования таких
связей с использованием инструментов и
методов, традиционных для стран с рыночной
экономикой.
Целевое назначение
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности. Основными
целями государственного регулирования
внешнеторговой деятельности являются:
-
защита экономического суверенитета;
-
обеспечение экономической безопасности;
- стимулирование развития национальной
экономики при осуществлении
внешнеторговой деятельности;
-
обеспечение условий эффективной
интеграции экономики Российской Федерации
в мировую экономику.
Защита
экономического суверенитета. Под
суверенитетом государства понимается
полнота законодательной, исполнительной и
судебной власти государства на его
территории, исключающая всякую иностранную
власть, а также неподчинение государства
властям иностранных государств в сфере
международного общения, за исключением
случаев явно выраженного и добровольного
согласия со стороны государства на
ограничение своего суверенитета (как
правило, на основе взаимности).
Понятие
экономического суверенитета производно от
категории государственного суверенитета и
означает полноту государственной власти в
системе внутриэкономических отношений и
участие в международных экономических
отношениях в соответствии с принципом
суверенного равенства государств.
Объективная тенденция интернационализации
хозяйственной деятельности, активизация
участия России в международном разделении
труда создают почву для более полного
взаимопроникновения российской экономики
и мирового хозяйства. В этих условиях
Федеральный закон "О государственном
регулировании внешнеторговой
деятельности" призван защитить
экономический суверенитет Российской
Федерации.
Обеспечение экономической
безопасности Российской Федерации.
Государственное регулирование
внешнеторговой деятельности нацелено на
поддержание экономической безопасности
Российской Федерации, то есть на
обеспечение такого состояния российской
экономики, которое гарантировало бы
достаточный уровень социального,
политического и оборонного существования и
прогрессивного развития Российской
Федерации, неуязвимость и независимость
экономических интересов по отношению к
возможным внешним и внутренним угрозам и
воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О
государственном регулировании
внешнеторговой деятельности").
В
Концепции национальной безопасности
Российской Федерации, утвержденной Указом
Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300,
отмечается, что кризисное состояние
экономики - основная причина возникновения
угрозы национальной безопасности России.
Существенное сокращение производства,
снижение инвестиционной и инновационной
активности, разрушение научно -
технического потенциала, расстройство
платежно - денежной системы, уменьшение
доходной части федерального бюджета, рост
государственного долга - основные
проявления кризисного состояния экономики.
Несомненной угрозой является увеличение
доли топливно - сырьевого сектора,
формирование экономической модели,
основанной на экспорте топлива и сырья и
импорте оборудования, продовольствия и
предметов потребления, что может привести к
завоеванию внутреннего рынка России
иностранными фирмами.
Эти угрожающие
проявления характеризуются увеличением
вывоза за пределы России валютных запасов,
стратегически важных видов сырья при
крайне неэффективном либо криминальном
использовании прибыли, неконтролируемой
утечкой капитала, неразвитостью
финансовой, организационной и
инфраструктурной поддержки российского
экспорта, нерациональной структурой
импорта и т.д. Особую угрозу создает низкий
уровень крупномасштабных инвестиций в
российскую экономику. Без крупных
капиталовложений в стратегические сферы
экономики невозможно экономическое
возрождение России.
В разделе IV
Концепции ("Обеспечение национальной
безопасности") в качестве одного из
основных направлений обеспечения
национальной безопасности России во
внешнеэкономической деятельности
государства определено принятие
эффективных мер в сфере валютного
регулирования в целях создания условий для
прекращения расчетов в иностранной валюте
на внутреннем рынке и предотвращения
бесконтрольного вывоза капитала. Для этого,
наряду с обеспечением макроэкономической
стабилизации, необходимо формирование
действенной системы валютного контроля и
надзора за соблюдением законодательства
России о внешнеторговой деятельности.
Стимулирование развития национальной
экономики при осуществлении
внешнеторговой деятельности. В последние
годы внешняя торговля проявила себя как
наиболее динамично развивающийся сектор
российской экономики.
Государственное
регулирование внешнеторговой деятельности
должно привести к прогрессивным изменениям
в структуре производства и потребления
товаров в Российской Федерации. Одна из
основных задач развития российского
экспортного потенциала - повышение
конкурентоспособности отечественной
продукции. "Важнейшими задачами в области
обеспечения экономической безопасности, -
отмечается в Концепции экономической
безопасности Российской Федерации, -
является опережающее развитие
конкурентоспособных отраслей и
производств, неуклонное расширение рынка
наукоемкой продукции". Для этого должны
быть приняты меры, стимулирующие передачу
новых военных технологий в гражданское
производство, введен механизм выявления и
поддержки развития прогрессивных
технологий, освоение которых обеспечит
конкурентоспособность российских
предприятий на мировом рынке.
В
настоящее время российские
товаропроизводители сталкиваются с острой
конкуренцией со стороны иностранных фирм,
часто уступают свои позиции, прежде всего,
из-за высокого уровня издержек.
Предусматривается выстроить систему
сопровождения российского экспорта. В
частности, ориентироваться на связанное
инвестиционное кредитование зарубежных
стран с тем, чтобы выделяемые нам средства
расходовались на приобретение продукции
отечественных производителей. Важнейшим
критерием качества работы российских
ведомств с зарубежными странами и
международными организациями должно стать
положение наших предприятий на мировом
рынке.
Федеральная программа развития
экспорта (одобрена Постановлением
Правительства РФ от 8 февраля 1996 года N 123)
исходит из того, что государственная
поддержка должна распространяться на
производителей высокотехнологичной и
наукоемкой продукции, конкурентоспособной
на мировых рынках.
В настоящее время в
товарной структуре российского экспорта
сохраняется сырьевая направленность с
преобладанием энергоносителей.
На
товарную структуру импорта оказало влияние
продолжающееся снижение объемов
производства внутри страны, в том числе
производства продовольственных товаров.
Целью государственного регулирования
должна стать рационализация товарной
структуры ввоза в Россию. Как правило,
снижаются или полностью отменяются
таможенные пошлины на товары, ввоз которых
необходим для развития российской
экономики, в то же время сохраняются
высокие ставки на те товары, которые могут
составлять конкуренцию отечественным
производителям.
В интересах защиты
отечественной обрабатывающей
промышленности может использоваться метод
эскалации таможенных пошлин, то есть
повышения их ставок в зависимости от
степени обработки товаров:
сырье
ввозится практически беспошлинно или по
крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по
небольшим ставкам, а уже готовые изделия
облагаются высокими ставками таможенных
пошлин.
Стимулирование развития
национальной экономики осуществляется и
через защиту экономики Российской
Федерации от неблагоприятного воздействия
иностранной конкуренции. На мировом рынке
присутствует большое количество
поставщиков аналогичного товара, многие из
которых по техническим параметрам и
затратам на производство продукции
значительно превосходят отечественных
производителей. Это объясняет высокий
уровень внешнеторговой конкуренции и
существование ножниц цен на мировом и
внутреннем рынке. Для нивелирования
уровней мировых и внутренних цен могут
использоваться таможенные пошлины, с
помощью которых регулируется поступление
импортных товаров на внутренний рынок. Для
нормального развития экономики нужна
именно нивелировка цен, а не принятие
радикальных, в том числе запретительных,
мер. При полном отсутствии импорта
неизбежно превышение издержек
производства и цен на внутреннем рынке.
Другая крайность - чрезмерный импорт
затрудняет развитие отечественного
производства и приводит к нарушению
баланса внешнеторговых расчетов.
В
Концепции национальной безопасности
Российской Федерации указывается на
необходимость защищать интересы
отечественных товаропроизводителей на
внешнем рынке в условиях либерализации
внешней торговли. Государство должно
решительно добиваться устранения
дискриминационных ограничений на ввоз
российской продукции в развитые страны
Запада, не допускать навязывания России
политических решений, наносящих ее
гражданам и предприятиям экономический или
моральный ущерб.
О необходимости
"экономизировать" российскую внешнюю
политику говорится в послании Президента
России Федеральному Собранию "Общими
силами - к подъему России". В нем, в
частности, отмечается, что государству
нельзя закрывать глаза на факты
недобросовестной конкуренции со стороны
зарубежных партнеров. Ни один факт
дискриминации российских товаров на
мировом рынке не должен оставаться без
внимания и ответных действий. На внутреннем
рынке также следует освоить и научиться
применять цивилизованные антидемпинговые
процедуры, не допускать вытеснения
российских товаров импортными,
продаваемыми по заведомо заниженным ценам.
Вышеназванные и некоторые иные рычаги
должны составить систему мер по поддержке
отечественных производителей.
Обеспечение условий эффективной
интеграции экономики Российской Федерации
в мировую экономику. Внешнеторговое
законодательство нацелено на активизацию
связей российской экономики с мировым
хозяйством. Основным направлением развития
внешнеторгового законодательства является
его гармонизация и унификация с
общепринятыми международными нормами и
практикой. В интересах развития и
укрепления международной экономической
интеграции Российская Федерация создает с
другими государствами таможенные союзы,
зоны свободной торговли, заключает
соглашения по торгово - экономическим
вопросам, сотрудничеству в таможенной
сфере и т.д.
В Федеральном законе от 13
октября 1995 года "О государственном
регулировании внешнеторговой
деятельности" определены основы
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности, порядок ее
осуществления российскими и иностранными
лицами, права, обязанности и
ответственность органов государственной
власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации в области
внешнеторговой деятельности.
Принципы
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности представляют
собой исходные нормативно - руководящие
основы механизма государственного
регулирования. Они обеспечивают
взаимосвязь внешнеторгового
законодательства и внешнеторговой
политики. Особую роль принципы
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности играют в
формировании судебной и административной
практики, содействуют отмене устаревших и
принятию новых юридических норм, в
толковании правовых актов и устранении
пробелов в законодательстве, в организации
контроля за деятельностью государственных
чиновников, осуществляемой в порядке
дискреционных полномочий (полномочий,
реализуемых по собственному усмотрению).
Среди принципов государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
выделяют общие (уважение прав и свобод
человека, законность, федерализм,
юридическое равенство и судебная защита
субъективных прав и др.) и специальные.
Последние нашли свое закрепление в ст. 4
Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой
деятельности".
Единство внешнеторговой
политики как составной части внешней
политики. Внешнеторговая политика является
частью внешней политики - общего курса
государства в международных делах.
Внешнеторговая политика подчинена целям и
требованиям внешней политики государства и
не может входить в противоречия с ней. Это
предполагает необходимость согласования
конкретных решений в сфере внешней
торговли с общими установками внешней
политики. Внешнеполитические интересы
могут оттеснить на второй план аргументы
экономической эффективности конкретной
внешнеторговой сделки. Так, например,
присоединение России к международным
санкциям в отношении какого-либо
государства влечет за собой немедленное
прекращение или приостановление
внешнеторговых операций с данной страной,
какими бы выгодными они ни являлись.
Единство системы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
и контроля за ее осуществлением. Контроль -
обязательный этап любой управленческой
деятельности, включающей в себя подготовку
управленческого решения, его реализацию и
контроль за исполнением. Контроль является
важнейшей функцией управления,
обеспечивающей проверку исполнения
решения, достижения результата. Контроль за
осуществлением внешнеторговой
деятельности ведется соответствующими
органами государственной власти
Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации в пределах своей
компетенции в целях обеспечения положений
Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой
деятельности", других федеральных законов и
иных нормативных правовых актов Российской
Федерации о внешнеторговой деятельности, а
также в целях защиты экономических и
политических интересов Российской
Федерации, муниципальных образований и
российских лиц (ст. 35 Федерального закона "О
государственном регулировании
внешнеторговой деятельности").
Единство
политики экспортного контроля. Система
экспортного контроля представляет собой
совокупность