Статья 17. международные связи торгово - промышленных палат и участие в международных организациях. 1. торгово - промышленные палаты в соответствии с их уставами могут поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.

2. Торгово - промышленная палата Российской Федерации представляет интересы своих членов в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью.
Комментарий к статье 17
1. Торгово - промышленные палаты в соответствии со своими уставами могут поддерживать прямые международные контакты в различных формах:
- создание смешанных торговых палат;
- открытие представительств за рубежом;
- заключение соглашений о сотрудничестве с партнерскими организациями зарубежных стран.
К концу 1990-х годов созданы следующие смешанные торговые палаты: Болгарско - российская торговая палата, Руссо - британская палата, Итало - российская торговая палата, Финско - российская торговая палата, Франко - российская торговая палата, Канадо - российский деловой совет, Смешанная торговая палата "Восток" (Чехия), Польско - российская торговая палата и др.
ТПП России открыла свои представительства в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Израиле, Индии, Республике Корея, США, Турции, Швейцарии, ЮАР, Югославии и Японии.
Соглашения о сотрудничестве ТПП России заключила со следующими партнерскими организациями зарубежных стран: Австралийская торгово - промышленная палата, Федеральная палата экономики Австрии, Торгово - промышленная палата Бейрута, Торгово - промышленная палата Беларуси, Болгарская торгово - промышленная палата, Венгерская хозяйственная палата, Союз германских торгово - промышленных палат, Ассоциация европейских торгово - промышленных палат (Европалата), Федерация индийских ТПП и Ассоциированные торгово - промышленные палаты Индии, Иранская палата торговли, промышленности и шахт, Высший Совет палат торговли, промышленности и мореплавания Испании, Торгово - промышленная палата Казахстана, Канадско - Российский Деловой Совет, Торгово - промышленная палата Кипра, Китайский комитет содействия развитию международной торговли, Торгово - промышленная палата Киргизии, Торговая палата Мальты, Мексиканский совет предпринимателей по международным делам, Польская хозяйственная палата, Ассоциация товаропроизводителей Сингапура, Союз торговых промышленных, морских палат и бирж Турции, Центральная торговая палата Финляндии, Торгово - промышленная палата города Парижа, Хозяйственная палата Чехии, Торгово - промышленная конференция Чили, Швейцарский торгово - промышленный союз, Торговая палата Стокгольма, Хозяйственная палата Югославии и др.
В некоторых странах ТПП России заключила соглашения о сотрудничестве сразу с несколькими партнерскими организациями: в Великобритании - с Ассоциацией торговых палат Великобритании, Конференция британской промышленности; в Греции - с торгово - промышленными палатами трех городов: Афин, Салоников и Пиреи; в Израиле - с Федерацией торговых палат Израиля и Ассоциацией промышленников Израиля; в Корее - с Корейской корпорацией содействия развитию торговли, Торгово - промышленной палатой Республики Корея и Корейско - российской экономической ассоциацией; в США - с Торговой палатой США и Правительством графства Фейерфакс; в ЮАР - с Южно - Африканской палатой бизнеса, Южно - Африканской внешнеторговой организацией, Горнорудной палатой ЮАР и "Африкаансе Ханделсинститут".
2. Торгово - промышленная палата РФ представляет интересы своих членов в различных международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью. Среди них - Международная организация труда, Международное бюро выставок, различные международные организации в области регулирования промышленной собственности и другие.
Особое место среди таких организаций занимает Международная торговая палата (МТП), которая представляет собой объединение национальных организаций деловых кругов большинства стран, заинтересованных в развитии международных экономических связей. МТП была создана в 1920 году в Париже по инициативе предпринимателей США, Англии, Франции, Бельгии, Италии, стремившихся использовать палату в целях более организованного и активного воздействия на правительства в своих интересах.
Согласно уставу МТП в нее могут входить коллективные члены - национальные, местные или заграничные торговые палаты и другие объединения, не занимающиеся коммерческой деятельностью, а также индивидуальные члены - фирмы, компании и отдельные лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. МТП объединяет около 1500 коллективных и более 6000 индивидуальных членов из 80 стран <*>.
--------------------------------
<*> Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 1996. С. 492.
Члены МТП вправе создавать национальные комитеты МТП, которые имеют двойную задачу: во-первых, представлять рекомендации МТП правительствам и деловым кругам своих стран и, во-вторых, ставить вопросы, интересующие деловые круги, перед соответствующими органами МТП. Такие комитеты созданы в 40 странах, в том числе во всех промышленно развитых странах.
Высший орган МТП - Конгресс, обычно созываемый один раз в два года. Органами МТП также являются: Совет, из числа членов которого сроком на два года создается Исполнительный комитет; Генеральный секретариат с Административной комиссией; национальные комитеты отдельных стран со своими бюро и комитетами; технические комиссии, комитеты и рабочие группы по вопросам торговли, производства, иностранных инвестиций, платежных балансов, транспорта, связи, международных ярмарок и выставок, правовых отношений и т.д. При МТП функционируют Международный коммерческий арбитражный суд и Бюро связи с ООН, которое поддерживает контакты с ЭКОСОС, а также с региональными экономическими комиссиями и специализированными учреждениями: МБРР, МВФ, ФАО и др. Штаб - квартира МТП находится в Париже, отделения имеются в Нью - Йорке, Женеве и Бангкоке.
Официальные цели МТП состоят, как указывается в ее Уставе, в том, чтобы, действуя во всех областях международного бизнеса, включая торговлю, промышленность, транспорт и финансы, способствовать улучшению условий экономических отношений между странами и разрешению международных экономических проблем, а также установлению международных контактов и взаимопонимания деловых кругов и их организаций и "тем самым содействовать миру и дружественным отношениям между народами". МТП официально выступает за отказ от дискриминации в международной торговле, расширение взаимовыгодных экономических связей между всеми странами мира.
Одним из перспективных и актуальных направлений деятельности МТП является участие в борьбе против коррупции и вымогательства в международных коммерческих сделках.
МТП, выражая интересы предпринимателей разных стран, еще в 1970-е годы пришла к выводу о необходимости распространения в международном деловом сообществе высокого этического стандарта в рамках добросовестной конкуренции <*>. МТП высказалась за заключение международного соглашения с целью обеспечения эффективности мер, предпринимаемых против взяточничества и вымогательства. Она разработала и предложила базисные принципы ("правила поведения") в качестве добровольных обязательств бизнеса при разработке такого соглашения. Они содержатся в опубликованных еще в 1977 году "Правилах ведения борьбы с вымогательством и взяточничеством". В числе мер, которые обязан проводить бизнес в этом направлении, названы:
--------------------------------
<*> Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М., 2000. С. 378 - 379.
- ведение требуемой отчетности, недопустимость секретных счетов, позволяющих утаивать выплаты;
- повышение ответственности предприятий и должностных лиц;
- принятие фирмами своих "антикоррупционных кодексов" с учетом специфики условий деятельности;
- усиление и ужесточение национальных законов против коррупции и принятие добровольного кодекса поведения международного бизнеса.
Указанные правила не имеют непосредственной юридической силы. Они рекомендованы предприятиям и частным лицам в качестве образца корректной торговой практики, которым необходимо следовать как у себя в стране, так и за границей.

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также