Статья 15. деятельность
торгово - промышленной палаты российской
федерации. 1. торгово - промышленная палата
российской федерации осуществляет свою
деятельность в соответствии с положениями
настоящего закона, других законов
российской федерации и своего устава.
2. Торгово - промышленная палата Российской
Федерации выполняет свои задачи и функции
на федеральном уровне и обладает всеми
правами, необходимыми для их
осуществления. Торгово - промышленная
палата Российской Федерации в соответствии
со своим уставом и положениями настоящего
Закона осуществляет представительские
функции как в Российской Федерации, так и за
границей, объединяет на федеральном уровне
торгово - промышленные палаты, осуществляет
общую координацию их деятельности. 3.
Торгово - промышленная палата Российской
Федерации: выдает разрешения на
открытие в Российской Федерации
представительств иностранных торговых
палат, смешанных торговых палат, федераций,
ассоциаций и союзов предпринимателей, а
также иностранных фирм и организаций, в
сотрудничестве с которыми заинтересованы
члены торгово - промышленных палат;
свидетельствует обстоятельства форс -
мажора в соответствии с условиями
внешнеторговых сделок и международных
договоров Российской Федерации, а также
торговые и портовые обычаи, принятые в
Российской Федерации; определяет
порядок ведения негосударственного
Реестра предприятий и предпринимателей,
финансовое и экономическое положение
которых свидетельствует об их надежности
как партнеров для предпринимательской
деятельности в Российской Федерации и за
рубежом. 4. Деятельность Международного
коммерческого арбитражного суда, Морской
арбитражной комиссии и Ассоциации
диспашеров при Торгово - промышленной
палате Российской Федерации регулируется
законодательством Российской
Федерации. Комментарий к статье 15 1.
Нормативно - правовую базу деятельности ТПП
России составляют: - Закон РФ "О торгово -
промышленных палатах в Российской
Федерации"; - иные акты законодательства
о торгово - промышленных палатах (см.
комментарий статьи 2 Закона РФ "О торгово -
промышленных палатах в Российской
Федерации"); - устав ТПП России,
утвержденный Съездом ТПП России 30 ноября 1993
года. 2. ТПП России выполняет свои задачи
и функции на федеральном уровне. В
соответствии с действующим
законодательством ТПП России объединяет на
федеральном уровне торгово - промышленные
палаты (последние являются членами ТПП
России согласно статье 14 Закона РФ "О
торгово - промышленных палатах в Российской
Федерации"), осуществляет функционально -
методическую координацию их деятельности,
представляет их интересы в международных
организациях. Соответствующая норма
содержится в Уставе ТПП России (п. 5). В
целях содействия развитию различных видов
предпринимательства в Российской
Федерации, а также для поддержки новых
экономических структур и для
распространения передового отечественного
и зарубежного опыта работы в условиях
рыночной экономики при ТПП России созданы
постоянно действующие комиссии и комитеты
по видам предпринимательской деятельности:
по содействию внешнеэкономической
деятельности, по правовой экспертизе и
совершенствованию законодательства, по
деловому образованию, по взаимодействию со
средствами массовой информации, по
выставочно - ярмарочной деятельности, по
информатике и телекоммуникациям, по
фондовому рынку, по развитию частного
предпринимательства, малого и среднего
бизнеса, по промышленной политике и
конверсии и др. 3. В данном пункте
комментируемой статьи особо оговариваются
следующие правомочия ТПП России: а)
Выдавать разрешения на открытие в
Российской Федерации представительств
иностранных торговых палат, смешанных
торговых палат, федераций, ассоциаций и
союзов предпринимателей, а также
иностранных фирм и организаций, в
сотрудничестве с которыми заинтересованы
члены торгово - промышленных палат.
Иностранные фирмы и организации (инофирмы)
могут открывать представительства в
Российской Федерации с разрешения ТПП
России, уполномоченной на это в
установленном порядке. Положение о
порядке выдачи ТПП России разрешений на
открытие на территории Российской
Федерации представительств иностранных
фирм и организаций утверждено Приказом
президента ТПП России от 12 мая 1993 года N 32.
Разрешения на открытие представительств
могут выдаваться крупным, средним и мелким
иностранным фирмам - производителям,
торговым, посредническим фирмам,
иностранным общественным организациям,
торгово - промышленным палатам, смешанным
торговым палатам, деловым советам,
ассоциациям, союзам предпринимателей и
другим организациям, в сотрудничестве с
которыми заинтересованы российские
предприниматели, организации и, в первую
очередь, ТПП России и региональные торгово -
промышленные палаты Российской Федерации,
выход которых на российский рынок отвечает
интересам развития торгово - экономических
связей между Российской Федерацией и
иностранными государствами.
Представительства инофирм могут быть
открыты в целях: содействия созданию
возможностей дальнейшего развития торгово
- экономического сотрудничества, выхода
российских организаций и частных
предпринимателей на зарубежные рынки,
расширения обмена экономической и научно -
технической информацией и других.
Представительства инофирм могут
открываться на сроки, необходимые для
осуществления указанных целей, но, как
правило, на срок не свыше трех лет. Срок
деятельности представительства может быть
продлен в случае обращения инофирм в ТПП
России за один месяц до окончания действия
аккредитационного разрешения, если цель
открытия представительства выполнена не
полностью и будет признано целесообразным
продление деятельности
представительства. Инофирма,
заинтересованная в открытии
представительства, подает в ТПП России
следующие документы: - письменное
заявление, в котором излагаются:
наименование инофирмы, дата ее создания и
местонахождение; цель, для осуществления
которой инофирма просит открыть
представительство; описание деятельности
инофирмы, информация о деловых связях с
российскими организациями, а также
перспективы сотрудничества; - устав или
положение об инкорпорации фирмы (или другой
документ, заменяющий данные в силу
требований местного законодательства),
дата и место утверждения или регистрации
устава (фирменного договора), на основании
которого инофирма действует; -
свидетельство о регистрации или выписка из
торгового реестра; - рекомендательное
письмо банка или банков, обслуживающих
инофирму, содержащее информацию о
платежеспособности фирмы; -
рекомендательное письмо или ходатайство
региональной ТПП, в случае открытия
представительства в регионах России.
Все перечисленные документы
представляются в нотариальных копиях,
заверенных консульскими учреждениями
Российской Федерации за границей, или с
"апостилем" и с переводом на русский язык.
Инофирма помимо указанных сведений и
документов представляет по запросу ТПП
России и другие сведения и документы,
касающиеся ее деятельности (об уставном
капитале фирмы, рекомендательные письма
российских партнеров и т.п.). В случае
если для открытия представительства по
законодательству страны местонахождения
инофирмы требуется особое разрешение
государственных учреждений, то прилагается
копия такого разрешения, заверенная в
установленном порядке. Инофирма до
получения разрешения на открытие или
продление срока деятельности своего
представительства в Российской Федерации
уплачивает сбор в соответствии с
утвержденным тарифом. В случае
положительного решения об открытии (или
продлении) представительства инофирмы
Управление протокола ТПП России выдает
разрешение на открытие (или продление)
представительства инофирмы за подписью
начальника Управления протокола по
установленной форме. Персональная
аккредитация иностранных сотрудников
представительства осуществляется в
пределах разрешенного количества.
Аккредитованным сотрудникам
представительства выдаются служебные
карточки. В разрешении на открытие
представительства инофирмы указываются:
- цель открытия представительства; -
условия, на которых инофирме разрешается
открыть представительство; - срок, на
который выдается разрешение; - число
иностранных сотрудников
представительства. Представительство
инофирмы считается открытым в Российской
Федерации с даты выдачи разрешения на его
открытие. Представительство инофирмы
выступает от имени и по поручению
представляемой им фирмы, название которой
указано в разрешении на открытие
представительства, и осуществляет
деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Глава представительства действует на
основании надлежаще оформленной
доверенности от инофирмы.
Представительство инофирмы ежегодно
направляет ТПП России краткий отчет о своей
деятельности (на русском языке).
Деятельность представительства инофирмы в
Российской Федерации прекращается: - по
истечении срока, на который выдано
разрешение, и если инофирма не обратилась с
просьбой о продлении срока деятельности
представительства; - в случае
прекращения деятельности инофирмы за
границей, имеющей представительство в
Российской Федерации; - по решению ТПП
России в случае нарушения
представительством условий, на которых
инофирме разрешены его открытие и
деятельность, или нарушения российского
законодательства; - по решению инофирмы,
открывшей представительство. Инофирма,
заинтересованная в открытии
аккредитованного представительства на
территории Российской Федерации, подает в
ТПП России следующие документы: -
письменное заявление (с переводом на
русский язык), где излагаются наименование
фирмы, время возникновения,
местонахождение, предмет деятельности,
органы управления и руководство,
представляющее фирму согласно уставу
(фирменному договору), цели открытия
представительства, информация о деловых
связях с российскими партнерами, а также о
перспективах развития сотрудничества; -
устав или положение об инкорпорации фирмы
(или другой документ, заменяющий данные в
силу требований местного
законодательства); - свидетельство о
регистрации или выписку из торгового
реестра компаний; - решение фирмы об
открытии представительства на территории
Российской Федерации; - положение о
представительстве, определяющее
внутренние правила, права и обязанности
представительства по отношению к
инофирме; - рекомендательное письмо
банка или банков, обслуживающих фирму
(банковская справка), содержащее информацию
о платежеспособности фирмы; - два
рекомендательных письма от российских
деловых партнеров. ТПП России
оперативно оказывает аккредитованным
инофирмам комплекс услуг, необходимых для
обеспечения текущей деятельности
представительств, содействует
установлению их связей с территориальными
палатами. ТПП России представляет
аккредитованным инофирмам условия на
пользование Единой информационной
системой ТПП России и услугами Делового
центра, включает аккредитованные инофирмы
в справочный ежегодник, рассылаемый в
государственные органы и
предпринимательские структуры. Работа по
выдаче разрешений инофирмам на открытие
представительств и оказание услуг
осуществляется Управлением аккредитации
ТПП России. б) Свидетельствование
обстоятельств форс - мажора в соответствии
с условиями внешнеторговых сделок и
международных договоров Российской
Федерации, а также торговых и портовых
обычаев, принятых в Российской
Федерации. Обстоятельства
непреодолимой силы (обстоятельства форс -
мажора) - это чрезвычайные и
непредотвратимые при данных условиях
обстоятельства (п. 3 ст. 401 Гражданского
кодекса РФ). Таковыми признаются пожар,
наводнение, землетрясение, ураган, военные
действия, запрещение экспорта и импорта
товаров и др. Положение о порядке
свидетельствования ТПП России
обстоятельств форс - мажора было утверждено
Постановлением правления ТПП России от 30
сентября 1994 года N 28-4.
Свидетельствование обстоятельств форс -
мажора производится ТПП России на
основании письменного заявления
заинтересованной стороны внешнеторгового
контракта, подписанного ее руководителем, а
в необходимых случаях - заключения
территориальной торгово - промышленной
палаты. К заявлению прилагаются следующие
документы: надлежаще заверенная копия
контракта (в нем должны быть указаны
обстоятельства, освобождающие стороны от
ответственности, перечислены события,
которые стороны согласились считать форс -
мажорными, указаны органы, которые
подтверждают факт наступления
обстоятельств форс - мажора); копии
спецификаций; справка об объемах
выполненных обязательств по контракту;
документы компетентных органов (как
правило, не менее двух), подтверждающие
наличие обстоятельств форс - мажора.
(Таковыми могут быть справки о пожаре,
наводнении, землетрясении, урагане, военных
действиях,