Статья 12. права торгово - промышленных палат. 1. торгово - промышленные палаты имеют право:

а) осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей;
б) представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;
в) оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;
г) проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров;
д) удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности;
е) вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;
ж) организовывать международные выставки, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок российских товаров за границей;
з) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово - промышленные палаты;
и) издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности;
к) самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда;
л) открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей;
м) для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами;
н) осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. Юридические документы, выданные торгово - промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации.
3. Права торгово - промышленных палат закрепляются в их уставах и осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 12
В комментируемой статье перечислены основные права, которыми законодательство наделяет торгово - промышленные палаты.
1. Осуществление независимой экспертизы проектов нормативных актов в области экономики и внешнеэкономических связей.
Этим правом палаты наделяются для того, чтобы они могли выполнять основные задачи, поставленные перед ними в статье 3 комментируемого Закона:
- оказание помощи российским предприятиям и предпринимателям, представление и защита их интересов по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности;
- содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности;
- организация взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с государством;
и другие задачи.
2. Представление интересов членов ТПП в государственных органах.
Являясь негосударственной организацией, ТПП в различных организационно - правовых формах может участвовать в работе государственных органов, регулирующих экономические и внешнеэкономические отношения (руководители ТПП России участвуют в работе коллегии ряда министерств и ведомств, межведомственных комитетов и комиссий и т.д.).
3. Оказание содействия российским и иностранным предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
Реализуя это правомочие, торгово - промышленные палаты обязаны соблюдать предписания Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3517-1 <*> и Закона РФ от 23 сентября 1992 года N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <**>.
--------------------------------
<*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 42. Ст. 2319.
<**> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 42. Ст. 2322.
4. Проведение по поручению российских и иностранных предпринимателей экспертизы, контроля качества, количества и комплектности товаров.
Действуя в этом направлении, ТПП России создала, например, внешнеэкономическое объединение "Союзэкспертиза" (СОЭКС).
СОЭКС является организацией холдингового типа, в состав которой входят дочерние фирмы, отделения, а также лаборатории, расположенные в портах отгрузки, основных промышленных центрах и на пограничных станциях.
Не имея коммерческого интереса в осуществлении внешнеэкономических сделок, СОЭКС гарантирует полную объективность при проведении различных видов контроля (подтверждение результатов различных испытаний изделий, определение норм выхода компенсационных товаров, проведение сертификации бланков ценных бумаг, определение конкурентоспособности товара и т.д.).
5. Удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
Сертификат происхождения - документ, используемый при таможенном оформлении внешнеторговых поставок. С его помощью таможенный орган определяет страну происхождения товара, начисляет таможенную пошлину (в том числе льготную, при наличии установленных таможенно - тарифных преференций) и принимает решение об использовании мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (квотирования, лицензирования и т.д.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона РФ "О таможенном тарифе" сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны, и должен содержать:
а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.
ТПП России удостоверяет следующие виды сертификатов происхождения товаров:
- сертификат происхождения товара обычной национальной формы;
- сертификат происхождения по форме СТ-1, действующий в соответствии с решением государств - участников СНГ и предоставляющий преференции российским товарам при таможенном оформлении в других государствах - участниках СНГ;
- сертификат происхождения текстильных товаров, применяемый при экспорте в страны ЕС;
- сертификат происхождения на изделия из стали, экспортируемые в страны ЕС;
- сертификат происхождения по форме "А" (Общая система преференций), применяемый при экспорте российских товаров в США и Канаду;
- сертификат происхождения, применяемый при экспорте некоторых видов товаров в Мексику.
Сертификаты происхождения могут выдавать также региональные ТПП. Так, например, совместным распоряжением ГТК России N 01-14/1365 и администрации Калининградской области N 296-р от 31 декабря 1998 года был утвержден Порядок определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области <*>. Калининградская ТПП устанавливает порядок выдачи генеральных сертификатов о происхождении товара из Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом того, что такие сертификаты выдаются при наличии письменно подтвержденного разрешения Калининградского таможенного управления.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 31.
ТПП России является единственной организацией в России, свидетельствующей форс - мажорные обстоятельства, которые наступили на территории Российской Федерации. ТПП России выдает сертификат об обстоятельствах, освобождающих от ответственности по внешнеторговым контрактам. Положение о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств форс - мажора было утверждено Постановлением правления ТПП России от 30 сентября 1994 года N 28-4.
Работа по удостоверению сертификатов происхождения товаров и других документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, проводится в Договорно - правовом управлении ТПП России.
6. Ведение негосударственного Реестра российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом.
Регистрация предприятий осуществляется в целях предоставления российским и иностранным фирмам необходимой информации при выборе надежных партнеров с хорошей деловой репутацией из числа российских предпринимателей.
Положение о Реестре российских предприятий - партнеров для эффективного ведения предпринимательской и внешнеэкономической деятельности (Реестр ТПП России) было утверждено Постановлением президиума ТПП России от 20 июля 1993 года N 50-5. (Подробнее см. комментарий п. 2 ст. 15 Закона РФ "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации".)
7. Организация международных выставок, а также обеспечение подготовки и проведения выставок российских товаров за границей.
Одной из форм экспортной рекламы названы торговые выставки и ярмарки в Федеральной программе развития экспорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года N 123 <*>. При этом наиболее перспективными являются такие выставочные мероприятия, как ярмарки субконтрактов, дни международных контактов субъектов малого предпринимательства, выставки идей и технологий (раздел 2 Федеральной программы развития экспорта).
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 8. Ст. 770.
К основным формам выставочно - ярмарочной деятельности относится проведение выставочных мероприятий, которые включают:
- крупные международные выставки, влияющие на развитие той или иной отрасли промышленности, науки и сектора рынка;
- международные, межрегиональные и городские (районные) специализированные выставки - ярмарки;
- специализированные выставки - салоны (организованные самостоятельно или в рамках других мероприятий);
- национальные и региональные выставки.
Важной частью выставок являются сопутствующие мероприятия научно - технического характера (симпозиумы, конгрессы, семинары, конференции, презентации и т.д.)
Основные задачи торгово - промышленных палат в связи с осуществлением выставочно - ярмарочной деятельности состоят в следующем:
- организационно - методическое обеспечение выставочно - ярмарочной деятельности;
- содействие в подготовке и обучении кадров по выставочной деятельности;
- содействие в защите прав участников выставочно - ярмарочной деятельности;
- работа по совершенствованию нормативно - правовой базы;
- создание и ведение реестра выставок и фирм - организаторов выставочной деятельности.
8. Создание, реорганизация и ликвидация в России и за границей предприятий и учреждений, а также учреждение совместно с иностранными предпринимателями смешанных торгово - промышленных палат.
В соответствии со статьей 1 комментируемого Закона торгово - промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью, лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. В таких случаях ТПП создают различные предприятия. Так, например, в систему акционерных обществ, объединений и предприятий ТПП России входят: объединение "Союзпатент", внешнеэкономическое объединение "Союзэкспертиза", Центр международной торговли и научно - технических связей с зарубежными странами (АО "Совинцентр"), закрытое акционерное общество "Экспоцентр", внешнеэкономические предприятия "Внешэкономсервис" и "Союзрегион", фирма "Экспертиза собственности", Деловой центр ТПП России, информационное агентство "Инфо", издательство "Бизнес - контакт" и др.
В целях развития внешнеэкономических связей ТПП могут учреждать совместно с иностранными предпринимателями смешанные торгово - промышленные палаты. К настоящему времени уже созданы Руссо - британская палата, франко - российская, финско - российская, болгаро - российская, польско - российская торговые палаты, Канадо - российский деловой совет, Смешанная торговая палата "Восток" (Чехия).
9. Издание газет, журналов и других печатных материалов

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также