Статья 1. понятие торгово - промышленной палаты. 1. торгово - промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.

(в ред. Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ)
2. Торгово - промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль между членами торгово - промышленной палаты не распределяется.
3. Торгово - промышленная палата является юридическим лицом.
4. Торгово - промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.
5. Торгово - промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же как и члены торгово - промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам.
6. Торгово - промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею предприятий, так же как и эти предприятия не отвечают по обязательствам торгово - промышленной палаты.
7. Торгово - промышленная палата, выполняя функции, предусмотренные ее уставом, действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации.
Комментарий к статье 1
1. Торгово - промышленная палата является некоммерческой организацией. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая прибыль между участниками. Отмеченная в данном определении особенность некоммерческой организации применительно к торгово - промышленным палатам нашла свое закрепление в пункте 2 статьи 1 комментируемого Закона, в котором устанавливается, что торгово - промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью, лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач; при этом полученная прибыль между членами торгово - промышленной палаты не распространяется.
Торгово - промышленная палата является организацией негосударственной. В ее состав не входят органы государственной или муниципальной власти. Государственные органы оказывают торгово - промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово - промышленных палат не допускается (ст. 4 Закона РФ "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации").
Членами торгово - промышленной палаты являются российские предприятия и российские предприниматели, объединяющиеся в целях содействия развитию российской экономики, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово - экономических и научно - технических связей российских предпринимателей с предпринимателями иностранных государств (ст. 3 Закона РФ "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации").
2. В пункте 2 статьи 1 комментируемого Закона содержится ограничение на занятие торгово - промышленной палатой предпринимательской деятельностью. Это ограничение вытекает из определения торгово - промышленной палаты в качестве некоммерческой организации, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей прибыли между своими участниками (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", п. 1 ст. 117 Гражданского кодекса РФ).
Понятие предпринимательской деятельности раскрывается в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предпринимательской деятельностью торгово - промышленные палаты могут заниматься только в тех случаях, когда это требуется для выполнения задач, обозначенных в статье 3 Закона РФ "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации" или уставе торгово - промышленной палаты (например, издание печатной продукции, реализация образовательных программ в сфере предпринимательской деятельности, оказание информационных услуг и т.д.).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественные объединения при осуществлении предпринимательской деятельности, способствующей достижению их уставных целей, могут создавать хозяйственные товарищества, общества или иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.
Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений (в том числе торгово - промышленных палат) не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.
3. Торгово - промышленная палата является юридическим лицом, то есть организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ).
4. Торгово - промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Эта норма соответствует положениям пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми некоммерческая организация имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом.
5. Положение о том, что торгово - промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же как и члены палаты не отвечают по ее обязательствам, непосредственно вытекает из норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ, а также в Федеральных законах "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях".
Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 117) устанавливает, что участники (члены) общественных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов. Аналогичная норма содержится в статье 32 Федерального закона "Об общественных объединениях" и в пункте 2 статьи 6 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
6. Как уже отмечалось при комментировании пункта 2 статьи 1 Закона РФ "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации", при осуществлении торгово - промышленной палатой предпринимательской деятельности, способствующей достижению ее уставных задач, палата может создавать различные хозяйственные организации. Торгово - промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею предприятий, так же как и эти предприятия не отвечают по обязательствам торгово - промышленной палаты.
7. Торгово - промышленная палата, выполняя функции, предусмотренные ее уставом, действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации. Данная норма отражает принцип конституционности и законности применительно к деятельности торгово - промышленных палат. Как правило, требование соблюдения Конституции и законов содержится в уставах торгово - промышленных палат. Так, например, в пункте 2 Устава ТПП России закреплено следующее: "ТПП России действует на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации", других законов Российской Федерации и настоящего Устава".
В Уставе Московской ТПП принципы конституционности и законности нашли свое закрепление следующим образом (ст. 2): "Московская ТПП входит в единую систему торгово - промышленных палат Российской Федерации, являясь членом ТПП Российской Федерации, и действует на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации", других законов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, законов Московской городской Думы, постановлений и распоряжений правительства Москвы, Устава ТПП Российской Федерации и настоящего Устава".
* * *
Несмотря на то что комментируемая статья названа "Понятие торгово - промышленной палаты", в ней раскрывается только организационно - правовая сторона деятельности торгово - промышленных палат. Этого явно недостаточно для того, чтобы уяснить понятие торгово - промышленной палаты.
Торгово - промышленные палаты представляют собой частные (общественные) объединения предпринимателей в целях оказания содействия развитию торговли и сбыта. В них входят обычно крупные фирмы, занимающиеся промышленной, торговой и финансовой деятельностью.
Торгово - промышленные палаты выражают интересы предпринимательских кругов и играют большую роль во внешнеэкономической политике государства. Деятельность торговых палат заключается прежде всего в сборе и предоставлении как своим членам, так и другим заинтересованным фирмам информации; в направлении за границу своих торговых миссий; в организации национальных торгово - промышленных выставок за границей и оказании помощи экспортерам в устройстве экспозиций на международных выставках и ярмарках; в создании смешанных палат, комитетов и комиссий по расширению экономических связей.
В компетенцию многих торговых палат входит ведение предварительных переговоров по поручению иностранных фирм с местными контрагентами, легализация внешнеторговых документов (выдача свидетельств о происхождении товаров, подтверждение счетов и засвидетельствование форс - мажорных обстоятельств); товарная экспертиза, управление товарными биржами, арбитраж, разработка типовых контрактов, стандартов, выработка требований к упаковке и маркировке товаров; фиксация торговых и портовых обычаев, установление ставок на погрузочно - разгрузочные работы в портах; осуществление переводов с иностранных языков по запросам предпринимателей и др. <*>.
--------------------------------
<*> Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 1996. С. 490.
В одних странах (США, Великобритания, Бельгия, Швейцария, Швеция, Индия и др.) торговые палаты организуются в форме частноправовых обществ и действуют на основе устава, разрабатываемого их членами. В других же странах (Франция, Италия, Финляндия, Австрия, Мексика, Турция и др.) торгово - промышленные палаты организуются в виде ассоциаций публично - правовой природы. Они организуются на основе существующих в данной стране законов о торговых палатах. Законы устанавливают требования, которым должен удовлетворять предприниматель, чтобы стать членом палаты (оседлость, занесение в торговый реестр, размер уплачиваемого налога). Иногда торговые палаты наделяются законом определенными административными функциями.
Встречающиеся в мировой практике различные виды торгово - промышленных палат могут быть обобщены в следующей классификации:
- местные (территориальные, региональные) палаты;
- национальные палаты;
- заграничные палаты;
- смешанные;
- Международная торговая палата (МТП).
Местные (территориальные, региональные) палаты создаются на уровне экономических районов, на территории административных и (или) государственных единиц (города, района, субъекта Федерации и т.д.). Они объединяют находящиеся в этих регионах предпринимательские круги.
Национальные торговые палаты распространяют свое влияние на всю территорию государства. Членами национальных торговых палат являются наиболее крупные промышленники, коммерсанты, финансисты данного государства. В национальных торговых палатах обычно представлены местные торговые палаты.
Заграничные торговые палаты организуются национальными ассоциациями торгово - промышленных кругов одной страны на территории другой страны. В задачи заграничных торговых палат входит содействие экспорту товаров, капиталов, лицензий в соответствующие страны. Кроме того, они призваны изучать местный рынок, условия торговли и транспорта, торговую политику, законодательство, фирмы страны пребывания и представлять информацию фирмам своей страны как по отдельным запросам, так и через периодические издания. Заграничные торговые палаты выпускают различные информационные справочники, организуют справочные бюро. В их

К тексту закона »
Читайте также