Контроль и запись телефонных и иных переговоров
В. БЫКОВ
В. Быков, доктор юридических наук,
профессор.
Федеральным законом "О
внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Российской
Федерации в связи с ратификацией Конвенции
о защите прав человека и основных свобод",
принятым Государственной Думой 21 февраля
2001 г., в действующий УПК РСФСР введена новая
ст. 174.1 "Контроль и запись переговоров".
Впервые возможность прослушивания и записи
телефонных и иных переговоров была
предусмотрена Законом СССР от 12 июня 1990 г. "О
внесении изменений и дополнений в Основы
уголовного судопроизводства Союза ССР и
союзных республик", который дополнил Основы
уголовного судопроизводства ст. 35.1,
допускавшей прослушивание и звукозапись
телефонных и иных переговоров.
Этим
Законом также предусматривалось, что в УПК
союзных республик должны быть внесены
необходимые дополнения, которые
регламентировали бы процессуальный
порядок прослушивания и записи телефонных
и иных переговоров. Однако эти дополнения в
УПК РСФСР не были своевременно внесены, что
породило в науке уголовного процесса
дискуссию о том, является ли прослушивание
и запись телефонных и иных переговоров
следственным действием или оперативно -
розыскным мероприятием. Отсутствие
названного следственного действия в УПК
ставило также под сомнение
доказательственное значение этой меры.
Введение в УПК РСФСР ст. 174.1 должно положить
этим дискуссиям конец, так как контроль и
запись телефонных и иных переговоров
обладает всеми признаками следственного
действия: проводится по возбужденному
уголовному делу уполномоченным по закону
должностным лицом, в данном случае
следователем; в уголовно - процессуальном
законе указаны основания и процессуальный
порядок его производства; в результате его
проведения следователь получает новые
доказательства.
Статья 174.1
устанавливает, что контроль и запись
телефонных и иных переговоров допускается
по судебному решению по уголовным делам о
тяжких и особо тяжких преступлениях. Вряд
ли правильно поступил законодатель,
исключив возможность использования
контроля и записи телефонных и иных
переговоров по уголовным делам о
преступлениях средней тяжести, которыми в
соответствии с ч. 3 ст. 15 УК признаются
преступления, влекущие назначение
максимального наказания не более 5 лет
лишения свободы. Таким образом, это
эффективное следственное действие не может
быть использовано в борьбе с достаточно
опасными преступлениями, такими как угроза
убийством или причинением тяжкого вреда
здоровью (ст. 119), незаконное лишение свободы
(ч. ч. 1 и 2 ст. 127), вовлечение
несовершеннолетнего в совершение
преступления (ч. 1 ст. 150), вымогательство (ч. 1
ст. 163), получение взятки (ч. 1 ст. 290) и др.
Статья 174.1 допускает контроль и запись не
только телефонных, но и иных переговоров.
Под иными следует понимать переговоры,
которые ведутся по радиосвязи, мобильным
телефонам, а также передачу информации на
пейджер, по телетайпу, факсу и электронной
почте.
Закон определяет также круг лиц,
переговоры которых могут быть взяты под
контроль и записаны: по судебному решению
допускается контроль и запись телефонных и
иных переговоров подозреваемого,
обвиняемого и других лиц, которые могут
располагать сведениями о преступлении либо
иными сведениями, имеющими значение для
уголовного дела.
Понятия
подозреваемого и обвиняемого даны в УПК
РСФСР.
Сложнее решить вопрос о контроле
и записи телефонных и иных переговоров
других лиц, которые могут располагать
сведениями о преступлении либо иными
сведениями, имеющими значение для
уголовного дела. Под "другими лицами", о
которых говорит новый закон, на наш взгляд,
следует понимать достаточно широкий круг
лиц - это родственники, члены семьи, близкие
люди подозреваемого и обвиняемого, а также
потерпевшие и свидетели, по каким-либо
причинам не давшие следствию правдивые
показания. К ним можно отнести оставшихся
неразоблаченными соучастников
преступления, а также, на наш взгляд, лиц, в
жилище или по месту работы которых могут
находиться важные доказательства,
укрывается подозреваемый или обвиняемый, и
так называемых заподозренных, т.е. лиц, в
отношении которых у следователя есть
основания подозревать их в совершении
преступления.
Термин "другие лица" -
весьма неопределенный, и существует
опасность, что на следственной практике его
будут трактовать расширительно, что может
привести к нарушению прав и законных
интересов граждан.
Чтобы избежать
негативных явлений, следователь должен
руководствоваться исключительно наличием
законных оснований для производства
рассматриваемого следственного действия.
Таким основанием по ст. 174.1 УПК являются
данные о том, что эти лица могут располагать
сведениями о преступлении либо иными
сведениями, имеющими значение для
уголовного дела. Под сведениями о
преступлении, на наш взгляд, следует
понимать обстоятельства, подлежащие
доказыванию по уголовному делу,
сформулированные в ст. 68 УПК РСФСР: событие
преступления (время, место, способ и другие
обстоятельства совершения преступления);
виновность обвиняемого в совершении
преступления и мотивы преступления;
обстоятельства, влияющие на степень и
характер ответственности, а также иные
обстоятельства, характеризующие личность
обвиняемого; характер и размер ущерба,
причиненного преступлением, а также
причины и условия, способствовавшие
совершению преступления.
Под "иными
сведениями, имеющими значение для
уголовного дела", которые также могут быть
основаниями для проведения контроля и
записи переговоров, следует понимать те,
которые имеют значение для раскрытия
преступления, установления лиц, его
совершивших, а также сведения, имеющие
тактическое значение при следственных
действиях.
В ч. 2 ст. 174.1 УПК указывается
еще одно самостоятельное основание для
проведения контроля и записи телефонных и
иных переговоров. Речь идет о случаях, когда
существует реальная угроза применения в
отношении потерпевшего, свидетеля,
гражданского истца или в отношении их
близких родственников, а в исключительных
случаях и иных лиц насилия, опасного для
жизни и здоровья, а также совершения иных
преступных действий в целях изменения
указанными лицами своих показаний. В этих
случаях проведение контроля и записи
переговоров направлено не только на
собирание доказательств, но в первую
очередь на защиту участников уголовного
судопроизводства.
Закон
предусматривает, что в указанных случаях по
письменным заявлениям указанных лиц либо
при отсутствии таких заявлений в
соответствии с ходатайством следователя по
судебному решению может осуществляться
контроль и запись телефонных и иных
переговоров этих лиц.
В ст. 174.1 теперь
указан процессуальный порядок контроля и
записи телефонных и иных переговоров. При
необходимости проведения этого
следственного действия следователь
выносит мотивированное постановление о
возбуждении перед судом ходатайства, в
котором излагаются сущность уголовного
дела, основания данного следственного
действия, указываются фамилия, имя и
отчество лица, в отношении переговоров
которого будут осуществляться контроль и
запись переговоров, срок проведения,
наименование органа, которому поручается
техническое исполнение контроля и записи
телефонных и иных переговоров.
Это
мотивированное постановление следователя
направляется в суд по месту производства
предварительного следствия или проведения
данного следственного действия. На наш
взгляд, в какой из указанных в законе судов
направить постановление, должен определить
следователь, исходя из обстоятельств дела.
О направлении постановления в суд
следователь должен уведомить прокурора. В
законе не определен срок, в течение
которого он должен это сделать. Думается,
что такой срок ограничен следующим: от
времени вынесения следователем
постановления до начала рассмотрения его
судом.
Постановление следователя
должно быть рассмотрено судьей в течение
шести часов с момента поступления в суд.
Такой срок установлен в связи с тем, что при
расследовании преступлений могут
возникнуть ситуации, когда промедление с
производством этого следственного
действия чревато наступлением тяжелых
последствий.
При рассмотрении
постановления следователя судья вправе
потребовать представления ему необходимых
пояснений и материалов, подтверждающих
достаточность оснований для осуществления
контроля и записи телефонных и иных
переговоров. Заметим, что новый закон не
требует представления следователем судье
материалов уголовного дела в целом.
Достаточно познакомить судью только с теми
материалами уголовного дела, которые
объективно подтверждают необходимость
проведения данного следственного действия.
Вместе с тем, если судья посчитает, что при
решении вопроса ему необходимо
познакомиться с материалами уголовного
дела, то следователь должен представить
уголовное дело судье.
По результатам
рассмотрения постановления следователя и
представленных материалов, а также
заслушав пояснения следователя, судья
выносит постановление об осуществлении
контроля и записи телефонных и иных
переговоров или об отказе в их проведении. В
последнем случае судья в постановлении
должен указать мотивы принятого им решения.
Закон не предусматривает порядка
обжалования принятого им решения. Думается,
нет юридических препятствий для принесения
прокурором протеста в порядке надзора на
незаконные и необоснованные решения
судьи.
Постановление судьи об
осуществлении контроля и записи телефонных
и иных переговоров направляется
следователем "в соответствующий орган" для
исполнения. В законе не разъясняется, что
это за "соответствующий орган". На наш
взгляд, законодателю следовало бы указать,
что постановление следователя о проведении
контроля и записи телефонных и иных
переговоров направляется на исполнение в
органы дознания, подразделения которых
реально это и осуществляют.
Закон
установил определенные ограничения в
проведении контроля и записи телефонных и
иных переговоров - это следственное
действие не может осуществляться более
шести месяцев. Оно может быть прекращено и
раньше, если следователь признает, что
необходимость в нем отпала. В этом случае
следователь выносит соответствующее
постановление. Согласие для этого суда не
требуется. Постановление также
направляется в "соответствующие органы",
осуществляющие контроль и запись
переговоров. Следует также иметь в виду, что
контроль и запись переговоров не может
продолжаться дольше, чем само
предварительное следствие по уголовному
делу. Окончание расследования влечет за
собой обязательную отмену проведения
контроля и записи телефонных и иных
переговоров.
В пределах срока контроля
и записи телефонных и иных переговоров
следователь имеет право истребовать от
органа, его осуществляющего, фонограмму для
осмотра и прослушивания. Фонограмма должна
быть передана следователю в опечатанном
виде с сопроводительным письмом, в котором
указывается время начала и окончания
записи и краткие технические
характеристики использованных при этом
средств.
Фонограмму следователь должен
в присутствии понятых осмотреть и
прослушать. При необходимости для участия в
этих действиях может быть приглашен
специалист. Впервые новый закон установил,
что при необходимости кроме понятых и
специалиста при осмотре и прослушивании
фонограммы могут присутствовать лица, чьи
телефонные и иные переговоры
контролировались и были записаны.
Необходимость их участия в указанных
процедурах определяет только следователь.
В ряде случаев от участия этих лиц придется
отказаться в связи с отсутствием их в месте
предварительного следствия либо
следователь придет к выводу, что их участие
приведет к преждевременной огласке важных
доказательств, что может помешать их
использованию в доказывании.
По
результатам осмотра и прослушивания
фонограммы следователь составляет
протокол, в котором должна быть по
возможности дословно изложена та часть
фонограммы, которая, по мнению следователя,
имеет отношение к уголовному делу.
Поскольку закон говорит о том, что в
протоколе содержание фонограммы
излагается "по возможности дословно", то это
позволяет следователю не включать в
протокол непристойные выражения, а
передать смысл записанного разговора. Лица,
которые участвуют в осмотре и
прослушивании фонограммы, имеют право в том
же протоколе или отдельно изложить свои
замечания к протоколу. После окончания
осмотра и прослушивания фонограммы она
опечатывается и приобщается к делу в
качестве вещественного доказательства
постановлением следователя. В дальнейшем
фонограмма должна храниться в условиях,
исключающих возможность прослушивания и
тиражирования ее посторонними лицами и
обеспечивающих ее сохранность и
техническую пригодность для повторного
прослушивания, в том числе в судебном
заседании.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"УГОЛОВНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N
63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.03.2001 N 26-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С
РАТИФИКАЦИЕЙ КОНВЕНЦИИ О
ЗАЩИТЕ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД"
(принят ГД
ФС РФ 21.02.2001)
Законность, N 10, 2001