Контроль и запись телефонных и иных переговоров

В. БЫКОВ
В. Быков, доктор юридических наук, профессор.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод", принятым Государственной Думой 21 февраля 2001 г., в действующий УПК РСФСР введена новая ст. 174.1 "Контроль и запись переговоров".
Впервые возможность прослушивания и записи телефонных и иных переговоров была предусмотрена Законом СССР от 12 июня 1990 г. "О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик", который дополнил Основы уголовного судопроизводства ст. 35.1, допускавшей прослушивание и звукозапись телефонных и иных переговоров.
Этим Законом также предусматривалось, что в УПК союзных республик должны быть внесены необходимые дополнения, которые регламентировали бы процессуальный порядок прослушивания и записи телефонных и иных переговоров. Однако эти дополнения в УПК РСФСР не были своевременно внесены, что породило в науке уголовного процесса дискуссию о том, является ли прослушивание и запись телефонных и иных переговоров следственным действием или оперативно - розыскным мероприятием. Отсутствие названного следственного действия в УПК ставило также под сомнение доказательственное значение этой меры.
Введение в УПК РСФСР ст. 174.1 должно положить этим дискуссиям конец, так как контроль и запись телефонных и иных переговоров обладает всеми признаками следственного действия: проводится по возбужденному уголовному делу уполномоченным по закону должностным лицом, в данном случае следователем; в уголовно - процессуальном законе указаны основания и процессуальный порядок его производства; в результате его проведения следователь получает новые доказательства.
Статья 174.1 устанавливает, что контроль и запись телефонных и иных переговоров допускается по судебному решению по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Вряд ли правильно поступил законодатель, исключив возможность использования контроля и записи телефонных и иных переговоров по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, которыми в соответствии с ч. 3 ст. 15 УК признаются преступления, влекущие назначение максимального наказания не более 5 лет лишения свободы. Таким образом, это эффективное следственное действие не может быть использовано в борьбе с достаточно опасными преступлениями, такими как угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119), незаконное лишение свободы (ч. ч. 1 и 2 ст. 127), вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 1 ст. 150), вымогательство (ч. 1 ст. 163), получение взятки (ч. 1 ст. 290) и др.
Статья 174.1 допускает контроль и запись не только телефонных, но и иных переговоров. Под иными следует понимать переговоры, которые ведутся по радиосвязи, мобильным телефонам, а также передачу информации на пейджер, по телетайпу, факсу и электронной почте.
Закон определяет также круг лиц, переговоры которых могут быть взяты под контроль и записаны: по судебному решению допускается контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.
Понятия подозреваемого и обвиняемого даны в УПК РСФСР.
Сложнее решить вопрос о контроле и записи телефонных и иных переговоров других лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела. Под "другими лицами", о которых говорит новый закон, на наш взгляд, следует понимать достаточно широкий круг лиц - это родственники, члены семьи, близкие люди подозреваемого и обвиняемого, а также потерпевшие и свидетели, по каким-либо причинам не давшие следствию правдивые показания. К ним можно отнести оставшихся неразоблаченными соучастников преступления, а также, на наш взгляд, лиц, в жилище или по месту работы которых могут находиться важные доказательства, укрывается подозреваемый или обвиняемый, и так называемых заподозренных, т.е. лиц, в отношении которых у следователя есть основания подозревать их в совершении преступления.
Термин "другие лица" - весьма неопределенный, и существует опасность, что на следственной практике его будут трактовать расширительно, что может привести к нарушению прав и законных интересов граждан.
Чтобы избежать негативных явлений, следователь должен руководствоваться исключительно наличием законных оснований для производства рассматриваемого следственного действия. Таким основанием по ст. 174.1 УПК являются данные о том, что эти лица могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела. Под сведениями о преступлении, на наш взгляд, следует понимать обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, сформулированные в ст. 68 УПК РСФСР: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер ущерба, причиненного преступлением, а также причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
Под "иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела", которые также могут быть основаниями для проведения контроля и записи переговоров, следует понимать те, которые имеют значение для раскрытия преступления, установления лиц, его совершивших, а также сведения, имеющие тактическое значение при следственных действиях.
В ч. 2 ст. 174.1 УПК указывается еще одно самостоятельное основание для проведения контроля и записи телефонных и иных переговоров. Речь идет о случаях, когда существует реальная угроза применения в отношении потерпевшего, свидетеля, гражданского истца или в отношении их близких родственников, а в исключительных случаях и иных лиц насилия, опасного для жизни и здоровья, а также совершения иных преступных действий в целях изменения указанными лицами своих показаний. В этих случаях проведение контроля и записи переговоров направлено не только на собирание доказательств, но в первую очередь на защиту участников уголовного судопроизводства.
Закон предусматривает, что в указанных случаях по письменным заявлениям указанных лиц либо при отсутствии таких заявлений в соответствии с ходатайством следователя по судебному решению может осуществляться контроль и запись телефонных и иных переговоров этих лиц.
В ст. 174.1 теперь указан процессуальный порядок контроля и записи телефонных и иных переговоров. При необходимости проведения этого следственного действия следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства, в котором излагаются сущность уголовного дела, основания данного следственного действия, указываются фамилия, имя и отчество лица, в отношении переговоров которого будут осуществляться контроль и запись переговоров, срок проведения, наименование органа, которому поручается техническое исполнение контроля и записи телефонных и иных переговоров.
Это мотивированное постановление следователя направляется в суд по месту производства предварительного следствия или проведения данного следственного действия. На наш взгляд, в какой из указанных в законе судов направить постановление, должен определить следователь, исходя из обстоятельств дела. О направлении постановления в суд следователь должен уведомить прокурора. В законе не определен срок, в течение которого он должен это сделать. Думается, что такой срок ограничен следующим: от времени вынесения следователем постановления до начала рассмотрения его судом.
Постановление следователя должно быть рассмотрено судьей в течение шести часов с момента поступления в суд. Такой срок установлен в связи с тем, что при расследовании преступлений могут возникнуть ситуации, когда промедление с производством этого следственного действия чревато наступлением тяжелых последствий.
При рассмотрении постановления следователя судья вправе потребовать представления ему необходимых пояснений и материалов, подтверждающих достаточность оснований для осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров. Заметим, что новый закон не требует представления следователем судье материалов уголовного дела в целом. Достаточно познакомить судью только с теми материалами уголовного дела, которые объективно подтверждают необходимость проведения данного следственного действия. Вместе с тем, если судья посчитает, что при решении вопроса ему необходимо познакомиться с материалами уголовного дела, то следователь должен представить уголовное дело судье.
По результатам рассмотрения постановления следователя и представленных материалов, а также заслушав пояснения следователя, судья выносит постановление об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров или об отказе в их проведении. В последнем случае судья в постановлении должен указать мотивы принятого им решения. Закон не предусматривает порядка обжалования принятого им решения. Думается, нет юридических препятствий для принесения прокурором протеста в порядке надзора на незаконные и необоснованные решения судьи.
Постановление судьи об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем "в соответствующий орган" для исполнения. В законе не разъясняется, что это за "соответствующий орган". На наш взгляд, законодателю следовало бы указать, что постановление следователя о проведении контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется на исполнение в органы дознания, подразделения которых реально это и осуществляют.
Закон установил определенные ограничения в проведении контроля и записи телефонных и иных переговоров - это следственное действие не может осуществляться более шести месяцев. Оно может быть прекращено и раньше, если следователь признает, что необходимость в нем отпала. В этом случае следователь выносит соответствующее постановление. Согласие для этого суда не требуется. Постановление также направляется в "соответствующие органы", осуществляющие контроль и запись переговоров. Следует также иметь в виду, что контроль и запись переговоров не может продолжаться дольше, чем само предварительное следствие по уголовному делу. Окончание расследования влечет за собой обязательную отмену проведения контроля и записи телефонных и иных переговоров.
В пределах срока контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь имеет право истребовать от органа, его осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Фонограмма должна быть передана следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указывается время начала и окончания записи и краткие технические характеристики использованных при этом средств.
Фонограмму следователь должен в присутствии понятых осмотреть и прослушать. При необходимости для участия в этих действиях может быть приглашен специалист. Впервые новый закон установил, что при необходимости кроме понятых и специалиста при осмотре и прослушивании фонограммы могут присутствовать лица, чьи телефонные и иные переговоры контролировались и были записаны. Необходимость их участия в указанных процедурах определяет только следователь. В ряде случаев от участия этих лиц придется отказаться в связи с отсутствием их в месте предварительного следствия либо следователь придет к выводу, что их участие приведет к преждевременной огласке важных доказательств, что может помешать их использованию в доказывании.
По результатам осмотра и прослушивания фонограммы следователь составляет протокол, в котором должна быть по возможности дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу. Поскольку закон говорит о том, что в протоколе содержание фонограммы излагается "по возможности дословно", то это позволяет следователю не включать в протокол непристойные выражения, а передать смысл записанного разговора. Лица, которые участвуют в осмотре и прослушивании фонограммы, имеют право в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу. После окончания осмотра и прослушивания фонограммы она опечатывается и приобщается к делу в качестве вещественного доказательства постановлением следователя. В дальнейшем фонограмма должна храниться в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования ее посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.03.2001 N 26-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С РАТИФИКАЦИЕЙ КОНВЕНЦИИ О
ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД"
(принят ГД ФС РФ 21.02.2001)
Законность, N 10, 2001

Комментарии к законам »
Читайте также