О порядке зачета и возврата излишне взысканных сумм налогов
ВЗЫСКАННЫХ СУММ НАЛОГОВ
А.В.
БОРИСОВ
А.В. Борисов, инспектор налоговой
службы III ранга.
Как показывает практика,
достаточно часто возникают ситуации, когда
налогоплательщик (налоговый агент) в силу
различных причин излишне уплачивает в
бюджет тот или иной налог. Согласно ст. 21
Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право
на своевременный зачет или возврат сумм
излишне уплаченных либо излишне взысканных
налогов.
Этим вопросам посвящена глава
12 НК РФ "Зачет и возврат излишне уплаченных
и излишне взысканных сумм". С момента
введения в действие части I НК РФ по
настоящее время, эта глава претерпела ряд
значительных изменений, однако многие
принципиальные моменты остались
неизменными.
С введением в действие НК
РФ этот вопрос стал решаться в рамках
закона. Ранее он решался самостоятельно
налоговыми органами, которые, как правило,
производили зачет в счет предстоящих
платежей и отказывали в возврате излишне
уплаченных (удержанных) сумм налогов.
Прежде всего, необходимо отметить, что НК РФ
четко разграничивает случаи, когда налог
излишне уплачен самим налогоплательщиком,
и случаи, когда налог излишне взыскан
налоговым органом. Так, при схожести
результатов (в бюджете или внебюджетном
фонде оказались излишние денежные
средства) причины, повлекшие это, могут быть
различны.
В одном случае переплата
может возникнуть:
- из-за технической
ошибки, допущенной при заполнении
платежного поручения;
- налог может быть
по ошибке зачислен в федеральный бюджет
вместо регионального;
- переплата может
образоваться в связи с внесением в поданную
налоговую декларацию изменений и
дополнений;
- в связи со спецификой
механизма уплаты налога, например,
связанной с возвратом "входного" НДС
экспортерам.
В другом случае причиной
переплаты могут быть неправомерные
действия налоговых органов.
На
практике, к сожалению, нередко встречаются
ситуации, когда при налоговой проверке
вследствие неправильного определения
подлежащей уплате суммы налога с
налогоплательщика в бесспорном порядке
взыскивается излишняя сумма налога.
В
ст. 78 НК РФ определен порядок зачета или
возврата сумм излишне уплаченного налога.
НК РФ предъявляет определенные требования
к порядку зачета или возврата излишне
уплаченной суммы налога. Так, зачет
(возврат) производится налоговым органом по
месту учета налогоплательщика без
начисления процентов на эту сумму. Согласно
ст. 83 НК РФ налогоплательщик должен встать
на налоговый учет по:
- местонахождению
организации;
- местонахождению каждого
из филиалов и представительств;
-
местожительству физического лица;
-
местонахождению принадлежащего
организации (физическому лицу) недвижимого
имущества и транспортных средств.
Если
налогоплательщик состоит на учете в
нескольких налоговых органах, то заявление
о зачете или возврате налога подается в тот
налоговый орган, который ведет учет
платежей в соответствующий бюджет.
Пример: Организация зарегистрирована в
Москве и имеет филиалы в Санкт - Петербурге,
Калуге и Московской области, не имеющие
отдельного баланса и расчетного счета. В
расчете налога на прибыль за 9 месяцев 2000 г.
была допущена арифметическая ошибка, в
результате которой произошла переплата
налога в целом по организации в сумме 10000
руб., из которых:
- 2000 руб. - переплата в
федеральный бюджет;
- 2000 руб. - переплата
в бюджет Москвы;
- 2000 руб. - переплата в
бюджет Санкт - Петербурга;
- 1000 руб. -
переплата в бюджет Калуги;
- 3000 руб. -
переплата в бюджет Московской области.
В этой ситуации для возврата или зачета
переплаты в федеральный бюджет и бюджет
Москвы организации следует подать
соответствующее заявление в Московскую
налоговую инспекцию, по переплате в бюджеты
Санкт - Петербурга, Калуги и Московской
области - в соответствующие налоговые
инспекции Санкт - Петербурга, Калуги и
Московской области.
Налоговый орган
обязан сообщить налогоплательщику о каждом
ставшем известном налоговому органу факте
излишней уплаты налога и сумме излишне
уплаченного налога не позднее одного
месяца со дня обнаружения такого факта. В
случае обнаружения фактов,
свидетельствующих о возможной излишней
уплате налога, налоговый орган вправе (но не
обязан) направить налогоплательщику
предложение о проведении совместно выверки
уплаченных налогов, чтобы окончательно
определиться, был ли факт излишней уплаты и
какова излишне уплаченная сумма.
Результаты такой выверки оформляются
актом, подписываемым налоговым органом и
налогоплательщиком.
Заявление о
возврате суммы излишне уплаченного налога
может быть подано в течение трех лет со дня
уплаты указанной суммы. Налоговый орган
обязан проинформировать налогоплательщика
о вынесенном решении, о зачете (возврате)
сумм излишне уплаченного налога не позднее
двух недель со дня подачи заявления о
зачете.
Возврат суммы излишне
уплаченного налога производится за счет
средств бюджета (внебюджетного фонда), в
который произошла переплата, в течение
одного месяца со дня подачи заявления о
возврате. При нарушении указанного срока на
сумму излишне уплаченного налога, не
возвращенную в установленный срок,
начисляются проценты за каждый день
нарушения срока возврата. Процентная
ставка принимается равной ставке
рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на
дни нарушения срока возврата.
Пример:
Организация 5 августа 2000 г. подала заявление
о возврате излишне уплаченного в
федеральный бюджет налога в размере 10000 руб.
Недоимка по налогам и задолженность по пени
перед федеральным бюджетом
отсутствовали.
По истечение
календарного месяца со дня подачи
заявления налог возвращен не был. Излишне
уплаченная сумма была перечислена
налоговым органом на расчетный счет
налогоплательщика 1 ноября 2000 г. Ставка
рефинансирования до указанной даты
включительно оставалась неизменной - 28%
годовых. Согласно НК РФ срок возврата
излишне уплаченной суммы налога истек 5
сентября 2000 г. (п. 9 ст. 78 НК РФ). Таким образом,
проценты должны начисляться за 57 дней (со
дня, следующего за днем истечения срока
возврата, по день возврата включительно).
Размер процентов, подлежащих уплате,
составит:
(10000 руб. x 28% x 57 дней) : 365 дней =
437,26 руб., где 10000 руб. - сумма излишне
уплаченного налога; 28% - ставка
рефинансирования ЦБ РФ; 365 дней - количество
дней в году; 57 дней - период, за который
начисляются проценты.
В бухгалтерском
учете организации сумма процентов,
подлежащих уплате, определяется проводкой:
Дебет 68 (67, 69) Кредит 80 [Дебет 68, 69 Кредит 99]
<*> - 437,26 - начисленные проценты,
подлежащие получению из бюджета.
--------------------------------
<*> В соответствии с
Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н
"Об утверждении плана счетов
бухгалтерского учета финансово -
хозяйственной деятельности организаций и
инструкции по его применению".
В случае,
если уплата налога производилась в
иностранной валюте, то проценты
начисляются на сумму излишне уплаченного
налога, пересчитанную по курсу ЦБ РФ на
день, когда произошла излишняя уплата
налога.
Зачет или возврат излишне
уплаченной суммы налога производится в
валюте РФ. В том случае, если уплата налога
производилась в иностранной валюте, то
суммы излишне уплаченного налога
принимаются к зачету или подлежат возврату
в валюте РФ по курсу ЦБ РФ на день, когда
произошла излишняя уплата налога.
В
заключение необходимо сказать о том, что
аналогичный порядок зачета (возврата)
излишне уплаченных сумм сбора и пеней
распространяется и на налоговых агентов и
плательщиков сборов. По аналогии
производится зачет (возврат) излишне
уплаченных сумм налогов (сборов) в связи с
перемещением товаров через таможенную
границу России, а также поступающих в
государственные внебюджетные фонды. При
этом таможенные органы и органы
государственных внебюджетных фондов,
осуществляющие контроль за уплатой
названных выше налогов и сборов, пользуются
правами и несут обязанности,
предусмотренные главой 12 НК РФ для
налоговых органов.
Сумма излишне
взысканного налога подлежит возврату
налогоплательщику. Однако, в случае наличия
у налогоплательщика недоимки по уплате
налогов (сборов) или задолженности по пеням,
причитающимся тому же бюджету
(внебюджетному фонду), возврат
налогоплательщику производится только
после зачета в счет погашения недоимки
(задолженности).
Решение о возврате
суммы излишне взысканного налога
принимается налоговым органом на основании
письменного заявления налогоплательщика, с
которого взыскан этот налог, в течение двух
недель со дня регистрации указанного
заявления, а судом - в порядке искового
судопроизводства. Заявление о возврате
суммы излишне взысканного налога в
налоговый орган может быть подано в течение
одного месяца со дня, когда
налогоплательщику стало известно о факте
излишнего взыскания с него налога, а
исковое заявление в суд - в течение трех лет,
начиная со дня, когда лицо узнало или должно
было узнать о факте излишнего взыскания
налога.
В случае признания факта
излишнего взыскания налога орган,
рассматривающий заявление
налогоплательщика, принимает решение о
возврате излишне взысканных сумм налога, а
также процентов на эти суммы. Начисление
процентов производится в следующем
порядке: проценты на указанную сумму
начисляются со дня, следующего за днем
взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной
действовавшей в эти дни ставке
рефинансирования ЦБ РФ.
Сумма излишне
взысканного налога и начисленные на эту
сумму проценты подлежат возврату налоговым
органом не позднее одного месяца со дня
принятия решения налоговым органом, а в
случае вынесения судом решения о возврате
излишне взысканных сумм - в течение одного
месяца после вынесения такого решения.
Сумма излишне взысканного налога
возвращается с начисленными на нее
процентами за счет общих поступлений в
бюджет (внебюджетный фонд), в который были
зачислены суммы излишне взысканного
налога. Возврат суммы излишне взысканного
налога, а также начисленных процентов
производится в валюте РФ.
В аналогичном
порядке производится возврат излишне
взысканных сборов и пеней, а также налогов
(сборов), уплачиваемых в связи с
перемещением товаров через таможенную
границу РФ.
Для случаев, когда налог был
излишне уплачен до введения в действие
части первой НК РФ, а возврат производится
после этой даты, предусмотрены специальные
переходные правила. Так, согласно ст. 9.1
Федерального закона N 147-ФЗ от 31.07.98 г. "О
введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации" (с
изменениями и дополнениями) суммы налога,
излишне уплаченные до 1 января 1999 года и
подлежащие возврату в соответствии со ст. 78
НК РФ, возвращаются налогоплательщику в
течение одного месяца со дня подачи
соответствующего заявления, при этом, если
указанное заявление подано
налогоплательщиком до 1 января 1999 года его
повторной подачи не требуется. На сумму
излишне уплаченного налога, не
возвращенную в установленный срок,
начисляются проценты в порядке,
предусмотренном ст. 78 НК РФ. При этом
начисление процентов на указанные суммы
начинается не ранее 1 января 1999 года.
Суммы налога, излишне взысканные до 1 января
1999 года, подлежат возврату
налогоплательщику в соответствии со ст. 79
НК РФ. При этом суммы излишне взысканного
налога возвращаются с начисленными на них
процентами. Проценты на указанную сумму
начисляются с 1 января 1999 года по день
фактического возврата.
Большое
значение имеет решение вопроса о том, с
какого момента подлежит считать зачет
налога произведенным, а соответствующий
налог - уплаченным. В соответствии с п. 6 ст. 78
НК РФ налоговый орган обязан
проинформировать налогоплательщика о
вынесенном решении о зачете сумм излишне
уплаченного налога не позднее двух недель
со дня подачи заявления о зачете. В этот
день в бухгалтерском учете должно быть
отражено погашение задолженности перед
бюджетом по одному налогу зачетом
переплаты по другому (по соответствующим
субсчетам): Дебет 68 (67, 69) Кредит 68 (67, 69) [Дебет
68 (69) Кредит 68 69)].
При подаче заявления о
зачете переплаты по налогу в счет
предстоящих платежей дата совершения
операции определяется аналогично. В этом
случае налог засчитывается в счет
предстоящих платежей с момента принятия
налоговым органом или судом решения о таком
зачете. После получения от налогового
органа информации о произведенном зачете
или вступления в силу соответствующего
решения суда зачет отражается в
бухгалтерском учете организации.
ССЫЛКИ
НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от
31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1998 N
147-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ
ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО -
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО
ПРИМЕНЕНИЮ"
Финансы, N 9, 2001