Правовые основы товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности(т.н. трошкина)

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 октября 2001 года
Т.Н. ТРОШКИНА
Татьяна Николаевна Трошкина, кандидат юридических наук.
Значение правового регулирования классификации товаров в таможенных целях определяется тем, что такая классификация является единственной возможностью идентифицировать товары, выступающие предметом таможенного регулирования. От результатов таможенного приравнивания (то есть определения места товара в таможенной номенклатуре) зависит выбор ставки таможенного тарифа, возможность применения в отношении конкретного товара мер экономической политики (квотирования, лицензирования) и т.д.
Кроме того, таможенные номенклатуры товаров используются для ведения внешнеторговой статистики, и на ее основании проводятся анализ внешнеторгового оборота и разработка перспективных мероприятий таможенной политики.
Для классификации и кодирования товаров в таможенной статистике внешней торговли применяется классификатор "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности" (ТН ВЭД). В Таможенном кодексе РФ этим вопросам посвящена глава 33 "Ведение ТН ВЭД" (статьи 216 - 218).
Каждый товар, включенный в таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки пошлины. Идентифицированный таким образом товар в соответствии с заранее установленными правилами может включаться в более широкие видовые и родовые группы, а также разделы схожих по каким-либо признакам товаров.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ, номенклатура действующего Таможенного тарифа РФ определяются Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров (п. 2 ст. 2 Закона РФ "О таможенном тарифе").
В 1950 году в рамках Совета таможенного сотрудничества была разработана Брюссельская товарная номенклатура, а 1983 году под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС). Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров по Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 1996 года N 372.
ГС - это многоцелевая классификационная система, которая используется для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли и организации транспортно - экспедиторских операций, и т.д.
ТН ВЭД России - основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
ТН ВЭД России представляет собой развитие ТН ВЭД СНГ в интересах России на десятом знаке кодового обозначения (с 1 апреля 2000 года длина кодового обозначения товара составляет 10 цифровых знаков) <*>.
--------------------------------
<*> Разъяснения Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России, опубликованные в N 16 "Экономики и жизнь" за 2000 год, объясняют то, что 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России, и поэтому обязательства Российской Федерации по Международной конвенции о Гармонизированной системе и Соглашению о единой ТН ВЭД СНГ не нарушаются.
Первые восемь знаков ТН ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. Девятый знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ <*>. Десятый знак ТН ВЭД России - нововведение действующего Таможенного тарифа (утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.02.2000 г. N 148). Теперь позиции, в которых товары определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.
--------------------------------
<*> 03.10.95 года в г. Москве было подписано Соглашение о единой Товарной номенклатуре Содружества Независимых Государств. С 01.01.97 г. действует второе издание ТН ВЭД СНГ.
Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД России: собственно номенклатурную часть; примечания к разделам и группам; основные правила интерпретации ТН ВЭД (существует шесть таких правил, первые пять для определения товарной позиции - первые 4 знака, а в соответствии с шестым правилом находят субпозицию - 7 - 10 разряды десятичного кода товара). Могут быть использованы и другие источники: письма ГТК России, сборники классификационных решений, различные пояснения и т.п.
Порядок классификации таможенными органами отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД утвержден Приказом ГТК России N 484 от 7 августа 1995 года (зарегистрировано в Минюсте РФ 7 сентября 1995 года N 943) "О классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и об определении страны происхождения" <*>. Этим Приказом утвержден порядок классификации таможенными органами отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД и порядок подтверждения таможенным органом страны происхождения отдельных товаров.
--------------------------------
<*> В ред. письма ГТК РФ от 23.02.1996 N 07-07/3223; Приказов ГТК РФ от 31.01.1997 N 43, от 14.04.1998 N 208, от 10.03.2000 N 176, от 28.12.2000 N 1228.
Классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России осуществляют:
- ГТК России (коды указаны в приложении 1 к Приказу ГТК России N 1228 от 28 декабря 2000 года);
- региональное таможенное управление, в регионе деятельности которого будет проводиться таможенное оформление данных товаров (коды указаны в приложении 2 к Приказу ГТК России N 1228 от 28 декабря 2000 года);
- таможня, в регионе деятельности которой будет проводиться таможенное оформление данных товаров (коды указаны в приложении 3 к Приказу ГТК России N 1228 от 28 декабря 2000 года).
Приказ ГТК РФ от 28.12.2000 N 1228 "О внесении изменений и дополнений в Приказ ГТК России от 07.08.1995 N 484" утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 06.09.2001 N 885 "О внесении изменений и дополнений в Приказ ГТК России от 07.08.1995 N 484". Классификационное решение принимается таможенным органом, по заявлению лица, заключившего внешнеторговую сделку и/или являющегося грузополучателем товара. Для этого заблаговременно, до начала таможенного оформления, направляется в соответствующий таможенный орган письменный запрос, который должен содержать все сведения, необходимые для принятия классификационного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и иные документы, а также любые другие необходимые сведения в зависимости от характера запрашиваемого классификационного решения.
Существуют сроки для рассмотрения заявления о принятии классификационного решения таможенным органом - 30 дней со дня его получения, при условии представления всех требуемых сведений и документов. В том случае, если таможенный орган сочтет необходимым запросить у государственных органов и (или) иных организаций дополнительные документы в подтверждение представленных сведений, срок рассмотрения заявления исчисляется с даты поступления таких документов. Общий же срок рассмотрения заявления на принятие классификационного решения не должен превышать трех месяцев.
Срок действия классификационного решения - 1 год с момента его выдачи и выдается на товар одного наименования или группу товаров, классифицируемых в одной 10-значной товарной подсубпозиции ТН ВЭД. Если таможенному оформлению подлежит несколько партий товара, в отношении которого принято классификационное решение, допускается использование копий такого классификационного решения, заверенных лицом, его получившим.
Классификационное решение оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется или выдается заявителю, второй - хранится в таможенном органе, его выдавшем.
Необходимо помнить, что классификационное решение, принятое ГТК России, обязательно для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации; классификационное решение, принятое региональным таможенным управлением, обязательно для исполнения всеми таможенными органами, находящимися в регионе его деятельности; классификационное решение, принятое таможней, обязательно для исполнения в регионе ее деятельности. От имени ГТК России классификационные решения принимаются Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования ГТК России.
Вышестоящий таможенный орган вправе отменить или изменить классификационное решение, принятое нижестоящим таможенным органом, в том случае, если такое решение принято на основе неполной или недостоверной информации, предоставленной заявителем, а также если установлены нарушения правил классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД.
Классификационное решение может быть принято ГТК России предварительно: "Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления Российской Федерации, а также отдельные таможни Российской Федерации, определяемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, могут принять предварительное решение относительно классификации товаров, их таможенной стоимости и страны происхождения, размеров таможенных платежей и по другим вопросам применения актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции. За принятие предварительного решения взимается плата в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации". (статья 393 Таможенного кодекса РФ).
Порядок принятия предварительного решения ГТК России разработан и утвержден Приказом ГТК России N 254 от 30 марта 2000 года (зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2000 года N 2208) "Об утверждении положения о порядке принятия ГТК России предварительных решений о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности".
Предварительное решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД принимается ГТК России по письменному обращению заинтересованного лица (собственник товара, его покупатель, владелец либо лицо, выступающее в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товаром действий, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, от собственного имени, или таможенный брокер) до момента представления в таможенный орган товара для таможенного оформления и таможенного контроля. От имени ГТК России предварительные решения принимает Главное управление тарифного и нетарифного регулирования.
Запрос подается по утвержденной форме (форма приводится в приложении N 1 к Приказу ГТК России N 254 от 30 марта 2000 года). Запрос отклоняется Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования, если вынесение предварительного решения на основании предоставленной заинтересованным лицом информации не представляется возможным, и это обжалованию не подлежит.
Предварительное решение является обязательным для таможенных органов Российской Федерации и срок его действия в течение одного года со дня его выдачи.
Срок для принятия предварительного решения - 90 дней со дня поступления запроса в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования. Если возникает необходимость предоставления дополнительной информации, документов и материалов о товаре, то срок исчисляется со дня получения Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования от заинтересованного лица последнего документа, содержащего необходимые сведения для принятия предварительного решения.
Предварительное решение оформляется в двух экземплярах и на специальном бланке в соответствии с формой (форма приводится в приложении N 2 и N 3 к Приказу ГТК России N 254 от 30 марта 2000 года). Первый экземпляр выдается заявителю, второй - остается в Главном управлении тарифного и нетарифного регулирования. В случае утраты заявителем предварительного решения оно не подлежит восстановлению.
За принятие предварительного решения взимается плата в размере пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда на день подачи запроса. Порядок взимания оплаты за принятие предварительного решения о классификации товаров определен в письме ГТК России от 6 июня 2000 года N 01-06/15292.
Если Главное управление тарифного и нетарифного регулирования приняло к исполнению запрос заинтересованного лица, то сумма, уплаченная за принятие предварительного решения, возврату не подлежит.
Исследование или испытание образцов (проб) товаров в таможенных лабораториях и иных лабораторных организациях проводится на договорной основе в установленном порядке.
Главное управление тарифного и нетарифного регулирования может аннулировать, изменить или отозвать принятое им предварительное решение. Аннулирование или изменение предварительного решения производится, если такое решение принято на основе неполной или недостоверной информации, предоставленной заявителем, а также в случае изменения законодательства Российской Федерации, имеющего отношение к предварительному решению. Решение об аннулировании или изменении предварительного решения вступает в силу со дня принятия Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования такого решения.
Предварительное решение может быть отозвано в следующих случаях:
- в связи с принятием Всемирной таможенной организацией обязательного для применения Российской Федерацией решения, касающегося классификации товара, в отношении которого ранее было принято предварительное решение (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 372 "О присоединении Российской территории к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г.");
- в связи с принятием Правительством Российской Федерации решений, касающихся утверждения новой редакции ТН ВЭД или внесения примечаний и дополнений в действующую редакцию ТН ВЭД;
- в связи с принятием ГТК России обязательного для всех таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности решения о классификации товара, отличающегося от ранее принятого предварительного решения в отношении такого товара;
- в связи с выявлением ошибки при принятии предварительного решения.
При отзыве ранее принятого предварительного решения Главное управление тарифного и нетарифного регулирования принимает и выдает заинтересованному лицу новое предварительное решение без взимания платы. Решение об отзыве предварительного решения вступает в силу по истечении двух месяцев со дня принятия Главным управлением тарифного и нетарифного

Комментарии к законам »
Читайте также