Кто заплатит мировому судье?
К. СМОЛИНСКАЯ
К. Смолинская, ООО
"Сутяжник", г. Екатеринбург.
Одним из самых
желанных результатов судебной реформы для
законодателя был и остается институт
мировых судей, призванный, по его мнению,
перераспределить нагрузку в рамках
судебной власти, "приблизить суд к народу",
сделать его еще более "скорым и
справедливым".
Действительно, одной из
объективных причин неудовлетворительной
работы судебных органов является их
загруженность, нехватка судебных кадров.
Именно поэтому увеличение судейского
корпуса за счет мировых судей, возможно, и
будет иметь своим положительным
результатом повышение профессионализма и
эффективности в деятельности судебной
системы. Но такая реформа, безусловно,
требует больших финансовых вложений со
стороны государства, а в этом вопросе его
возможности не всегда совпадают со
стоимостным выражением его проектов.
Возможно, именно поэтому бремя содержания и
материально - технического обеспечения
института мировых судей было решено
поделить между Российской Федерацией и ее
субъектами. Ряд статей Федерального закона
"О мировых судьях в Российской Федерации" от
17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ предусматривает, с
одной стороны, возможность предоставления
мировым судьям дополнительных гарантий
материального обеспечения и социальной
защиты за счет средств бюджета субъекта РФ,
а с другой стороны - возможность
осуществления материально - технического
обеспечения деятельности мировых судей
органами исполнительной власти субъекта РФ
в порядке, предусмотренном законом этого же
субъекта.
Законодатель Свердловской
области во исполнение этих положений
федерального закона включил в областной
Закон "О мировых судьях в Свердловской
области" норму, согласно которой
материально - техническое обеспечение
деятельности мировых судей осуществляется
за счет средств областного бюджета.
Казалось бы, все это отвечает идее
конструктивного сотрудничества между
федерацией и ее субъектами: живем в одной
стране, так и поможем друг другу "поставить
на ноги" новый судебный институт. Но всем
известно, что "кто платит, тот и заказывает
музыку". И далеко не случайно Конституция РФ
закрепляет в ст. 124, что "финансирование
судов производится только из федерального
бюджета и должно обеспечивать возможность
полного и независимого осуществления
правосудия в соответствии с федеральным
законом", а ст. 71 Конституции РФ относит
вопросы судоустройства к исключительному
ведению Российской Федерации.
Кроме
того, Федеральный конституционный закон "О
судебной системе РФ" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ
в ст. 3 устанавливает, что единство судебной
системы РФ обеспечивается в т.ч. и путем
финансирования федеральных судов и мировых
судей из федерального бюджета. Статья 5
Федерального закона "О судебном
департаменте при Верховном Суде РФ" от 8
января 1998 г. N 7-ФЗ предусматривает также
осуществление финансирования всей
деятельности судебных органов из
федерального бюджета через Судебный
департамент при Верховном Суде РФ.
По
мысли законодателя, предусмотренный
Конституцией РФ, федеральным
конституционным и федеральными законами
порядок финансирования судебной системы
призван обеспечить независимость судебной
власти в целом и каждого судьи в частности
при осуществлении правосудия от других
ветвей и всех уровней власти.
Именно
поэтому недопустимо установление иного,
противоречащего Конституции РФ порядка
финансирования института мировых судей,
являющегося неотъемлемой частью судебной
системы России. В противном случае
бессмысленной становится одна из главных
гарантий независимости судебной власти:
материальная зависимость - одна из самых
тяжелых, и наивно будет полагать, что в
таком положении мировые судьи смогут
вершить правосудие, не принимая во внимание
политической обстановки в своем субъекте,
невзирая на чины и лица, против которых
подана жалоба.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием
12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
"О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ
26.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 7-ФЗ
"О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ
СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС
РФ 19.12.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.1998 N
188-ФЗ
"О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 11.11.1998)
Бизнес-адвокат, N 19, 2001