Информирование и консультирование налогоплательщиков. правовые и организационные аспекты(ю.л. матюшенкова)

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 3 октября 2001 года
Ю.Л. МАТЮШЕНКОВА
Матюшенкова Юлия Леонидовна, советник налоговой службы I ранга.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА ИНФОРМАЦИЮ
В СООТВЕТСТВИИ С НК РФ
Среди многих новелл, введенных в жизнь Налоговым кодексом РФ, есть положение, существенно преображающее взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. Налогоплательщикам предоставлено право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, а также получать от налоговых органов и других уполномоченных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 21). Чтобы подкрепить это право налогоплательщиков, на налоговые органы возложена обязанность проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 32).
На первый взгляд, ничего сложного. Прогрессивные нормы, позволяющие налогоплательщику иметь дело с открытой структурой - налоговыми органами, которые обязаны давать ответ на любой вопрос. Но на практике оказалось, что не все так просто. Применение этих норм выявило ряд проблем как правового, так и содержательного характера.
Министром РФ по налогам и сборам было утверждено Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов (Приказ от 05.05.99 N ГБ-3-15/120), которое регламентирует порядок работы налоговых органов с налогоплательщиками. Применение этого Положения показало, что предоставление налогоплательщикам информации и разъяснений, а точнее, выполнение этой функции так, чтобы налогоплательщик оказался удовлетворен, осуществляется не всегда. Налоговые органы Брянской, Московской, Липецкой областей провели небольшое исследование общественного мнения. По результатам социологического опроса в целом работой налоговых органов довольны 77% респондентов, но вот полнота информации, полученной в налоговых инспекциях, устраивает только 55%. 10% опрошенных высказались в связи с этим за введение платных консультационных услуг.
Оказалось, что неудовлетворенность в большинстве случаев вызвана тем, что налоговые органы и налогоплательщики плохо понимают друг друга "благодаря" тому, что не проработан понятийный аппарат, на котором основана эта деятельность. Неадекватно воспринимаются нормы об информировании иногда и внутри самой налоговой системы. Поэтому требуется разобраться, что понимал законодатель под понятиями "предоставление информации о налогах и сборах", "предоставление разъяснений по вопросам налогов и сборов". И в НК РФ, и в Положении об информировании эти два понятия разведены, и как представляется, совершенно обоснованно. Есть и еще одно понятие - консультирование. Именно этим словом очень часто налогоплательщики, да и налоговые специалисты определяют работу по предоставлению информации и разъяснений.
Совершенно очевидно, что понятия "информирование и разъяснения" и "консультирование" не совпадают. Но как провести границу между теми действиями, которые налоговые органы обязаны бесплатно совершать по закону, в которых они не вправе отказать налогоплательщику, и теми, которые они совершать не должны и не могут?
Прежде всего, анализ приведенных норм НК РФ позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщику предоставлено право на получение от налоговых органов бесплатной информации по четко очерченному кругу вопросов: а) о действующих налогах и сборах; б) о законодательстве о налогах и сборах (его состав определен ст. 1 НК РФ) и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах; в) о правах и обязанностях налогоплательщиков; г) о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (пп. 1 п. 1 ст. 21). По сути информирование представляет собой воспроизведение налоговым органом той информации, которая содержится в законодательстве и которую налогоплательщик в принципе может получить самостоятельно. Но, учитывая сложность российской налоговой системы, законом теперь предусмотрено, что такую информацию можно получить в налоговом органе. Она будет выполнять роль определенного путеводителя по "налоговому полю". Одновременно следует отметить, что право на получение информации не выходит за рамки определенных в данной статье вопросов.
В то же время нельзя не отметить, что нормы статьи об обязанностях налоговых органов (ст. 32), которые в принципе должны были бы корреспондировать со статьей о правах налогоплательщиков (ст. 21), сформулированы несколько иначе. Здесь предусмотрена лишь обязанность налоговых органов бесплатно информировать о действующих налогах и сборах. Все остальные обязанности налоговых органов, очерченные этим пунктом, относятся скорее к понятию "разъяснения". Перейдем к его рассмотрению.
Что же обязаны разъяснять налогоплательщику налоговые органы? Они обязаны "проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов" (п. 1 ст. 32). А каковы права налогоплательщиков? Они вправе "получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах" (п. 1 ст. 21).
Сравнительный анализ этих положений позволяет сделать вывод о том, что содержание разъяснений определяется статьей 32, а одна из возможных форм разъяснений (письменная) - статьей 21. Кроме того, указание о "бесплатности" может быть отнесено только к информированию.
Содержание разъяснений, предусмотренных ст. 32, также нуждается в детальном разборе.
Что подразумевается под "разъяснением по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов"? Ответ на это вопрос станет ясен, если мы выясним значение понятия "применение законодательства".
В теории права под применением права понимают такую форму реализации права, которая осуществляется от имени государства его органами или должностными лицами. Субъект применения права - всегда государственный орган; гражданин или негосударственная организация применять право не могут, они его соблюдают, используют или исполняют. Таким образом, применение права - это вид государственной деятельности, который может носить только властный характер. Еще одна отличительная особенность правоприменения - осуществление его в рамках строго установленной процедуры, а значит, в определенном порядке, в определенной последовательности, с вынесением решения в определенной форме.
Отсюда следует, что разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах - это разъяснения по вопросам реализации прав и обязанностей в области налогов и сборов теми государственными органами, которые в соответствии с НК РФ являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе налоговыми органами. Следовательно, при разъяснении, даже по конкретной предложенной налогоплательщиком ситуации, налоговые органы вправе ограничиться указанием на те действия, которые налоговые органы должны или могут произвести, с правовым обоснованием этих действий. Данная норма НК РФ не обязывает налоговые органы консультировать налогоплательщиков, давать им рекомендации и советы на тему "как мне поступить в такой-то ситуации".
Похожая ситуация и с разъяснениями о порядке исчисления и уплаты налогов. Эта норма тесно связана с требованием об установлении в законодательстве обязательных элементов налогообложения, в числе которых порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (а также сбора). Поскольку налог не может считаться установленным до тех пор, пока в законе не определены эти элементы, то разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов так или иначе становятся разъяснениями о применении законодательства о налогах и сборах, а значит, к ним применимо все вышесказанное.
Но у разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов есть еще один аспект. Согласно п. 2 ст. 4 НК РФ приказы, инструкции, методические рекомендации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Не являясь актами законодательства, подобные акты являются разъяснениями о порядке исчисления и уплаты налогов, имеющими письменную форму. Тем самым такие акты соответствуют как ст. 21, так и ст. 32 НК РФ в части содержания и формы разъяснений.
Понятие консультирования также нуждается в уточнении. Правда, при разработке проектов нормативных актов о налоговом консультировании оказалось, что определить эту деятельность не так-то просто - она очень комплексная и емкая, но ряд основных черт выделить можно. Прежде всего, очевидно, что это деятельность субъектов, отличных от налоговых органов. По содержанию она должна быть шире, чем деятельность по информированию и даче разъяснений, следовательно, должна включать в себя анализ конкретной ситуации клиента с изучением полного комплекта документов и дачу на его основе рекомендаций налогоплательщику. При этом налогоплательщик должен получить полное представление о ситуации с изложением последствий в случае любого предложенного ему способа действий. Вероятно, консультирование может быть определено как деятельность любых независимых от налоговых органов субъектов по даче рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков.
Таким образом, можно достаточно обоснованно сделать вывод о том, что отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами не могут выходить за рамки, очерченные НК РФ, а именно: налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу и информировать по строго определенному кругу вопросов, но они не должны и не вправе консультировать.
Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов (далее Положение) регулирует порядок выполнения налоговыми органами обязанностей по предоставлению налогоплательщикам информации по вопросам налогов и сборов, а также разъяснений по применению законодательства о налогах и сборах. Учитывая, что предоставление информации и предоставление разъяснений не являются единым действием, в Положении они регламентируются отдельно.
Информацию по вопросам налогов и сборов предоставляет любой налоговый орган, в который обратился налогоплательщик, за исключением случаев, когда у данного налогового органа отсутствует запрашиваемая информация. Информация, содержащаяся в актах с грифами "Особой важности", "Совершенно секретно", "Для служебного пользования", "Не для печати", предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера. Информация, затрагивающая непосредственно права, свободы и законные интересы конкретного, поименованного в тексте налогоплательщика, предоставляется только этому налогоплательщику или его уполномоченному представителю. Информация, касающаяся прав и обязанностей налоговых органов и их должностных лиц, предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы данного налогоплательщика. Информация о действующих опубликованных правовых актах предоставляется в части названия акта, его реквизитов, источника его официального опубликования. Информация по вопросам налогов и сборов может предоставляться налоговыми органами для общедоступного ознакомления в местах нахождения налоговых органов с использованием устных объявлений, информационных стендов, табло и иных технических средств, применяемых для распространения информации.
Прежде всего обращает на себя внимание вопрос о конкретном налоговом органе, в который вправе обращаться налогоплательщик. В соответствии с п. 1 ст. 21 НК РФ информацию по вопросам налогов и сборов налогоплательщик вправе получать от налоговых органов по месту учета. Положение предусматривает, что информацию по вопросам налогов и сборов предоставляет любой налоговый орган, в который обратился налогоплательщик, за исключением случаев, когда у данного налогового органа отсутствует запрашиваемая информация. Расхождение заметить нетрудно, но противоречие здесь есть только на первый взгляд. Если проанализировать другие нормы Положения, то станет ясно, что в нем сделана попытка регламентировать не только порядок предоставления информации, предусмотренной НК, но и иной информации, имеющейся в налоговых органах. В основном предметом интереса оказывается информация о налогоплательщиках. На практике налогоплательщики, конечно, получают информацию в налоговых органах по месту учета, когда их интересует налогообложение, порядок уплаты налогов или декларирования и т.п. Но налоговые органы могут передавать налогоплательщикам и иную информацию: о самих налогоплательщиках, о перечне ИНН или ИНН конкретного налогоплательщика, сведения об имуществе физических лиц и о связанных с ним налоговых расчетах, копии актов налоговых проверок и решений по ним и др. (Регламент ведения информационного обмена налоговыми органами в РФ, утвержденный Министром РФ по налогам и сборам 11.05.99). Если интересующей налогоплательщика информацией располагает иной налоговый орган - не по месту учета, налогоплательщик вправе обратиться туда.
Значительное внимание уделено вопросам информационной безопасности при предоставлении налогоплательщикам информации. Охране при этом подлежат как государственные и служебные интересы, так и интересы самих налогоплательщиков. На это направлены ограничения по порядку и объему предоставления некоторых категорий информации.
Информация, которой располагают налоговые органы, делится на массовую информацию и информацию с ограниченным доступом. К массовой информации относится информация, которую налоговые органы предоставляют в соответствии с п. 1 ст. 21 НК РФ. Информация с ограниченным доступом может быть отнесена к государственной тайне, служебной тайне, а также налоговой тайне. У этих видов информации различный режим доступа. Массовую информацию вправе без ограничений получать любой, иная информация предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Особое внимание при этом уделяется охране информации, полученной от налогоплательщиков, - документам, необходимым при постановке на учет, для исчисления и уплаты налогов; налоговые декларации; сведения об открытии и закрытии счетов, о несостоятельности (банкротстве), реорганизации и т.п. Такие

Предъявление прокурором заявлений в интересах неопределенного круга лиц  »
Комментарии к законам »
Читайте также