Статья 117 нк рф. данной
статьей (пунктом 1) предусмотрено
привлечение к ответственности за ведение
деятельности организацией или
индивидуальным предпринимателем без
постановки на учет в налоговом органе.
пунктом 2 той же статьи предусмотрено
привлечение к ответственности за то же
деяние в случае ведения деятельности без
постановки на учет в налоговом органе более
трех месяцев.
Сложность применения
данной статьи состоит в необходимости
доказать факт отсутствия регистрации в
налоговом органе, ведения деятельности в
период отсутствия такой регистрации,
длительность периода деятельности, размер
полученного за это время дохода. Именно на
эти моменты рекомендуется обратить
внимание как налоговым органам, так и
налогоплательщикам. Привлечение к
ответственности по статье 117 активно
применяют органы ФСС. При этом они исходят
из тех же оснований, что были уже приведены
в разделе, посвященном ст. 116.
Представляется, что применение ст. 117
органами ФСС неправомерно по следующим
основаниям. Конструкция этой статьи не
рассчитана на ее применение какими-либо
органами, кроме налоговых. Именно в
компетенцию налоговых органов входит
контроль деятельности налогоплательщиков,
в то время как органы ФСС вправе
контролировать лишь те аспекты их
деятельности, которые относятся к
исчислению и уплате взносов в Фонд.
Ответственность статьей установлена за
ведение деятельности без постановки на
учет в налоговом органе. Наконец, штраф
исчисляется в процентном отношении к
доходу, полученному за период деятельности
без налогового учета. Такой доход может
быть исчислен только налоговым органом в
пределах его компетенции, но никак не
органом государственного внебюджетного
фонда. Кроме того, по делу о взыскании
органом ФСС штрафа с ОАО "Н" судом было
отказано в иске, в частности, с указанием на
неправильное исчисление размера штрафа.
Истец просил взыскать штраф в процентном
отношении к размеру выплат в пользу
работников ОАО, что противоречит норме ст.
117 НК РФ. В то же время Законом о бюджете
предусмотрено привлечение к
ответственности за аналогичное
правонарушение. Поэтому органам ФСС
следует применять не ст. 117 НК РФ, а
соответствующую норму Закона о бюджете.
В Постановлении ВАС N 5 нашли свое отражение
две проблемы, связанные с применением
статей 116 и 117 НК РФ. ВАС обратил внимание на
то, что постановке на учет подлежат сами
налогоплательщики, а не принадлежащее им
имущество, в связи с чем не могут
привлекаться к ответственности
налогоплательщики за неподачу заявления о
повторной постановке на учет в том же
налоговом органе. Кроме того, было отмечено,
что постановка налогоплательщика на
налоговый учет по инициативе налогового
органа не освобождает от ответственности
по ст. 116 и ст. 117.