О некоторых аспектах имущественных прав учреждений по действующему законодательству российской федерации

ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.В. САРАЕВ
Вопрос о юридической природе права учреждения <*> на самостоятельное распоряжение имуществом неоднократно поднимался в юридической литературе <**> и становился предметом исследования судебных инстанций <***>. Между тем единого мнения относительно правового режима данного вида имущественного права в юридической науке нет.
--------------------------------
<*> В настоящей работе исследуются вещные права учреждений на примере некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждений и осуществляющих образовательную деятельность, т.к. именно в связи с соответствующими положениями законодательства об образовании, закрепляющими право собственности образовательных учреждений на ряд объектов вещных прав, связаны основные дискуссии относительно юридической природы права учреждений на самостоятельное распоряжение имуществом и о наличии у учреждения права собственности.
<**> См., например: Российская юстиция. 1997. N 1. С. 44; Витрянский В.В. Договор мены // Вестник ВАС РФ. 2000. N 1. С. 68 - 80; Вестник ВАС РФ. 2000. N 2. С. 122 - 136; Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. С. 607 - 609; Волохова Е.Д. Проблемы кодификации законодательства об образовании // Социальные проблемы права: Сборник статей. Выпуск 1. М.: Издательство "Союз", 2000. С. 32 - 33; Леонтьева О.Б. Вещные права образовательных организаций. Там же. С. 79 - 115.
<***> См., например: Постановление Президиума ВАС РФ N 4488/99 от 07.12.1999 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 2; Постановление Президиума ВАС РФ N 1551/98 от 25.08.98 // Вестник ВАС РФ. 1998. N 11; Постановление Пленума ВАС РФ от 17.09.92 N 13 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности" // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1; Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 10.
До настоящего времени учреждение остается юридическим лицом, которое в соответствии с действующим гражданским законодательством напрямую не наделяется правом собственности в отношении закрепляемого за ним имущества.
Имущество учреждения передается последнему собственником и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Вместе с тем наравне с правом оперативного управления законодательство устанавливает также второй, особый, вид правового режима имущества учреждения - право самостоятельного распоряжения денежными средствами и имуществом, приобретенным на доходы от разрешенной уставом деятельности.
Несмотря на достаточно распространенное применение данного вида "имущественного права" в нормативно-правовых актах различного уровня <*>, содержание указанного титула законодательством не раскрывается.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства РФ от 09.09.99 N 1024 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.00 N 903) "О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 39. Ст. 4626; Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 28.07.99 N 576 "О государственной семенной инспекции Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 42; Федеральный закон РФ от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3697; Приказ Министерства юстиции РФ от 29.12.98 N 192 "Об утверждении Устава государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 2; Федеральный закон РФ от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // Российская газета. 03.09.1996. N 167; распоряжение Министерства государственного имущества РФ от 23.03.98 N 252-р "Об утверждении Положения о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование" // Панорама приватизации. 1998. N 6; Постановление Правительства РФ от 06.01.98 N 6 "О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации" // Российская газета. 15.01.1998. N 7; Закон РФ от 10.07.92 N 3266-1 (в ред. от 07.08.00) "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150; и др.
Проблема правовой природы права учреждений на самостоятельное распоряжение имуществом и его соотношения с иными вещными правами интересна не только в теоретическом плане, но и с точки зрения практической реализации имущественных правомочий учреждений.
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам соответствующего учреждения несет собственник имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Статья 9 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ (в ред. от 08.07.99) "О некоммерческих организациях" <*> (далее - "Закон о некоммерческих организациях") дублирует ст. 120 ГК РФ в части основных положений, устанавливающих правовой статус учреждений.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Права учреждения на закрепленное за ним собственником имущество определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ, т.е. как право оперативного управления.
Право оперативного управления представляет собой разновидность вещных прав юридических лиц (учреждений) по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, являющегося учредителем.
Возникновение и развитие института права оперативного управления связано с режимом государственной (социалистической) собственности, доминировавшим в течение длительного времени в Союзе ССР. Относительно сути права оперативного управления Д.М. Генкин отмечал: "Государственные учреждения и предприятия не являются собственниками отдельных частей государственного имущества - им поручается лишь управление этими частями" <1>. Академик А.В. Венедиктов, внесший основной вклад в разработку категории права оперативного управления, указывал, что "управление государственной социалистической собственностью может осуществляться социалистическим госорганом либо в порядке общего руководства ... либо в порядке непосредственного оперативного управления (управление, осуществляемое самими государственными предприятиями)" <2>. Позднее В.С. Якушев рассматривал право оперативного управления (наравне с правом собственности) в качестве основного элемента внутригосударственных управленческих организационно-экономических отношений. "Отношения общенародной собственности, основное и первичное, в своем развитии вызывает появление других, производных от него отношений, к числу которых относится и оперативное управление имуществом, находящимся в ведении государственных предприятий. Оперативное управление как особая и относительно самостоятельная общественная связь, будучи элементом базиса, выполняет в общественном производстве ряд важных экономических функций. Во-первых, оперативное управление представляет собой общественную форму принадлежности общенародного имущества предприятиям, объединениям, другим подразделениям экономики. В этом качестве оперативное управление фиксирует распределение общенародного имущества по производственным (и иным) ячейкам и отражает состояние присвоенности данным подразделениям хозяйства определенной части общенародного имущества. Во-вторых, оперативное управление - основа непосредственного использования этого имущества в процессе производства ..." <3>. "Оперативное управление, будучи производным, вторичным по отношению к общенародной собственности, в свою очередь, порождает в процессе функционирования сложный комплекс производных от него самого связей, которые выступают как форма развития, реализации оперативного управления. Иначе говоря, оперативное управление как отношение принадлежности имущества (статика), если рассматривать его в виде общественной связи, закрепленной законодательно, включает в себя владение, пользование и распоряжение ... Существо внутрихозяйственных отношений не может быть полно охарактеризовано без указания на то, что оперативное управление в качестве производственного отношения является особой общественной формой присвоения. Данное свойство обусловлено вещным характером оперативного управления: принадлежность имущества предприятию обеспечивает ему возможность присваивать, т.е. обращать в свою пользу результаты производства в виде части чистого дохода, в размере, определенном централизованно. Следует отметить, что, хотя в условиях общенародной собственности субъектом присвоения выступает народ, как собственник средств производства (его интересы представляет государство), это присвоение, во-первых, идет через предприятия, т.е. путем использования такой общественной формы, как оперативное управление, и, во-вторых, определенная доля прибыли остается у самих предприятий (присваивается ими) для удовлетворения нужд последующего распределения между работниками предприятия" <4>.
--------------------------------
<1> Генкин Д.М. Право государственной социалистической собственности. В кн.: Советское гражданское право. Т. 1. М., 1950. С. 278.
<2> Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. С. 328 - 329.
<3> Якушев В.С. Правовое регулирование внутрихозяйственных отношений // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сборник статей. М.: Статут, 2001. С. 419.
<4> Там же. С. 419 - 420.
Необходимость самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц, которые не являлись собственниками имущества, нашла свое отражение в отечественном законодательстве в шестидесятые годы XX столетия <*>.
--------------------------------
<*> Статья 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. (Ведомости Верховного совета СССР. 1961. N 50. Ст. 525), в частности, говорила о том, что государство является единым собственником всего государственного имущества; государственное имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Государство, делегируя учреждениям свои правомочия в отношении государственного имущества, оставалось его единственным собственником, т.е. сохраняло за собой право собственности на передаваемое имущество, а также право собственности на средства производства и на весь его продукт.
Статья 48 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года <*> (далее - "Основы") закрепляла право оперативного управления учреждения, финансируемого за счет средств собственника, на передаваемое ему собственником имущество. При этом право оперативного управления подразумевало осуществление юридическим лицом в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества прав владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Собственник закрепленного за учреждением имущества наделялся правом изымать имущество учреждения либо перераспределять его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению в соответствии с законодательством.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Основ учреждения, осуществляющие разрешенную им собственником предпринимательскую деятельность, были вправе самостоятельно распоряжаться доходами от такой деятельности и приобретенным за счет этих доходов имуществом. Указанные доходы и имущество закреплялись за учреждением на праве полного хозяйственного ведения <*>.
--------------------------------
<*> Впервые право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом было закреплено в п. 4 ст. 5 Закона РСФСР от 24.12.90 N 443-1 (в ред. от 24.12.93 ) "О собственности в РСФСР" (Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416).
Как отмечается в современной юридической литературе, до настоящего времени подавляющее большинство учреждений создаются государством, т.к. организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется "ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности" <*>. Несмотря на сугубо целевой, по нашему мнению, характер права оперативного управления, предназначенного для осуществления полномочий собственника в отношении государственного и муниципального имущества, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о некоммерческих организациях не содержат каких-либо ограничений относительно правоспособности юридических лиц в целом, а также физических лиц, выступающих в качестве собственников (учредителей) учреждений.
--------------------------------
<*> Гражданское право: Учебник. Ч. I. Изд. 2 / Под ред. А.П. Серегеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1997. С. 166.
Понятие "учреждение", закрепленное современным законодательством, гораздо шире по объему понятия "учреждения", фигурировавшего в ГК РСФСР 1922 и 1964 гг., т.к. в отличие от действовавшего законодательства наравне с государственными и муниципальными образованиями на современном этапе развития имущественно-стоимостных отношений, например, физические лица также вправе выступать в качестве учредителей учреждений. Если собственниками учреждения выступает физическое лицо, применение конструкции права оперативного управления представляется нецелесообразным. Имущество, закрепляемое за учреждением, не может относиться к государственному и муниципальному имуществу, собственник учреждения вправе осуществлять функции органов управления в создаваемом учреждении; собственник, таким образом, самостоятельно решает вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом учреждения и осуществляет их на практике. Создание юридического лица, не являющегося собственником имущества, не может повлиять на ограничение правоспособности учреждения либо на ограничение имущественных

Комментарии к законам »
Читайте также