Статья 13.
инвентаризация земель. инвентаризация
земель проводится для уточнения или
установления местоположения объектов
землеустройства, их границ (без закрепления
на местности), выявления неиспользуемых,
нерационально используемых или
используемых не по целевому назначению и не
в соответствии с разрешенным
использованием земельных участков, других
характеристик земель.
Инвентаризация земель может проводиться на
территории Российской Федерации, на
территориях субъектов Российской
Федерации, на территориях муниципальных
образований и других административно -
территориальных образований, на землях
отдельных категорий, в территориальных
зонах, в которых существует угроза
возникновения процессов, оказывающих
негативное воздействие на состояние
земель, в отношении групп земельных
участков или на отдельных земельных
участках. Комментарий к статье 13 Ст. 13
комментируемого Закона посвящена
инвентаризации земель, под которой
понимается учет и оценка земель.
Инвентаризация земель проводится для
уточнения или установления
местоположения: - объектов
землеустройства; - их грани (без
закрепления на местности). Кроме того,
инвентаризация земель проводится для
выявления неиспользованных земель,
нерационально используемых земель или
используемых не по целевому назначению, а
также не в соответствии с разрешенным
использованием земельных участков.
Инвентаризация земель проводится в том
случае, если существует угроза
возникновения процессов, оказывающих
негативное воздействие на состояние
земель, в отношении групп земельных
участков или на отдельных земельных
участках. Инвентаризация земель может
проводиться: - на территории РФ; - на
территориях субъектов РФ; - на
территориях муниципальных образований;
- на территориях других административно -
территориальных образований; - на
землях отдельных категорий; - в
территориальных зонах. Сегодня де-юре
действует ряд ведомственных актов
Роскомзема (неотмененных, и потому они
могут применяться в части, не
противоречащей действующему
законодательству), устанавливающих порядок
проведения инвентаризации отдельных
категорий земель с целью определения
возможности предоставления их гражданам
для индивидуального жилищного
строительства, садоводства, личного
подсобного хозяйства и иных целей.
Приказом Роскомзема от 02.08.1993 N 38 "О
проведении инвентаризации земель"
Госкомземы республик в составе Российской
Федерации, комземресурсы краев, областей
должны были: - обеспечить проведение
инвентаризации земель в установленные
сроки. При необходимости для подготовки
картографических и других материалов,
проведения инвентаризации земель и
оформления конечных материалов привлекать
проектно - изыскательские предприятия
РосНИИземпроекта; - в месячный срок
внести в органы исполнительной власти
предложения по составу комиссий для
проведения инвентаризации земель с
включением в их состав представителей
подрядных проектно - изыскательских
предприятий; - совместно с органами
исполнительной власти с учетом местных
условий определить состав земель,
подлежащих инвентаризации,
конкретизировать содержание работ по
инвентаризации земель, установить
очередность их проведения по
административным районам; - ежегодно
вместе с годовым отчетом о наличии и
распределении земель представлять
информацию Роскомзему о ходе
инвентаризации земель. Названный
Приказ был принят во исполнение
Постановления Правительства РФ от 12.07.93 N 659
(ред. от 27.12.94) "О проведении инвентаризации
земель для определения возможности их
предоставления гражданам". Другим
актуальным направлением деятельности в
этой области является инвентаризация
земель населенных пунктов. "Временное
руководство по инвентаризации земель
населенных пунктов" (утв. Роскомземом 17.05.93)
определяет основные требования, содержание
и порядок выполнения работ при
инвентаризации земель городов и поселков
(далее - населенные пункты). Основными
задачами проведения инвентаризации земель
населенных пунктов являются: -
выявление всех землепользователей
(землевладельцев) с фиксацией сложившихся
границ занимаемых участков; - выявление
неиспользуемых и нерационально
используемых земель и принятие по ним
решения; - установление границ
землепользований (землевладений), границ
городской черты, вынос и закрепление их на
местности. Перед началом проведения
работ по инвентаризации земель населенных
пунктов исполнительные органы власти
республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, городов совместно с
соответствующими комитетами по земельным
ресурсам и землеустройству проводят
организационные мероприятия. Все
работы по инвентаризации земель населенных
пунктов технологически разбиваются на два
этапа: I этап - подготовительный; II
этап - производственный. Исходными
материалами для проведения инвентаризации
земель населенных пунктов служат
графические, текстовые и правовые
документы на земельные участки, материалы
предыдущих инвентаризаций,
топографические карты и планы масштабов 1:500
- 1:2000, каталоги координат пунктов городской
(поселковой) геодезической сети.
Финансирование работ по инвентаризации
земель населенных пунктов производится из
средств, поступающих в соответствующие
бюджеты от взимания земельного налога и
арендной платы за землю. В отдельных
случаях для ускорения выдачи свидетельств
на земельные участки проведение
инвентаризационных работ может
выполняться по прямым договорам с
землепользователями за счет их средств.
Для проведения работ по инвентаризации
земель населенных пунктов районные и
городские комитеты по земельным ресурсам и
землеустройству (далее - райкомземы,
горкомземы), выполняющие функцию заказчика,
заключают договоры с подрядчиком. В
качестве подрядчика, как правило,
привлекаются государственные организации,
имеющие лицензии и обладающие опытом
проведения съемочных работ в условиях
города. В качестве соисполнителей
(субподрядчиков) могут привлекаться только
предприятия и организации, имеющие
лицензии на проведение соответствующих
работ. Советы Министров республик в
составе Российской Федерации,
администрации краев, областей по
предложениям республиканских, краевых и
областных комитетов по земельным ресурсам
и землеустройству принимают решения о
порядке, очередности и сроках проведения
инвентаризации земель населенных пунктов
на территории своих регионов. Общее
руководство и организация работ по
инвентаризации земель населенных пунктов в
регионе возлагаются на республиканские,
краевые, областные комитеты по земельным
ресурсам и землеустройству.
Непосредственная организация и
руководство работами по проведению
инвентаризации земель населенных пунктов в
соответствии с законодательством
возлагаются на администрацию городов и
городские комитеты по земельным ресурсам и
землеустройству. Организация и
руководство работ по проведению
инвентаризации земель городов и поселков
районного подчинения возлагаются на
администрацию района и районные комитеты
по земельным ресурсам и землеустройству.
Администрации районов, городов: -
принимают соответствующие постановления о
проведении инвентаризации земель
населенных пунктов и организуют их
публикацию в средствах массовой
информации; - передают соответствующим
комитетам по земельным ресурсам и
землеустройству права по распоряжению
бюджетными средствами, выделяемыми на
проведение работ по инвентаризации земель
населенных пунктов, открывают им расчетные
счета и наделяют их полномочиями заказчика
на эти работы; - утверждают состав
районной, городской и поселковой комиссии
по инвентаризации земель; - определяют
роль городских и поселковых служб,
организаций, органов управления,
исполнителей в проведении работ по
инвентаризации земель, устанавливают
порядок, ответственных, сроки проведения
работ, систему контроля и отчетности; -
устанавливают ответственность городских и
поселковых служб, юридических и физических
лиц в предоставлении материалов и
информации, необходимых для проведения
инвентаризации; - утверждают результаты
законченной инвентаризации земель по
кварталам и массивам; - согласовывают
результаты инвентаризации в целом и
представляют их на утверждение местным
Советам народных депутатов. В городах с
районным делением в соответствии с
установленным законодательством ряд
полномочий городская администрация может
передавать городским районам. Районные,
городские комитеты по земельным ресурсам и
землеустройству осуществляют: -
подготовку проекта постановления главы
местной администрации о проведении
инвентаризации городских, поселковых
земель; - формирование состава районной,
городской, поселковой комиссии по
инвентаризации земель; - разработку
плана и графика проведения работ по
инвентаризации земель; - разработку и
утверждение технических заданий на
выполнение работ по инвентаризации земель
и заключение на их основе договора с
подрядчиком; - организацию контроля и
приемку работ у подрядчика; -
рассмотрение материалов по итогам
инвентаризации земель по каждому
законченному кварталу, массиву, по городу,
поселку в целом и подготовку предложений по
совершенствованию земельных отношений и
землепользования и представление их на
утверждение администрации города, района,
поселка; - организацию системы хранения
материалов инвентаризации на бумажной
основе и на магнитных носителях. В
состав районных, городских, поселковых
комиссий по инвентаризации земель
включаются представители Комитета по
земельным ресурсам и землеустройству,
налоговой инспекции, Управления (Отдела) по
архитектуре и градостроительству, Бюро
технической инвентаризации, Отдела охраны
окружающей среды, а также члены депутатской
комиссии по земельной реформе. На
районную, городскую, поселковую комиссию по
инвентаризации земель возлагается: -
рассмотрение спорных вопросов между
землепользователями (землевладельцами) и
подготовка по ним предложений и проектов
решений местной администрации; -
рассмотрение подготовленных
землеустроительных дел по каждому
кварталу, массиву; - рассмотрение
Сводных отчетов по итогам инвентаризации
земель; - подготовка предложений для
администрации города, поселка по
совершенствованию земельных отношений и
землепользования; - проведение широкой
разъяснительной кампании в средствах
массовой информации о целях, задачах
проведения инвентаризации земель.
Подрядчик осуществляет: - составление
по поручению заказчика технического
задания на выполнение инвентаризации
земель населенных пунктов; - проведение
работ по инвентаризации земель населенных
пунктов; - сдачу заказчику выполненной
работы на бумажной основе и на магнитных
носителях. Подрядчик несет полную
ответственность за качество
самостоятельно выполненных работ и работ,
принятых от субподрядчиков.
Подготовительные работы при
инвентаризации земель населенных пунктов
включают в себя: - сбор, изучение и
анализ материалов; - анализ технической,
методической и технологической
обеспеченности работ по инвентаризации
земель; - разбивка кварталов и массивов
и составление карты - схемы
топообеспеченности; - подготовка
рабочего инвентаризационного плана
(схемы). Сбору, изучению и анализу
подлежат: - материалы геодезических
работ и топографических съемок,
выполненных на территории населенного
пункта; - сведения генерального плана и
другой градостроительной документации,
правила застройки города, поселка,
необходимые для проведения инвентаризации
земель; - материалы предыдущих
инвентаризаций; - документы и материалы
по отводу земельных участков; - сведения
дежурных планов отводов и застройки; -
материалы по выносу в натуру, установлению
(восстановлению) и определению границ
земельных участков и границ населенного
пункта; - материалы обследований БТИ
земельных участков индивидуальной
застройки; - материалы исполнительных
съемок, имеющие сведения о
землепользованиях (землевладениях); -
материалы и документы, имеющие кадастровое
содержание (реестры, таблицы и др.) в
различных службах и управлениях
коммунального хозяйства, благоустройства,
озеленения и т.д. Особое внимание при
проведении подготовительных работ должно
быть уделено изучению всех документов и
материалов, в том числе и проектных,
содержащих сведения по всем видам отводов
земельных участков населенного пункта
(решения органа власти об отводах, сведения
о землепользователях (землевладельцах),
акты выбора и планы отводов, паспорта
земельных участков, акты на право
пользования землей, проектные решения,
сведения о закреплении границ участка
знаками, их характеристики, результаты
проведенных измерений по границам
землепользований, их исполнители и время
производства).