Особенности квалификации таможенных преступлений

С. ДУШКИН, С. РУСОВ
С. Душкин, помощник Краснодарского транспортного прокурора, кандидат юридических наук.
С. Русов, начальник отдела таможенных расследований Краснодарской таможни.
Квалификация преступлений в сфере таможенного дела имеет некоторые особенности, объясняющиеся их спецификой. Сложность решения вопросов уголовно - правовой оценки содеянного часто обусловлена здесь тем, что составы преступлений по своей конструкции относятся к бланкетным. Поэтому приходится обращаться как к нормам уголовного, так и таможенного, административного, финансового и других отраслей права. Эти нормативные акты, как правило, содержат специальную терминологию, используемую и в уголовном законе. Дополнительные трудности связаны с тем, что весь массив нормативных актов, к которому требуется обращаться при квалификации рассматриваемых преступлений, постоянно изменяется и дополняется.
Наибольшее количество общих признаков имеют контрабанда (ст. 188 УК) и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194). Преступление, предусмотренное ст. 194 УК, часто конкурирует с нормой, заложенной в ст. 188 УК. Особенно это касается тех случаев, когда речь идет о перемещении через таможенную границу РФ товаров в крупном размере с обманным использованием документов либо с недостоверным декларированием, что дало основание для освобождения от уплаты таможенных платежей в сумме, превышающей одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. Сложность разграничения этих преступлений связана с тем, что ст. 194 содержит бланкетную диспозицию. Понятие "уклонение" не раскрыто законодателем. Поэтому представляется важным определить, какой смысл вложен в диспозицию статьи. Чтобы разобраться в этом, целесообразно рассмотреть, как законодатель разграничивает административные правонарушения, предусматривающие ответственность за перемещение товаров с обманным использованием документов либо с недостоверным декларированием, и уклонение от уплаты таможенных платежей.
Согласно ст. 278 и ч. 1 ст. 279 ТК РФ перемещение через таможенную границу РФ товаров с обманным использованием документов либо с недостоверным декларированием влечет ответственность без совокупности с уклонением от уплаты таможенных платежей, в частности с действиями, направленными на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или их занижение, которые предусмотрены ст. 282 ТК РФ. Указанные правонарушения взаимоисключающие, и об этом указано в диспозиции ст. 278, ч. 1 ст. 279 и ст. 282 ТК РФ. Анализируя статьи Таможенного кодекса РФ, можно прийти к выводу, что нарушения таможенных правил, предусмотренные ст. ст. 278 и 279 ТК, характерны для правонарушений, совершенных непосредственно при перемещении товара через таможенную границу РФ, т.е. на пограничных таможнях, а нарушение таможенных правил, предусмотренное ст. 282 ТК, характерно для правонарушений, совершенных до или после перемещения товаров через таможенную границу РФ, т.е. во внутренних таможнях. Таким образом, можно предположить, что при конструировании диспозиций ст. ст. 188 и 194 УК законодатель преследовал именно эту цель по поводу их разграничения.
Умышленное недекларирование или недостоверное декларирование во внутренних таможнях должностными лицами или иными работниками юридических лиц ввезенных ими ранее в Россию товаров, предъявленных в установленном порядке при перемещении их через таможенную границу РФ с соблюдением таможенных правил, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ. В зависимости от обстоятельств совершенного уже после ввоза на таможенную территорию России товаров такие противоправные деяния могут квалифицироваться как уклонение от уплаты таможенных платежей, если недекларирование преследовало именно такие цели.
Непосредственным объектом контрабанды является установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ, а непосредственным объектом уклонения от таможенных платежей - порядок уплаты таможенных платежей в доход государства. Однако необходимо отметить, что ст. 188 УК защищает и ряд других объектов, в том числе порядок уплаты таможенных платежей. Так, пресекая незаконный ввоз на территорию России продуктов животноводства, государство защищает население от болезней, общих для человека и животных (губчатый энцефалит, ящур, сальмонеллез и др.).
Следует обратить внимание, что при контрабанде с обманным использованием документов одновременно нарушается не только порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ, но и установленный порядок документального удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, т.е. порядок управления. Однако это не означает, что действие лица, совершившего контрабанду, необходимо квалифицировать и по ч. 3 ст. 327 УК. Использование подложного документа является конструктивным признаком контрабанды и заложено в тексте диспозиции ст. 188 УК.
Что касается квалификации деяний за уклонение от уплаты таможенных платежей, то здесь усматривается пробел в уголовном законе. В этой ситуации по существу имеет место идеальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 188 и 194 УК. При таком виде совокупности действует одно из общих правил квалификации преступлений: если одно деяние является признаком другого, более опасного деяния, то применению подлежит закон, устанавливающий ответственность за более тяжкий вид посягательства. Именно в таком соотношении находятся преступления, предусмотренные ст. ст. 188 и 194 УК РФ. Содеянное следует квалифицировать только как контрабанду, являющуюся значительно более общественно опасным деянием.
При этом мы разделяем точку зрения Б. Волженкина о том, что привлечение к уголовной ответственности за контрабанду по ст. 188 УК охватывает и факт имевшейся при этом неуплаты таможенных платежей <*>.
--------------------------------
<*> Волженкин Б.В. Экономические преступления. Спб., 1999. С. 204.
Возможны следующие пути решения проблемы: во-первых - разъяснение Верховного Суда РФ о разграничении составов преступления, предусмотренных ст. ст. 188 и 194 УК РФ (это наиболее быстрый, но не лучший выход), во-вторых - внести изменения в УК.
Как уже отмечалось, контрабанда с обманным использованием документов включает в признаки состава преступления представление таможенному органу заведомо поддельных документов либо документов, содержащих ложные сведения о товаре. Однако изготовление подложного документа остается за рамками данного состава, поскольку изготовление фальшивого документа и его использование - это различные действия, которые разорваны во времени, по месту и обстоятельствам их совершения. Кроме того, лицо, использующее подложный документ, может не иметь никакого отношения к его изготовлению.
Однако юридическая оценка существенно меняется, если лицо само изготовило подложный документ и затем использовало его при совершении контрабанды. Здесь уже - реальная совокупность двух самостоятельных преступлений.
Контрабанда вооружения, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ (ч. 2 ст. 188), имеет много общего с незаконным экспортом технологий, научно - технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль (ст. 189 УК РФ).
Однако, несмотря на сходства, эти преступления разграничиваются по трем признакам: по объекту, предмету преступления, объективной стороне.
Так, в отличие от контрабанды, характер общественных отношений, охраняемых рассматриваемой нормой, определен в диспозиции статьи - это правила специального экспортного контроля. В ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" приведены основные положения экспортного контроля. Его цели состоят в защите национальных интересов России, в соблюдении международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового поражения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания.
Если предмет контрабанды - ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудования, которые могут быть использованы при их создании, вооружение, взрывные устройства, огнестрельные оружие и боеприпасы, то предмет преступления, предусмотренного ст. 189 УК, составляют лишь технологии, научно - техническая информация и услуги, которые могут быть использованы при создании товаров, являющихся предметами контрабанды.
Объективную сторону анализируемого преступления составляет незаконный экспорт, тогда как при контрабанде возможен как экспорт, так и импорт. При контрабанде нарушаются правила перемещения товаров через таможенную границу РФ, и эти действия могут быть совершены только на таможенной границе, а при незаконном экспорте имеет место нарушение специальных правил, которое может быть совершено уже при таможенном оформлении, т.е. задолго до перемещения предметов преступления через таможенную границу.
В диспозиции ст. 189 УК в отличие от ст. 188 не указывается способ перемещения товаров через таможенную границу. Способом контрабанды является перемещение предметов преступления через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Преступление, предусмотренное ст. 189 УК, совершается иными способами незаконного экспорта.
В таможенной практике возникают и другие трудности, связанные с квалификацией правонарушений, которые требуют самостоятельного рассмотрения.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.1995 N 157-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 07.07.1995)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Законность, N 12, 2001

Состязательность или оптико - акустический обман?  »
Комментарии к законам »
Читайте также