Правовые аспекты организации и проведения приватизационных торгов
ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ТОРГОВ
И.С. ПЕТРОВ
И.С.
Петров, аспирант Института
законодательства и сравнительного
правоведения.
Федеральный закон "О
приватизации государственного имущества и
об основах приватизации муниципального
имущества" 1997 г. (далее - Закон о
приватизации) признает приоритетными такие
способы проведения приватизации, как
продажа государственного или
муниципального имущества на аукционе (в том
числе специализированном аукционе) и на
коммерческом конкурсе с инвестиционными и
(или) социальными условиями. Аукцион и
конкурс по продаже приватизируемого
имущества являются формами проведения
торгов и к порядку их проведения
применяются положения ГК РФ, регулирующие
порядок проведения торгов. Кроме того,
порядок проведения приватизационных
торгов специально определен ст. ст. 16, 18, 21, 22
Закона о приватизации и тремя специальными
Положениями о проведении аукциона,
специализированного аукциона и конкурса,
утвержденными Постановлениями
Правительства РФ <*>.
--------------------------------
<*> Положение о
продаже на аукционе государственного или
муниципального имущества. Утверждено
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 марта 1998 г. N 356 // СЗ РФ. 1998. N 14.
Ст. 1590; Положение о продаже на
специализированном аукционе находящихся в
государственной и муниципальной
собственности акций открытых акционерных
обществ, созданных в процессе приватизации.
Утверждено Постановлением Правительства
РФ от 23 мая 1998 г. N 487 // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2460;
Положение о продаже на коммерческом
конкурсе с инвестиционными и (или)
социальными условиями государственного
или муниципального имущества. Утверждено
Постановлением Правительства РФ от 9 ноября
1998 г. N 1311 // СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5699.
В
соответствии со ст. 447 ГК торги представляют
собой один из способов заключения
договоров и к ним применимы общие положения
о заключении договоров. Однако некоторые
правовые аспекты заключения договоров
путем проведения приватизационных торгов,
касающиеся предмета проводимых торгов,
правовой природы информационного
сообщения, роли задатка требуют более
детального исследования.
Предмет
приватизационных торгов
Предметом
проводимых продавцом государственного или
муниципального имущества торгов в форме
аукциона (за исключением открытого по форме
подачи предложения по цене имущества) или
конкурса является право на заключение
договора купли-продажи приватизируемого
имущества. Таким образом, путем проведения
таких торгов заключается предварительный
договор, в соответствии с которым стороны
обязуются заключить в будущем договор
купли-продажи приватизируемого имущества
на условиях, предусмотренных
предварительным договором. Данный договор
содержит условия, позволяющие установить
предмет, а также другие существенные
условия договора. Эти условия содержатся в
информационном сообщении о проведении
торгов. Законодательство о приватизации
устанавливает срок, в течение которого
продавец и победитель торгов обязаны
заключить основной договор - договор
купли-продажи приватизируемого имущества.
Такой вывод следует сделать из положений,
регулирующих проведение данных торгов.
Законодательство о приватизации,
определяющее правила проведения аукциона и
конкурса, содержат положения, в
соответствии с которыми по результатам
торгов составляется протокол об итогах
торгов, который подписывается
присутствующими на заседании членами
комиссии. Протокол об итогах торгов
утверждается продавцом и с этого момента
является документом, удостоверяющим право
победителя на заключение договора
купли-продажи имущества при условии
представления им необходимых документов.
Если предметом торгов было непосредственно
заключение договора купли-продажи
имущества, то заключение отдельного
договора между продавцом и победителем
торгов не требовалось бы. Таким образом,
конкурсы и аукционы по продаже объектов
приватизации являются сделками, в
результате которых у победителей
появляется право на заключение договора
купли-продажи указанных объектов, а у
устроителей торгов - фондов имущества -
обязанность заключить такой договор.
Подобная позиция уже высказывалась в
литературе: "В результате проведения торгов
между победителем и организатором торгов
устанавливается обязательство по
заключению соответствующего договора. В
рамках этого обязательства победителю
торгов принадлежит право требовать
заключения с ним договора". <*>
--------------------------------
<*> Н.Д. Егоров.
Гражданское право. Ч. 1. Учебник. СПб., 1996. С.
453.
Что касается аукциона, открытого по
форме подачи предложения, то исходя строго
из текста Положения об аукционе, можно
сделать вывод, что посредством аукциона по
продаже государственного или
муниципального имущества, открытого по
форме подачи предложений, заключается
непосредственно договор купли-продажи
приватизируемого имущества (составленный
протокол об итогах аукциона подписывается
победителем и устроителем аукциона и имеет
силу договора). Однако на практике и в этом
случае между победителем аукциона и
продавцом заключается отдельный договор
купли-продажи с соблюдением всех
требований, изложенных в статье 28 Закона о
приватизации.
Правовая природа
информационного сообщения
Закон о
приватизации (ст. 18) предусматривает, что
информация о приватизации
государственного имущества, в т.ч. путем его
продажи на аукционе или конкурсе, должна
быть опубликована продавцами имущества в
информационных бюллетенях и других
средствах массовой информации не менее чем
за 45 дней до дня осуществления продажи. В
случае приватизации муниципального
имущества этот срок не может быть менее 30
дней. Эти минимальные сроки могут быть
увеличены. Так, Положение о продаже на
аукционе государственного или
муниципального имущества (п. 8)
предусматривает, что при продаже на
аукционе государственного имущества,
начальная цена продажи которого превышает
пять миллионов МРОТ, соответствующий орган
по управлению государственным имуществом
может принять решение об увеличении срока
опубликования информационного сообщения о
проведении такого аукциона. При продаже
федерального имущества информационное
сообщение о проведении аукциона обычно
публикуется в официальном информационном
бюллетене РФФИ "Реформа".
Информационное сообщение о проведении
приватизационных торгов должно включать:
наименование объекта и начальную цену
продажи; форму и сроки платежа; дату и время
(час, минуты) начала и окончания приема
заявок с прилагаемыми к ним документами;
адрес места приема заявок и документов (с
указанием в случае необходимости этажа,
комнаты, номера телефона, времени приема);
перечень документов, подаваемых
претендентами для участия в торгах, и
требования к их оформлению; дату и время
(час, минуты) начала и окончания приема
комиссией предложений по цене имущества,
продаваемого на торгах; размер и срок
внесения задатка, необходимые реквизиты
счетов продавца, иные условия договора о
задатке, определенные продавцом в качестве
условий договора о присоединении; дату,
время и место проведения торгов с указанием
времени начала работы комиссии и
подведения итогов торгов; номера телефонов
и местонахождение продавца и комиссии;
адрес, по которому претенденты могут
ознакомиться с иными сведениями о
продаваемом имуществе и работе комиссии, и
порядок ознакомления с этими сведениями;
срок, предоставляемый для заключения
договора купли-продажи; порядок
определения победителя; способ уведомления
победителя об итогах аукциона; иные
положения, содержащие требования к
претендентам, предусмотренные
законодательством; наименование, основные
характеристики и местонахождение
имущества; площадь и наличие обременений
земельного участка, занимаемого недвижимым
имуществом; начальную цену имущества,
установленную в плане приватизации;
сведения об обременении имущества правами
третьих лиц.
Кроме того, при проведении
аукциона в информационном сообщении должны
быть указаны: срок (дата, час, минуты)
окончания приема комиссией предложений по
цене имущества, продаваемого на аукционе
(при закрытой форме подачи предложений); шаг
аукциона (при открытой форме подачи
предложения по цене имущества).
При
проведении конкурса информационное
сообщение содержит срок заключения
договора о порядке выполнения победителем
коммерческого конкурса инвестиционных и
(или) социальных условий; порядок
определения победителя; способ уведомления
участников конкурса и его победителя об
итогах конкурса; условия конкурса, их
стоимостное выражение, срок и порядок
выполнения, меры по контролю за
выполнением, порядок подтверждения
победителем конкурса выполнения условий
(для инвестиционных условий указываются
требуемый объем инвестиций, сроки,
направления и форма их осуществления).
При продаже на торгах акций открытого
акционерного общества, созданного в
процессе приватизации, информационное
сообщение о торгах также должно включать
полное наименование, юридический адрес и
местонахождение открытого акционерного
общества; величину уставного капитала
открытого акционерного общества; общее
количество и типы выпущенных акций;
номинальную стоимость одной акции, общее
количество и тип продаваемых на конкурсе
акций; установленные ограничения на
перепродажу акций такого общества;
обязательства такого общества, в том числе
перед соответствующими бюджетами;
балансовый отчет такого общества; основную
номенклатуру продукции (работ, услуг)
такого общества; численность работников
такого общества; условия продажи акций
такого общества; ограничения на участие
нерезидентов Российской Федерации, а также
резидентов Российской Федерации, имеющих в
качестве учредителей (участников) и
аффилированных лиц иностранных физических
и юридических лиц. Также в соответствии с
установленным порядком с момента начала
приема заявок продавец обязан предоставить
каждому претенденту возможность
ознакомления с планом приватизации,
условиями договора купли-продажи, договора
о задатке, договора о порядке выполнения
победителем коммерческого конкурса
инвестиционных и (или) социальных условий, а
также с иной имеющейся у него информацией о
продаваемом имуществе.
В соответствии с
представлением федерального
антимонопольного органа и его
территориальных органов в информационное
сообщение включаются сведения о доле
продукции (работ, услуг) открытого
акционерного общества, занимающего
доминирующее положение на соответствующем
товарном рынке. Форму предоставления
дополнительных сведений об открытом
акционерном обществе и их перечень
устанавливает федеральный орган по
управлению государственным имуществом.
Рассматривая обязанность организатора
торгов опубликовать информационное
сообщение о проведении торгов, необходимо
установить правовую природу такого
действия. Какие правовые последствия
связаны с опубликованием информационного
сообщения, является ли извещение офертой
или только приглашением к ней? В ст. 435 ГК
предусмотрены требования, предъявляемые к
оферте - адресность и содержание. Можно
согласиться с М.И. Брагинским, что первое
условие - адресность предложения
соблюдается при издании информационного
сообщения о проведении торгов. М.И.
Брагинский указывает, что в случае открытых
торгов (а приватизационное
законодательство предусматривает только
данный вид торгов) "адресность выражается в
том, что извещением подтверждается воля
организатора заключить договор с любым и
каждым, что характерно для публичной
оферты". <*> Что касается содержания
информационного сообщения, то необходимо
отметить, что цель торгов при приватизации
государственного или муниципального
имущества - в выявлении их победителя, т.е.
лица, предлагающего наилучшие для продавца
(заказчика торгов) условия договора.
Аукцион предназначен для выявления
покупателя, способного предложить
наивысшую цену за объект приватизации.
Конкурс направлен на выявление покупателя,
предложившего наиболее высокую цену за
объект приватизации, при условии
выполнения таким покупателем
инвестиционных и (или) социальных условий.
Следует признать, что информационное
сообщение содержит одно из существенных
условий договора - его предмет. То же самое
можно сказать и о другом существенном
условии договора при проведении конкурса -
об инвестиционных и (или) социальных
условиях, обязательных для покупателя. Что
касается другого существенного условия
договора - цены, то в соответствии с целью и
сущностью торгов она должна содержаться в
предложениях, исходящих уже от участников
торгов. Поэтому информационное сообщение о
проведении торгов, публикуемое продавцом,
не может считаться офертой по отношению к
договору, который предполагается заключить
путем проведения торгов.
--------------------------------
<*> Брагинский М.И.,
Витрянский В.В. Договорное право: Общие
положения. М., 1997. С. 181.
Монография М.И.
Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное
право. Общие положения" (Книга 1) включена в
информационный банк согласно публикации -
М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е,
стереотипное).Может быть, информационное
сообщение является лишь приглашением
делать оферты? М.И. Брагинский считает, что с
позиций действующего ГК приглашение
участвовать в торгах "не может быть сведено
к простому приглашению заключить договор",
что "приглашение как таковое, по сути дела,
"ничто", а приглашение участвовать в торгах -
"нечто". В качестве обоснования данного
положения автор указывает на диспозитивную
норму п. 3 ст. 448, в силу которой
предусмотрена возможная ответственность
организатора торгов, сделавшего извещение,
за отказ от проведения торгов - возмещение
участникам реального ущерба. М.И.
Брагинский делает вывод, что "извещение о
проведении торгов (открытых - при
отсутствии иного в законе или извещении)
представляет собой оферту, из которой
возникает обязанность заключить договор с
любым отозвавшимся на предложение о
проведении торгов, обеспеченная
возможностью заявить требование о
возмещении причиненных убытков". <*>
Таким образом, получается, что организатор
заключает с каждым участником договор на
проведение торгов. С данной позицией трудно
согласиться. Договор представляет собой
соглашение двух или нескольких лиц,
направленное на установление, изменение
или прекращение гражданских прав и
обязанностей. Договор является двух либо
многосторонней сделкой, предполагающей
возникновение прав и обязанностей, как
правило, у всех сторон договора. Если
предположить, что извещение организатора
торгов является офертой на заключение
договора, имеющим предметом проведение
торгов, то, следовательно, заявка на участие
в торгах, поданная потенциальным
участником, является акцептом. С момента
акцепта договор на проведение торгов
следует считать заключенным. Мы получаем
конструкцию, в которой ответственными за
проведения торгов должны быть как их
организатор, так и участники. Однако
участник торгов не несет никаких
обязательств по проведению торгов:
представление требуемых документов и
внесение задатка являются его правами, а не
обязанностями, поскольку этими действиями
он реализует свое право на участие в торгах.
Претендент,