Как взимаются платежи за пользование недрами?
М.В. ВЕРЕМЕЕВА
Веремеева Мария
Владимировна - юрист Государственного
унитарного предприятия "Центр правовых
проблем северных территорий".
В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации установление общих принципов
налогообложения и сборов находится в
совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. Часть 3 ст.
75 Конституции содержит положение о том, что
система налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, и общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации
устанавливаются федеральным законом.
Закон РФ "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года N
2118-1 (в редакции от 24 марта 2001 года) к
федеральным налогам относит платежи за
пользование недрами. Федеральные налоги (в
том числе размеры их ставок, объекты
налогообложения, плательщики налогов) и
порядок зачисления их в бюджет или во
внебюджетный фонд устанавливаются
законодательными актами Российской
Федерации и взимаются на всей ее
территории.
В соответствии с Законом
Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля
1992 года N 2395-1 (в редакции от 2 января 2000 года)
за пользование недрами взимаются: платежи
за поиски, оценку, разведку месторождений
полезных ископаемых, их добычу, за право на
использование отходов в горнодобывающих и
перерабатывающих производствах, за право
на пользование недрами для строительства и
эксплуатации, не связанной с добычей
полезных ископаемых.
Порядок и условия
взимания таких платежей, критерии
определения их ставок определены в
Постановлении Правительства Российской
Федерации "Об утверждении Положения о
порядке и условиях взимания платежей за
право на пользование недрами, акваторией и
участками морского дна" от 28 октября 1992 года
N 828, а также в Инструкции Министерства
финансов Российской Федерации от 4 февраля
1993 года N 8 "О порядке и сроках внесения в
бюджет платы за право на пользование
недрами".
В соответствии с Законом
Российской Федерации "О недрах" и названным
выше Постановлением Правительства
Российской Федерации плата за пользование
недрами может взиматься в формах денежных
платежей; части объема добытого
минерального сырья или иной продукции,
производимой пользователем недр;
выполнения работ или предоставления услуг;
зачета сумм предстоящих платежей в
федеральный бюджет, бюджеты субъектов
Российской Федерации, местные бюджеты в
качестве долевого вклада в уставный фонд
создаваемого горного предприятия. Данное
положение частично противоречит
действующему законодательству о налогах и
сборах.
Доходы бюджетов разных уровней
формируются в соответствии с бюджетным и
налоговым законодательством Российской
Федерации.
Налоговым законодательством
Российской Федерации установлена
исключительно денежная форма исполнения
налогоплательщиком обязанности по уплате
налогов и сборов. В соответствии со ст. 8
Налогового кодекса под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных
образований. Обязанность по уплате налога
считается исполненной налогоплательщиком
с момента предъявления в банк поручения на
уплату соответствующего налога при наличии
достаточного денежного остатка на счете
налогоплательщика, а при уплате налогов
наличными денежными средствами - с момента
внесения денежной суммы в счет уплаты
налога в банк или кассу органа местного
самоуправления либо организацию связи
Министерства Российской Федерации по связи
и информатизации.
Неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанности по
уплате налога является основанием для
направления налоговым органом
налогоплательщику требования об уплате
налога. В случае неуплаты налога в
установленный срок производится взыскание
налога за счет денежных средств,
находящихся на счетах налогоплательщика в
банке, а также путем взыскания налога за
счет иного имущества налогоплательщика в
порядке, предусмотренном Налоговым
кодексом.
Взыскание налога с
организаций производится в бесспорном
порядке, если иное не предусмотрено
Налоговым кодексом, а с физического лица - в
судебном порядке.
Обязанность по уплате
налога исполняется в валюте Российской
Федерации.
Согласно бюджетному
законодательству Российской Федерации
формирование доходов бюджетов разных
уровней бюджетной системы Российской
Федерации осуществляется за счет денежных
средств, зачисленных в доходы бюджетов.
Установление общих принципов организации и
функционирования бюджетной системы
Российской Федерации относится к ведению
Российской Федерации.
В соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации,
устанавливающим принципы бюджетной
системы Российской Федерации, в России
действует принцип единства бюджетной
системы страны. Это означает единство
правовой базы, денежной системы, форм
бюджетной документации, принципов
бюджетного процесса, санкций за нарушение
бюджетного законодательства, а также
единый порядок финансирования расходов
бюджетов всех уровней, ведения
бухгалтерского учета средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Федерации и
местных бюджетов.
В письме Минфина РФ от
25 августа 2000 года N 83н, МНС РФ от 8 сентября 2000
года N БГ-6-09/723 "О неденежных формах
исполнения обязанности по уплате налогов и
сборов" определено, что исполнение
обязанности по уплате налогов и сборов в
неденежной форме не допускается, а органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления не вправе принимать
нормативные правовые акты, допускающие
неденежные формы расчетов по уплате
налогов и сборов, как противоречащие
бюджетному и налоговому законодательству
Российской Федерации.
В случае
нарушения отдельными субъектами
Российской Федерации установленного
бюджетным и налоговым законодательством
Российской Федерации порядка формирования
доходов бюджетов разных уровней
Министерством финансов Российской
Федерации могут применяться меры
принуждения, установленные Бюджетным
кодексом Российской Федерации, а в
соответствии со ст. 50 и 53 Федерального
закона "О федеральном бюджете на 2000 год" -
приостанавливаться выделение средств из
Федерального фонда финансовой поддержки,
финансирование из федерального бюджета
федеральных программ и мероприятий,
осуществляемых на территориях
соответствующих субъектов Российской
Федерации, и иные меры воздействия,
предусмотренные указанным Законом.
Недропользование в Российской Федерации в
соответствии с Законом "О недрах" и
Федеральным законом "О соглашениях о
разделе продукции" осуществляется не
только на лицензионной основе, но и на
основе соглашений о разделе продукции.
Режим соглашения о разделе продукции
отличается от лицензионного главным
образом системой налогообложения, а также
возможностью договорного регулирования
основных условий недропользования, в том
числе формы взимания основных видов
налогов.
Частью первой Налогового
кодекса Российской Федерации предусмотрен
особый порядок исчисления и уплаты налогов
и сборов по ряду оснований. Порядок
применения такого специального налогового
режима устанавливается Налоговым кодексом
Российской Федерации и принимаемыми в
соответствии с ним федеральными законами. К
специальным налоговым режимам относятся:
упрощенная система налогообложения
субъектов малого предпринимательства,
система налогообложения в свободных
экономических зонах и в закрытых
административно - территориальных
образованиях, а также система
налогообложения при выполнении договоров
концессии и соглашений о разделе
продукции.
С другой стороны, Закон
Российской Федерации "О недрах" и
Федеральный закон "О соглашениях о разделе
продукции" от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ (в
редакции от 7 января 1999 года) еще до принятия
Налогового кодекса Российской Федерации
закрепили особый порядок налогообложения
при исполнении соглашений о разделе
продукции. В соответствии с ними инвестор
(граждане Российской Федерации,
иностранные граждане, юридические лица и
создаваемые на основе договора о
совместной деятельности и не имеющие
статуса юридического лица объединения
юридических лиц, осуществляющие вложение
собственных заемных или привлеченных
средств (имущества и (или) имущественных
прав) в поиски, разведку и добычу
минерального сырья и являющиеся
пользователями недр на условиях
соглашения) в течение срока действия
соглашения освобождаются от взимания
налогов, сборов, акцизов и иных платежей, за
исключением налога на прибыль и платежей за
пользование недрами. Взимание указанных
налогов, сборов и иных обязательных
платежей заменяется разделом продукции.
В соответствии со ст. 13 этого Федерального
закона инвестор уплачивает государству за
пользование недрами, помимо налога на
прибыль, разовые платежи (бонусы) при
заключении соглашения и (или) по достижении
определенного результата, установленные
согласно условиям соглашения; ежегодные
платежи за проведение поисковых и
разведочных работ (ренталс), установленные
за единицу площади использованного участка
недр в зависимости от экономико -
географических условий, размера участка
недр, вида полезного ископаемого,
продолжительности указанных работ, степени
геологической изученности данного участка
и степени риска; регулярные платежи
(роялти), установленные в процентном
отношении от объема добычи минерального
сырья или стоимости произведенной
продукции и уплачиваемые инвестором в
денежной форме или в виде части добытого
минерального сырья. От уплаты иных платежей
за пользование недрами инвестор
освобождается.
Режим соглашения о
разделе продукции в соответствии со ст. 18
Налогового кодекса Российской Федерации
относится к специальному налоговому
режиму. Особенности налогообложения при
нем будут определены в Особенной части
Налогового кодекса. В частности, возможно,
будет определена форма взимания отдельных
видов платежей.
Действующие
законодательные акты (Закон Российской
Федерации "О недрах", Федеральный закон "О
соглашениях о разделе продукции") своими
нормами определили возможность взимания
отдельных налогов и платежей в натуральной
форме. Однако налицо явное несоответствие
норм законодательства о недропользовании и
Общей части Налогового кодекса Российской
Федерации, где налог определен как денежный
платеж.
Эта проблема имеет не только
научный и теоретический аспект, но и
практический. Например, "Соглашение о
разработке Южной части Самотлорского
нефтегазоконденсатного месторождения в
Ханты - Мансийском автономном округе на
условиях о разделе продукции" определило,
что платежом инвестора за право
пользования недрами (роялти) является
взимание государством части добытой нефти
в натуральном выражении в соответствии с
Соглашением. Но реализация данного условия
Соглашения будет невозможна, так как
натуральная форма взимания платежей не
предусмотрена налоговым
законодательством.
Несоответствие
отдельных норм законодательства о недрах и
законодательства, регулирующего
соглашения о разделе продукции,
требованиям налогового законодательства -
одна из основных проблем снижения
инвестиционной активности.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята
всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ
от 27.12.1991 N 2118-1
"ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ЗАКОН РФ
от 21.02.1992 N 2395-1
"О НЕДРАХ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН от 30.12.1995 N 225-ФЗ
"О СОГЛАШЕНИЯХ О
РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
06.12.1995)
"БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 17.07.1998)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N
146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.1999 N
227-ФЗ
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2000 ГОД"
(принят ГД ФС РФ 03.12.1999)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от
05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
19.07.2000)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от
28.10.1992 N 828
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О
ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ
ЗА
ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ, АКВАТОРИЕЙ И
УЧАСТКАМИ МОРСКОГО
ДНА"
ИНСТРУКЦИЯ
Минфина РФ от 04.02.1993 N 8, Госналогслужбы РФ
от 30.01.1993 N 17, Госгортехнадзора РФ от 04.02.1993 N
01-17/41
"О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ВНЕСЕНИЯ В
БЮДЖЕТ ПЛАТЫ ЗА ПРАВО НА
ПОЛЬЗОВАНИЕ
НЕДРАМИ"
<ПИСЬМО> Минфина РФ от 25.08.2000 N
83н, МНС РФ от 08.09.2000
N БГ-6-09/723
<О
НЕДЕНЕЖНЫХ ФОРМАХ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ
ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И
СБОРОВ>
Журнал
российского права, N 1, 2002