Сравнительно - правовой анализ статусов судьи, нотариуса и регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним
НОТАРИУСА И РЕГИСТРАТОРА ПРАВ НА
НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
И СДЕЛОК С
НИМ
А.Р. КИРСАНОВ
А.Р. Кирсанов,
проректор Российского института
регистраторов при Минюсте РФ.
Конец XX
века в России был отмечен возвращением в
гражданский оборот понятия "недвижимое
имущество" и созданием института
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.
Регистратор прав на недвижимое имущество и
сделок с ним - фигура в современной
российской правоприменительной практике
новая. Его статус (правовое положение)
является предметом обсуждения не только
работниками системы регистрации прав, но и
специалистами органов законодательной,
исполнительной и судебной власти - при
рассмотрении широкого круга проблем, так
или иначе связанных с государственной
регистрацией прав на недвижимое имущество
и сделок с ним.
В период, предшествующий
созданию в России системы государственной
регистрации, ведущими институтами в сфере
правового регулирования отношений
собственности являлись нотариат и суд.
Начиная с 1998 г., после вступления в силу
Федерального закона от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред.
от 12.04.2001 г.), регистрация прав на
недвижимость стала основным звеном в
системе гражданско - правового
регулирования отношений в области
недвижимого имущества. Юридический акт
признания и подтверждения возникновения,
прекращения, обременения и ограничения
прав на недвижимость от имени государства
совершает регистратор прав.
Сегодня
нотариат и учреждения юстиции по
регистрации прав осуществляют несудебную
форму защиты гражданских прав и охраняемых
законом интересов, судебная система -
судебную форму их защиты. Центральное место
среди гражданских прав занимает право
собственности. Юрист, профессионально
занимающийся проблемами правового
регулирования отношений собственности,
одинаково востребован и в системе
нотариата, и в системе регистрации прав на
недвижимость, и в судебной системе. В
настоящее время наметилась "миграция"
специалистов из государственного
нотариата в учреждения юстиции по
регистрации прав, а из последних - в
судебную систему. Поэтому представляется
интересным изучение статуса регистратора
прав в сравнении со статусами нотариуса и
судьи.
При изучении статуса судьи,
нотариуса и регистратора прав
использовался сравнительно - правовой
метод, предполагающий изучение
законодательной базы, которая определяет
их правовое положение. При этом наиболее
важными аспектами, определяющими правовое
положение указанных лиц, на наш взгляд,
являются:
- требования, предъявляемые к
судье, нотариусу и регистратору прав;
-
порядок наделения их полномочиями;
-
порядок прекращения их полномочий;
-
отражение данных должностей в
Общероссийском классификаторе профессий
рабочих, должностей служащих и тарифных
разрядов.
Законодательство о правовом
положении судьи, нотариуса и регистратора
прав на недвижимое имущество и сделок с
ним.
Основы правового положения судьи
закреплены Конституцией Российской
Федерации. Независимость, несменяемость и
неприкосновенность судей (статьи 120, 121, 122
Конституции РФ) - основа правового
положения судьи. Статус судьи
регламентирован Законом РФ от 26.06.92 г. N 3132-1
"О статусе судей в Российской Федерации" (в
ред. от 20.06.2000 г., далее - ЗоСС).
Правовое
положение нотариуса отражают Основы
законодательства Российской Федерации о
нотариате, утвержденные ВС РФ 11.02.93 г. N 4462-1
(далее - ОЗоН). Нотариальные действия в
Российской Федерации совершают нотариусы,
работающие в государственной нотариальной
конторе или занимающиеся частной
практикой.
Правовые нормы, определяющие
статус регистратора прав, содержат:
-
Федеральный закон "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" (далее - ЗоГР), в соответствии с
которым регистратор прав является
государственным служащим, замещающим
ведущую государственную должность (ст.
15);
- Примерное положение об учреждении
юстиции по государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
утвержденное Постановлением Правительства
РФ от 06.03.98 г. N 288 (далее - ПобУЮ). Этот
нормативный акт относит регистратора прав
к числу государственных служащих субъекта
Российской Федерации (часть четвертая п. 13
ПобУЮ);
- Федеральный закон от 31.07.95 г. N
119-ФЗ "Об основах государственной службы
Российской Федерации" (в ред. от 07.11.2000 г.,
далее - ЗоГС);
- Общероссийский
классификатор профессий рабочих,
должностей служащих и тарифных разрядов (ОК
016-94), утвержденный Постановлением
Госстандарта Российской Федерации от 26.12.94
г. N 367 (далее - Классификатор).
Требования, предъявляемые к судье,
нотариусу и регистратору прав.
Отбор
кандидатов на должность судьи
осуществляется на конкурсной основе.
Каждый гражданин Российской Федерации,
отвечающий требованиям, предъявляемым к
кандидату на должность судьи
соответствующего суда, имеет право
обратиться в квалификационную коллегию
судей с заявлением о рекомендации его на
эту должность. Квалификационная коллегия
судей в пределах своей компетенции
рассматривает заявление лица,
претендующего на соответствующую
должность судьи, и с учетом результатов
квалификационного экзамена дает
заключение о рекомендации данного лица
либо об отказе в ней. Повторное обращение в
квалификационную коллегию судей
допускается не ранее чем через год со дня
дачи заключения (ст. 5 ЗоСС).
Основные
квалификационные требования к кандидату на
должность судьи сформулированы в ст. 119
Конституции РФ: гражданство Российской
Федерации, возраст - от 25 лет, высшее
юридическое образование, стаж работы по
юридической профессии не менее 5 лет.
Кроме этих требований ст. 4 ЗоСС установлены
дополнительные требования к кандидату на
должность судьи: отсутствие в поведении
порочащих его поступков, сдача
квалификационного экзамена, наличие
рекомендации квалификационной коллегии
судей.
Более высокие требования
предъявляются к кандидатам на должность
судьи вышестоящего суда. Таковым может быть
гражданин Российской Федерации, достигший
30 лет, а судьей Верховного Суда Российской
Федерации или Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации - достигший 35 лет и
имеющий стаж работы по юридической
профессии не менее 10 лет (ст. 4 ЗоСС).
Любой гражданин Российской Федерации,
имеющий высшее юридическое образование и
достигший 25-летнего возраста, имеет право
быть допущенным к сдаче квалификационного
экзамена на должность судьи. Результаты
квалификационного экзамена действительны
в течение трех лет с момента его сдачи и на
протяжении всего времени работы в
должности судьи (п. 4 ст. 5 ЗоСС).
На
должность нотариуса назначается гражданин
Российской Федерации, имеющий высшее
юридическое образование; прошедший
стажировку сроком не менее одного года в
государственной нотариальной конторе или у
нотариуса, занимающегося частной
практикой; сдавший квалификационный
экзамен; имеющий лицензию на право
нотариальной деятельности.
Гражданин,
получивший лицензию, но не приступивший к
работе в должности нотариуса в течение 3
лет, допускается к должности нотариуса
только после повторной сдачи
квалификационного экзамена (ст. 3 ОЗоН).
Квалификационные требования к кандидатуре
регистратора прав содержатся в ЗоГР и в
ПобУЮ. На данную должность, в соответствии с
ЗоГР (ст. 15), назначаются лица, имеющие
высшее юридическое образование или опыт
работы в органах, осуществляющих
государственную регистрацию прав, не менее
2 лет; прошедшие специальные курсы; сдавшие
квалификационный экзамен.
Несколько
иначе сформулированы квалификационные
требования к кандидату на должность
регистратора прав в ПобУЮ, п. 14: наличие
высшего юридического образования и стажа
государственной службы на старших
государственных должностях не менее 2 лет
или стажа работы по юридической профессии
не менее 3 лет; наличие иного высшего
образования и опыта работы не менее 2 лет в
органах, осуществляющих государственную
регистрацию прав; окончание специальных
курсов; сдача квалификационного экзамена в
порядке, установленном Министерством
юстиции Российской Федерации; выполнение
иных требований, предусмотренных
законодательством Российской Федерации о
государственной службе.
Законодательство РФ о государственной
службе устанавливает дополнительные
требования к кандидату на государственную
должность: он должен быть не моложе 18 и не
старше 60 лет (п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 25 ЗоГС), владеть
основным государственным языком и иметь
профессиональное образование (п. 1 ст. 21
ЗоГС).
Сравнивая квалификационные
требования, предъявляемые к судье,
нотариусу и регистратору прав, нельзя не
обратить внимания на возможность
назначения на должность регистратора прав
лица, не имеющего высшего юридического
образования. Вместе с тем, как уже
отмечалось, наличие профессионального
образования является квалификационным
требованием к кандидату на государственную
должность (ст. 21 ЗоГС).
Чтобы оценить
существующее положение и обосновать
требование о профессиональном образовании
кандидата на должность регистратора прав,
рассмотрим полномочия регистратора прав.
Он наделен полномочием от имени
государства совершать юридический акт
признания и подтверждения возникновения,
прекращения, обременения и ограничения
прав на недвижимость.
В целях
осуществления полномочий по
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним
регистратор прав: а) принимает решение об
отказе в приеме документов в установленных
законом случаях (п. 1 ст. 13, п. 3 ст. 18 ЗоГР); б)
проводит самостоятельно или оценивает
проведенную другими работниками
учреждения юстиции по регистрации прав
правовую экспертизу документов (п. 1 ст. 13
ЗоГР); в) проводит самостоятельно или
оценивает проведенную другими работниками
учреждения юстиции по регистрации прав
проверку законности сделки (п. 1 ст. 13 ЗоГР);
г) принимает решение о приостановлении
государственной регистрации (ст. 19 ЗоГР, п. 16
ПобУЮ); д) принимает решение о
государственной регистрации или об отказе
в государственной регистрации, подписывает
внесенные в Единый государственный реестр
прав записи о правах на недвижимое
имущество и сделках с ним (п. 1 ст. 13 ЗоГР, п. 16
ПобУЮ); е) подписывает свидетельства о
государственной регистрации прав и
совершает специальные регистрационные
надписи на документах, выражающих
содержание сделки, - договорах (п. 16
ПобУЮ).
Рассматривая статус
регистратора прав, следует обратить
внимание и на порядок обжалования его
действий. Обжаловать отказ в
государственной регистрации либо
уклонение соответствующего органа от
государственной регистрации можно только в
суде (п. 5 ст. 2 ЗоГР). Ни руководитель
учреждения юстиции, ни федеральный орган
исполнительной власти в системе
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним не
уполномочены изменять или отменять
решения, принимаемые регистратором прав
(ст. 10 ЗоГР, п. 15 ПобУЮ).
Также нужно
обратить внимание на следующее. За
неисполнение или ненадлежащее исполнение
государственным служащим возложенных на
него обязанностей (должностной проступок)
дисциплинарные взыскания на него вправе
налагать только орган или руководитель,
имеющий право назначать государственного
служащего на государственную службу (ст. 14
ЗоГС).
Как видим, регистратор прав имеет
достаточно высокий правовой статус. С
существующим положением законодательства,
допускающим возможность назначения на
должность регистратора прав лиц, не имеющих
высшего юридического образования, можно
согласиться как с компромиссом,
необходимым для создания системы
регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним в условиях дефицита
юридических кадров в регионах России.
Рассмотренные выше полномочия
регистратора прав квалифицированно может
осуществлять, на наш взгляд, лишь лицо,
имеющее высшее юридическое образование.
Нельзя не обратить внимания и на следующую
существенную разницу в квалификационных
требованиях, предъявляемых законом к
кандидатам на рассматриваемые должности:
срок действительности результатов сдачи
квалификационных экзаменов кандидатами на
должность судьи и срок действия лицензии до
назначения нотариуса на должность
составляют три года каждый, в то время как
срок действительности указанных
результатов для кандидатов на должность
регистратора прав законом не ограничен.
Ограничение указанных сроков, на наш
взгляд, является целесообразным.
В
связи с этим в процессе совершенствования
законодательства о государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним представляется
целесообразным:
- установить, что
должность регистратора прав могут занимать
лица, имеющие высшее юридическое
образование. При этом, учитывая сложившуюся
ситуацию с кадрами учреждений юстиции по
регистрации прав, для определения уровня
профессиональной подготовки и
соответствия занимаемой должности
регистратора прав, не имеющего высшего
юридического образования, следует ввести
его аттестацию (ст. 24 ЗоГС);
- устранить
несоответствие (в части, касающейся
образования и стажа работы по юридической
профессии) в квалификационных требованиях,
содержащихся в ЗоГР и в ПобУЮ;
-
установить минимально необходимый стаж
работы по юридической профессии для трех
категорий государственных регистраторов -
возглавляющих учреждение юстиции по
регистрации прав, возглавляющих филиал
учреждения юстиции по регистрации прав, не
возглавляющих учреждения юстиции по
регистрации прав или его филиал;
-
ограничить срок действительности
результатов сдачи квалификационного
экзамена кандидатом на должность
регистратора прав тремя годами.
Порядок
наделения судьи, нотариуса и регистратора
прав полномочиями.
Порядок наделения
полномочиями судей зависит от уровня
должности, занимаемой судьей. Судьи
Верховного Суда Российской Федерации и
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации назначаются Советом Федерации
Федерального Собрания Российской
Федерации по представлению Президента
Российской Федерации, которое вносится с
учетом мнения соответственно Председателя
Верховного Суда РФ и Председателя Высшего
Арбитражного Суда РФ (п. 1 ст. 6 ЗоСС). Судьи
федеральных арбитражных округов
назначаются Президентом РФ по
представлению Председателя Высшего
Арбитражного Суда РФ (п. 2 ст. 6 ЗоСС). Судьи
других судов (федеральных общей юрисдикции
и арбитражных) назначаются Президентом РФ
по представлению соответственно
Председателя Верховного Суда РФ и
Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ
с учетом мнения законодательного
(представительного) органа
соответствующего субъекта Российской
Федерации (п. 3 ст. 6 ЗоСС). Отметим, что
назначение кандидатов на должности судей
производится только при наличии
положительного заключения соответствующей
квалификационной коллегии судей (п. 6 ст. 6
ЗоСС).
Наделение полномочиями нотариуса
производится на основании рекомендации
нотариальной палаты Министерством юстиции
Российской Федерации или по поручению
Министерства