К вопросу о ценности интеллектуальной собственности и необходимости ее оценки

СОБСТВЕННОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ ОЦЕНКИ
(ПРОБЛЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 января 2002 года
Б.Д. ЗАВИДОВ
Б.Д. Завидов, кандидат юридических наук, научный сотрудник НИИ Генеральной прокуратуры РФ, заместитель главного редактора журнала "Российский следователь".
Объекты интеллектуальной собственности (далее - ОИС) описаны в ст. 138 ГК РФ и имеют неисчерпывающий перечень, т.е. подлежат расширительному толкованию.
Результаты интеллектуальной деятельности (ИД), наравне с приравненными к ним в правовом режиме средствами индивидуализации товаров и их изготовителей, относятся к категории нематериальных активов (НМА).
Охрана ИС в России гарантируется ст. 45 Конституции, а законодательство об ИС относится, как известно, к сфере исключительной компетенции федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ), которая имеет неустойчивую нестабильность и противоречивость.
Ясно, что технический прогресс способствует появлению новых видов ИС и расширению исключительных прав, т.е. включению в нее новых видов НМА (например, топологий ИМС, программ ЭВМ и др.).
Нет смысла доказывать тот факт, что объекты ИС имеют определенную стоимость, т.е. цену. Например, автор создал художественное произведение, заключил с издательством авторский договор, сдал свою рукопись по соответствующему акту. Издательство, в свою очередь, выпустив произведение в свет, получило прибыль и выплатило автору гонорар. Чистая прибыль издательства составила, скажем, в каждом случае 200 тыс. рублей, и авторские права издатель получил, например, на 5 лет. Если обнародование книги имело успех, издатель, конечно же, повторит издание книги и удвоит свою прибыль. Но таких авторов у издателя может быть несколько человек, следовательно, при определенных условиях (продажи издательства) издатель может и должен провести оценку НМА своего предприятия. Но нами описан упрощенный вариант возникновения права оценки НМА.
Существуют ситуации, когда предприятие - правообладатель просто обязано провести оценку своих или приобретаемых прав на объекты ИС. Такая оценка является обязательной при вовлечении в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, ее субъектам либо муниципальным образованиям <*>. В частности, она осуществляется при:
--------------------------------
<*> См.: ФЗ от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". (РГ. 1998. 6 августа).
приватизации объектов оценки, передаче их в доверительное управление либо в аренду;
их использование в качестве предмета залога;
продаже или ином отчуждении;
переуступке долговых обязательств;
передаче в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц.
Оценка ИС является обязательной при возникновении спора о стоимости объекта оценки и производится при:
национализации имущества, в состав которого включены права на объекты интеллектуальной собственности;
ипотечном кредитовании физических и юридических лиц, когда возникают споры о величине стоимости предмета ипотеки;
составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной или обеих сторон в случае спора о стоимости их имущества (в частности, если к нему относится не только интеллектуальная собственность, но и предприятие в целом);
выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества, в состав которого включены права на объекты интеллектуальной собственности, у собственников для государственных или муниципальных нужд.
Оценка интеллектуальной собственности является обязательной и при спорах об исчислении налогооблагаемой базы для контроля за правильностью уплаты налогов.
Обязательными для оценки считаются также следующие случаи:
если номинальная стоимость прав на объекты интеллектуальной собственности как вклада учредителя в уставный фонд организации, учрежденной как общество с ограниченной ответственностью, составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации <*>;
--------------------------------
<*> ФЗ от 8 февраля 1996 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (РГ. 1998. 17 февраля).
если номинальная стоимость прав на объекты интеллектуальной собственности, вносимых в оплату акций и иных ценных бумаг организации, составляет более 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда <*> и в других случаях <**>.
--------------------------------
<*> См.: ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (РГ. 1995. 29 декабря).
<**> См.: Соловьева Т.М. Каким должен быть отчет об оценке ИС // Патенты и лицензии. 2000. N 5. С. 30.
Следует иметь в виду, что Правительство РФ 6 июля 2001 года приняло Постановление N 519 "Об утверждении стандартов оценки", имеющее приложение: "Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Патенты и лицензии. 2001. N 9. С. 57 - 59.
Методология оценки ОИС достаточно подробно описана в специальной правовой литературе <*>, а в рамках данного пособия нет необходимости отображать специфику методов и способов оценки ИС. В данной работе мы лишь констатируем цифры об оценке ОИС в России и за рубежом.
--------------------------------
<*> См.: Санников А. Интеллектуальные активы: идентификация, оценка, управление // Журнал "ИС". 2000. N 5. С. 40 - 44. См. также: Яновский А. ИС в деятельности предприятий // Ж-л "ИС". 2000. N 5. С. 21 - 24. См. также: Дмитриев О. Методы оценки объектов ИС // Ж-л "ИС". 1999. N 1. С. 15 - 24 и др. работы.
ОИС в силу ст. 1041 - 1045; 1046 и 1048 ГК РФ (договор простого товарищества) могут быть приняты как доля в Уставной капитал такого общества. При этом специфика договора состоит в том, что при его заключении не возникает субъекта права, - сделка заключается от имени всех товарищей, ее заключивших <*>. Отсюда имеются льготы при налогообложении договора простого товарищества.
--------------------------------
<*> См.: Фатькина Л. Использование НМА прав на объекты ИС при заключении юридическими лицами договора простого товарищества // Ж-л "ИС". 1999. N 3. С. 84 - 86.
Существует также Инструкция о порядке выдачи заключений об обоснованности платежей в иностранной валюте по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности, утв. Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, Центробанком РФ от 10 февраля 2000 г. N 03-26/493/88-И (зарег. в Минюсте РФ 16.03.2000 N 2153 (Патенты и лицензии. 2000. N 5).
Теперь несколько слов о цифрах. Так, в России существует ложное мнение, что вся ее ИС (патенты, авторские свидетельства) стоит порядка 400 долларов США <*>. Но эта цифра явно завышена не менее чем в 15 - 20 раз. В подтверждение этого умозаключения сделаем ссылку на следующие обстоятельства и факты.
--------------------------------
<*> См.: Белов В., Виталиев Г., Денисов Г. Анализ системы охраны ИС в России и США // Ж-л "ИС". 1999. N 2. С. 16.
Реформирование научной сферы в России происходит в исключительно сложный период перехода к рыночной экономике. Наука оказалась одной из тех областей деятельности, для которых последствия этого перехода носят наиболее деструктивный характер. Так, ассигнования на науку из федерального бюджета в течение 1995 - 1999 гг. реально сократились в 7 раз, а среднемесячная заработная плата работников науки - почти в 3 раза. Численность занятых в науке уменьшилась за этот период вдвое <*>.
--------------------------------
<*> См.: Экономика СНГ. О социально - экономическом положении государств - участников СНГ. М., 1999. Вып. 1. См.: Кохно А.П. Правовые и финансовые аспекты ИС // Юридический мир. 1999. N 9.
Сегодня доля затрат на науку составляет в стране лишь 1,23% ВВП. Для сравнения: аналогичные показатели в Японии - 3, в США - 2,54, во Франции - 2,34, в Германии - 2,26%. За последние пять лет фактическое бюджетное финансирование научных исследований сократилось почти в четыре раза.
В условиях рынка финансирование из бюджета всех отраслей науки не является обязательным. Сюда необходимо привлекать банковский и частный капитал. И эта тенденция уже прослеживается. За последние пять лет российские исследователи и разработчики получили из внебюджетных фондов 6,2% средств, от частных структур - 15,3%, от зарубежных инвесторов - 5,6%. 11,5% объема исследований в 1998 г. было выполнено за счет собственных средств научных организаций. При этом заказчиком выступает не только государство <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кохно А.П. Правовые и финансовые аспекты ИС // Юридический мир. 1999. N 9.
Реформирование научно - технической сферы, развитие широкомасштабной инновационной деятельности, способствующей улучшению качества продукции и завоеванию рынков сбыта, определяют развитие экономики. К сожалению, в ходе реформ произошел резкий спад производства и платежеспособного спроса, что привело к падению уровня инновационной активности. Две трети инновационно активных предприятий приходится только на три отрасли экономики: машиностроение, пищевую промышленность и химическую <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кохно А. Реальная оценка ИС // Ж-л "ИС". 2000. N 5. С. 11.
Для развития инновационной деятельности необходимо постоянно совершенствовать нормативно - правовую базу по охране ИС, вводить ее в хозяйственный оборот, привести нормы, стандарты и системы сертификации продукции в соответствие с мировыми подходами. Особенно актуальным становится вопрос о спецификации оценки ИС, но для улучшения этих показателей уже на первоначальном этапе надо быстро, значительно и качественно усовершенствовать законодательную базу от ИС.
В то же время не секрет, что оценка ОИС в России существенно уменьшилась еще и за счет так называемой "прихватизации", завуалированным способом "отмывания" денег. Так, продажа 70% национального капитала принесла российской казне (по данным Счетной палаты) лишь 5 млрд. долл. В действительности стоимость основных производственных фондов любой индустриальной страны превышает ее валовый внутренний продукт (ВВП) примерно в 2 раза. А в России годовой ВВП даже сегодня, после девальвации рубля (17 августа 1998 г.), составляет примерно 200 млрд. долл. То есть выручка от приватизации оказалась в десятки раз меньше рыночной стоимости проданного имущества <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кохно А. Реальная оценка ИС // Ж-л "ИС". 2000. N 5. С. 12.
В качестве примера повышения уровня использования и управления НМА достаточно рассмотреть объемы лицензирования технологий, программного обеспечения, а также ТЗ и брэндов в США. Американские компании в совокупности получают от лицензирования до полтриллиона долларов ежегодно. Так, в 1966 г. общий объем продаж товаров под лицензируемым ТЗ в США составил 8 млрд. долл., в 1976 г. - 18 млрд. долл., в 1986 г. - 55 млрд. долл., а в 1996 г. - 72 млрд. долл., а объем мирового рынка таких продаж оценивается в пределах от 105 до 110 млрд. долл. ежегодно. Лицензированные товары под такими брэндами, как "Sankist" (безалкогольные напитки) или внедорожники "Jeep", составляли до 26%, или приблизительно 18 млрд. долл. ежегодно (из общего объема продаж 1996 г.) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Санников А. Интеллектуальные активы: идентификация, оценка, управление // Журнал "ИС". 2000. N 40.
Таким образом, уже с момента начала перехода экономики страны на рыночные рельсы (1991 - 1996 гг.) государство самоустранилось от контроля и правового регулирования объектов ИС, потеряв при этом не только колоссальные доходы, но и престиж на международной арене.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.1998 N 14-ФЗ
"ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"
(принят ГД ФС РФ 14.01.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.07.1998 N 135-ФЗ
"ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.07.2001 N 519
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТОВ ОЦЕНКИ"
ИНСТРУКЦИЯ ВЭК РФ N 03-26/493, ЦБ РФ N 88-И от 10.02.2000
"О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ОБ ОБОСНОВАННОСТИ ПЛАТЕЖЕЙ В
ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ПО ДОГОВОРАМ О ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ, ОКАЗАНИИ УСЛУГ
ИЛИ ПЕРЕДАЧЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Б.Д. Завидов

ВИНА КАК ОСНОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ(Б.Д. Завидов)  »
Комментарии к законам »
Читайте также