К вопросу о ценности интеллектуальной собственности и необходимости ее оценки
СОБСТВЕННОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ ОЦЕНКИ
(ПРОБЛЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ
АКТИВОВ)
Материал подготовлен с
использованием правовых актов
по
состоянию на 1 января 2002 года
Б.Д.
ЗАВИДОВ
Б.Д. Завидов, кандидат
юридических наук, научный сотрудник НИИ
Генеральной прокуратуры РФ, заместитель
главного редактора журнала "Российский
следователь".
Объекты интеллектуальной
собственности (далее - ОИС) описаны в ст. 138
ГК РФ и имеют неисчерпывающий перечень, т.е.
подлежат расширительному толкованию.
Результаты интеллектуальной деятельности
(ИД), наравне с приравненными к ним в
правовом режиме средствами
индивидуализации товаров и их
изготовителей, относятся к категории
нематериальных активов (НМА).
Охрана ИС
в России гарантируется ст. 45 Конституции, а
законодательство об ИС относится, как
известно, к сфере исключительной
компетенции федерации (п. "о" ст. 71
Конституции РФ), которая имеет неустойчивую
нестабильность и противоречивость.
Ясно, что технический прогресс
способствует появлению новых видов ИС и
расширению исключительных прав, т.е.
включению в нее новых видов НМА (например,
топологий ИМС, программ ЭВМ и др.).
Нет
смысла доказывать тот факт, что объекты ИС
имеют определенную стоимость, т.е. цену.
Например, автор создал художественное
произведение, заключил с издательством
авторский договор, сдал свою рукопись по
соответствующему акту. Издательство, в свою
очередь, выпустив произведение в свет,
получило прибыль и выплатило автору
гонорар. Чистая прибыль издательства
составила, скажем, в каждом случае 200 тыс.
рублей, и авторские права издатель получил,
например, на 5 лет. Если обнародование книги
имело успех, издатель, конечно же, повторит
издание книги и удвоит свою прибыль. Но
таких авторов у издателя может быть
несколько человек, следовательно, при
определенных условиях (продажи
издательства) издатель может и должен
провести оценку НМА своего предприятия. Но
нами описан упрощенный вариант
возникновения права оценки НМА.
Существуют ситуации, когда предприятие -
правообладатель просто обязано провести
оценку своих или приобретаемых прав на
объекты ИС. Такая оценка является
обязательной при вовлечении в сделку
объектов, принадлежащих полностью или
частично Российской Федерации, ее
субъектам либо муниципальным образованиям
<*>. В частности, она осуществляется
при:
--------------------------------
<*> См.: ФЗ
от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации". (РГ.
1998. 6 августа).
приватизации объектов
оценки, передаче их в доверительное
управление либо в аренду;
их
использование в качестве предмета
залога;
продаже или ином отчуждении;
переуступке долговых обязательств;
передаче в качестве вклада в уставные
капиталы, фонды юридических лиц.
Оценка
ИС является обязательной при возникновении
спора о стоимости объекта оценки и
производится при:
национализации
имущества, в состав которого включены права
на объекты интеллектуальной
собственности;
ипотечном кредитовании
физических и юридических лиц, когда
возникают споры о величине стоимости
предмета ипотеки;
составлении брачных
контрактов и разделе имущества
разводящихся супругов по требованию одной
или обеих сторон в случае спора о стоимости
их имущества (в частности, если к нему
относится не только интеллектуальная
собственность, но и предприятие в целом);
выкупе или ином предусмотренном
законодательством Российской Федерации
изъятии имущества, в состав которого
включены права на объекты интеллектуальной
собственности, у собственников для
государственных или муниципальных нужд.
Оценка интеллектуальной собственности
является обязательной и при спорах об
исчислении налогооблагаемой базы для
контроля за правильностью уплаты
налогов.
Обязательными для оценки
считаются также следующие случаи:
если
номинальная стоимость прав на объекты
интеллектуальной собственности как вклада
учредителя в уставный фонд организации,
учрежденной как общество с ограниченной
ответственностью, составляет более 200
минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом на дату
представления документов для
государственной регистрации <*>;
--------------------------------
<*> ФЗ от 8 февраля
1996 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной
ответственностью" (РГ. 1998. 17 февраля).
если
номинальная стоимость прав на объекты
интеллектуальной собственности, вносимых в
оплату акций и иных ценных бумаг
организации, составляет более 200
установленных федеральным законом
минимальных размеров оплаты труда <*> и в
других случаях <**>.
--------------------------------
<*> См.: ФЗ от 26
декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных
обществах" (РГ. 1995. 29 декабря).
<**> См.:
Соловьева Т.М. Каким должен быть отчет об
оценке ИС // Патенты и лицензии. 2000. N 5. С.
30.
Следует иметь в виду, что Правительство
РФ 6 июля 2001 года приняло Постановление N 519
"Об утверждении стандартов оценки", имеющее
приложение: "Стандарты оценки, обязательные
к применению субъектами оценочной
деятельности" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Патенты и
лицензии. 2001. N 9. С. 57 - 59.
Методология
оценки ОИС достаточно подробно описана в
специальной правовой литературе <*>, а в
рамках данного пособия нет необходимости
отображать специфику методов и способов
оценки ИС. В данной работе мы лишь
констатируем цифры об оценке ОИС в России и
за рубежом.
--------------------------------
<*>
См.: Санников А. Интеллектуальные активы:
идентификация, оценка, управление // Журнал
"ИС". 2000. N 5. С. 40 - 44. См. также: Яновский А. ИС в
деятельности предприятий // Ж-л "ИС". 2000. N 5. С.
21 - 24. См. также: Дмитриев О. Методы оценки
объектов ИС // Ж-л "ИС". 1999. N 1. С. 15 - 24 и др.
работы.
ОИС в силу ст. 1041 - 1045; 1046 и 1048 ГК РФ
(договор простого товарищества) могут быть
приняты как доля в Уставной капитал такого
общества. При этом специфика договора
состоит в том, что при его заключении не
возникает субъекта права, - сделка
заключается от имени всех товарищей, ее
заключивших <*>. Отсюда имеются льготы
при налогообложении договора простого
товарищества.
--------------------------------
<*> См.: Фатькина Л. Использование НМА прав
на объекты ИС при заключении юридическими
лицами договора простого товарищества // Ж-л
"ИС". 1999. N 3. С. 84 - 86.
Существует также
Инструкция о порядке выдачи заключений об
обоснованности платежей в иностранной
валюте по договорам о выполнении работ,
оказании услуг или передаче результатов
интеллектуальной деятельности, утв.
Федеральной службой России по валютному и
экспортному контролю, Центробанком РФ от 10
февраля 2000 г. N 03-26/493/88-И (зарег. в Минюсте РФ
16.03.2000 N 2153 (Патенты и лицензии. 2000. N 5).
Теперь несколько слов о цифрах. Так, в
России существует ложное мнение, что вся ее
ИС (патенты, авторские свидетельства) стоит
порядка 400 долларов США <*>. Но эта цифра
явно завышена не менее чем в 15 - 20 раз. В
подтверждение этого умозаключения сделаем
ссылку на следующие обстоятельства и
факты.
--------------------------------
<*> См.:
Белов В., Виталиев Г., Денисов Г. Анализ
системы охраны ИС в России и США // Ж-л "ИС".
1999. N 2. С. 16.
Реформирование научной сферы в
России происходит в исключительно сложный
период перехода к рыночной экономике. Наука
оказалась одной из тех областей
деятельности, для которых последствия
этого перехода носят наиболее
деструктивный характер. Так, ассигнования
на науку из федерального бюджета в течение
1995 - 1999 гг. реально сократились в 7 раз, а
среднемесячная заработная плата
работников науки - почти в 3 раза.
Численность занятых в науке уменьшилась за
этот период вдвое <*>.
--------------------------------
<*> См.: Экономика
СНГ. О социально - экономическом положении
государств - участников СНГ. М., 1999. Вып. 1. См.:
Кохно А.П. Правовые и финансовые аспекты ИС
// Юридический мир. 1999. N 9.
Сегодня доля
затрат на науку составляет в стране лишь 1,23%
ВВП. Для сравнения: аналогичные показатели
в Японии - 3, в США - 2,54, во Франции - 2,34, в
Германии - 2,26%. За последние пять лет
фактическое бюджетное финансирование
научных исследований сократилось почти в
четыре раза.
В условиях рынка
финансирование из бюджета всех отраслей
науки не является обязательным. Сюда
необходимо привлекать банковский и частный
капитал. И эта тенденция уже
прослеживается. За последние пять лет
российские исследователи и разработчики
получили из внебюджетных фондов 6,2% средств,
от частных структур - 15,3%, от зарубежных
инвесторов - 5,6%. 11,5% объема исследований в 1998
г. было выполнено за счет собственных
средств научных организаций. При этом
заказчиком выступает не только государство
<*>.
--------------------------------
<*> См.:
Кохно А.П. Правовые и финансовые аспекты ИС
// Юридический мир. 1999. N 9.
Реформирование
научно - технической сферы, развитие
широкомасштабной инновационной
деятельности, способствующей улучшению
качества продукции и завоеванию рынков
сбыта, определяют развитие экономики. К
сожалению, в ходе реформ произошел резкий
спад производства и платежеспособного
спроса, что привело к падению уровня
инновационной активности. Две трети
инновационно активных предприятий
приходится только на три отрасли экономики:
машиностроение, пищевую промышленность и
химическую <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кохно А. Реальная оценка ИС // Ж-л
"ИС". 2000. N 5. С. 11.
Для развития
инновационной деятельности необходимо
постоянно совершенствовать нормативно -
правовую базу по охране ИС, вводить ее в
хозяйственный оборот, привести нормы,
стандарты и системы сертификации продукции
в соответствие с мировыми подходами.
Особенно актуальным становится вопрос о
спецификации оценки ИС, но для улучшения
этих показателей уже на первоначальном
этапе надо быстро, значительно и
качественно усовершенствовать
законодательную базу от ИС.
В то же
время не секрет, что оценка ОИС в России
существенно уменьшилась еще и за счет так
называемой "прихватизации",
завуалированным способом "отмывания" денег.
Так, продажа 70% национального капитала
принесла российской казне (по данным
Счетной палаты) лишь 5 млрд. долл. В
действительности стоимость основных
производственных фондов любой
индустриальной страны превышает ее валовый
внутренний продукт (ВВП) примерно в 2 раза. А
в России годовой ВВП даже сегодня, после
девальвации рубля (17 августа 1998 г.),
составляет примерно 200 млрд. долл. То есть
выручка от приватизации оказалась в
десятки раз меньше рыночной стоимости
проданного имущества <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кохно А.
Реальная оценка ИС // Ж-л "ИС". 2000. N 5. С. 12.
В
качестве примера повышения уровня
использования и управления НМА достаточно
рассмотреть объемы лицензирования
технологий, программного обеспечения, а
также ТЗ и брэндов в США. Американские
компании в совокупности получают от
лицензирования до полтриллиона долларов
ежегодно. Так, в 1966 г. общий объем продаж
товаров под лицензируемым ТЗ в США составил
8 млрд. долл., в 1976 г. - 18 млрд. долл., в 1986 г. - 55
млрд. долл., а в 1996 г. - 72 млрд. долл., а объем
мирового рынка таких продаж оценивается в
пределах от 105 до 110 млрд. долл. ежегодно.
Лицензированные товары под такими
брэндами, как "Sankist" (безалкогольные напитки)
или внедорожники "Jeep", составляли до 26%, или
приблизительно 18 млрд. долл. ежегодно (из
общего объема продаж 1996 г.) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Санников А.
Интеллектуальные активы: идентификация,
оценка, управление // Журнал "ИС". 2000. N
40.
Таким образом, уже с момента начала
перехода экономики страны на рыночные
рельсы (1991 - 1996 гг.) государство
самоустранилось от контроля и правового
регулирования объектов ИС, потеряв при этом
не только колоссальные доходы, но и престиж
на международной арене.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята
всенародным голосованием
12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N
51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N
208-ФЗ
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ
ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.1998 N
14-ФЗ
"ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"
(принят ГД ФС РФ
14.01.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.07.1998 N
135-ФЗ
"ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от
06.07.2001 N 519
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТОВ
ОЦЕНКИ"
ИНСТРУКЦИЯ ВЭК РФ N 03-26/493, ЦБ РФ N
88-И от 10.02.2000
"О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ
ЗАКЛЮЧЕНИЙ ОБ ОБОСНОВАННОСТИ ПЛАТЕЖЕЙ
В
ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ПО ДОГОВОРАМ О
ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ, ОКАЗАНИИ УСЛУГ
ИЛИ
ПЕРЕДАЧЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Б.Д. Завидов