Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан

В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
С.А. БОГОЛЮБОВ
Боголюбов Сергей Александрович - заведующий отделом аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, профессор, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук.
Реализация экологических прав граждан, качество окружающей среды и организация рационального природопользования приобретают все большее значение ввиду обостряющихся противоречий вокруг полезных ископаемых, недр мирового океана, запасов пресной воды и других природных ресурсов. Слагаемыми экологического кризиса становятся повсеместное сокращение пашни и других сельскохозяйственных угодий, снабжение некондиционными продовольствием и лекарствами, уменьшение биоразнообразия на планете, задымленность городов автомобильными выхлопами и промышленными выбросами, бесконтрольная вырубка лесов и иной растительности.
Среди признанных законом и государством высших ценностей экологические права граждан постепенно выходят на первые места. Экологические проблемы являются в ХХI веке важнейшими гуманитарными проблемами, решение которых напрямую связано с основными условиями проживания, благополучия и процветания граждан, обеспечением их права на достойную жизнь в условиях благоприятной природной среды. Возможности каждого пользоваться земельным участком, потреблять чистую воду, дышать отвечающим необходимым параметрам воздухом, свободно посещать леса и проч. входят в набор неотъемлемых прав, интересов человека и гражданина, на которые он может рассчитывать при рождении.
Государства, провозгласившие подобные цели и социальные права, - а Россия является именно таким государством, поскольку в ст. 7, 17 и 42 Конституции РФ закрепила эти фундаментальные условия жизни и экологические права - призваны принимать активные меры для реализации указанных конституционных норм-принципов, положений и предписаний. Государство, взявшее на себя обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе экологические права и интересы своих граждан (человека, каждого?!), должно считать выполнение этих обязанностей своими первостепенными целями и долгом <*>.
--------------------------------
<*> См.: Бринчук М.М. Теоретические основы экологических прав человека // Государство и право. 2004. N 5.
Вместе с тем эти национальные, государственные цели по защите экологических прав каждого зачастую трудно отделить от целей мирового сообщества, так как природа и ее составляющие - атмосферный воздух, текущие воды, перелетные птицы и иные мигрирующие животные - не имеют и не признают административных и государственных границ, предполагают приложение усилий всех государств для своей защиты. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права государства отвечают перед своими народами за использование природных ресурсов и обязуются не причинять экологического вреда другим государствам, сообща решать экологические трудности в интересах обеспечения прав каждого на благоприятную среду, применяя публичные средства для обеспечения международного экологического правопорядка.
Изложенное непосредственно проецируется на сочетание и совокупность публичных и частных средств признания и защиты экологических прав, имеющих не только частный, но и региональный, национальный и наднациональный характер. Человек, общество, государство должны быть взаимно заинтересованы в благоприятной окружающей среде и использовании надлежащих средств обеспечения этих взаимных прав и интересов.
В течение семидесяти лет в нашей стране в сфере охраны природы и природопользовании использовались преимущественно публичные средства. Частные же, по крайней мере концептуально (не в действительности), отвергались и применялись по остаточному принципу. Кроме того, центр внимания переносился в основном на обязанности, в том числе экологические, и не столько государства, сколько граждан. Целесообразно преодолеть инерцию обыденного сознания, когда публичные меры считаются консервативными, отсталыми, классовыми, а частные - передовыми, демократическими, народными. В экологии эти понятия во многом размыты, а одними из основных критериев использования правовых средств становятся их эффективность и справедливость <*>.
--------------------------------
<*> См.: Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2004.
Сопоставление публичных и частных средств обеспечения личных, субъективных прав граждан вызывает сложности из-за некоторой противоречивости самих понятий и терминов, целей и средств их достижения. Вместе с тем рассмотрение и сопоставление таких средств в настоящее время весьма актуально в целях установления их баланса, устранения имеющихся и недопущения новых перекосов и крайностей, для формирования оптимального природоохранного механизма, направленного на обеспечение экологических прав граждан, полномочий общества и государства, которые в природной сфере не могут быть разделимы, не должны быть полностью разорваны или даже противопоставлены друг другу. Надо учесть также усиление в промышленно развитых странах публичных средств охраны окружающей среды и экологических прав, признание природных благ национальным достоянием: вредные производства выносятся за пределы территорий, не подписываются и не признаются обременяющие собственную природу международные соглашения, в использовании и охране уникальных и ценных природных объектов и ресурсов получают приоритет публичные права и интересы.
Меры, направленные на обеспечение экологических прав, на сохранение и восстановление природной среды, носят прежде всего экономический характер, однако многое из экономического механизма охраны окружающей среды получает отражение в праве, в законодательстве. Немаловажно закрепление в правовых нормах компетенции, структуры, функций государственных и муниципальных органов, общественных объединений, участвующих в охране природы и организации рационального природопользования. Большинство организационных, экономических и иных средств обеспечения и защиты экологических прав регулируется правовыми средствами, которые носят частноправовой и публично-правовой характер. Грани и различия между публично-правовыми и частноправовыми средствами (методами) достаточно условны, но все-таки различимы и требуют более подробного изучения, анализа, дифференцированного применения в интересах настоящего и будущих поколений.
Обеспечение реализации экологических прав осуществляется нормами природоохранного, природоресурсного и иных отраслей российского права <*>. Традиционно природоохранное право и законодательство представлены в нормах и статьях Федеральных законов "Об охране окружающей среды" 2002 г., "Об экологической экспертизе", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об использовании атомной энергии" 1995 г., "О радиационной безопасности населения" 1996 г., "Об отходах производства и потребления" 1998 г. и т.п. В этих и других актах законодательства РФ и субъектов РФ используются оправдавшие себя за полтора десятилетия в нашей стране и за три десятилетия в других промышленно развитых странах, имеющие перспективный характер публично-правовые средства обеспечения экологических прав, сохранения и восстановления благоприятной природной среды, средства воздействия на загрязнителей окружающей среды.
--------------------------------
<*> См.: Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2004.
К основным (общепризнанным) публично-правовым средствам охраны окружающей среды можно отнести:
- регулирование (ст. 9 и 36 Конституции РФ, федеральные законы) охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; использование природных ресурсов их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;
- лицензирование и нормирование публичными (государственными и муниципальными) органами (саморегулируемыми организациями) ряда видов, стадий, элементов природопользования и природоохранной деятельности в соответствии с требованиями федерального законодательства;
- обязательность государственной экологической экспертизы (допустимость инициативной, добровольной общественной экспертизы) и публичной компетентной оценки воздействия любой хозяйственной, проектной и иной деятельности, которая может повлиять на состояние окружающей среды;
- государственный и муниципальный экологический контроль за использованием природных ресурсов и уровнем загрязнения окружающей среды с предоставлением соответствующим инспекторам права посещать предприятия любых организационно-правовых форм, проверять документы и состояние очистных сооружений, выдавать обязательные для исполнения предписания, составлять протоколы об экологических правонарушениях;
- экологический аудит, экологическое страхование, стимулирование выпуска экологически чистой продукции и применения наилучших технологий, использование иных государственных средств поддержки предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды и организацию рационального природопользования;
- возможность ограничения хозяйственной и иной деятельности в интересах создания особо охраняемых природных территорий (национальных парков, заповедников, заказников, ботанических садов, природных парков, памятников природы) и лечебно-оздоровительных местностей (курортов), лишения прав на охоту, рыбную ловлю и иные отдельные виды природопользования, прекращения экологически вредной деятельности.
К этим публично-правовым средствам примыкают и другие, скорее частноправовые средства обеспечения экологических прав граждан. К ним можно отнести:
- заключение и выполнение на основе лицензий договоров на природопользование (имеющих смешанный административно-правовой и частноправовой характер);
- осуществление производственного, внутриведомственного и общественного экологического контроля;
- иски граждан и их объединений о приостановлении или прекращении по месту их жительства деятельности агрегатов, цехов, предприятий, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду <*>.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2001.
Перечень названных публично-правовых и частноправовых средств защиты экологических прав не является исчерпывающим. Они находятся в динамике и развитии, но признание экологических благ элементом социальной политики общества и государства, их принадлежность к достоянию всех народов России обусловливают в настоящее время приоритетность в этой сфере общественных отношений "пакета" публичных средств. Этому способствует мотивация сегодняшних поступков большинства населения эгоистическими и сепаратными интересами обогащения и наживы, нынешнее состояние эколого-правовой и вообще юридической культуры граждан и должностных лиц, уровень природоохранного государственного механизма и аппарата, его перманентные реорганизации, дисквалификация и коррумпированность. Из сказанного вытекает необходимость выявления, вычленения, культивирования коллективистских, публичных начал охраны окружающей среды, устранения в них намечающихся "перекосов" в использовании имущественных средств защиты экологических прав, что, безусловно, необходимо в интересах обеспечения и реализации права каждого на благоприятную среду.
Иначе выглядит комбинация публичных и частных средств правового воздействия в области природопользования. Объясняется это тем, что на большинство природных ресурсов и объектов допускается право не только государственной (на протяжении семидесяти лет она была не просто преимущественной, но исключительно государственной), но и частной, и муниципальной, и иной форм собственности (на сегодня "иные" нам по закону не известны). Разнообразие форм собственности на природные ресурсы в значительной степени влияет на реальность экологических прав граждан, осуществление которых отражается на качестве одного, принадлежащего на праве собственности природного объекта, смежных с ним природных объектов и ресурсов, всей окружающей среды. Все формы собственности на природные объекты и ресурсы признаются Конституцией РФ и равным образом защищаются законом и государством.
Главным природным ресурсом и объектом экологических прав считается земля, на, над и под которой расположены все остальные природные и материальные, антропогенные ценности человечества. Земля и связанные с ней общественные отношения могут считаться эталоном отношений человека и природы. Не случайно в Конституции РФ и в законодательстве земля в большинстве случаев выделяется из других природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, причем владельцев земельных участков на праве частной собственности насчитываются десятки миллионов физических и юридических лиц <*>. Соотношение публичных и частных средств в правовом регулировании земельных отношений является наиболее актуальным и болезненным, поскольку затрагивает большинство их участников, а земельный участок в наибольшей степени признается в общественном сознании объектом неприкосновенной и незыблемой частной собственности, предметом имущественного оборота, первым объектом регистрации недвижимости и сделок с ней. Ведь недвижимость - это земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.
--------------------------------
<*> См.: Боголюбов С.А., Минина Е.Л. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2002; Голиченков А.К., Волков Г.А., Козырь О.М. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: Бек, 2003; Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003.
Головным актом, регулирующим имущественные и связанные с ними некоторые неимущественные отношения, является ГК РФ, согласно п. 3 ст. 129 которого земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Законом о земле является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ. Согласно его ст. 1 регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ. Одновременно земельное право, отпочковавшееся от гражданского права, исходит из представлений о земле как о недвижимом

Комментарии к законам »
Читайте также