Амнистия и ее применение
А. САВЧЕНКО, В. ТРОЯН
А. Савченко, судья
Советского районного суда г.
Челябинска.
В. Троян, председатель
Советского районного суда г.
Челябинска.
"Амнистия объявляется
Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации в отношении
индивидуально неопределенного круга лиц"
(ч. 1 ст. 84 УК РФ).
В ознаменование 55-летия
Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945
годов, руководствуясь принципом гуманизма,
как указывается в нормативном акте,
Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации приняла
Постановление "Об объявлении амнистии в
связи с 55-летием Победы в Великой
Отечественной войне 1941 - 1945 годов" 26 мая 2000 г.
N 398-III ГД (далее - Постановление об амнистии;
первая редакция амнистии; первоначальный
текст амнистии, амнистия).
Постановление об амнистии впервые было
официально опубликовано в "Парламентской
газете" 27 мая 2000 года и с этого дня вступило
в силу.
В соответствии с п. 1
Постановления об амнистии подлежат
освобождению от наказания лица, впервые
осужденные к лишению свободы на срок до
трех лет включительно.
Каких-либо
ограничений по применению данного пункта
не вносилось Постановлением
Государственной Думы "О внесении изменения
в Постановление Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации "Об объявлении амнистии в связи с
55-летием Победы в Великой Отечественной
войне 1941 - 1945 годов" (далее - изменения в
Постановление об амнистии; новая редакция
амнистии; изменения в амнистию) от 28 июня 2000
г. N 492-III ГД <*>.
--------------------------------
<*> Конституционность данного
Постановления, а именно нормативное
положение пункта 12 Постановления
Государственной Думы от 26 мая 2000 года в
редакции Постановления от 28 июня 2000 года,
согласно которому действие амнистии
исключалось в отношении лиц, награжденных
орденами и медалями СССР либо Российской
Федерации, а также инвалидов I или II группы и
больных туберкулезом I или II группы
диспансерного учета в случае совершения
ими тяжких и особо тяжких преступлений, с
момента опубликования не первого, а второго
из названных постановлений, являлось
предметом рассмотрения Конституционного
Суда РФ, и Постановлением Конституционного
Суда РФ 5 июля 2001 года "По делу о проверке
конституционности Постановления
Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III
ГД "О внесении изменения в Постановление
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "Об
объявлении амнистии в связи с 55-летием
Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945
годов" в связи с запросом Советского
районного суда города Челябинска и
жалобами ряда граждан" признано не
соответствующим Конституции Российской
Федерации, ее статьям 1, 2, 6 (часть 2), 17 (часть
3), 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2), нормативное
положение, содержащееся во взаимосвязанных
предписаниях пункта 12 Постановления
Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об
объявлении амнистии в связи с 55-летием
Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945
годов" и изменившего его редакцию пункта 1
Постановления Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации от 28 июня 2000 года "О внесении
изменения в Постановление Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации "Об объявлении амнистии в связи с
55-летием Победы в Великой Отечественной
войне 1941 - 1945 годов", согласно которому
применение амнистии к лицам, перечисленным
в подпунктах "б" и "д" пункта 2 Постановления
от 26 мая 2000 года, в случае совершения ими
тяжких и особо тяжких преступлений
исключалось лишь после принятия
Постановления от 28 июня 2000 года.
В силу
того, далее указывается в Постановлении,
что "Постановление Государственной Думы от
26 мая 2000 года в связи с неадекватностью
отдельных его положений целям объявленной
амнистии изменено Постановлением
Государственной Думы от 28 июня 2000 года и в
этой части не может рассматриваться как
соответствующее Конституции Российской
Федерации, а его положения в новой редакции
как противоречащие Конституции Российской
Федерации не имеют юридической силы, в
отношении законно не освобожденных от
уголовной ответственности или наказания
лиц, указанных в подпунктах "б" и "д" пункта 2
акта об амнистии, которым вменяется
совершение перечисленных в его пункте 12
деяний, восстанавливается действие
уголовного закона". (см.: Постановление
Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П.
Опубликовано в Российской газете за 18 июля
2001 года).
Ограничение применения данного
пункта заложено в самом пункте - подлежат
освобождению от наказания лица, впервые
осужденные к лишению свободы до трех лет
включительно.
Этот пункт подлежит
применению с учетом п. 11 Постановления об
амнистии, так как положения, содержащиеся в
нем, ограничивают применение амнистии в
отношении: осужденных, являющихся
злостными нарушителями установленного
порядка отбывания наказания (подпункт "а" п.
11) <*>; осужденных, освобождавшихся из
мест лишения свободы в порядке помилования
или в соответствии с актами об амнистии
после 1994 года и вновь совершивших
умышленные преступления (подпункт "б")
<**>; осужденных, вновь совершивших
умышленные преступления в местах лишения
свободы (подпункт "в"); осужденных,
признанных особо опасными рецидивистами в
соответствии с Уголовным кодексом РСФСР
или совершивших преступление при особо
опасном рецидиве в соответствии с
Уголовным кодексом Российской Федерации
(подпункт "г").
--------------------------------
<*> В п. 13 Постановления Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации от 26 мая 2000 года N 399-III ГД "О
порядке применения Постановления
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "Об
объявлении амнистии в связи с 55-летием
Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945
годов" определено, какие лица должны
считаться злостными нарушителями
установленного порядка отбывания
наказания при применении акта об амнистии
(далее в тексте и в сносках - применение акта
об амнистии).
<**> Для того чтобы
правильно применить данный подпункт,
необходимо обратиться к Постановлению
Пленума Верховного Суда РФ от 11 апреля 2000 г.
"О практике назначения судами видов
исправительных учреждений". В п. 4
Постановления даются разъяснения, каких
лиц следует относить к ранее отбывавшим
наказание в виде лишения свободы (см.
Постановление Пленума, которое
опубликовано в БВС РФ N 6/2000. С. 1 - 4).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ
от 11.04.2000 N 14 "О практике назначения судами
видов исправительных учреждений" утратило
силу в связи с изданием Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 14 "О
практике назначения судами видов
исправительных учреждений".В Постановлении
об амнистии не предусмотрены ограничения
для применения п. 1 к осужденным, исходя из
категории совершенных ими преступлений.
По нашему мнению, данный пункт применим к
осужденным, в отношении которых приговоры
вступили в законную силу до вступления в
силу Постановления об амнистии.
Это
мнение по вышеизложенному пониманию п. 1
основано на анализе положений п. 1 и п. 8
Постановления об амнистии.
Вместе с тем
не все правоприменители придерживаются
такой точки зрения, считая, что положения п.
1 следует применять к лицам, осуждаемым
после вступления в силу постановления об
амнистии, за преступления, которые были
совершены до принятия амнистии.
Вышеизложенное толкование п. 1 амнистии, с
нашей точки зрения, приводит к принятию
неверных решений по освобождению от
наказания лиц, к которым амнистия не должна
применяться.
Нам представляется, что п. 1
амнистии должен применяться после
вступления Постановления об амнистии в
силу в двух случаях.
Первый случай. Если
на день опубликования амнистии, а она
применяется со дня ее официального
опубликования, был провозглашен приговор,
но не вступил в законную силу.
Такая
ситуация возможна, если не истек
семисуточный срок, предусмотренный нормами
УПК РСФСР на обжалование и опротестование
приговора, а также если был принесен
протест или подана жалоба на приговор в
течение семи суток в кассационную
инстанцию на законность и обоснованность
приговора.
Второй случай. Когда в
приговор, провозглашенный до вступления в
силу амнистии, вступивший в законную силу, в
последующем, в порядке надзора, вносятся
изменения и определяется наказание до трех
лет лишения свободы.
В этих случаях
понятно, что осужденные должны
освобождаться от наказания по п. 1
Постановления об амнистии.
Иное
толкование положений п. 1 и основанные на
нем решения по освобождению от наказания
лиц, приговоры в отношении которых
провозглашаются в период, когда амнистия
действует, с нашей точки зрения,
недопустимо.
Так, если следовать
указанной логике, то по п. 1 к лицу при
назначении реального наказания до трех лет
лишения свободы включительно возможно
применение амнистии. А к лицу, которому
назначается условное наказание, применение
амнистии невозможно (в данном случае
имеется в виду осуждение за преступления,
перечисленные в п. 12 Постановления об
амнистии).
Мы считаем, что положения
пункта 1 применимы в отношении лиц,
осужденных к лишению свободы и не
скрывающихся от отбывания наказания.
Такое мнение основано на анализе п. 1 и п. 11
Постановления об амнистии. В подпункте "а" п.
11 имеется ограничение в отношении
осужденных, являющихся злостными
нарушителями установленного порядка
отбывания наказания. Из этого следует, что
лица не только должны быть осуждены, но и
при отбытии наказания соблюдать
установленный порядок отбывания наказания
<*>.
--------------------------------
<*> Мы не
преследуем цели в данной статье
спрогнозировать все возможные варианты
применения либо неприменения п. 1. Это
касается и нашего анализа других положений
амнистии.
На основании п. 2 подпунктов "а,
б, в, г, д" Постановления об амнистии
подлежали освобождению от наказания в виде
лишения свободы независимо от назначенного
срока осужденные: принимавшие участие в
боевых действиях по защите Отечества либо
проходившие службу в составе действующей
армии (подпункт "а") <1>; награжденные
орденами или медалями СССР либо Российской
Федерации (подпункт "б") <2>; женщины,
имеющие несовершеннолетних детей, детей -
инвалидов, а также беременные женщины
(подпункт "в") <3>; мужчины старше 55 лет и
женщины старше 50 лет (подпункт "г") <4>;
инвалиды I или II группы, а также больные
туберкулезом, отнесенные к I или II группе
диспансерного учета <5>, <6>.
--------------------------------
<1> В подпункте "а" п.
6 Постановления о применении акта об
амнистии даны разъяснения, кто попадает под
действие подпункта "а" пункта 2
Постановления об амнистии.
<2> В
подпункте "б" п. 6 Постановления о применении
акта об амнистии даны разъяснения, какие
награды дают основания для применения
амнистии и в этих же разъяснениях указано,
что действие подпункта "б" пункта 2
Постановления об амнистии не
распространяется на лиц, лишенных в
установленном порядке орденов или медалей
СССР либо Российской Федерации.
<3> В
подпункте "в" п. 6 Постановления о применении
акта об амнистии даны разъяснения по
применению подпункта "в" п. 2 Постановления
об амнистии.
<4> В подпункте "г" п. 6
Постановления о применении акта об
амнистии даны разъяснения по применению
подпункта "г" п. 2 Постановления об
амнистии.
<5> В подпункте "д" п. 6
Постановления о применении акта об
амнистии разъясняется, что под действие
данного подпункта подпадают лица,
признанные в установленном порядке
инвалидами I или II группы до вступления в
силу Постановления об амнистии, больные
туберкулезом, отнесенные в установленном
порядке к I или II группе диспансерного учета
на день принятия решения о применении акта
об амнистии.
<6> По одному из дел
судебная коллегия по уголовным делам
Верховного Суда РСФСР признала, что при
решении вопроса о применении акта амнистии
к лицу, признанному инвалидом, следует
иметь в виду, что днем установления
инвалидности, если решение об этом
принимается ВТЭК не в день
освидетельствования, а позже, считать день,
когда оно было начато (см.: Сборник постан. и
опред. по уголовным делам Верховного Суда
РСФСР. 1981 - 1988 гг. С. 311).
Какие же
ограничения по применению амнистии по
данному пункту содержались в первой
редакции амнистии?
В п. 11 Постановления
об амнистии были предусмотрены ограничения
по субъектам, к которым амнистия не должна
применяться.
В п. 12 Постановления об
амнистии содержались ограничения в
отношении лиц, указанных в п. 2 подпунктах "а,
в, г", если ими были совершены деяния,
перечисленные в п. 12.
Других ограничений
для освобождения от наказания
вышеперечисленных лиц в первоначальном
тексте амнистии не было.
В отношении
лиц, указанных в подпунктах "б, д" п. 2
амнистии, подлежали прекращению уголовные
дела, находящиеся в производстве органов
дознания, органов предварительного
следствия и судов, независимо от тяжести
совершенных ими преступлений и без
каких-либо ограничений на основании
подпункта "б" ч. 1 п. 8 Постановления об
амнистии.
По лицам, указанным в
подпунктах "а, в, г" п. 2 амнистии, решение о
применении к ним положения амнистии должно
было применяться с ограничениями,
установленными подпунктами "а, б" п. 12
Постановления об амнистии.
Внесенными
изменениями в Постановление об амнистии на
всех лиц, которые были указаны в подпунктах
п. 2 первоначального текста амнистии,
применение амнистии стало возможно с
учетом ограничений, установленных в
пунктах 11 - 12 Постановления об амнистии.
"Юридическим последствием Постановления
Государственной Думы от 28 июня 2000 года
явилось восстановление действия
уголовного закона в отношении еще не
освободившихся по амнистии лиц,
совершивших перечисленные в пункте 12
Постановления от 26 мая 2000 года деяния, что
меняло правовой статус тех, кто был
награжден орденами и медалями СССР либо
Российской Федерации, инвалидов I и II
группы, а также больных туберкулезом,
отнесенных к I или II группе диспансерного
учета: на основании подпунктов "б" и "д"
пункта 2 Постановления от 26 мая 2000 года они
подлежали освобождению независимо от
характера и тяжести преступного деяния,
после же внесенных изменений такие лица,
если им было вменено совершение тяжких или
особо тяжких преступлений, а
правоприменительное решение об их
освобождении от уголовной ответственности
еще не состоялось, амнистированию больше не
подлежали" <*>, <**>.
--------------------------------
<*> См.: п. 6
Постановления Конституционного Суда РФ от 5
июля 2001 года.
<**> В констатации
Конституционного Суда имеется юридическая
неточность, что после внесенных изменений
"такие лица, если им было вменено совершение
тяжких или особо тяжких преступлений",
амнистированию не подлежали. Неточность
заключается в том, что в п. 12 Постановления
об