Законодательство города москвы о градостроительном планировании и зонировании территории

ПЛАНИРОВАНИИ И ЗОНИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ
Н.Л. ЛИСИНА
Н.Л. Лисина, аспирантка юридического факультета МГУ.
Стратегическая цель градостроительного развития Московского региона заключается в создании совокупных материально - пространственных условий, обеспечивающих гуманизацию среды, экологическую безопасность и высокое качество жизни, сохранение и реабилитацию культурного наследия и природы, устойчивость и динамизм экономики, укрепление роли Москвы и столичного региона в качестве ведущего национального и международного делового и политического центра <*>. Основополагающим направлением градостроительной политики г. Москвы является создание нормативно - правовой базы в сфере градостроительной деятельности (в том числе приоритетных программ), которая позволила бы изменить в лучшую сторону состояние московской градостроительной системы, привлечь и аккумулировать ресурсы инвесторов, сохранить наиболее ценные территории (природные комплексы).
--------------------------------
<*> См.: Комплексная экологическая программа г. Москвы на период до 2005 г. Утверждена Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 1994 г. N 860 (в ред. от 11 марта 1997 г.). Раздел II. Экологические мероприятия в области градостроительства // Вестник Мэрии Москвы. 1994. N 22.
Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. <*> предоставляет субъектам Федерации и органам местного самоуправления поселений возможность активно участвовать в регулировании градостроительных отношений. Законодательство Российской Федерации о градостроительстве рассматривается в широком аспекте, включая не только Градостроительный кодекс РФ, но и иные федеральные законы и нормативно - правовые акты Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ субъекты Российской Федерации при осуществлении правового регулирования градостроительства вправе решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Органы государственной власти субъектов РФ обладают широкими полномочиями в области градостроительства. Статья 22 Градостроительного кодекса определяет шестнадцать направлений их деятельности, в числе которых - разработка и принятие законов, иных нормативно - правовых актов и установление государственной политики в области градостроительства.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069.
Город Москва по закону является объектом градостроительства особого регулирования, которое в поселениях такого типа осуществляется посредством введения специальных государственных стандартов, государственных градостроительных нормативов и правил; особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации. Отчасти именно такой статус города - субъекта Российской Федерации требует более детального правового регулирования градостроительных отношений на уровне региона, при котором следует учитывать следующие особенности: численность населения, научно - производственную специализацию поселения, его значение в системе расселения населения и административно - территориальном устройстве Российской Федерации.
С учетом этого в Московском регионе активно идет правотворческий процесс в сфере градостроительства. Особо интересно законодательство о планировании и зонировании территории города, а также об учете частного интереса при осуществлении градостроительной деятельности.
Градостроительное планирование развития поселений осуществляется на основе градостроительных документов, главным из которых является Генеральный план. Он определяет в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития, зонирование территорий поселений, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко - культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
Согласно Закону г. Москвы от 10 декабря 1997 г. N 53 (в ред. от 27 апреля 2001 г.) "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы" <*> Генеральный план разрабатывается с учетом осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации и взаимосвязанности Москвы и Московской области (ст. 1). В преамбуле Закона говорится, что Генеральный план развития города Москвы служит целям повышения качества городской среды, снижения неблагоприятного антропогенного воздействия на окружающую природную среду и сохранения историко - культурного наследия.
--------------------------------
<*> Ведомости Московской Думы. 1998. N 2. С. 65; Вестник Московской городской Думы. 2001. N 6. Ст. 73.
Генеральный план Москвы включает в себя три части: Основные направления градостроительной деятельности Москвы, Градостроительное зонирование территории Москвы и Программу первоочередных градостроительных мероприятий. Неотъемлемой частью Генерального плана является Генеральная схема градостроительного зонирования территории, устанавливающая функциональное, строительное и ландшафтное назначение планировочных районов на территории столицы.
Разработку проекта Генерального плана Москвы, рассмотрение проекта и публикацию его основных положений осуществляет Правительство города. Жителям столицы, районным управам, а также юридическим лицам предоставлено право в течение месяца после публикации в средствах массовой информации основных положений проекта Генплана направлять в Правительство Москвы свои предложения и замечания. После учета всех замечаний и предложений Правительство Москвы направляет проект Генерального плана в Правительство Российской Федерации для согласования в части вопросов осуществления городом функций столицы. Затем проект проходит государственную экологическую и градостроительную экспертизу согласно действующему законодательству. Поскольку Москва является одновременно субъектом Российской Федерации и развитие ее территории может затрагивать интересы Московской области, проект Генерального плана обязательно направляется в порядке согласования в органы государственной власти Московской области. После всех законодательно установленных согласований Правительство Москвы утверждает проект закона о Генеральном плане развития г. Москвы, который с приложением утвержденного Генерального плана направляется мэром Москвы в Московскую городскую Думу для рассмотрения (в необходимых случаях создается согласительная комиссия) и принятия.
Статьей 7 Московского закона о Генеральном плане закреплены важные меры, направленные на обеспечение должного градостроительного развития Москвы. К ним относятся мониторинг состояния градостроительного развития и информирование жителей Москвы о ходе реализации Генерального плана. В развитие этих положений Закона принят ряд нормативно - правовых актов. Основополагающим актом является Положение о порядке ведения мониторинга реализации Генерального плана развития города Москвы, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 16 января 2001 г. N 28-ПП <*>. Цель ведения мониторинга - выявление, оценка и прогнозирование тенденций градостроительного развития города с учетом социально - экономических факторов, обоснование необходимых градостроительных мероприятий, планируемых при разработке и актуализации градостроительной документации, а также выявление необходимости обновления правовой, нормативной, научно - методической и информационно - технической базы градостроительства в городе.
--------------------------------
<*> Вестник Мэрии Москвы. 2001. N 6.
Система мониторинга реализации Генерального плана развития представляет собой непрерывный технологический цикл, обеспечивающий регулирование градостроительной деятельности и включающий оценку достигнутого уровня градостроительной организации территории города; прогноз перспективного развития территории, корректировку перспективных направлений градостроительного развития посредством реализации программ первоочередных мероприятий; предложения по актуализации первоочередных городских программ, планов и мероприятий градостроительной деятельности и анализ предпосылок социально - экономического и экологического развития города. Ведение мониторинга поручено государственному унитарному предприятию "Научно - исследовательский институт Генерального плана Москвы" совместно с Управлением формирования архитектурного облика, координации строительства и реконструкции города с привлечением префектур административных округов, комплексов, департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы и других организаций.
Правительство города периодически информирует москвичей о ходе реализации Генерального плана и о решениях, принимаемых в этих целях. В частности, Постановлением Правительства Москвы от 24 июля 2001 г. N 668-ПП "О ходе реализации Генерального плана развития г. Москвы за 2000 г. и задачах градостроительного развития Москвы" утвержден Перечень приоритетных работ на период до 2004 г. Приоритетными названы четыре направления. Первое касается реализации Основных направлений градостроительного развития г. Москвы, в их числе: соблюдение экологических требований при градостроительном развитии, сохранение и регенерация историко - культурного наследия, формирование планировочной и архитектурно - пространственной структуры города (градостроительное развитие исторического центра, сохранение и развитие территорий природного комплекса, развитие общественных, жилых территорий, реорганизация производственных территорий), развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Второе направление - реализация требований градостроительного зонирования территории; третье - обеспечение реализации (разработки) программ и первоочередных градостроительных мероприятий; четвертое направление - осуществление мониторинга Генерального плана развития г. Москвы.
Следует отметить, что в Московском регионе активно разрабатываются градостроительные планы административных округов и градостроительные планы развития территорий районов. Правовое основание появления градостроительной документации этих видов - положение п. 7 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому законами и иными нормативно - правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться иные виды градостроительной документации в зависимости от особенностей региональных и местных условий.
Требования к содержанию и порядку разработки градостроительных планов содержатся в Постановлении Правительства Москвы от 3 октября 2000 г. N 776 "О Положении о составе и порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных планов развития территорий административных округов города Москвы" <*> и Постановлении Правительства Москвы от 23 января 2001 г. N 69-ПП "О временном Положении о составе и порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных планов развития территорий районов города Москвы" <**>.
--------------------------------
<*> Вестник Мэрии Москвы. 2000. N 29.
<**> Вестник Мэрии Москвы. 2001. N 8.
Градостроительный план обеспечивает реализацию Генерального плана развития столицы в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности на территории административного округа и (или) района с учетом их экологических, географических, историко - культурных, социально - экономических и иных особенностей. В содержание градостроительного плана административного округа должны быть включены сведения об оценке состояния и требования к развитию территории, основные направления развития и схемы зонирования территории, первоочередные мероприятия по реализации градостроительного плана административного округа.
В соответствии с градостроительным планом развития территории административного округа разрабатывается градостроительный план развития территории района г. Москвы. Он устанавливает еще более детальное правовое регулирование планирования использования земель в пределах района города. В градостроительном плане района должны быть отражены сведения по четырем направлениям: анализ предпосылок социально - экономического и градостроительного развития; основные направления развития территории; территориальные регламенты регулирования градостроительной деятельности и первоочередные мероприятия по реализации градостроительного плана.
Порядок использования земель поселений детализируется и конкретизируется посредством территориального зонирования. Территориальное зонирование - это деятельность соответствующих органов в сфере градостроительной деятельности, направленная на согласованное правовое регулирование земельных участков и строений на них как единого комплекса, путем деления территории поселения на зоны и их закрепления в градостроительных документации и регламентах. Статья 40 Градостроительного кодекса РФ в зависимости от характера градостроительного использования земельных участков устанавливает восемь территориальных зон (жилые, общественно - деловые, производственные и др.). При этом органы местного самоуправления с учетом местных условий могут устанавливать иные территориальные зоны (п. 2 ст. 40). В территориальных зонах поселений особого градостроительного регулирования могут устанавливаться дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости (п. 4 ст. 39).
Вопросы зонирования на территории столицы регулируются прежде всего Законом г. Москвы от 9 декабря 1998 г. N 28 (в ред. от 1 декабря 1999 г.) "О градостроительном зонировании территории города Москвы" <*>. В соответствии со ст. 1 Закона градостроительное зонирование территории столицы представляет собой установление обязательных требований к функциональному использованию (функциональному назначению), застройке (строительному назначению), ландшафтной организации (ландшафтному назначению) планировочных районов, кварталов, участков территории города. Таким образом, устанавливаются три типа градостроительного зонирования: функциональное, строительное и ландшафтное. Они разрабатываются исходя из экологических приоритетов развития столицы, природоохранных ограничений и требований к использованию городских земель, сохранения историко - культурной ценности, своеобразия городских ландшафтов. Применительно к каждому типу градостроительного зонирования действуют нормативные акты Правительства Москвы.
--------------------------------
<*> Ведомости Московской Думы. 1999. N 2. С. 4; Ведомости Московской городской Думы. 2000. N 1. С. 86.
Так, Постановлением Правительства Москвы от 14 октября 1997 г. N 737 "О перспективном функциональном зонировании территории г. Москвы" утверждено Положение о функциональном зонировании территории г. Москвы. Функциональное зонирование - это установление

Комментарии к законам »
Читайте также