Становление органов конституционного правосудия в республиках северного кавказа
В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Р.Б.
МАМАЕВ
Мамаев Рустам Борисович - главный
государственный налоговый инспектор
Управления МНС России по Кабардино -
Балкарской Республике, соискатель кафедры
административного и муниципального права
Северо - Кавказской академии
государственной службы при Президенте
РФ.
В условиях формирования свободного
гражданского общества, реальной
демократии, создания правового
государства, одним из существенных
признаков которого является господство
права, конституции и закона,
конституционное правосудие все более
органично входит в государственно -
правовую систему России и ее субъектов.
Специфическим институтом обеспечения и
охраны действия принципа верховенства
Конституции является конституционный
контроль, который осуществляют органы
конституционного правосудия. В России
данная функция осуществляется на
федеральном уровне Конституционным Судом
РФ, а на региональном - органами
конституционной юстиции субъектов РФ. В
настоящее время они действуют в 13 из них. На
Северном Кавказе эти органы созданы в
четырех республиках: Адыгее, Дагестане,
Кабардино - Балкарии, Северной Осетии -
Алании.
Развитие конституционной
юстиции происходило весьма сложно. Процесс
создания конституционных судов в
республиках не носил синхронного
характера. От закрепления в Основном законе
до реального создания суда проходил
довольно длительный период.
Споры о
целесообразности создания таких органов
были завершены после принятия Федерального
конституционного закона "О судебной
системе Российской Федерации" от 31 декабря
1996 года - конституционные суды
законодательно стали реальностью судебной
системы Российской Федерации.
Увеличение числа названных судов,
рассмотрение практики их работы ставят
немало вопросов. Особую остроту
приобретают проблемы правового статуса и
компетенции органов конституционного
правосудия.
Статус конституционных
судов, а также иных специализированных
органов конституционного контроля в
республиках Северного Кавказа в общих
чертах урегулирован их конституциями,
которые определяют полномочия этих
органов, порядок их образования и другие
вопросы.
Конституционные суды невелики
по своему численному составу (Дагестан,
Кабардино - Балкария, Северная Осетия -
Алания - по пять судей; Адыгея - девять). В
названных республиках число судей
конституционных судов определяется их
конституциями.
В формировании этих
судов и других специализированных органов
конституционного контроля, как правило,
предусмотрено участие нескольких ветвей
власти, представленных соответствующими
государственными органами. Так,
Конституционный суд Республики Адыгея
образуется на основе равного
представительства от законодательной,
исполнительной и судебной ветвей
государственной власти (по три члена палаты
от каждой). По представлению высшего
должностного лица республики парламентом
назначаются или избираются судьи
конституционных судов Кабардино - Балкарии
и Северной Осетии - Алании. Судьи
Конституционного суда Республики Дагестан
назначаются Народным Собранием по
представлению Государственного Совета -
своеобразного коллегиального главы
Республики. Кроме того, Конституция
Дагестана (п. 5 ст. 81) предусматривает
возможность освобождения судей от
занимаемой должности законодательным
органом республики.
В отличие от
парламента, президента, избираемых на
установленный конституцией срок, в Адыгее и
Кабардино - Балкарии полномочия
конституционных судов не ограничены
каким-либо временем. Срок полномочий
Конституционного суда Дагестана определен
в десять лет, Северной Осетии - Алании - в
пять лет.
Каков же статус судей
конституционных судов республик Северного
Кавказа? Полномочия судей ограничиваются
сроком от десяти (Дагестан, Кабардино -
Балкария) до двенадцати лет (Адыгея). При
этом определяется предельный возраст
пребывания в должности судьи (Дагестан - 65
лет, Кабардино - Балкария - 70 лет). Для членов
квазисудебных органов предельный возраст,
как правило, не установлен.
В
конституциях и главным образом в законах
республик устанавливаются определенные
требования к кандидатам в судьи
конституционных судов, касающиеся их
гражданства, возраста, правоспособности,
образования, профессиональной
квалификации и опыта, моральных качеств.
Судьей может быть избран или назначен, как
правило, гражданин соответствующей
республики, достигший 35 лет (в Дагестане) и
не старше 60 лет. В Кабардино - Балкарии,
Адыгее предельный возраст кандидата в
судьи не назван. Почти во всех республиках
от кандидата в судьи требуется высокий
уровень профессиональных знаний, а также
моральные качества, необходимые для
исполнения судейских обязанностей.
Непременным условием является наличие
высшего юридического образования. 10-летний
стаж работы по юридической специальности
требуется по законодательству Адыгеи и
Кабардино - Балкарии <*>.
--------------------------------
<*> См.: Овсепян Ж.И.
Становление конституционных и уставных
судов в субъектах РФ (1990 - 2000 гг.). Ростов - на -
Дону, 2001.
В республиках, учредивших
конституционные суды, законодательством
устанавливается, что должность судьи
несовместима с депутатским мандатом, с
занятием или сохранением какой-либо
оплачиваемой должности,
предпринимательской деятельностью,
принадлежностью к политическим партиям и
движениям. Законодательством республик
Северного Кавказа уделяется значительное
внимание гарантиям независимости судей
конституционных судов. Им гарантируется
несменяемость в течение срока полномочий,
за исключением определенных в законах
оснований. Последними, помимо смерти,
отставки, достижения предельного возраста,
судебного признания недееспособным,
временного отсутствия или объявления
умершим, являются:
1) нарушение порядка
избрания судей Конституционного суда;
2)
утрата гражданства республики;
3)
вступивший в силу обвинительный приговор
суда;
4) совершение проступка,
порочащего честь и достоинство судьи;
5)
занятие или совершение действий,
несовместимых с его должностью;
6)
неприсутствие судьи на заседаниях суда или
уклонение от участия в голосовании свыше
двух раз подряд без уважительных причин;
7) неспособность исполнять свои
обязанности по состоянию здоровья или иным
уважительным причинам в течение
длительного времени (в Адыгее - десяти
месяцев).
В большинстве республик
полномочия судьи прекращаются по решению
Конституционного суда, которое
направляется президенту и парламенту, а в
Адыгее также и судейскому корпусу, и
является официальным уведомлением об
открытии вакансии. В случаях нарушения
порядка избрания судьи или совершения им
проступка, порочащего его честь и
достоинство, прекращение полномочий
производит парламент по представлению
Конституционного суда. Процедура, при
которой Суд сам решает вопрос о прекращении
полномочий судей, как справедливо заметил в
своей статье М. Митюков, "усиливает гарантии
его независимости" <*>.
--------------------------------
<*> Митюков М.
Организация и компетенция конституционных
(уставных) судов субъектов РФ //
Конституционное право.
Восточноевропейское обозрение. 1996. N 3 - 4. С.
62.
Несколько упрощен порядок прекращения
полномочий судей конституционных судов в
Кабардино - Балкарской Республике и
Республике Северной Осетии - Алании, где
полномочия судьи во всех случаях
прекращаются парламентом по представлению
Конституционного суда.
Говоря об
организации деятельности органов
конституционной юстиции республик, нельзя
не затронуть вопрос о компетенции этих
органов. Она, как правило, в сжатых
формулировках определяется в
соответствующих конституциях и уставах и
воспроизводится затем в специальных
законах.
Конституционные суды
рассматривают дела, предметом которых
являются конституционно - правовые вопросы
и споры. Анализ законодательства республик
Северного Кавказа позволяет утверждать,
правда, с некоторыми оговорками, что они не
вправе рассматривать политические вопросы,
а также все, что связано с компетенцией
других органов и судов общей юрисдикции.
Они не могут рассматривать и дела,
относящиеся к компетенции КС РФ, хотя на это
прямо и не указывается в большинстве
законов республик о конституционных судах.
С учетом уже предложенных в научной и
специальной литературе моделей
классификации предметной компетенции
Конституционного Суда можно выделить
следующие полномочия специализированных
органов конституционной юстиции республик
Северного Кавказа:
1) контроль за
конституционностью правовых актов
республики, ее договора с РФ и другими
субъектами Федерации, а также
международных договоров;
2) официальное
толкование конституции республики;
3)
разрешение споров о компетенции между
органами государственной власти
республики; между ними и органами местного
самоуправления; между органами местного
самоуправления;
4) защита
конституционных прав и свобод граждан по их
жалобам и запросам судов о
неконституционности закона республики,
примененного или подлежащего применению в
конкретном деле;
5) контроль за решением
парламента о назначении референдума
(Кабардино - Балкария);
6) контроль за
конституционностью политических партий и
иных общественных объединений (Ингушетия);
разрешение конституционно - правовых
споров между общественными организациями и
государственными органами;
7) защита
конституции республики от нарушения ее
высшими должностными лицами, а в некоторых
случаях - другими должностными лицами и
судьями; участие в процедуре подтверждения
стойкой неспособности президента по
состоянию здоровья выполнять свои
функции;
8) защита конституции от
нарушения ее парламентом республики путем
дачи заключения, служащего основанием для
решения вопроса о роспуске парламента
(Ингушетия, Кабардино - Балкария);
9) дача
заключений о соответствии конституции
республики действующих на ее территории
законов, других нормативных актов и
международных договоров республики, о
нарушении республиканского суверенитета
федеральными органами государственной
власти и управления (Дагестан);
10)
участие в законодательном процессе
республики (осуществление права на
законодательную инициативу);
11) иные
полномочия, предусмотренные конституцией и
законами субъектов РФ (участие в процедуре
принятия присяги высшим должностным лицом
республики, право направлять послания
законодательному органу, принимать
регламент).
Естественно, что не все
названные полномочия тот или иной
конституционный суд осуществляет в полном
объеме. Конкретная компетенция каждого
специализированного органа
конституционного контроля значительно уже
и беднее обобщенной компетенции подобных
органов всех республик Северного Кавказа.
Последняя насчитывает более двадцати
полномочий, которые нами условно сведены в
одиннадцать групп, а суд или иной орган
конституционного контроля обычно обладает
не более чем шестью - семью полномочиями.
Почти всем судебным органам
конституционного контроля этих республик
свойственны первые четыре группы
полномочий в приведенном нами перечне, а
также право законодательной инициативы.
Остальные полномочия имеют факультативный
характер и присущи лишь конституционным
судам отдельных республик.
В
полномочиях органов конституционного
правосудия много различий, нюансов. Это
обусловлено особенностями статуса
республики, политической, экономической и
национальной спецификой ее развития,
влиянием президентской или парламентской
модели государственного устройства,
степенью развитости системы "сдержек и
противовесов" в разделении власти. Сейчас
по региональному законодательству с точки
зрения организации и компетенции
существуют три вида специализированных
органов конституционного контроля:
1)
сложившиеся под влиянием доктрины
комитетов конституционного надзора
(Республика Северная Осетия - Алания до 2000 г.
Поправками к Конституции Республики от 19
июля 2000 года Комитет конституционного
надзора был преобразован в Конституционный
суд);
2) сложившиеся под влиянием
прежнего Закона РСФСР от 6 мая 1991 года "О
Конституционном Суде РСФСР" (Дагестан,
Кабардино - Балкария);
3) сложившиеся под
влиянием Конституции РФ 1993 г. и
Федерального конституционного закона 1994 г.
"О Конституционном Суде Российской
Федерации" (Адыгея) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Овсепян Ж.И.
Конституционные суды в республиках в
составе РФ // Государственность и право
республик в составе РФ: Материалы научно -
практической конференции в Нальчике.
Ростов - на - Дону, 1996.
Органы
конституционного правосудия республик
Северного Кавказа, защищая свои
конституции, должны одновременно защищать
и федеральную Конституцию. В качестве
примера можно привести решение
Конституционного суда Республики Дагестан
о проверке конституционности
Постановления Совета Министров Республики
"О контрактной форме найма руководителей и
специалистов органов государственного
управления, объединений, предприятий,
организаций и учреждений Дагестанской ССР"
от 10 февраля 1992 года, которым названный акт
был признан неконституционным, так как
противоречил положениям Конституции
Российской Федерации о разграничении
полномочий в сфере регулирования трудовых
отношений.
Несмотря на некоторую
медлительность в осуществлении судебной
реформы в субъектах РФ, процесс
формирования органов конституционного
правосудия там продолжается. Вместе с тем
совершенствуется и деятельность уже
созданных конституционных судов.
Принимаемые ими решения дополняют на
региональном уровне федеральное
конституционное правосудие, способствуют
укреплению конституционной законности.
Вместе с тем необходимо согласовать
законодательство субъектов РФ в части
регулирования статуса органов
конституционного правосудия с федеральным
законодательством. Федеральный
конституционный закон "О судебной системе
Российской Федерации" законодательно
закрепил легитимность создания судебных
органов конституционного контроля в
субъектах РФ. При этом он недостаточно
четко и адекватно определил компетенцию
конституционных судов, не в полной мере
учел накопленный опыт их деятельности.
Конституционному Суду РФ следует, на наш
взгляд, уделять больше внимания практике
деятельности этих органов, а также
разграничению компетенции между
федеральными и региональными органами
конституционного правосудия.
Конституционные суды субъектов Российской
Федерации являются частью правовой системы
России. Это означает общность ценностных
подходов ко всем органам конституционного
судебного контроля как к институтам,
необходимым для утверждения идей правового
государства, разделения властей.
Конституционные суды являются также частью
единой судебной системы Российской
Федерации. Они функционируют в рамках
единого правового пространства, в котором
федеральное конституционное
законодательство и конституционное
законодательство субъектов Федерации
находятся в логической и иерархической
взаимосвязи, осуществляют конституционное
правосудие в целях обеспечения единого
российского