Об ограничении прав и свобод граждан в условиях военного положения: теоретические аспекты
В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
С.В.
ПЧЕЛИНЦЕВ
Пчелинцев Сергей Владимирович
- заслуженный юрист РФ, генерал - майор
юстиции, кандидат юридических наук.
В
связи с рассмотрением Государственной
Думой Федерального Собрания РФ проекта
федерального конституционного закона "О
военном положении" возросла актуальность
исследований отдельных проблем правового
регулирования военного положения в
Российской Федерации <*>, которые могут
представлять серьезный теоретический и
практический интерес.
--------------------------------
<*> См.: Пчелинцев
С.В. Правовое регулирование военного
положения в Российской Федерации как
фактор стратегии устойчивого развития //
Права человека как фактор стратегии
устойчивого развития / Отв. ред. Е.А.
Лукашева. М., 2000. С. 283 - 299.
Как известно,
военное положение рассматривается в
конституционном праве Российской
Федерации как один из видов особого
правового режима деятельности органов
государственной власти, иных
государственных органов, органов местного
самоуправления и организаций в
исключительных для государства
обстоятельствах. Законодательные основы
применения военного положения в России
предусмотрены Конституцией Российской
Федерации, в ч. 2 ст. 87 которой установлено,
что в случае агрессии против Российской
Федерации или непосредственной угрозы
агрессии <*> Президент РФ вводит на
территории Российской Федерации или в
отдельных ее местностях военное положение
с незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации и Государственной Думе.
Полномочия Президента РФ и Федерального
Собрания РФ по объявлению военного
положения закреплены соответственно в п. 4
ч. 2 ст. 4 и в п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона
"Об обороне" <*>. Вместе с тем правовые
основания для объявления военного
положения требовали уточнения и
конкретизации, так как федеральный
конституционный закон, который в
соответствии с ч. 3 ст. 87 Конституции
Российской Федерации должен
непосредственно определять режим военного
положения, в течение длительного времени не
принимался.
--------------------------------
<*>
См.: Пчелинцев С.В. Об основаниях объявления
военного положения в Российской Федерации
(теоретические аспекты) // Журнал
российского права. 1998. N 4-5. С. 61 - 69.
<**>
См.: СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1. Ст. 6.
Одной
из наиболее важных и принципиальных
является проблема возможного ограничения
прав и свобод личности в условиях военного
положения, которая получает неоднозначное
толкование в современной юридической
литературе. С одной стороны, в качестве
наиболее яркого примера режима и признаков
военного положения принято ссылаться на
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22
июня 1941 года "О военном положении",
предусматривавший следующие ограничения
прав и свобод человека: а) привлечение к
трудовой повинности или к выполнению
определенных работ; б) установление военно -
квартирной обязанности для
расквартирования воинских частей и
учреждений; в) изъятие транспортных средств
и иного необходимого для нужд обороны
имущества; г) запрещение появления на
улицах после определенного времени
(комендантский час); д) производство обысков
и задержаний; е) установление норм отпуска
населению продовольственных и
промышленных товаров; ж) запрещение въезда
и выезда на территорию военного положения;
з) выселение в административном порядке с
территории военного положения или из
отдельных ее пунктов.
С другой стороны,
на что обращает внимание С.Н. Бабурин, "в
отличие от подхода к чрезвычайному
положению, Конституция не содержит для
территорий военного положения каких-либо
изъятий в ограничении прав и свобод" <*>.
Такая позиция обосновывается тем, что в ст.
87 Конституции РФ, устанавливающей
основания объявления Президентом РФ
военного положения, не содержится прямого
упоминания о возможности ограничения при
этом прав и свобод граждан, как это,
например, непосредственно предусматривает
редакция ст. 88 Конституции РФ о
чрезвычайном положении. Однако, по мнению
автора, это вовсе не означает, что при
военном положении права и свободы граждан
вообще не подлежат какому-либо ограничению.
Подобные суждения представляются
ошибочными, поскольку не учитывают
предоставленной ч. 3 ст. 55 Конституции РФ
возможности ограничения на основании
федерального закона прав и свобод граждан в
пределах, которые необходимы для
обеспечения безопасности государства и
обороны. Это не только совпадает по смыслу с
содержанием ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации
прав человека, но и основано на редакции ст.
19 Федерального закона "Об обороне", дающей
понятие военного положения как особого
правового режима деятельности органов
государственной власти, иных
государственных органов, органов местного
самоуправления и организаций,
предусматривающего ограничения прав и
свобод граждан. Аналогичная норма
закреплена также и в п. 2 ст. 1 ГК РФ, что
признается в научной литературе
обоснованной мерой воздействия со стороны
государства при необходимости обороны
страны, но при непременном условии принятия
соответствующего федерального закона
<**>. Не случайно в юридической
энциклопедической литературе одним из
наиболее характерных признаков военного
положения признается именно применение
комплекса ограничений для населения
<***>.
--------------------------------
<*> См.:
Бабурин С.Н. Территория государства:
правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
С. 98.
<**> См.: Гражданское право:
Учебник. Часть I / Под ред. А.Г. Калпина, А.И.
Масляева. М., 1997. С. 58.
<***> См.: Додонов
В.Н., Румянцев О.Г. Энциклопедический
юридический словарь. М., 1996. С. 43; Юридический
энциклопедический словарь / Под ред. А.Я.
Сухарева. М., 1984. С. 44; Пчелинцев С.В. Правовое
регулирование военного положения в России
в конце XIX - начале XX века // Журнал
российского права. 1998. N 2. С. 137 - 149 и
др.
Вместе с тем объем возможных
ограничений прав и свобод граждан во время
военного положения не может быть
безграничным, а непременно должен иметь
конкретные пределы, устанавливаемые
законодательством. В этой связи нельзя
поддержать точку зрения о возможности
ограничения прав и свобод граждан в
условиях военного положения еще в большем
объеме, чем в условиях режима чрезвычайного
положения <*>.
--------------------------------
<*> См.: Коротков А.П., Соковых Ю.Ю. Правовые
средства управления кризисными ситуациями:
сравнительный анализ международно -
правового и внутригосударственного
регулирования // Государство и право. 1997. N 10.
С. 70.
Оптимальной представляется позиция
Г.В. Васильевой, считающей, что "по аналогии
с нормами о режиме чрезвычайного положения
в условиях военного положения не подлежат
ограничению права и свободы,
предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40
(ч. 1), 46 - 54 Конституции (о праве на жизнь,
достоинстве личности, неприкосновенности
частной жизни, личной и семейной тайны, о
свободе совести и вероисповедания, о праве
на свободное использование способностей и
имущества для предпринимательской и иной
не запрещенной законом экономической
деятельности, о праве на жилище, о праве на
судебную защиту прав и свобод и т.д.)",
поскольку именно эти права не могут быть
ограничены в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ
даже в условиях введения чрезвычайного
положения <*>.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к Конституции
Российской Федерации / Под ред. Ю.В.
Кудрявцева. М., 1996. С. 388.
Аналогичной точки
зрения придерживаются также С.А. Авакьян,
Е.К. Глушко <*> и некоторые другие авторы.
Так, В.И. Чиркин считает, что в условиях
военного положения отдельные
конституционные права и свободы (свобода
собраний, демонстраций, печати и др.) могут
быть ограничены, но только в той мере и на
такой период времени, в каких это
необходимо для обеспечения обороны страны
и безопасности государства. При этом важно,
что согласно Международному пакту о
гражданских и политических правах
некоторые права и свободы не могут быть
ограничены и в условиях чрезвычайного
положения. Как справедливо полагает ученый,
эту норму по аналогии можно распространить
в определенном объеме и на военное
положение <**>.
--------------------------------
<*> См., например: Научно - практический
комментарий к Конституции Российской
Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. С.
400.
<**> См.: Конституция Российской
Федерации. Комментарий / Под ред. Б.Н.
Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994.
С. 423.
Таким образом, в теории
конституционного права Российской
Федерации преобладающей и наиболее
обоснованной является точка зрения,
согласно которой в условиях военного
положения могут быть предусмотрены
ограничения отдельных прав граждан. Однако
они допускаются только в той мере, в какой
это необходимо для обеспечения обороны
страны и безопасности государства, не могут
затрагивать основополагающих прав и свобод
граждан и должны согласовываться с
требованиями ст. 55 и 56 Конституции
Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> См., например:
Конституционное право: Энциклопедический
словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2000. С. 98 -
99.
В то же время высказываются
соображения о том, что закрепленный в
Конституции РФ перечень прав и свобод, не
подлежащих ограничению при введении
чрезвычайного положения, значительно
расширен по сравнению с Международным
пактом о гражданских и политических правах.
Это право на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, защиту своей
чести и доброго имени, право на тайну
частной жизни и др. Поэтому следовало бы
внести соответствующие изменения в
Конституцию РФ, которые позволяли бы более
эффективно осуществлять режим
чрезвычайного положения <*>.
--------------------------------
<*> См.: Лозбинев В.В.
Институт чрезвычайного положения в
Российской Федерации (теория,
законодательство, практика). М., 2001. С. 169 - 171,
184 - 185.
Для понимания объективной
необходимости ограничения некоторых прав и
свобод граждан в условиях осуществления
режима военного положения и их возможных
пределов важное значение имеет изучение
зарубежной практики. Как свидетельствует
исторический опыт, кризисы в истории
большинства государств вызывали
необходимость временного ограничения
отдельных прав и свобод граждан при тех или
иных чрезвычайных обстоятельствах. Однако
возможные ограничения любых прав и свобод
граждан должны коррелировать с
международно - правовыми нормами и
осуществляться в строгом соответствии с
национальным законодательством. Всеобщей
декларацией прав человека (п. 2 ст. 29)
закреплено, что "при осуществлении своих
прав и свобод каждый человек должен
подвергаться только таким ограничениям,
которые установлены законом исключительно
с целью обеспечения должного признания и
уважения прав других и удовлетворения
справедливых требований морали,
общественного порядка и общего
благосостояния в демократическом
обществе".
Как справедливо отмечают В.В.
Маклаков и Б.А. Страшун, "конституции часто
предусматривают возможность ограничения
тех или иных прав и свобод при чрезвычайных
обстоятельствах (война, стихийное бедствие
и т.п.)" <1>. Действительно,
законодательством большинства
западноевропейских государств (Германии,
Греции, Испании, Франции и др.) в интересах
обороны и национальной безопасности
допускаются некоторые ограничения прав и
свобод граждан в период военного (особого,
осадного, чрезвычайного) положения <2>.
Так, согласно ст. 55 Конституции королевства
Испании действие отдельных прав и свобод
(неприкосновенность жилища, право на выбор
местожительства и свободное передвижение
по национальной территории, на въезд в
страну и выезд из нее, свободу выражения
мыслей и др.) может быть приостановлено в
условиях чрезвычайного или осадного
положения в соответствии с
конституционными нормами <3>. В
Португалии введение военного положения
должно сопровождаться опубликованием
списка прав и свобод, осуществление которых
приостанавливается <4>.
--------------------------------
<1> Конституционное
(государственное) право зарубежных стран:
Учебник / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1995. Т. 1 - 2.
С. 121.
<2> См.: Конституционное
(государственное) право зарубежных стран:
Учебник / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1997. Т. 3. С.
16 - 17, 109 - 110, 193 - 194, 357 - 362, 613, 615 - 616; Маклаков
В.В. Конституции зарубежных государств:
Учебное пособие. Изд. 2-е. М., 1997. С. 246, 310 - 311, 338,
388 - 389.
<3> См.: Конституция Испании //
Конституции зарубежных государств. М., 1997. С.
297 - 354.
<4> См.: ст. 19 Конституции
Португалии // Конституции государств
Европейского Союза / Под ред. Л.А. Окунькова.
М., 1997. С. 525.
Отсюда следует принципиальное
требование, что какие-либо ограничения прав
и свобод граждан допустимы только в том
случае и в той мере, в каких они
предусмотрены конституционным правом
конкретного государства и соответствуют
нормам международного права. Указанное
положение распространяется и на
ограничения прав и свобод граждан в
условиях военного положения.
Анализ
зарубежной практики свидетельствует о том,
что ограничения прав и свобод в период
военного положения, как правило:
а) не
распространяются на основные права
граждан;
б) носят ограниченный по объему
и времени действия характер;
в)
применяются только на основании
соответствующего законодательного акта.
Даже при введении военного положения
основные неотъемлемые права человека (на
жизнь, достоинство личности, равноправие и
отсутствие дискриминации,
неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и
доброго имени, свободу совести, свободу
вероисповедания, свободное использование
своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности, право
на жилище, право на судебную защиту прав и
свобод и др.) должны непременно
соблюдаться.
Особый интерес
представляет решение вопроса об
ограничениях прав граждан в период
военного положения в странах СНГ, Балтии и
бывшего "социалистического лагеря". Анализ
конституций этих стран показывает, что в
большинстве из них установлены возможные
ограничения (приостановления) прав и свобод
граждан в условиях военного (осадного)
положения. Объем таких ограничений
является практически одинаковым как для
режима военного (осадного) положения, так и
для режима чрезвычайного положения.
Как
правило, подобные меры признаются
исключительными. В связи с этим в ряде
конституций закреплены вытекающие из норм
международного права гарантии их
применения только на основании и в
соответствии с требованиями действующего
законодательства. В частности, в
соответствии со ст. 16 Конституции
Республики Словения права человека и
основные свободы, предусмотренные
Конституцией, могут быть в порядке
исключения временно ограничены