Развитие международного патентного права
Одним из важных этапов в развитии
международного патентного права явилось
принятие 1 июня 2000 г. Договора о патентном
праве (Patent Law Treaty - PLT) на дипломатической
конференции, которая состоялась в штаб -
квартире Всемирной организации
интеллектуальной собственности (ВОИС) с 11
мая по 2 июня 2000 г. Кроме того, были приняты
Инструкция к Договору о патентном праве и
Заключительный акт, согласно которому
Договор о патентном праве был открыт для
подписания 2 июня 2000 г. Заключительный акт
подписали 104 государства, в том числе
Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Молдова
и Россия, а также три региональные
патентные организации: Африканская
региональная организация промышленной
собственности (АRIРО), Евразийская патентная
организация (ЕАПО) и Европейская патентная
организация (ЕПО).
Подписание Договора о
патентном праве в штаб - квартире ВОИС
осуществлялось в течение года после его
принятия, т.е. до 2 июня 2001 г. Впоследствии
любое имеющее на то право государство
(участник Парижской конвенции по охране
промышленной собственности или член ВОИС)
или региональная патентная организация
(Африканская организация интеллектуальной
собственности (OAPI), ARIPO, ЕАПО и ЕПО) могут
сдать на хранение акт о присоединении к
Договору о патентном праве. По состоянию на
15 октября 2001 г. Договор подписан 53
государствами и одной международной
организацией - Европейской патентной
организацией.
Работа по подготовке
Договора о патентном праве велась с декабря
1995 г. по сентябрь 1999 г. Это не первый опыт в
данной области: на проходившей в Гааге с 3 по
28 июня 1991 г. дипломатической конференции
первая попытка заключения Договора,
дополняющего Парижскую конвенцию в
отношении патентов, регулирующего вопросы
как материального, так и процессуального
патентного права, закончилась неудачей.
Новый Договор о патентном праве призван
гармонизировать и упростить процедурные
нормы международного патентного права. Он
дополняет действующий Договор о патентной
кооперации (Patent Cooperation Treaty - PCT), заключенный
в 1970 г. в Вашингтоне, и связан с ним.
Один
из основополагающих принципов Договора о
патентном праве (далее - Договор) -
отсутствие в нем регулирования норм
материального патентного права. Этот
Договор посвящен процедурным нормам
патентного права. В нем предусмотрены
упрощенные формальные требования, которые
могут устанавливать национальные и
региональные патентные ведомства при
подаче заявок, упорядочены процедуры
получения и сохранения патента в силе. В
целом положения Договора предоставляют
преимущества процедурного характера как
для заявителей и патентовладельцев, так и
для патентных ведомств договаривающихся
сторон (государств или
межправительственных организаций, включая
региональные патентные организации). Для
заявителей и патентовладельцев обеспечены
сокращение затрат, меньший риск совершения
ошибок и возможность их исправления без
утраты прав, а для патентных ведомств -
возможность более эффективной работы.
Кроме того, стороны правомочны
предусматривать для заявителей и
патентовладельцев более благоприятные
условия, чем требования, упомянутые в
Договоре и Инструкции к нему (кроме
требований к дате подачи заявки). В
перспективе ВОИС предполагает продолжить
работу в области гармонизации патентного
права и дополнить Договор документом в
сфере материального патентного права.
Основные положения Договора и Инструкции к
Договору, которым должны следовать
договаривающиеся стороны после вступления
в силу этих документов, сводятся к
следующему.
Дата подачи заявки на
изобретение - один из центральных
институтов Договора. Она устанавливается
согласно требованию ст. 5 Договора и правила
2 Инструкции к Договору. В п. 1 ст. 5 Договора
предусмотрены элементы заявки, которые
должны быть представлены, по выбору
заявителя, на бумаге или иным способом в
ведомство для установления даты ее подачи.
Так, датой подачи заявки является дата, на
которую ведомство получило следующие
элементы заявки:
явное или
подразумеваемое указание на то, что эти
элементы предназначены быть заявкой;
указания, позволяющие установить личность
заявителя или позволяющие ведомству
связаться с заявителем <*>;
--------------------------------
<*> Любая
договаривающаяся сторона может требовать
представления как сведений, позволяющих
установить личность заявителя, так и
сведений, позволяющих ведомству связаться
с заявителем.
часть, которая внешне
представляется описанием изобретения.
Упомянутый выше перечень элементов заявки
является исчерпывающим, поэтому ни одна из
договаривающихся сторон не может требовать
каких-либо дополнительных элементов,
например формулы изобретения, как это
предусмотрено ст. 11(1)(iii)(е) РLТ. В целом
требования к упомянутым выше элементам
заявки более либеральны по сравнению с
аналогичными требованиями согласно ст.
11(1)(iii)(а) и (с) РСТ. Так, допускается также
"подразумеваемое" указание на то, что
представленные элементы предназначены
быть заявкой, говорится об указаниях,
позволяющих установить личность заявителя
или связаться с ним, в то время как в
соответствующей норме РСТ требуется
указание имени заявителя. Следует отметить,
что в каждом отдельном случае толкование
упомянутых выше указаний в элементах
заявки будет осуществляться в
ведомствах.
Любая договаривающаяся
сторона может устанавливать дату подачи
заявки на основании одного или нескольких
чертежей вместо описания изобретения.
В
соответствии со ст. 5(2)(а) Договора каждая из
сторон может потребовать, чтобы указания,
позволяющие ведомству удостовериться, что
полученные им материалы подаются в
качестве заявки, и определить личность
заявителя и связаться с ним, были
представлены на языке, принятом ведомством.
Положение пункта (2)(b) этой статьи требует,
чтобы любая договаривающаяся сторона для
целей установления даты подачи заявки
принимала часть, которая внешне
представляется описанием изобретения, на
любом языке. Впоследствии ведомство
договаривающейся стороны может
потребовать согласно ст. 6(3) Договора
представление в течение предписанного
срока перевода описания. Вместе с тем
невыполнение этого требования не может
повлечь за собой последующей утраты даты
подачи заявки даже в том случае, если заявка
будет впоследствии отклонена. Следует
особо отметить, что этот принцип
(сохранение даты подачи заявки)
последовательно проводится в отношении
всех упомянутых выше требований к
установлению даты подачи заявки.
В
статье 5(3) Договора изложены условия
уведомления заявителя: если заявка не
удовлетворяет одному или нескольким
требованиям относительно элементов или
языка заявки, то ведомство как можно скорее
уведомляет об этом заявителя, предоставляя
ему возможность выполнить любое такое
требование и представить свои замечания в
предписанный Инструкцией к Договору срок
(не менее двух месяцев с даты уведомления).
Примечательно, что Договор не
регламентирует порядок уведомления
заявителя, в том числе вопрос о том, что
является датой уведомления заявителя (дата
направления уведомления ведомством или
дата его получения заявителем) для целей
определения истечения срока, исчисляемого
с этой даты. Все эти вопросы оставлены на
усмотрение договаривающихся сторон.
В
случае последующего выполнения заявителем
требований относительно элементов или
языка заявки датой подачи заявки будет
дата, на которую заявителем выполнены все
предписанные требования ст. 5(4)(а) Договора.
Иными словами, если в первоначально
поданной заявке не выполнено одно или
несколько упомянутых выше требований, то
дата подачи заявки переносится на дату
выполнения заявителем всех предписанных
требований.
Важная норма закреплена в п.
7 ст. 5 Договора, в котором идет речь о
возможности замены описания и чертежей в
целях установления даты подачи заявки
ссылкой на ранее поданную заявку. Эта норма
обязывает любую договаривающуюся сторону
при подаче заявки принимать замену
описания и чертежей в заявке ссылкой на
ранее поданную заявку с учетом выполнения
требований правила 2(5) Инструкции к
Договору. В этой ссылке, кроме указания на
замену описания и чертежей, указываются
номер этой ранее поданной заявки и
ведомство, в которое она была подана.
Договаривающаяся сторона может
потребовать, чтобы в ссылке также
указывалась дата подачи первой заявки, и,
кроме того - в целях обеспечения гарантии от
недобросовестных ссылок, - копию или
заверенную копию первой заявки.
Единые
формальные требования к заявке закреплены
в ст. 6 Договора и правиле 3 Инструкции к
Договору. Концепция ст. 6 Договора
заключается в том, чтобы к национальным и
региональным патентным заявкам применить
требования в отношении формы и содержания
международных заявок согласно РСТ. При этом
термин "форма и содержание заявки" согласно
ст. 27(1) РСТ понимается как аналогичный
термин, т.е. полностью в контексте
процедуры, исключая требования
материальных норм патентного права.
В
подпункте (i) ст. 6(1) Договора участникам
запрещается вводить требования в отношении
формы или содержания национальной или
региональной заявки, которые являются
более строгими по сравнению с требованиями,
предусмотренными к международным заявкам,
если иное не предусмотрено в Договоре.
Подпункт (ii) ст. 6 Договора позволяет каждой
стороне требовать, чтобы национальная или
региональная заявка удовлетворяла любому
из требований в связи с формой и
содержанием заявки, которые разрешается
применять любому договаривающемуся
государству в соответствии с РСТ в
национальной или региональной фазе
рассмотрения международной заявки.
Подпункт (iii) ст. 6(1) Договора предоставляет
договаривающейся стороне правомочие на
дополнительные требования согласно
правилу 3(1) Инструкции к Договору в
отношении выделенных заявок и заявок новых
заявителей, в отношении которых
установлено, что они имеют право на
изобретение, содержащееся в предшествующей
заявке. К таким требованиям относятся
указание заявителя о своем желании, чтобы
заявка рассматривалась в качестве таковой
(выделенной или своей собственной), а также
номер и дата подачи предшествующей заявки.
В п. 2 ст. 6 Договора урегулирован вопрос о
бланке заявления. Так, сторона Договора
может потребовать, чтобы содержание заявки,
соответствующее содержанию заявления
международной заявки согласно РСТ,
представлялось на бланке заявления,
предписанном этой стороной. Этот пункт
также позволяет любой договаривающейся
стороне требовать от заявителя, чтобы в
заявление включались иные элементы
содержания, предусмотренные в отношении
международных заявок (правило 4.1 Инструкции
к РСТ), а также некоторые другие согласно
упомянутому выше правилу 3(1) Инструкции к
Договору.
В пунктах 3, 4 и 5 ст. 6 Договора
закреплены соответственно требования
относительно перевода, пошлин и
приоритетного документа. Так, каждая из
сторон Договора может потребовать:
перевода какой-либо части заявки,
составленной на ином языке, чем принятый ее
ведомством; уплаты пошлин в отношении
заявки; копию предшествующей заявки, если
испрашивается ее приоритет, и перевод, если
предшествующая заявка составлена на ином
языке, чем принятый ведомством. Очень
важным является п. 6 ст. 6 Договора, где
определены доказательства, которые та или
иная сторона может потребовать для
подтверждения любого материала
относительно формальных элементов заявки,
заявлений о приоритете и точности
переводов. Такие доказательства могут быть
затребованы лишь в том случае, если
ведомство имеет основания сомневаться в
достоверности упомянутых выше материалов.
Уведомляя заявителя о необходимости
представления доказательств, ведомство
согласно правилу 5 Инструкции к Договору
обязано указать причину сомнений в
достоверности представленного заявителем
материала. Равным образом ведомство должно
уведомлять заявителя о невыполнении им
одного или нескольких упомянутых выше
формальных требований. Невыполнение
заявителем этих требований в течение
предписанного срока влечет за собой
санкции, предусмотренные
законодательством договаривающейся
стороны, в том числе потерю права на
приоритет. Вместе с тем ни одна сторона не
может аннулировать дату подачи заявки
вследствие несоблюдения заявителем
требований, предписанных ст. 6 Договора.
Упрощение различных процедур в
национальных патентных ведомствах - одна из
основных целей Договора. Этой цели в полной
мере служит ст. 7, в которой идет речь о
представительстве для любой процедуры в
ведомстве. В пункте 2(а) этой статьи
закреплены важные ограничения в отношении
обязательного представительства интересов
различных лиц в ведомствах
договаривающихся сторон. Так, согласно
этому пункту заинтересованные лица, в том
числе заявитель и патентовладелец, даже
если они являются иностранцами, могут вести
дела в ведомствах самостоятельно (т.е. без
посредничества патентного поверенного) в
связи с процедурами:
для целей
определения даты подачи заявки;
простой
уплаты пошлины;
любой другой
процедурой, как предписано Инструкцией к
Договору;
выдачей расписки или
уведомления ведомством в отношении любой
процедуры, упомянутой в подпунктах (i) -
(iii).
Кроме того, согласно п. 2(b) ст. 7
Договора пошлина за поддержание в силе (в
том числе и патента) может быть уплачена
любым лицом.
В подпункте (iii) говорится о
процедурах, указанных в правиле 7
Инструкции к Договору. Так, стороны
Договора не могут потребовать назначения
представителя при представлении копии
предшествующей заявки (для установления
даты подачи заявки в случае представления
недостающей части описания или чертежа) и
при представлении копии ранее поданной
заявки (при установлении даты подачи заявки
в случае ссылки на ранее поданную заявку,
заменяющей описание и чертежи).
Для
целей упрощения процедуры в ведомстве
предусмотрена возможность представления
генеральной доверенности. Так, согласно
правилу 7(2)(b) Инструкции к Договору одной
доверенности достаточно, даже если она
относится к нескольким заявкам или
патентам одного и того же лица или к одной
или нескольким заявкам и одному или
нескольким патентам одного и того же лица,
если все упомянутые заявки и патенты в ней
обозначены. Равным образом одной
доверенности достаточно, даже если она
относится ко всем существующим и будущим
заявкам или патентам какого-либо лица.
В
статье 8 Договора и правиле 8 Инструкции к
Договору урегулированы важные вопросы
представления сообщений, включающих в себя
любую заявку или любое ходатайство,
заявление или документ, корреспонденцию
или иные сведения о заявке или патенте.
Причем термин "сообщение" относится только
к материалам, подаваемым в национальные
ведомства сторон.
Прогресс в сфере
коммуникаций предопределил включение в
международное патентное право положений о
передаче сообщений в электронной форме или
электронными средствами.
Согласно ст.
8(1)(b) и (с) Договора, помимо установления даты
подачи заявки, и с учетом ст. 6 (1) (требования
к форме и содержанию заявки) ни одна сторона
не обязана допускать представление
сообщений иначе, как на бумаге, или
исключать представление