Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
ПРИОБРЕТЕННЫХ ДРУГИМИ ЛИЦАМИ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ
Н. ИВАНОВ
Н. Иванов, доктор
юридических наук (г.
Москва).
Ответственность за легализацию
денежных средств предусмотрена в новой
редакции ст. 174 УК РФ во исполнение и
развитие Федерального закона от 7 августа
2001 г. "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем".
Объектом преступления,
ответственность за совершение которого
предусмотрена ст. 174 УК, являются отношения
по поводу правомерной предпринимательской
деятельности, его предметом - имущество или
денежные средства, приобретенные в
результате совершения любого преступления,
за исключением деяний, исчерпывающим
образом перечисленных в диспозиции ст. 174
УК, а именно предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198
и 199 УК.
Специфика перечисленных
правонарушений, совершение которых
юридически не образует доходы, полученные
преступным путем, заключается в том, что
субъект не извлекает дивиденды в
результате преступных операций, но не
отдает "кесарю кесарево", т.е. не перечисляет
государству часть своих доходов,
полученных в результате правомерных
сделок.
Объективная сторона деяния
представлена в виде легализации денежных
средств или иного имущества, приобретенных
другими лицами преступным путем. Способы
легализации (отмывания) денежных средств
перечислены в диспозиции ст. 174 УК:
совершение в крупном размере финансовых
операций и других сделок с денежными
средствами или иным имуществом, заведомо
приобретенным другими лицами преступным
путем, за исключением указанных выше
преступлений. Таким образом, легализация
может быть осуществлена двумя способами:
совершение в крупном размере финансовых
операций и совершение в крупном размере
иных сделок с денежными средствами или иным
имуществом.
Законодатель счел
целесообразным таким образом построить
принципиально важную для квалификации
преступления фразу о способах легализации -
"совершение... финансовых операций и других
сделок". Грамматическое толкование
характеристики способов совершения
преступления не оставляет вариантов:
деяние может быть признано преступным, если
субъект помимо финансовых операций
совершает и другие сделки. Союз "и" имеет в
данном случае определяющее значение. В
такой ситуации возникает насущная
необходимость выяснить истинную цель
законодателя, поскольку легализация может
быть весьма успешной, если субъект
ограничивается лишь одним способом,
например осуществлением финансовых
операций. Видимо, законодатель все же
именно такой вариант объективации
преступной деятельности имел в виду, однако
недостаточно корректная конструкция
диспозиции вынуждает к расширительному
толкованию нормы, что в сущности
противоречит принципу законности.
Финансовые операции как один из способов
легализации не имеют четкого понятийного
определения. Однако на основе анализа норм
гражданского и валютного законодательства,
а также исходя из положений и рекомендаций
финансового права к финансовым операциям
относятся отношения, возникающие в
процессе аккумуляции, распределения и
использования денежных средств. Прежде
всего это, конечно, валютные операции, к
которым п. 7 ст. 1 Закона РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле" относит:
операции, связанные с переходом права
собственности и иных прав на валютные
ценности, в том числе операции, связанные с
использованием в качестве средства платежа
иностранной валюты и платежных документов
в иностранной валюте; ввоз и пересылку в
Россию, а также вывоз и пересылку из России
валютных ценностей; осуществление валютных
денежных переводов.
Поскольку
финансовые операции представляют собой род
сделок, постольку иные сделки, связанные с
движением капитала, также составляют
структуру финансовых операций. К ним
относятся, например, договоры
финансирования под уступку денежного
требования, банковского вклада и т.д.
Иным сделкам следует придавать такое
значение, которое придает сделкам
гражданское законодательство: действия
граждан и юридических лиц, направленные на
установление, изменение или прекращение
прав и обязанностей. К иным сделкам
относятся такие операции, как купля -
продажа, мена, дарение, рента, аренда, наем
жилого помещения, подряд и т.д.
Легализация считается преступной только в
том случае, если деяние совершено в крупном
размере. Примечание к ст. 174 УК
устанавливает: финансовыми операциями и
другими сделками с денежными средствами
или иным имуществом, совершенными в крупном
размере, в настоящей статье признаются
финансовые операции и другие сделки с
денежными средствами или иным имуществом
на сумму, превышающую две тысячи
минимальных размеров оплаты труда. Если
размер криминальных сделок не превышает
установленный в УК параметр крупного, тогда
деяние оценивается в рамках гражданского
или финансового законодательства.
Сделка считается оконченной процедурой с
момента ее заключения, соответственно чему
деяние считается оконченным с момента
совершения указанных в законе действий
(формальный состав).
Субъектом
легализации является физическое вменяемое
лицо, достигшее возраста уголовной
ответственности и, кроме того, наделенное
гражданско - правовыми возможностями
осуществлять финансовые или иные сделки.
Специальное условие, согласно которому
субъект должен быть правомерно наделен
возможностями осуществлять сделки,
является обязательным для квалификации
деяния. Только в таком случае преступно
приобретенному имуществу или денежным
средствам может быть придан правомерный
вид.
Каждая сделка предполагает
ответственность сторон. Отвечать по
сделкам и иным заключенным договорам может
лишь лицо, которое способно осуществлять
гражданские права, создавать для себя
гражданские обязанности и исполнять их.
Такая способность наступает лишь с момента
достижения лицом совершеннолетия. С этого
момента субъект признается полностью
дееспособным. Значит, субъектом
легализации может быть лишь лицо,
признанное полностью дееспособным.
Как
правило, признание лица дееспособным
наступает по достижении субъектом 18 лет.
Однако возможны ситуации, когда субъект, в
силу различных обстоятельств, например
психического заболевания, ограничивается в
дееспособности. Следовательно, даже в том
случае, если субъект достиг
совершеннолетия, но по объективным
причинам ограничен в дееспособности, он не
может быть субъектом рассматриваемого
преступления.
Возможна, однако,
ситуация, когда субъект, дееспособность
которого по тем или иным причинам
ограничена, обманным путем заключает
сделку, хотя ответственности за
неисполнение обязательств нести не может. В
таком случае сделка признается
недействительной с правом реституции -
восстановлением нарушенных прав. В итоге
все приводится к нулевому варианту и
фактически легализации не происходит.
Из общего правила о свойствах субъекта
легализации гражданское законодательство
дает возможность сделать исключение.
Статья 27 ГК РФ устанавливает правило,
согласно которому несовершеннолетний,
достигший 16 лет, может быть объявлен
полностью дееспособным, если он работает по
трудовому договору, в том числе по
контракту, или с согласия родителей,
усыновителей или попечителя занимается
предпринимательской деятельностью
(эмансипация). Будучи полностью
дееспособным, несовершеннолетний свободен
в распоряжении имуществом, приобретенным
за счет заработной платы и доходов от
предпринимательской деятельности, и вместе
с этим имуществом отвечает по своим
обязательствам перед другими лицами.
Значит, если несовершеннолетний, достигший
16 лет, официально признан эмансипированным,
он может быть также признан субъектом
легализации.
К уголовной
ответственности за легализацию может быть
привлечен только такой субъект, который
выступает в отношении легализуемых им
ценностей как посредник. Имущество, с
которым субъект совершает сделки, должно
быть передано ему другим лицом, которое
приобрело ценности преступным путем. Таким
образом, легализующий ценности субъект
имеет лишь опосредованное отношение к
природе происхождения имущества или
денежных средств, которыми он манипулирует.
В такой ситуации возникают два вопроса:
может ли субъект, легализующий ценности,
быть признан прикосновенным к
преступлению, в результате совершения
которого было получено имущество или
денежные средства, и может ли он быть
одновременно соучастником преступления, в
результате которого были добыты
легализуемые ценности?
На первый вопрос
следует ответить утвердительно: субъект,
легализующий ценности, которые заведомо
для него были получены преступным путем,
прикосновенен одновременно и к
преступлению, в результате совершения
которого были получены легализуемые
ценности. Однако к уголовной
ответственности за прикосновенность,
которая в УК представлена ст. 316
(укрывательство преступлений), субъект
может быть привлечен лишь в том случае, если
он знал об особо тяжком характере
совершенного преступления. Интуитивной
догадки на сей счет для уголовной
ответственности недостаточно.
Совокупная ответственность за
укрывательство предполагает
осведомленность субъекта о роде и
характере преступления, в результате
которого получены легализуемые ценности.
Ошибка субъекта относительно характера
преступления, позволившего приобрести
подлежащие легализации ценности, исключает
уголовную ответственность за
укрывательство.
Таким образом, в том
случае, если субъект знал о характере
совершенного преступления, в результате
которого добыты ценности, подлежащие
легализации, он несет ответственность по
совокупности преступлений,
предусмотренных ст. ст. 174 и 316 УК, а если
заранее обещал легализовать ценности и
таким образом укрыть деяние - как
соучастник.
Субъективная сторона
деяния представлена прямым умыслом и
обязательной целью - придание правомерного
вида владению, пользованию и распоряжению
указанными денежными средствами или иным
имуществом.
Квалифицирующие виды
легализации отражены в ч. 2 ст. 174 УК. К ним
относятся совершение деяния группой лиц по
предварительному сговору, неоднократно,
лицом с использованием своего служебного
положения.
Признаки группы лиц,
образованной по предварительному сговору,
содержатся в ч. 2 ст. 35 УК. Поскольку любое
групповое образование есть разновидность
соучастия, постольку преступление
квалифицируется по признаку "группа лиц"
вне зависимости от того, принимал
соучастник непосредственное участие в
легализации в качестве исполнителя или
соисполнителя или ограничился лишь строго
определенной ролью. Так, по п. "а" ч. 2 ст. 174 УК
необходимо квалифицировать деяния
подстрекателя даже в том случае, если
субъект ничего иного, помимо
подстрекательских к легализации действий,
не совершал. Разумеется, в этом случае
необходимо также подчеркнуть его роль в
совершении преступления посредством
ссылки на соответствующий пункт ст. 33 УК.
Как неоднократное преступление
легализация квалифицируется в том случае,
если субъект совершил ее два или более раза.
Квалификация преступления по признаку
неоднократности требует отличия
совершения двух или более самостоятельных
деяний от единого продолжаемого
преступления. Например, субъект с целью
легализации преступно добытых средств
покупает недвижимость с перспективой ее
последующей продажи. Купля и последующая
продажа составляют единое преступление.
Единым преступлением, несомненно, следует
признать действия субъекта, который
разбивает крупную сумму денег, полученных в
результате совершения преступления другим
лицом, на мелкие составляющие, которые и
отмывает по частям.
К лицам,
использующим свое служебное положение для
легализации ценностей, полученных другим
субъектом преступным путем, относятся не
только должностные лица. Признак "служебное
положение" шире понятия должностного
положения. Он предполагает наличие не
только должностных функций, но и любых иных
возможностей, которые предоставлены
субъекту в связи с исполняемыми им
профессиональными обязанностями. К таким
лицам может быть отнесен, например, рядовой
чиновник банка, использующий свои
полномочия для отмывания соответствующих
ценностей.
Часть 3 ст. 174 УК в качестве
особо квалифицированной разновидности
легализации устанавливает признак
"организованная группа". Совершение деяния
в составе организованной группы
квалифицируется по тем же правилам о
соучастии, которые характерны для оценки
деяния по признаку группы лиц, образованной
по предварительному сговору. Признаки
организованной группы содержатся в ч. 3 ст. 35
УК.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКОН
РФ от 09.10.1992 N 3615-1
"О ВАЛЮТНОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ
КОНТРОЛЕ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N
51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"УГОЛОВНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N
63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N
115-ФЗ
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"
(принят ГД ФС РФ
13.07.2001)
Российская юстиция, N 3, 2002