Налог на доходы физических лиц в 2002 году(м.п. сокол)
Материал подготовлен с использованием
правовых актов
по состоянию на 26
февраля 2002 года
М.П. СОКОЛ
М.П. Сокол,
государственный советник налоговой службы
II ранга.
Налоговый кодекс Российской
Федерации в настоящее время состоит из двух
частей - общей и специальной (далее - НК РФ).
Во второй части специальные главы
регулируют налоговые отношения по
конкретным налогам.
Глава 23 "Налог на
доходы физических лиц" части второй НК РФ,
принятой Федеральным законом от 05.08.2000 N
117-ФЗ, согласно статье 1 Федерального закона
от 05.08.2000 N 118-ФЗ вступила в силу с 1 января 2001
года. В соответствии со статьей 7
упомянутого Закона в статью 19 Закона
Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации" внесена поправка, которой налог
на доходы физических лиц отнесен к
федеральным налогам. Это также установлено
статьей 13 НК РФ.
Особенностью этого
документа является то, что он акт прямого
действия, и Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам (далее - МНС
России) в соответствии с пунктом 2 статьи 4
НК РФ вправе издавать обязательные только
для налоговых органов приказы, инструкции и
методические указания, которые не
относятся к актам законодательства о
налогах и сборах.
В то же время
изменения, вносимые в НК РФ, в том числе в
главу 23, федеральными законами, затронули
нормы большинства ее статей. Так, в часть
вторую НК РФ были внесены изменения и
дополнения следующими Федеральными
законами: от 05.08.2000 N 118-ФЗ, от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от
30.05.2001 N 71-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 07.08.2001 N 118-ФЗ,
от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 27.11.2001 N 148-ФЗ, от 29.11.2001 N
158-ФЗ, от 28.12.2001 N 179-ФЗ, от 29.12.2001 N 187-ФЗ, от
31.12.2001 N 198-ФЗ.
Учитывая то, что и сама
глава 23 НК РФ, и тем более с учетом внесения
в нее довольно существенных изменений в
таком сумасшедшем темпе, далеко не
совершенна и воспринимается с трудом,
лицам, которым приходится применять НК РФ,
остается уповать на комментарии и статьи в
СМИ, публикуемые специалистами.
Автор
данной статьи попытался в сжатом виде
изложить наиболее сложные вопросы,
регулируемые главой 23 части второй НК РФ,
для исчисления налога в 2002 году. В статье
затронуты в основном вопросы обязанностей
и прав граждан по уплате налога на доходы, а
это, естественно, связано с двумя
проблемами - определением налоговой базы и
определением видов вычетов из налоговой
базы при исчислении налога. Именно эти
вопросы более подробно рассмотрены в
статье.
На основании ряда статей НК РФ
Правительством Российской Федерации
изданы Постановления для реализации норм
Кодекса:
1. От 19.03.2001 N 201 "Об утверждении
перечней медицинских услуг и дорогостоящих
видов лечения в медицинских учреждениях
Российской Федерации, лекарственных
средств, суммы оплаты которых за счет
собственных средств налогоплательщика
учитываются при определении суммы
социального налогового вычета";
2. От
05.03.2001 N 165 "Об утверждении перечня
международных и иностранных организаций,
получаемые налогоплательщиками гранты
(безвозмездная помощь) которых,
предоставленные для поддержки науки,
образования, культуры и искусства в
Российской Федерации, не подлежат
налогообложению";
3. От 06.02.2001 N 89 "Об
утверждении перечня международных,
иностранных и российских премий за
выдающиеся достижения в области науки и
техники, образования, культуры, литературы
и искусства, суммы которых, получаемые
налогоплательщиками, не подлежат
налогообложению".
В настоящее время
действуют изданные МНС России или
совместно с другими министерствами и
ведомствами документы такого характера:
1. Приказ Минфина России N 20н, МНС России N
ГБ-3-04/39 от 10.03.99 "Об утверждении положения о
порядке проведения инвентаризации
имущества налогоплательщиков при
налоговой проверке" (зарегистрировано в
Минюсте России 11.06.99 N 1804);
2. Приказ МНС
России от 14.10.99 N АП-3-08/326 "Об утверждении форм
налоговых уведомлений";
3. Приказ МНС
России от 01.11.2000 N БГ-3-08/378 "Об утверждении
форм деклараций по налогу на доходы
физических лиц и инструкции по ее
заполнению" (зарегистрировано в Минюсте
России 08.12.2000 N 2484);
4. Приказ МНС России от
29.11.2000 N БГ-3-08/415 "Методические рекомендации
налоговым органам о порядке применения
главы 23 "Налог на доходы физических лиц"
части второй Налогового кодекса Российской
Федерации";
5. Приказ МНС России от 01.11.2000
N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по
налогу на доходы физических лиц"
(зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2000 N
2479);
6. Приказ МНС России от 26.12.2000 N
БГ-3-07/456 "Об утверждении формы налоговой
декларации для индивидуальных
предпринимателей (включая применяющих
упрощенную систему налогообложения),
родовых, семейных общин малочисленных
народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования, крестьянских
(фермерских) хозяйств по единому
социальному налогу (взносу) и инструкции по
ее заполнению" (зарегистрировано в Минюсте
России 30.01.2001 N 2554);
7. Приказ Минфина
России N 24н, МНС России N БГ-3-08/419 от 21.03.2001 "Об
утверждении порядка учета доходов и
расходов и хозяйственных операций для
индивидуальных предпринимателей"
(зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2001 N
2692);
8. Письмо МНС России от 14.08.2001 N
ВБ-6-04/619 "О разъяснениях по отдельным
вопросам, связанным с исчислением и уплатой
налога на доходы физических лиц".
Согласно главе 23 НК РФ объектом
налогообложения является доход
физического лица: российских граждан,
иностранных граждан и лиц без гражданства
независимо от их возраста, социального
происхождения, вероисповедания,
национальности и от каких источников
получен доход. Освобождены от уплаты налога
лишь те виды доходов, которые перечислены в
статье 217 этой главы НК РФ.
Однако пункт 5
статьи 208 НК РФ установил, что в целях
налогообложения доходами не признаются
средства, полученные от членов семей или
близких родственников, за исключением
доходов, полученных по договорам
гражданско - правового характера.
Для
целей налогообложения НК РФ определено, что
доходом является экономическая выгода в
денежной или натуральной форме, полученная
физическим лицом (статья 41 НК РФ). К этому же
выводу пришли и Высший Арбитражный Суд, и
Верховный Суд Российской Федерации
(Постановление и решение от 19.08.97 и от 17.03.99),
которые определили, что при приобретении
физическими лицами имущества (работ, услуг)
по ценам ниже рыночных последние получили
подлежащую налогообложению экономическую
выгоду в виде разницы между рыночной ценой
и ценой продажи имущества (работ, услуг).
Статьей 210 НК РФ установлено, что в
налоговую базу включаются любые доходы,
полученные физическим лицом в календарном
году, как в денежной, так и в натуральной
форме, а также в виде материальной выгоды, а
статьей 224 НК РФ - четыре пропорциональные
ставки налога на эти доходы физических лиц:
35%, 30%, 13% и 6% от налоговой базы.
В связи с
введением указанных ставок необходимо
налоговую базу определять по видам доходов
под каждую из этих ставок отдельно (пункты 3,
4 статьи 210 НК).
По повышенной ставке в
размере 35% физические лица облагаются по
доходам, полученным в 2001 году от так
называемых "счастливых случаев" и с
"прироста капитала", - это выигрыши по
лотереям; выигрыши и стоимость призов,
полученных на конкурсах, играх и на других
мероприятиях в целях рекламы, в части
превышения этих доходов 2000 рублей в год. По
этой же ставке будут облагаться налогом
проценты по вкладам и экономия процентов по
заемным средствам в части, превышающей или
не превышающей 3/4 ставки рефинансирования
Банка России в рублях или 9% годовых в
валюте; а также страховые выплаты по
договорам добровольного страхования в
части превышения суммы взносов, внесенных
по этим договорам.
По повышенной ставке
в размере 30% облагаются доходы нерезидентов
Российской Федерации, полученные на
территории России. Согласно статье 11 НК РФ к
физическим лицам, не являющимся налоговыми
резидентами Российской Федерации,
относятся те лица, которые находятся на
территории Российской Федерации менее 183
дней в календарном году. По этой же ставке
налога на доходы физических лиц в 2001 году
облагались дивиденды. С 2002 года доход в виде
дивидендов у налоговых резидентов России
облагается по ставке 6 процентов (статьи 214 и
224 НК РФ в ред. Федерального закона от 06.08.2001 N
110-ФЗ), а у нерезидентов - 30 процентов.
Согласно статье 43 НК РФ дивиденды являются
доходом, полученным акционером (участником)
от организации при распределении прибыли,
остающейся после уплаты налога на прибыль,
по акциям, принадлежащим физическому лицу
пропорционально его доле в уставном
(складочном) капитале этой организации, а
также полученным из источников за
пределами России, относящихся к такому
доходу в соответствии с законодательством
иностранных государств.
Все остальные
так называемые "трудовые" доходы облагаются
по ставке налога - 13 процентов. При
применении этой ставки сумма исчисленного
налога каждому физическому лицу
значительно снизилась. Если три
налогоплательщика, имевшие доходы в 2000 году
в суммах 50 тыс. руб., 100 тыс. руб. и 300 тыс. руб.,
уплатили подоходный налог соответственно 6
тыс. руб., 16 тыс. руб., 71 тыс. руб. (кроме того 1%
в Пенсионный фонд), то с указанных сумм
доходов налог в 2001 году по ставке 13%
составил соответственно 6,5 тыс. руб., 13 тыс.
руб. и 39 тыс. руб. (отчисления в Пенсионный
фонд физические лица не уплачивали).
Тем
не менее поступления в бюджет сумм налога
растут. Так, за 2000 год они составили 174,2 млрд.
руб., а за 2001 год - 255,5 млрд. руб., или 146,7% к 2000
году.
Налог на доходы физических лиц по
итогам 2001 года в структуре
консолидированного бюджета занимает
четвертое место (после единого социального
налога, налога на прибыль организаций и НДС)
и в общих налоговых поступлениях составил
13,1% против 12,4% в 2000 году.
Небезынтересно
рассмотреть структуру поступления налога в
бюджет. Сумма налога, поступившая в бюджет,
удержанного и перечисленного
организациями (налоговыми агентами) с
доходов, выплаченных ими физическим лицам в
2001 году (статья 226 НК РФ), составила 248,1 млрд.
руб., или 97,1% от общей суммы поступлений
этого налога в бюджет. Сумма налога,
уплаченная в бюджет физическими лицами по
декларациям, поданным в налоговые органы
(статья 227 - 229 НК РФ), составила 7,4 млрд. руб.,
или 2,9% от общей суммы. Однако темпы роста
поступлений налога в бюджет по сравнению с
2000 годом по этим поступлениям неодинаковы и
составили соответственно 148,35 и 107,6
процента.
Учитывая, что по ставке в
размере 13% налог взимается более чем с 70 млн.
человек экономически активного населения,
можно сделать вывод, что при отмене
прогрессивной шкалы ставок подоходного
налога (минимальная ставка 12% с доходов до 50
тыс. руб. и максимальная - 30% с доходов свыше
150 тыс. руб., полученных в 2000 году) налог
возрос именно у упомянутой категории лиц
вследствие роста размеров доходов.
Снижение же ставок с 20% и с 30% до 13% у лиц,
получивших доходы более 100 и 150 тыс. руб. в
год, незначительно повлияло на размер общих
поступлений налога в бюджет. Также
незначительно повлияло на суммы
поступлений налога в бюджет применение в 2001
году ставки налога в размере 30 и 35
процентов.
Исчезло понятие "совокупный
годовой облагаемый доход" в виде налоговой
базы для исчисления налога, как это было
определено в законодательстве о подоходном
налоге. Следствием отмены прогрессивной
шкалы ставок налога явилась отмена
обязанности налогоплательщика, имеющего
несколько источников дохода, у них исчезла
обязанность представлять декларации о
совокупном доходе за 2001 год. Указанная
категория лиц последний раз должна была
представить декларации не позднее 03.05.2001
года о совокупном годовом облагаемом
доходе, полученном в 2000 году, если он
превысил 50 тыс. рублей.
В соответствии с
главой 23 НК РФ (п. 5 ст. 227, п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229)
обязаны не позднее 30 апреля 2002 года подать
налоговые декларации по доходам,
полученным в 2001 году:
- физические лица -
о доходах, полученных от осуществления
предпринимательской деятельности (если они
не являются плательщиками единого налога
на вмененный доход) или от частной
практики.
В то же время пунктом 10 статьи
227 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные
предприниматели и частнопрактикующие лица
в случае получения фактического дохода в
сумме большей или меньшей, чем на 50% против
заявленного размера предполагаемого к
получению в текущем году дохода (с которого
исчислены авансовые платежи), обязаны
представить новую декларацию с указанием
новой суммы предполагаемого дохода,
которая будет основой для перерасчета
налога (авансовых платежей);
-
физические лица - о суммах, полученных от
физических лиц по договорам гражданско -
правового характера, как, например: купля -
продажа, мена, аренда имущества, наем жилого
помещения, подряд, перевозка и др.
-
физические лица - налоговые резиденты
Российской Федерации о суммах доходов,
полученных от источников, находящихся за
пределами Российской Федерации. К таким
лицам согласно статье 11 НК РФ относятся
физические лица, которые находились на
территории Российской Федерации 183 и более
дней в календарном году;
- физические
лица - о доходах, при получении которых
налог не был удержан налоговым агентом.
Тем не менее кроме тех лиц, которые в
соответствии со статьями 227 - 229 НК РФ
обязаны подавать декларации о доходах,
лица, на которых такая обязанность не
возложена, вправе ее подать в налоговый
орган по месту жительства (пункт 2 статьи 229
НК РФ).
Глава 23 НК РФ ввела новые понятия
- "вычеты", как суммы в определенных
размерах, на которые налогоплательщик
вправе уменьшить налоговую базу. Указанное
право может быть реализовано в случае
желания налогоплательщиков получить эти
вычеты из налоговой базы, как это
предусмотрено НК РФ.
В статьях 218 - 221 НК
РФ сгруппированы вычеты, на которые
налогоплательщики имеют право при
определении налоговой базы в порядке,
установленном пунктом 2 статьи 210:
стандартные, социальные, имущественные и
профессиональные. Все указанные вычеты
принимаются только к доходам, облагаемым
налогом по ставке 13% (пункт 3 статьи 210 НК
РФ).
Такие вычеты, как социальные,
имущественные и некоторые
профессиональные, могут предоставляться
только на основании письменных заявлений
налогоплательщиков и их деклараций,
подаваемых в налоговые органы по окончании
налогового периода с приложением
документов, подтверждающих это право и
фактически понесенные расходы.
В
соответствии со статей 219 НК РФ к социальным
налоговым вычетам относятся:
1)
благотворительная помощь в виде денежных
средств, перечисленных налогоплательщиком
организациям науки, культуры, образования,
здравоохранения и социального обеспечения,
полностью или частично финансируемых из
бюджетов. Эти суммы принимаются к