Ответственность муниципальных служащих - правовое регулирование
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Б.Б.
СЕРИКОВ
Сериков Б.Б., соискатель
Московской Гуманитарной социальной
академии.
В Федеральном законе "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" о
муниципальной службе говорится в шести
статьях <*>. В статье 1 муниципальная
служба определяется как профессиональная
деятельность на постоянной основе в
органах местного самоуправления по
исполнению их полномочий. В п. 4 ст. 3
закрепляется право граждан Российской
Федерации на равный доступ к муниципальной
службе. Статья 21 называется "Муниципальная
служба". В ней закрепляется положение о том,
что муниципальными служащими являются
лица, осуществляющие службу на должностях в
органах местного самоуправления, и что
время работы на муниципальной службе
засчитывается в стаж, необходимый для
предоставления льгот и гарантий. В п. 17 ст. 4
в качестве одного из полномочий
федеральных органов государственной
власти в области местного самоуправления
называется регулирование основ
муниципальной службы, к полномочиям
органов власти субъектов Российской
Федерации в п. 14 ст. 5 относится принятие
законодательства о муниципальной службе.
Согласно ст. 60 впредь до принятия
соответствующего Федерального закона на
муниципальных служащих распространяются
ограничения, предусмотренные
законодательством для государственных
служащих.
--------------------------------
<*>
Постатейный комментарий к Федеральному
закону "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации". Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Норма,
1996.
Комментарий к Федеральному закону
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (под
ред. Ю.А. Тихомирова) включен в
информационный банк согласно публикации. -
М.: Издательская группа "Норма-Инфра-М",
1999.Еще до принятия Федерального закона "О
муниципальной службе в Российской
Федерации", в целях определения правового
статуса муниципальной службы, обеспечения
закрепления кадров муниципальных служащих,
повышения их квалификации, усиления
ответственности и улучшения социальной
защиты, субъекты Федерации регулировали
эту сферу деятельности различными
нормативными актами <1>. Например, Закон
Московской области от 31 июля 1997 г. "О
муниципальных должностях и муниципальной
службе в Московской области" <2>
регулирует деятельность муниципальных
служащих в области. До принятия Законов
данные правоотношения регулировались
Временными положениями <3>. Принимались
также акты, регулирующие отдельные сферы
деятельности муниципальных служащих,
организацию их деятельности <4>.
--------------------------------
<1> Это были законы
о муниципальной службе, законы о
муниципальных должностях и муниципальной
службе. Специальные законы принимались в
виде кодексов и основ. Например: Закон
Хабаровского края от 30.07.1997 N 34 "О введении в
действие части первой Кодекса Хабаровского
края о государственной и муниципальной
службе".
<2> Закон Московской области
от 31 июля 1997 г. N 42/97-ОЗ "О муниципальных
должностях и муниципальной службе в
Московской области" (принят решением
Московской областной Думы 16 июля 1997 г. N 8/142)
с изм. от 11 февраля 1999 г. N 4/99-ОЗ // "Вестник
Московской областной Думы", N 10, октябрь 1997
г.
<3> Положение от 26.12.1995 N 103 "О
муниципальной службе в г. Хабаровске" //
Справочная правовая система "Гарант" по
состоянию на 12.02.2000.
<4> В качестве
примеров можно привести: акты, закрепляющие
порядок ведения реестров выборных
должностей муниципальных служащих, единых
реестров муниципальных служащих, реестров
муниципальных должностей муниципальных
служащих, единых реестров муниципальных
должностей и должностей муниципальной
службы; акты, регулирующие порядок
замещения вакантных должностей
муниципальных служащих, проведение
конкурсов; акты, регулирующие порядок
оплаты труда лиц, занимающих муниципальные
должности, и порядок доплаты к
государственным пенсиям лиц, замещавших
муниципальные должности; акты,
регулирующие повышение дисциплины в
органах муниципальной службы, порядок
деятельности органов муниципальной службы
в определенных ситуациях, создания
специальных органов и подразделений
муниципальной службы и иные вопросы
деятельности.
Несомненно, с принятием
Федерального закона "Об основах
муниципальной службы в Российской
Федерации" <*> деятельность
законодателей субъектов Федерации при
принятии актов, регулирующих порядок
деятельности муниципальной службы,
упростилась <**>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 8 января 1998 г. N
8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в
Российской Федерации" с изм. от 13 апреля 1999
г. // Собрание законодательства Российской
Федерации от 12 января 1998 г. N 2. Ст. 224; от 19
апреля 1999 г. N 16. Ст. 1933.
<**> Законом
предусмотрена обязанность органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления в течение трех месяцев со
дня его вступления в силу привести свои
акты в соответствие. Федеральным
законодателем также предложено
законодательным (представительным) органам
субъектов Российской не позднее чем через
шесть месяцев после вступления
Федерального закона в силу принять законы о
муниципальной службе.
Федеральный закон
"Об основах муниципальной службы в
Российской Федерации" от 8 января 1998 г. <*>
регулирует большую часть вопросов
прохождения муниципальной службы. Одним из
вопросов регулирования является
ответственность муниципального служащего
<**>.
--------------------------------
<*>
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об
основах муниципальной службы в Российской
Федерации" с изм. от 13 апреля 1999 г. // Собрание
законодательства Российской Федерации от 12
января 1998 г. N 2. Ст. 224; от 19 апреля 1999 г. N 16. Ст.
1933.
<**> Ст. 14 ФЗ: "За неисполнение или
ненадлежащее исполнение муниципальным
служащим возложенных на него обязанностей
(должностной проступок) на муниципального
служащего могут налагаться дисциплинарные
взыскания, предусмотренные нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления в соответствии с
федеральными законами, законами субъекта
Российской Федерации".
За несоблюдение
законных ограничений и запретов,
ненадлежащее исполнение своих
обязанностей на муниципального служащего
органом или руководителем органа местного
самоуправления могут налагаться
дисциплинарные взыскания <*>. Если
действия должностных лиц не были совершены
из корыстной или иной личной
заинтересованности или не повлекли
существенного нарушения прав и интересов
граждан, организаций либо охраняемых
законом интересов общества или
государства, такие лица не подлежат
уголовной ответственности, но их действия
могут быть квалифицированы как
дисциплинарный проступок с назначением
соответствующего взыскания согласно ст. ст.
135 - 136 КЗоТ РФ.
Кодекс законов о труде
Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971)
утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с
принятием Трудового кодекса Российской
Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
--------------------------------
<*> Лютцер В.Л.
Муниципальная служба // Законодательство.
1998. N 1.
Кроме предусмотренных КЗоТ РСФСР
замечания, выговора, строгого выговора и
увольнения от должности, к муниципальным
служащим может применяться предупреждение
о неполном служебном соответствии.
Помимо оснований, предусмотренных
законодательством Российской Федерации о
труде, увольнение муниципального служащего
может быть осуществлено также по
инициативе руководителя органа местного
самоуправления в случаях:
достижения
предельного возраста, установленного для
замещения муниципальной должности
муниципальной службы;
прекращения
гражданства Российской Федерации;
несоблюдения обязанностей и ограничений,
установленных для муниципального
служащего Федеральным законом <*>;
--------------------------------
<*> Например, ст. 11
ФЗ: "Ограничения, связанные с муниципальной
службой. 1. Муниципальный служащий не
вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой
деятельностью, кроме педагогической,
научной и иной творческой деятельности; 2)
быть депутатом Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации, депутатом законодательного
(представительного) органа субъекта
Российской Федерации, депутатом
представительного органа местного
самоуправления, членом иных выборных
органов местного самоуправления, выборным
должностным лицом местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской
деятельностью лично или через доверенных
лиц; 4) состоять членом органа управления
коммерческой организации, если иное не
предусмотрено законом или если в порядке,
установленном уставом муниципального
образования в соответствии с федеральными
законами и законами субъекта Российской
Федерации, ему не поручено участвовать в
управлении этой организацией; 5) быть
поверенным или представителем по делам
третьих лиц в органе местного
самоуправления, в котором он состоит на
муниципальной службе либо который
непосредственно подчинен или подконтролен
ему; 6) использовать в неслужебных целях
средства материально - технического,
финансового и информационного обеспечения,
другое имущество и служебную информацию; 7)
получать гонорары за публикации и
выступления в качестве муниципального
служащего; 8) получать от физических и
юридических лиц вознаграждения (подарки,
денежное вознаграждение, ссуды, услуги,
оплату развлечений, отдыха, транспортных
расходов и иные вознаграждения), связанные
с исполнением им должностных обязанностей;
9) выезжать в командировки за счет средств
физических и юридических лиц, за
исключением командировок, осуществляемых
на взаимной основе по договоренности
органов местного самоуправления
муниципального образования с органами
местного самоуправления других
муниципальных образований, а также с
органами государственной власти и органами
местного самоуправления иностранных
государств, международными и иностранными
некоммерческими организациями; 10)
принимать участие в забастовках; 11)
использовать свое служебное положение в
интересах политических партий, религиозных
и других общественных объединений. 2.
Муниципальные служащие не вправе
образовывать в органах местного
самоуправления структуры политических
партий, религиозных и других общественных
объединений, за исключением
профессиональных союзов. 3. Муниципальный
служащий обязан передавать в доверительное
управление под гарантию муниципального
образования на время прохождения
муниципальной службы находящиеся в его
собственности доли (пакеты акций) в
уставном капитале коммерческих
организаций в порядке, установленном
уставом муниципального образования в
соответствии с федеральными законами и
законами субъекта Российской Федерации";
ст. 12 ФЗ РФ: "Сведения о доходах
муниципального служащего и об имуществе,
принадлежащем ему на праве собственности.
Муниципальный служащий ежегодно в
соответствии с федеральным законом, а также
гражданин при поступлении на муниципальную
службу обязаны представлять в органы
государственной налоговой службы сведения
о полученных ими доходах и об имуществе,
принадлежащем им на праве собственности,
которые являются объектами
налогообложения; Указ Президента РФ от 15
мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами,
замещающими государственные должности
Российской Федерации, и лицами, замещающими
государственные должности государственной
службы и должности в органах местного
самоуправления, сведений о доходах и
имуществе" // Собрание законодательства
Российской Федерации от 19 мая 1997 г. N 20. Ст.
2239.
разглашения сведений, составляющих
государственную и иную охраняемую законом
тайну.
За нарушение трудовой дисциплины
администрация предприятия, учреждения,
организации применяет следующие
дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2)
выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение (п.
п. 3, 4, 7, 8 ст. 33 и п. 1 ст. 254 КЗоТ РФ).
При
наложении дисциплинарного взыскания
должны учитываться тяжесть совершенного
проступка, обстоятельства, при которых он
совершен, предшествующая работа и
поведение работника.
Основанием для
применения дисциплинарного взыскания
является дисциплинарный проступок, под
которым понимается противоправное,
виновное неисполнение или ненадлежащее
исполнение работником его трудовых
обязанностей. Противоправным считается
действие или бездействие, нарушающее
требования закона или подзаконных актов,
устанавливающих трудовые обязанности
работника. Невыполнение приказов и
распоряжений администрации, изданных с
нарушением законодательства, судебной
практикой не признается противоправным.
Следующим обязательным элементом состава
дисциплинарного проступка является вина
работника в любой форме (умысла или
неосторожности).
При применении меры
взыскания администрацией при общей
дисциплинарной ответственности должны
учитываться степень тяжести проступка,
вред, причиненный им, обстоятельства, при
которых он совершен, и общая характеристика
лица, совершившего дисциплинарный
проступок. Причем совсем не обязательно
сохранять последовательность взысканий,
указанных в ст. 135 КЗоТ РФ. При этом решение о
применении взыскания принадлежит
администрации, которая может и не применять
его, хотя проступок и имел место, а
ограничиться устным замечанием, беседой и
т.п.
Кодекс законов о труде Российской
Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) утратил силу
с 1 февраля 2002 года в связи с принятием
Трудового кодекса Российской Федерации от
30.12.2001 N 197-ФЗ. Порядок наложения
дисциплинарных взысканий установлен ст. 136
КЗоТ РФ. До применения дисциплинарного
взыскания от работника должно быть
затребовано письменное объяснение.
Дисциплинарное взыскание применяется
непосредственно за обнаружением проступка,
но не позднее одного месяца со дня его
обнаружения, не считая времени болезни
работника или пребывания его в отпуске.
Взыскание не может быть применено позднее
шести месяцев со дня совершения проступка,
а по результатам ревизии или проверки
финансово - хозяйственной деятельности - не
позднее двух лет со дня его совершения. В
указанные сроки не включается время
производства по уголовному делу.
За
каждый проступок может быть применено
только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) или постановление о
применении дисциплинарного взыскания с
указанием мотивов его применения
объявляется (сообщается) работнику,
подвергнутому взысканию, под расписку.
Для сравнения коротко остановимся на
дисциплинарной ответственности
государственных служащих. Государственные
служащие несут дисциплинарную
ответственность в соответствии со ст. 14
Федерального закона "Об основах
государственной службы Российской
Федерации": за неисполнение или
ненадлежащее исполнение государственным
служащим возложенных на него обязанностей
(должностной проступок) на
государственного служащего могут
налагаться органом или руководителем,
имеющим право назначать государственного