Лизинг в новом свете
В. ПАЛАТКИН
Василий Палаткин, заместитель
директора по правовым вопросам ООО "Регион -
Лизинг", г. Уфа.
2 февраля 2002 г. вступил в
силу Федеральный закон "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон
"О лизинге" от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ, который в
новой редакции получил название "О
финансовой аренде (лизинге)". В целом новый
Закон ни в чем не ущемил интересов
лизинговых компаний и создал более четкие
правовые рамки лизинговой деятельности в
России. Внесению изменений в Закон о
лизинге предшествовала большая работа по
устранению пробелов и противоречий
гражданско - правовых, административно -
правовых и налоговых норм, регулирующих
финансовые отношения в области лизинга.
В
целом можно сказать, что положения Закона о
лизинге в подавляющей своей части
приведены в соответствие с нормами
Гражданского кодекса РФ и Конвенции
УНИДРУА о международном финансовом лизинге
от 28 мая 1988 г. при сохранении и усилении
предписаний, направленных на достижение
благоприятного режима для участников
лизинговых отношений. Новая редакция
Закона фактически не регулирует вопросы,
освещенные в ГК РФ (существенные условия
договора, прекращение договора, порядок
изъятия имущества, порядок разрешения
споров и т.д.) и Конвенции от 28 мая 1988 г.
(вопросы применимого права, порядок
разрешения споров).
По мнению многих
практиков, одним из сдерживающих факторов
активного развития лизинга в России до
сегодняшнего дня был Федеральный закон "О
лизинге" от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ.
Стабильность нормативно - правовой базы в
области лизинга особенно важна, поскольку
отношения лизинга носят долгосрочный
характер и предполагают высокую степень
зависимости всех участников лизинговой
сделки друг от друга, от инвесторов, от
политики государственных органов. Прежний
вариант Закона о лизинге был противоречив и
чрезмерно детализирован, что приводило к
увеличению юридических рисков лизинговой
деятельности и, соответственно, снижению
заинтересованности потенциальных
инвесторов во вложении средств в
лизинговые проекты, а предприятий в
расширении производства посредством
лизинга.
Закон о лизинге в новой
редакции является прежде всего нормативным
актом гражданско - правового характера. Из
Закона в большинстве своем выведены нормы,
раскрывающие экономическое содержание
лизинговых правоотношений, состав
лизинговых платежей, поскольку они
совершенно не влияли на взаимные права и
обязанности участников лизинговой сделки и
лишь отягощали Закон ненужной
экономической терминологией.
Особенно
важно, что в новой редакции Закона
законодатель отказался от попыток
регулирования налоговых правоотношений и
бухгалтерского учета (п. 3 ст. 31, ст. ст. 32, 33,
абз. 12 ст. 36). Из Закона практически
полностью исключены нормы о порядке
амортизации имущества, переданного в
лизинг, его учета, налогообложения
лизинговых операций, поскольку все эти
положения нашли достаточное отражение в гл.
25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" и
Постановлении Правительства РФ "О
классификации основных средств, включаемых
в амортизационные группы" от 1 января 2002 г. N
1.
Из текста Закона исключена
необходимость получения лицензии на
осуществление лизинговой деятельности.
Сделано это в связи с тем, что в феврале 2002 г.
вступил в силу нормативный акт, специально
посвященный вопросам лицензирования:
Федеральный закон "О лицензировании
отдельных видов деятельности" от 8 августа
2001 г. N 128-ФЗ. Указанный документ не включил
лизинг в перечень видов деятельности,
подлежащих обязательному лицензированию, а
также закрепил правило, согласно которому
установление обязанности лицензирования
того или иного вида деятельности возможно
только после внесения изменений в данный
Закон. В этой связи регламентация в Законе о
лизинге вопросов лицензирования
становится просто неуместной, поскольку в
случае конкуренции норм Закона о лизинге и
Закона N 128-ФЗ положительное решение будет в
пользу последнего.
В новой редакции
Закона из ст. 7 полностью исключено
разделение лизинга на типы (долгосрочный,
краткосрочный, среднесрочный) и виды
(финансовый, оперативный, возвратный).
Указанные изменения представляются
совершенно оправданными, поскольку
никакого правового и тем более
экономического смысла в существовании
подобной классификации не было.
Отсутствует теперь и необходимость
соизмерять срок действия договоров лизинга
со сроками полной амортизации имущества,
передаваемого в лизинг по указанным
договорам. Теперь Закон содержит только
одно существенное условие договора
лизинга. Согласно ч. 3. ст. 15 в договоре
должны быть указаны данные, позволяющие
определенно установить имущество,
подлежащее передаче лизингополучателю в
качестве предмета лизинга. Все иные
"существенные положения" договора лизинга
исключены как несоответствующие части
первой ГК РФ.
Пожалуй, одним из ключевых
изменений в Законе о лизинге является
отмена запрета на совмещение обязательств
кредитора и лизингополучателя по договору
лизинга (ст. 9 прежней редакции Закона).
Данная формулировка ранее фактически
исключала возможность использования
аванса и предварительной оплаты при
осуществлении лизинговых сделок, т.к. эти
виды платежа в соответствии с п. 1 ст. 823 ГК РФ
отнесены к видам коммерческого кредита.
Установленное ст. 9 Закона ограничение не
было согласовано с положениями гл. 42 ГК РФ,
которая не содержит каких-либо ограничений
в отношении субъектов договоров займа и
кредита.
Нужно отметить, что на практике
лизинговые компании легко обходили
указанные ограничения, используя для
получения займов и кредитов от
лизингополучателя дочерние или
подконтрольные структуры. Новая редакция
Закона расширяет спектр лизинговой
деятельности, допуская возможность
самофинансирования лизингополучателем
своих лизинговых проектов.
В
соответствии с п. 1 ст. 4 Закона
лизингодатель вправе приобретать предмет
лизинга за счет привлеченных и (или)
собственных средств. Таким образом,
устранено ранее существовавшее жесткое
требование приобретения предмета лизинга:
или за счет привлеченных, или за счет
собственных средств. Новая редакция Закона
допускает возможность использования в
одной лизинговой сделке одновременно обоих
вариантов финансирования. Кроме того,
устранено ограничение видов
финансирования лизинговой сделки: только
денежные средства юридических лиц. Теперь
инвесторами лизинговой сделки могут
выступать физические лица. Также
допускается финансирование посредством
операций с ценными бумагами,
имущественными и иными правами, иным
имуществом.
В старой редакции Закона
(ст. 14) лизингополучателю предоставлялось
право использовать предмет лизинга в
качестве залога, что не соответствовало п. 2
ст. 335 ГК РФ, согласно которому
залогодателем вещи может быть собственник
либо лицо, имеющее на нее право
хозяйственного ведения, что совершенно не
относится к лизингополучателю, который
может быть лишь залогодателем права аренды.
Новая редакция Закона устранила указанную
коллизию, предоставив в ст. 18 право на
передачу предмета лизинга только его
собственнику, т.е. лизингодателю.
Статья
8 Закона посвящена сублизингу, который
определяется как вид поднайма, при котором
лизингополучатель по договору лизинга
передает третьим лицам во владение и в
пользование за плату и на срок предмет
лизинга. Таким образом, Закон четко
классифицировал сублизинг как вид
субаренды. Ранее же Закон относил сублизинг
к перенайму, а именно особому виду
отношений, возникающих в связи с
переуступкой прав пользования предметом
лизинга третьему лицу, что противоречило
общим положениям ГК РФ об аренде, согласно
которым арендатор вправе с согласия
арендодателя сдавать арендованное
имущество в субаренду (поднаем) и
передавать свои права и обязанности по
договору аренды другому лицу (п. 2 ст. 615 ГК
РФ).
Статья 13 Закона сократила до
минимума основания для бесспорного
списания средств со счета
лизингополучателя. Теперь лизингодатель
может воспользоваться этим правом только в
случае неперечисления лизинговых платежей
более 2 раз подряд по истечении
установленного договором срока платежа
(ранее бесспорное списание средств было
возможно также, если лизингополучатель
передает предмет лизинга в сублизинг без
согласия лизингодателя, если
лизингополучатель нарушает условия
пользования предметом лизинга, если
лизингополучатель не поддерживает предмет
лизинга в исправном состоянии, что ухудшает
его потребительские качества).
Исключены ранее закрепленные в ст. ст. 28, 34
Закона о лизинге ограничения срока
максимально возможной отсрочки лизинговых
платежей (не более чем 180 дней с момента
начала фактического использования
предмета лизинга), которые, безусловно,
противоречили нормам ГК РФ. В соответствии
со ст. ст. 314, 614 ГК РФ обязательства, в т.ч. и
по внесению лизинговых платежей, должны
исполняться в сроки, определенные
договором. Никаких ограничений в отношении
сроков исполнения обязательств, а также
возможности установления законами
связанных с этим ограничений ГК РФ не
предусматривает.
Приведен Закон о
лизинге и в соответствие с нормами
корпоративного законодательства. Теперь
лизинговые компании не вправе назначать
аудиторские проверки финансового
состояния лизингополучателя, а также
присутствовать без права голоса на общих
собраниях учредителей и органов управления
лизингополучателя.
К сожалению, и в
Законе о лизинге, и в Гражданском кодексе
сохранено ограничение, что предметом
лизинга могут быть любые непотребляемые
вещи, используемые для предпринимательской
деятельности. Тем самым исключается
возможность приобретения основных фондов
некоммерческими организациями, что
тормозит развитие наиболее незащищенных в
экономическом плане учреждений (научно -
исследовательских, образовательных и т.д.).
Целесообразно было бы расширить применение
данной нормы, указав, что предметом лизинга
могут быть любые непотребляемые вещи,
имущество, которое можно использовать для
предпринимательской и иной
профессиональной деятельности. Если же
предметом лизинга могут являться только
вещи, то это заранее исключает возможность
передавать в лизинг программное
обеспечение, в то время как на практике в
лизинг зачастую передается сложное
технологическое оборудование, имеющее
дорогостоящие программные приложения. В
результате стороны лизинговой сделки
вынуждены "прятать" стоимость программного
обеспечения в цене оборудования, что также
вызывает определенные проблемы
бухгалтерского характера.
Принятие
различных нормативных актов с указанием
мер государственной поддержки лизинговой
деятельности не повлекло за собой
применение указанных актов на практике, так
что их можно отнести к разряду "мертвых"
нормативных актов. Лишь немногие регионы РФ
действительно занимаются созданием
эффективных правовых и экономических
механизмов развития лизинговой
деятельности.
В настоящий момент в
России заканчивается процесс формирования
законодательной базы о лизинге,
позволяющей эффективно использовать все
его преимущества. Наиболее важным этапом в
области формирования лизингового
законодательства стало принятие в целом
благоприятной для развития лизинга гл. 25
Налогового кодекса РФ, которая
разрабатывалась в течение нескольких лет и
вызывала наибольшие опасения у участников
лизингового бизнеса, поскольку
предварительно предусматривалось изъятие
из законодательства по лизингу всех
основных льгот. Налоговый кодекс формирует
новую амортизационную политику в стране,
закреплено право выбора балансодержателя
имущества, переданного в лизинг, изменены
правила амортизации грузового
автотранспорта (не предусматривается
начисление амортизации в зависимости от
пробега, как это делалось в ряде случаев
ранее).
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N
51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
21.10.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N
14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.10.1998 N
164-ФЗ
"О ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ (ЛИЗИНГЕ)"
(принят ГД ФС РФ 11.09.1998)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от
05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
19.07.2000)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N
128-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ от
13.07.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.01.2002 N 10-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЛИЗИНГЕ"
(принят ГД
ФС РФ 26.12.2001)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
РФ от 01.01.2002 N 1
"О КЛАССИФИКАЦИИ ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В АМОРТИЗАЦИОННЫЕ
ГРУППЫ"
"КОНВЕНЦИЯ УНИДРУА О
МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ ЛИЗИНГЕ"
(Заключена в Оттаве 28.05.1988)
Бизнес-адвокат, N 6, 2002