Условия и основания отказа в выдаче
А.К. СТРОГАНОВА
А.К. Строганова, кафедра
уголовного процесса Московской
юридической академии МВД Российской
Федерации.
Выдача преступников, которую
принято еще называть экстрадицией, - один из
наиболее древних правовых институтов,
целью которого является оказание
государствами друг другу помощи по розыску,
привлечению к уголовной ответственности,
преданию суду и наказанию лиц, совершивших
преступления <*>. В России институт
выдачи наиболее активно начинает
реализовываться в начале - середине XIX века.
Так, в 1826 г. правительство Николая I
обратилось в Королевство Великобритания о
выдаче Николая Тургенева в связи с его
политической деятельностью. Другое
нашумевшее дело было связано с
экстрадицией в 1872 г. Швейцарией России
русского революционера - эмигранта Сергея
Нечаева, совершившего убийство своего
товарища по московскому революционному
кружку. После выдачи Нечаев был приговорен
к 20 годам каторги. В 1880 г. Россия затребовала
у французских властей выдачи народовольца
Льва Гартмана, участвовавшего в покушении
на Александра II.
--------------------------------
<*> Подробно о возникновении и
формировании института выдачи, а также
подробный перечень библиографических
источников по данному вопросу см.: Антипов
С.Л. Участие ОВД России в розыске лиц,
подлежащих экстрадиции. М., 1997; Беляев С.С.
Экстрадиция в уголовном праве: Дис. к-та
юрид. наук. М., 1999; Валеев Р.М. Выдача
преступников в современном международном
праве (основные проблемы). Свердловск, 1974;
Волженкина В.М. Применение норм
международного права в российском
уголовном процессе (проблемы теории и
практики): Дис. к-та юрид. наук. М., 1999;
Карасева Е.В. Процессуальные аспекты
международного сотрудничества органов
предварительного следствия МВД РФ. М., 2000;
Колибаб К.Е. Выдача обвиняемых и осужденных
по международным договорам России // Изв.
вузов. Правоведение. СПб., 1996. N 2; Лукашук И.И.,
Наумов А.В. Выдача обвиняемых и осужденных в
международном уголовном праве: Учебно -
практич. пособие. М., 1998; Павлова И.В. Выдача
преступников в современном международном
праве как средство борьбы с уголовными
преступлениями международного характера
(правовые проблемы). М., 1984.
В настоящее
время вопросы выдачи преступников
приобрели особую актуальность, о чем
свидетельствует статистика. За последние 3
года количество запросов об экстрадиции
увеличилось более чем в 1,5 раза. В 2000 году
было рассмотрено свыше 4250 ходатайств о
выдаче преступников, поступивших из других
государств. Из них около двух тысяч
запросов было удовлетворено (ежедневно
выдается примерно 20 - 25 человек). Россией за
этот же период выдано иностранных
преступников в десятки раз больше.
Правовое регулирование экстрадиции
осуществляется на основе национального
законодательства и международных
договоров Российской Федерации, которые,
как известно, в соответствии с ч. 4 ст. 15
Конституции являются частью правовой
системы России. В частности, в соответствии
со ст. 63 Конституции выдача лиц, обвиняемых
в совершении преступления, а также передача
осужденных для отбывания наказания в
других государствах осуществляются на
основе федерального закона или
международного договора Российской
Федерации. Ст. 13 Уголовного кодекса РФ
определяет, что иностранные граждане и лица
без гражданства, совершившие преступление
вне пределов Российской Федерации и
находящиеся на территории Российской
Федерации, могут быть выданы иностранному
государству для привлечения к уголовной
ответственности или отбывания наказания в
соответствии с международным договором
Российской Федерации.
Впервые в
развитии российского уголовно -
процессуального законодательства в УПК РФ
включены нормы, определяющие основания,
условия и порядок выдачи, объединенные в
самостоятельную главу 54.
В соответствии
со ст. 15 Конституции и ст. 460 УПК порядок
выдачи регулируется также международными
договорами РФ. В отношении граждан
государств - членов СНГ экстрадиция
осуществляется в соответствии со ст. ст. 60 -
62 Конвенции о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам от 22.01.1993 с дополнительным
протоколом к ней от 28 марта 1997 г. <*>; в
отношении граждан государств - членов
Совета Европы - Европейской конвенцией о
выдаче от 13.12.1957 с дополнительным
протоколом и вторым дополнительным
протоколом к ней <**>. Кроме того, выдача
производится на основе двусторонних
международных договоров РФ <***>. Несмотря
на позитивную тенденцию в развитии
правовых основ экстрадиции,
законодательство в этой сфере и
правоприменительной практике нуждается в
оптимизации.
--------------------------------
<*>
Собрание законодательства Российской
Федерации. 1995. N 17. Ст. 1472.
Конвенция
вступила в силу для России 10.12.1994,
ратифицирована ФЗ от 04.08.1994 N 16-ФЗ / Собрание
законодательства Российской Федерации. 1994.
N 15. Ст. 1684. Протокол вступил в силу для
России 09.01.2001 / Вестник ВАС РФ. N 8. 1997,
ратифицирован ФЗ от 08.10.2000 N 124-ФЗ / Собрание
законодательства Российской Федерации. 2000.
N 41. Ст. 4036.
<**> Собрание
законодательства Российской Федерации. 2000.
N 23. Ст. 2348.
Конвенция и протоколы
вступили в силу для России 09.03.2000, Россия
подписала Конвенцию и дополнительные
протоколы 07.11.1996 с оговорками и заявлениями,
указанными в распоряжении Президента РФ от
03.09.1996 N 458-рп / Собрание законодательства
Российской Федерации. 1996. N 37. Ст. 4286, а затем
ратифицировала их с оговорками и
заявлениями ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ / Собрание
законодательства Российской Федерации. 1999.
N 43. Ст. 5129.
<***> Россия является
участницей более 40 двусторонних
международных договоров,
предусматривающих экстрадицию.
Анализ
норм международных конвенций и российского
законодательства позволяет сделать вывод,
что между некоторыми из них наблюдается
противоречие, что значительно затрудняет
процедуру выдачи.
Например, Европейская
конвенция о выдаче 1957 г. содержит положение
о возможности отказа в выдаче в связи с
политическим характером преступления, по
поводу которого поступил запрос, или с
угрозой применения к запрашиваемому лицу
смертной казни, пыток или жестокого
отношения (ст. ст. 3, 11). В Минской же
конвенции 1993 г. таких положений нет.
В
данном случае следует учитывать ст. 28
Европейской конвенции о выдаче 1957 г. <*>,
которая определила, что ее нормы имеют
преимущество перед положениями любых
двусторонних договоров, конвенций или
соглашений, регулирующих выдачу между
любыми государствами - участниками данной
Конвенции. Государства - участники
Конвенции могут заключать между собой
двусторонние или многосторонние
соглашения только для того, чтобы дополнить
положения настоящей Конвенции или
облегчить применение содержащихся в ней
принципов.
--------------------------------
<*> В
число ратифицировавших Европейскую
конвенцию о выдаче 1957 г. входят три
государства - члена СНГ, участвующие в
Минской конвенции 1993 г. (Россия, Украина,
Молдова).
Вместе с тем Европейская
конвенция о выдаче 1957 г. допускает
использование сторонами не положений
конвенции, а своего "единообразного
законодательства" или "специальной
системы". Данную норму использовали
скандинавские страны (Финляндия, Дания,
Исландия, Швеция и Норвегия), а также
Ирландия и Соединенное Королевство,
применяющие при решении вопросов
экстрадиции свое национальное
законодательство.
В число
ратифицировавших Европейскую конвенцию о
выдаче 1957 г. входят три государства - члена
СНГ, участвующие в Минской конвенции 1993 г.
(Россия, Украина, Молдова).
При
рассмотрении вопроса об использовании
Россией, Украиной и Молдовой своей
специальной системы на основе Минской
конвенции 1993 года необходимо учитывать
указанное выше положение о том, что не все
положения этого многостороннего договора
соответствуют содержащимся в Конвенции
стандартам, соблюдать которые Российская
Федерация обязалась при их ратификации. В
связи с этим видится необходимым принятие
отдельного Федерального закона Российской
Федерации ("О выдаче"), в котором следует
урегулировать применение подобных норм.
Будучи участником многих конвенций и
договоров, все положения которых
невозможно закрепить в национальном
законодательстве Российской Федерации, при
решении конкретных вопросов приходится
учитывать положения многих международных
конвенций и двусторонних договоров.
Глава 54 нового УПК РФ представляет собой
некий синтез положений Европейской
конвенции о выдаче 1957 г. и Минской конвенции
1993 г. и по своей сути соответствует основным
международным принципам осуществления
выдачи (экстрадиции) преступников.
В
частности, ст. 464 УПК РФ, посвященная отказу
в выдаче, состоит из двух частей: 1) когда
выдача не допускается; 2) когда в выдаче
может быть отказано. В первом случае нормы
императивно запрещают возможность выдачи,
во втором - право принятия окончательного
решения возлагается на компетентный орган
Российской Федерации (Генеральную
прокуратуру РФ).
Положение данной
статьи об отказе в выдаче собственных
граждан независимо от характера
совершенного лицом правонарушения и
установленного за него наказания вытекает
и полностью соответствует ч. 1 ст. 61
Конституции РФ, а также п. 3 ч. 2 ст. 1
Федерального закона от 25.10.1999 N 190-ФЗ о
ратификации Европейской конвенции о выдаче
1957 г.
Гражданство определяется на
момент принятия решения в отношении выдачи.
Однако тут кроется весьма серьезная
проблема. В связи с несовершенством
института регистрации в Российской
Федерации наше гражданство получить сейчас
легче, чем любое другое (не надо никаких
"Грин кард" или видов на жительство). На
практике встречаются примеры, когда
человек после совершения преступления в
другой стране получал российское
гражданство (например, в результате
заключения брака) и уже в качестве
гражданина России обретал защиту своих
конституционных (российских) прав. Так,
гражданин Таджикистана путем
мошеннических действий похитил там 14
миллионов долларов, после чего получил
российское гражданство в посольстве в
Таджикистане. В связи с этим целесообразно
разработать и принять новый закон о
гражданстве, в котором следует
урегулировать в том числе и указанные
вопросы.
Выдача также не
осуществляется, если преступление, в
отношении которого она запрашивается,
рассматривается запрашиваемым
государством в качестве политического
преступления или в качестве преступления,
связанного с политическим преступлением. В
связи с тем что российское
законодательство не содержит понятия
"политические преступления", при
определении данных преступлений следует
руководствоваться положениями порядка 17
международных конвенций <*>.
--------------------------------
<*> Данные
конвенции указаны в Дополнительном
протоколе к Европейской конвенции о выдаче
1957 г., ратифицированном ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ
(Собрание законодательства. 2000. N 23. Ст.
2348).
При решении вопросов о выдаче следует
учитывать также п. "г" ч. 1 ст. 57 Минской
конвенции 1993 г., который императивно
запрещает осуществлять выдачу, если
преступление в соответствии с
законодательством запрашивающей или
запрашиваемой стороны преследуется в
порядке частного обвинения (по заявлению
потерпевшего), в то время как п. 4 ч. 2 ст. 464
УПК РФ предоставляет в данном случае
Генеральной прокуратуре Российской
Федерации право выбора при решении вопроса
об удовлетворении либо об отказе в
удовлетворении поступившего запроса о
выдаче.
Данные Конвенции указаны в
Дополнительном протоколе к Европейской
конвенции о выдаче 1957 г., ратифицированном
ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации 2000. N
23. Ст. 2348).
В соответствии с оговорками к
Европейской конвенции о выдаче 1957 г.,
утвержденными п. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ,
Российская Федерация оставила за собой
право отказывать в выдаче дополнительно по
следующим основаниям:
- если выдача лица
запрашивается в целях привлечения к
ответственности в чрезвычайном суде или в
порядке упрощенного судопроизводства либо
в целях исполнения приговора, вынесенного
чрезвычайным судом или в порядке
упрощенного судопроизводства, когда
имеются основания полагать, что в ходе
такого судопроизводства этому лицу не
будут или не были обеспечены минимальные
гарантии, предусмотренные в статье 14
Международного пакта о гражданских и
политических правах <*> и в статьях 2, 3 и 4
Протокола N 7 к Конвенции о защите прав
человека и основных свобод <**>;
--------------------------------
<*> Вестник ВС СССР.
1976. N 17. Ст. 291.
Пакт вступил в силу для
СССР 23.03.1976, ратифицирован Указом
Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII / Вестник
ВС СССР. 1973. N 40. Ст. 564.
<**>
Дипломатической вестник. 1998. N 9. С. 13 - 15.
Протокол N 7 вступил в силу для России 01.08.1998,
ратифицирован с оговоркой и заявлениями ФЗ
от 30.03.1998 N 54-ФЗ / Собрание законодательства
Российской Федерации. 1998. N 14. Ст. 1514.
- если
имеются серьезные основания полагать, что
лицо, в отношении которого поступил запрос
о выдаче, было или будет подвергнуто в
запрашивающем государстве пыткам или
другим жестоким, бесчеловечным или
унижающим достоинство видам обращения или
наказания либо что этому лицу в процессе
уголовного преследования не были или не
будут обеспечены минимальные гарантии,
предусмотренные нормами международных
договоров, указанными в предыдущем
абзаце;
- исходя из соображений
гуманности, когда имеются основания
полагать, что выдача лица может повлечь для
него серьезные осложнения по причине его
преклонного возраста или состояния
здоровья;
- если выдача может нанести
ущерб суверенитету, безопасности,
общественному порядку или другим
существенно важным интересам России.
При вынесении решения об отказе в выдаче
лица следует исходить из того, что в
соответствии с ч. 1 ст. 7 Европейской
конвенции о выдаче 1957 г. Российская
Федерация может отказать в выдаче лица в
связи с совершением им преступления,
которое в соответствии с ее законом
считается совершенным полностью или
частично на ее территории или в месте,
рассматриваемом в качестве территории
России. Территорией Российской Федерации
считается территория в пределах
территориальных вод или воздушного
пространства Российской Федерации (ч. 2 ст. 11
УК), а местом, рассматриваемым в качестве
территории Российской Федерации,
признается: континентальный шельф и
исключительная экономическая зона
Российской Федерации; судно, приписанное к
порту Российской Федерации, находящееся в
открытом водном или воздушном пространстве
вне пределов Российской Федерации (если
иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации); военный
корабль или военное воздушное судно
Российской Федерации независимо от места
их нахождения (ч. 3 ст. 11 УК). В остальных
случаях, когда преступление было совершено
за пределами территории Российской
Федерации,