Уголовно-правовая характеристика должностных преступлений в таможенных органах(ю.п. гармаев)

ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 20 марта 2002 года
Ю.П. ГАРМАЕВ
Гармаев Юрий Петрович, старший следователь отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Республики Бурятия, советник юстиции, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Бурятского государственного университета.
Должностные преступления в таможенных органах относятся к одним из наиболее опасных проявлений коррупции в современной России и, являясь одним из видов должностной преступности, представляют собой прежде всего криминалистически однородную группу преступлений, подпадающих при уголовно-правовой квалификации под признаки различных составов, предусмотренных УК РФ. В подавляющем большинстве уголовных дел данной категории деяния должностных лиц квалифицируются по совокупности должностных преступлений (гл. 30 УК РФ) с преступлениями в сфере экономики (раздел VIII, прежде всего главы 21 и 22 УК РФ), преступлениями против порядка управления (гл. 32 УК РФ) и с другими.
В связи с распространенностью этих преступлений, в интересах правоприменительной практики необходимо осветить наиболее сложные вопросы уголовно-правовой характеристики должностных преступлений в таможенных органах, поскольку эти вопросы в значительной мере специфичны и знание практиками вопросов квалификации должностных преступлений в целом в полной мере обеспечит правильное применение уголовного закона.
Объект преступлений
Видовым объектом анализируемых преступлений являются государственная власть, охраняемые законом интересы государственной службы, нормальная деятельность публичного аппарата управления государственных органов.
Исходя из содержания видового объекта, в наиболее кратком изложении непосредственным основным объектом должностных преступлений в таможенных органах являются охраняемые законом интересы государственной службы в области таможенного дела, нормальное функционирование таможенных органов Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач.
Под нормальной деятельностью таможенных органов следует понимать их эффективное и бесперебойное функционирование, решение ими своих задач в благоприятных условиях, обеспечение всех предусмотренных ТК РФ и другими правовыми актами правил, процедур, технологий, которые связаны с таможенным контролем и применяются в процессе таможенной деятельности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. Общая часть. М., 2001. С. 192.
Дополнительным объектом должностных преступлений в таможенных органах могут быть интересы государства в финансовой сфере, по поводу взимания таможенных платежей, обеспечению мер тарифного и нетарифного регулирования, других мер таможенной политики государства.
Предметами должностных преступлений в таможенных органах могут быть самые разные материальные объекты. Чаще всего в практике предметами преступлений являются таможенные платежи. Именно по поводу неправомерного освобождения от их уплаты либо снижения их размера и совершаются чаще всего должностные преступления, во всяком случае, как показывает практика, наиболее опасные из них.
Таможенные платежи в п. 18 ст. 18 ТК РФ определяются как таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы на выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. Размер неполученных бюджетом в результате совершения преступления таможенных платежей имеет важное значение для квалификации должностных преступлений в таможенных органах, для оценки степени общественной опасности преступления и, наконец, для назначение судом справедливого наказания за содеянное.
По одному из расследованных уголовных дел к уголовной ответственности привлекался начальник таможенного поста К., который незаконно, без уплаты таможенных платежей, производил таможенное оформление автомашин, ввезенных на территорию РФ, для своих родственников, друзей и за взятки. По одному из эпизодов сумма неуплаченных таможенных платежей за оформление 30 автомашин на одного владельца составила более 10000 МРОТ. Эти действия должностного лица, с учетом всех обстоятельств, были квалифицированы следствием по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 285 ч. 3 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия, а также ст. 33 ч. 5 и 194 УК РФ (в редакции статьи до 27.06.1998) - соучастие, в форме пособничества в уклонении от уплаты таможенных платежей. Действия К. (но не однородные, не охваченные единым умыслом с вышеописанными), выразившиеся в таможенном оформлении автомашины, таможенные платежи за которую составили менее 1000 МРОТ, были квалифицированы только по ст. 285 ч. 1 УК РФ.
В ходе следствия было также установлено, что К. выдал таможенные удостоверения на 8 автомашин с применением льготы по уплате таможенных платежей лицам, непрерывное пребывание которых за границей составило более 6 месяцев <*>. Однако соответствующих правоустанавливающих документов у владельцев истребовано не было. В ходе следствия было установлено, что на самом деле владельцы этих автомашин действительно выезжали за границу и имели право на льготу, просто К. не потребовал у них эти документы. По этим фактам уголовное дело в отношении К. было прекращено в части за малозначительностью деяния.
--------------------------------
<*> Ранее в таможенном законодательстве существовало такое основание для применения льгот по таможенному оформлению.
Другими предметами преступления могут быть транспортные средства и иные товары, а также предметы, запрещенные к обороту или оборот которых ограничен (оружие, наркотики, ядовитые, сильнодействующие, радиоактивные вещества, стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности и др.). Именно по поводу их перемещения через таможенную границу в рамках различных таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля часто совершаются злоупотребления полномочиями, взяточничество и служебный подлог со стороны сотрудников таможенных органов.
Предметами преступления могут быть и документы, необходимые для таможенных целей, средства таможенной идентификации и т.п.
Субъект преступлений
Субъектом рассматриваемых преступлений могут быть только должностные лица таможенных органов. В связи с различным содержанием, которое вкладывает в это понятие уголовный закон и различные нормы неуголовного законодательства, здесь необходимо остановиться на этом термине особо <*>.
--------------------------------
<*> До настоящего времени ни в административном, ни в служебном, ни в других отраслях и институтах права единое нормативное определение должностного лица не выработано. В различных нормативных актах, регулирующих правовой режим отдельных видов службы, данный термин используется довольно широко и в различных значениях.
В соответствии с Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.11.2000 N 135-ФЗ) <*> все служащие таможенных органов разделены на две категории: должностные лица таможенных органов и работники таможенных органов.
--------------------------------
<*> Далее в этой главе - Закон.
К должностным лицам относятся граждане РФ, занимающие должности в таможенных органах, которым в порядке, установленном настоящим Законом, присвоены специальные звания (ст. 3 Закона). Статьей 5 Закона установлен перечень специальных званий от прапорщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы Российской Федерации.
К числу работников относятся должности, перечень которых устанавливает председатель ГТК РФ, которые предусмотрены в штатном расписании таможенных органов для технического обеспечения их деятельности.
Очевидно, что достаточно неопределенный термин "должностное лицо", сформулированный в данном Законе, имеет мало общего с понятием, установленным в п. 1 Примечания к ст. 285 УК РФ, где должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Анализ двух названных определений показывает, что понятие "должностное лицо" в Законе, в целом, значительно шире, чем в Примечании к ст. 285 УК РФ.
Безусловно, сотрудник таможенного органа только тогда является субъектом должностного преступления, то есть "должностным лицом" в уголовно-правовом значении этого термина, если он при совершении конкретных общественно опасных деяний, вопреки интересам службы в таможенных органах, подпадает под признаки, изложенные в п. 1 Примечания к ст. 285 УК РФ.
В соответствии с Законом служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1 Закона о службе в таможенных органах).
Граждане РФ, работающие в таможенных органах РФ, являются государственными служащими государственного органа, поскольку ГТК РФ (и подчиненные ему подразделения) относится к числу исполнительных органов государственной власти и является правоохранительным органом.
Далее, при решении вопроса о наличии или отсутствии у конкретного таможенника статуса должностного лица, необходимо установить, какие из трех видов полномочий: организационно-распорядительные, административно-хозяйственные или функции представителя власти, он использовал (или не использовал) при совершении конкретных общественно опасных деяний.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указал, что:
- организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий;
- к административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
К представителям власти прим. к ст. 318 УК РФ и Пленум от 10.02.2000 относит лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.
Далее нужно учесть, что по характеру труда должностные лица таможенных органов, как и все другие должностные лица, условно могут быть разделены на руководителей и специалистов.
"Руководителям свойственны в полном объеме или хотя бы частично такие полномочия, как руководство деятельностью подчиненных структурных подразделений или отдельных служащих, распределение обязанностей между подчиненными, организация и координация работы, распоряжение собственностью, заключение трудовых договоров, контрактов, назначение на должность и освобождение от должности, поощрение и привлечение к дисциплинарной ответственности и др." <*>.
--------------------------------
<*> Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 88 - 89.
Исходя из этих положений, к должностям руководителей следует отнести все руководящие должности в системе таможенных органов, начиная с начальников отделов (отделений, групп) таможен (таможенных постов, акцизных постов, таможенных лабораторий и т.п.) и их заместителей; начальников таможен (постов), их заместителей и далее в соответствии с иерархией таможенных органов <*>.
--------------------------------
<*> См., например, "Общий перечень должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенной службы РФ, соответствующих им предельных специальных званий и квалификационных требований", утв. Приказом ГТК РФ от 29.08.2000 N 777, в ред. Приказов ГТК РФ от 21.11.2000 N 1060, от 16.01.2001 N 43.
Приказ ГТК РФ от 29.08.2000 N 777 "Об утверждении общего перечня должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенной службы Российской Федерации, соответствующих им предельных специальных званий и квалификационных требований" утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 02.04.2001 N 327 "Об утверждении общего перечня должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенной службы Российской Федерации, соответствующих им предельных специальных званий и квалификационных требований".Вместе с тем в случаях, предусмотренных должностными инструкциями конкретного сотрудника, функции руководителей могут нести и главные (ведущие, старшие) инспектора отделов. Эти функции, в зависимости от конкретных должностных инструкций, могут носить как организационно-распорядительный, так и административно-хозяйственный характер, наряду с наличием функций представителя власти.
Так, например, начальник таможни, давая своему подчиненному инспектору отдела валютного контроля и контроля таможенной стоимости (ВК и КТС) указание незаконно занизить таможенную стоимость товара, декларируемого определенной фирмой, использует предоставленные ему законом и инструкциями организационно-распорядительные функции. Он же, подписывая постановление по делу о нарушении таможенных правил (НТП) в отношении субъекта ВЭД с применением необоснованно низкой меры взыскания (см. главу 48 ТК РФ), использует тем самым предоставленные ему ТК РФ властные полномочия.
В научной литературе выработана позиция, в соответствии с которой к группе специалистов (оперативный состав, основной состав, функциональные работники, исполнители - все названия идентичны) принято относить служащих, осуществляющих лично и непосредственно деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности государственного (муниципального) органа, учреждения, предприятия, организации: инженеры, техники, преподаватели, врачи,

Условия и основания отказа в выдаче  »
Комментарии к законам »
Читайте также