Взыскание стоимости незаконно добытой продукции охоты: правовые проблемы
Краев Николай Васильевич - заведующий
отделом Всероссийского научно -
исследовательского института охотничьего
хозяйства и звероводства им. Б.М. Житкова,
кандидат юридических наук.
Кроме
взыскания вреда за незаконную добычу
зверей и птиц с нарушителя взыскивается
стоимость продукции, если таковая не была
изъята. Суммы, вырученные от реализации
незаконно добытой продукции, зачету в счет
возмещения ущерба не подлежат <*>.
--------------------------------
<*> См.:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ
от 5 ноября 1998 года N 14 "О практике применения
судами законодательства об
ответственности за экологические
правонарушения" // БВС РФ. 1999. N 1. С. 5.
Если
при выявлении фактов браконьерства
выясняется, что по каким-либо причинам
продукция незаконной охоты не была
конфискована, а использована гражданином в
личных целях или реализована другим лицам,
эти случаи следует рассматривать как
неосновательное приобретение гражданами
имущества за счет государства. В этих
случаях при отказе граждан добровольно
уплатить стоимость указанной продукции
следует обращаться в народный суд с иском к
гражданам о взыскании стоимости продукции
незаконной охоты (мяса диких животных,
шкурок пушных зверей, кож и т.д.), которую они
использовали в личных целях или
реализовали другим лицам <*>.
--------------------------------
<*> См.: директивное
письмо Главохоты РСФСР от 7 июля 1965 года N 2-1
"Об использовании гражданско - правовых мер
борьбы с незаконной охотой" // Сборник
нормативных актов по охотничьему
хозяйству. М., 1984. С. 309 - 310.
Федеральный
закон "О животном мире" предусматривает, что
"незаконно добытые объекты животного мира,
их части и выработанная из них продукция...
подлежат безвозмездному изъятию ... в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. При невозможности
изъятия незаконно добытой продукции с
виновных лиц взыскивается ее стоимость"
<*>. При правомерной добыче животных
добытые объекты и полученная от них
продукция становятся собственностью
пользователя (ст. 40), которым в данном случае
может быть и охотник. При незаконной охоте
не происходит перехода права
собственности. Добытые животные и
полученная из них продукция принадлежат
государству. Нарушитель без законных на то
оснований завладевает продукцией, что
гражданским законодательством именуется
неосновательным обогащением.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст.
1462.
Законодатель предписывает
работникам, осуществляющим надзор за
соблюдением законодательства, изымать у
нарушителей незаконно добытых животных или
выработанную из них продукцию без
конкретизации порядка и процедуры таких
действий. Типовыми правилами охоты в РСФСР
эта обязанность фактически переложена на
нарушителей - незаконно добытая продукция
отстрела диких копытных животных и бурого
медведя (мясная туша и шкура) должна быть
сдана в торгово - заготовительные
организации самим нарушителем Правил охоты
(пункт 83 Правил).
В случае, когда
продукция использована нарушителем или по
его вине пришла в негодность, а также в
случае отдаленности места отстрела от
торгово - заготовительных организаций
нарушитель возмещает стоимость этой
продукции из расчета максимальной
заготовительной цены на шкуру животного
соответствующего вида, стоимости мяса из
расчета розничных цен на мясо животного
соответствующего вида и следующего веса
мясных туш: лось - 170 кг, медведь бурый - 130 кг,
овцебык, олень благородный (марал, изюбрь,
европейский, кавказский) - 100 кг, сибирский
горный козел - 70 кг, кабан, олень пятнистый -
60 кг, лань, снежный баран, тур (дагестанский,
кавказский), дикий северный олень - 50 кг,
косуля, муфлон - 30 кг, серна - 20 кг, кабарга,
сайгак - 15 кг.
Установлено также, что
незаконно добытые тушки зайцев и пернатой
дичи остаются в распоряжении нарушителя, но
с него взыскивается их стоимость из расчета
(за одну тушку): заяц - 15 руб., глухарь, гуси - 15
руб., тетерев, фазан - 10 руб., рябчик,
куропатка, перепел, кеклик, утка - 5 руб.
<*>
--------------------------------
<*> См.:
Охотничьи законы: Сборник нормативных
правовых актов и других документов. Киров,
1999. С. 305.
В Республике Бурятия
установлено, что при невозможности изъятия
незаконно добытых диких животных и
выработанной из них продукции взыскивается
их стоимость по рыночным ценам <1> ,
Республике Алтай - по рыночным ценам в
двукратном размере <2>. В Пермской
области цены незаконно добытой или
уничтоженной продукции для возмещения ее
стоимости (за 1 кг) следующие: мясо медведя -
пять, мясо лося, кабана - 0,4; шкура медведя
независимо от размера и качества - десять
минимальных размеров оплаты труда в РФ
(далее - МРОТ) <3>. В Астраханской области
таксы для исчисления размеров взысканий
стоимости мяса и стоимости шкур незаконно
добытых диких животных следующие: за мясо
(тушу) лося - 40, оленя благородного - 24, кабана
- 15, сайгака - 6; за шкуры лося - 2,8, оленя - 1,8,
кабана - 1,2; за шкурки бобра, выдры - шесть,
куницы - четыре МРОТ и т.п. <4>
--------------------------------
<1> См.: Закон
Республики Бурятия от 23 декабря 1992 года "Об
охране животного мира и использовании его
ресурсов" // Ведомости Верховного Совета
Республики Бурятия. 1993. N 6.
<2> См.:
Статья 49 Закона Республики Алтай от 7 мая 1992
года N 24-2 "О животном мире" // Ведомости
Верховного Совета Республики Алтай. 1994. N 1
(январь - февраль).
<3> См.: Решение
малого Совета Пермского областного Совета
народных депутатов от 29 апреля 1993 года N 670
"Об утверждении исков и такс за ущерб,
причиненный животному миру, цен на мясо и
шкуры незаконно добытой продукции".
<4> См.: Таксы для исчисления размеров
взысканий стоимости мяса и стоимости шкур
незаконно добытых диких животных. Утв.
Постановлением главы Администрации
Астраханской области от 17 декабря 1998
года.
Самые "оригинальные" расценки
расчета стоимости продукции в связи с
присвоением (использованием) или порчей
мяса, жира, шкур, желез внутренней секреции
охотничье - промысловых животных
установлены в Республике Башкортостан. За 1
кг мяса лося, марала, косули, сайгака
взимается один, мяса кабана, медведя - 1,5,
мяса барсука, сурка - два; за жир медведя - 100
(20 кг x 5,0 МРОТ), за жир барсука - 30 (5 кг x 6,0), за
жир сурка - шесть (2 кг x 3,0); за медвежью желчь,
бобровую струю - 15; за шкуры выдры - 15,
медведя, рыси, бобра европейского - 10, куницы
лесной, норки (американской, европейской) -
восемь, барсука, горностая - три; лося,
марала, пятнистого оленя - четыре, косули,
кабана, сайгака - два МРОТ. В расценках
стоимости продукции, получаемой от медведя,
в Республике Башкортостан фактически
заложен двойной счет: вес мяса взят по
наивысшей мерке Типовых правил охоты в
РСФСР - 130 кг, и к нему добавлен еще вес жира -
20 кг, который фактически уже учтен в весе
мясной туши зверя <*>.
--------------------------------
<*> См.:
Постановление Кабинета Министров
Республики Башкортостан от 25 сентября 1995
года N 357 "Об утверждении исков и такс для
исчисления размера взысканий за ущерб,
причиненный животному миру Республики
Башкортостан и среде его обитания".
В
связи с изложенным невольно возникает
вопрос о том, какой же вред взыскивается:
реальный или мифический?
Органы
государственной власти и управления
субъектов Российской Федерации не имели и
не имеют правомочий по определению порядка
и размеров взыскания за продукцию
незаконной охоты. Поэтому решения по данным
вопросам, принятые во многих республиках,
краях, областях, округах, вряд ли являются
правомерными.
Экологическое
законодательство, как и законодательные
акты о животном мире, не определяет орган,
уполномоченный устанавливать порядок
расчета размера взыскания стоимости
незаконно добытых животных или продукции,
использованной нарушителями или по их вине
пришедшей в негодность. При отсутствии
специальной эколого - правовой нормы, как
справедливо отмечают многие авторы, должна
применяться норма гражданского права <*>.
Тем не менее сначала Главохота РСФСР, а
затем Охотдепартамент Минсельхозпрода
России присвоили себе полномочия
законодателя и начали устанавливать
порядок, противоречащий Гражданскому
кодексу и другим законам. В частности,
Приказом Охотдепартамента от 23 августа 1995
года N 37 "О внесении изменений в Типовые
правила охоты в РСФСР" предписано, что
"незаконно добытые тушки зайцев и пернатой
дичи остаются в распоряжении нарушителя, но
с него взыскивается их стоимость";
"стоимость тушки зайца и пернатой дичи
устанавливается органами исполнительной
власти субъектов РФ" <**>. На этой основе
во многих субъектах Федерации органами
исполнительной власти приняты
соответствующие постановления. Следует
отметить, что указанный приказ издан
неуполномоченным органом, не прошел
государственную регистрацию в Минюсте
России и официально не опубликован.
Согласно Положению об Охотдепартаменте он
лишь "разрабатывает и вносит на утверждение
в Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации общие
(типовые) правила охоты" (п. 6.2) <***>.
--------------------------------
<*> См., например:
Нарышева Н.Г. Понятие и сущность таксовой
ответственности за нарушение
законодательства о природных ресурсах //
Государство и право. 1997. N 10. С. 39 - 44;
Васильева М.И. Определение объема убытков,
причиняемых экологическими
правонарушениями: тенденции
нормотворчества и судебной практики //
Бюллетень правовой практики по защите
общественных экологических интересов
"Экоюрис". 2000. N 1. С. 41 - 47.
<**> Охотничьи
законы: Сборник нормативных правовых актов
и других документов. С. 310 - 312.
<***>
Положение о Департаменте по охране и
рациональному использованию охотничьих
ресурсов Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Российской Федерации.
Утверждено Минсельхозпродом РФ 11 октября
1994 года // Охотничьи законы: Сборник
нормативных правовых актов и других
документов. С. 76 - 79.
Статья 8 Гражданского
кодекса РФ указывает неосновательное
обогащение как одно из оснований
возникновения гражданских прав и
обязанностей. Понятие неосновательного
обогащения и связанные с ним правовые
последствия установлены главой 60 второй
части ГК РФ. Статья 1102 ГК РФ определяет, что
лицо, которое без установленных законом,
иными правовыми актами или сделкой
оснований приобрело или сберегло имущество
(приобретатель) за счет другого лица
(потерпевшего), обязано возвратить
последнему неосновательно приобретенное
или сбереженное имущество (неосновательное
обогащение) <*>..
--------------------------------