Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партий с государством

ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАРТИЙ С ГОСУДАРСТВОМ
В.В. ЛАПАЕВА
Лапаева Валентина Викторовна - главный научный сотрудник ИЗиСП, доктор юридических наук.
Правовые формы взаимодействия политических партий с государством в концентрированном виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений гражданского общества и государства, населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании упорядоченного и контролируемого политического пространства.
Законодательная стратегия взаимодействия российского государства с политическими партиями получила свое нормативное выражение в принятом в июне 2001 года Федеральном законе "О политических партиях" <*>, проект которого был подготовлен под эгидой Центральной избирательной комиссии РФ с участием основных парламентских фракций и внесен в Государственную Думу Президентом РФ. Он стал итогом сложного процесса согласования интересов политических партий, победивших на последних парламентских выборах, и президентских структур, выражавших позиции исполнительной власти <**>.
--------------------------------
<*> См.: Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях // Журнал российского права. 2002. N 1.
<**> См.: Лапаева В.В. У общества пока нет сил защитить свои интересы: новый закон о партиях будет результатом "консенсуса" партийной и государственной бюрократии // Независимая газета. 2000. 28 окт.
Правовой анализ данного Закона - ключ к пониманию реальной, а не декларируемой стратегии взаимодействия общества и государства, которая на данный момент складывается в результате компромиссов между законодательной и исполнительной ветвями власти.
Пункт 1 ст. 10 Закона гласит: "Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается". Данная формулировка представляется неполной (а точнее говоря, неверной), поскольку не учитывает очевидное право государства регулировать процессы создания и деятельности политических партий. Более корректной является формулировка аналогичной нормы ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общественных объединениях", согласно которой "вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом" <*>. Отсюда следует, что под подобного рода вмешательством законодатель понимает все формы государственного влияния на деятельность общественных объединений и формы влияния общественных объединений на деятельность государственных органов, которые не предусмотрены Федеральным законом "Об общественных объединениях". Очевидно, в этом же смысле надо толковать и содержание п. 1 ст. 10 Федерального закона "О политических партиях".
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
Запрет на вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц вытекает из ст. 3 Конституции РФ, согласно которой единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ и никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Эта норма направлена на то, чтобы оградить органы исполнительной, законодательной и судебной власти, призванные выражать общенародные интересы, от давления со стороны партий, выражающих политические интересы отдельных социальных слоев. Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц следует расценивать как смешение государственных и общественных функций, которое чревато присвоением партиями властных полномочий. С другой стороны, запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий должен служить гарантией реализации конституционных положений о многопартийности, свободе деятельности политических партий, их равенстве перед законом.
Если рассматривать данную норму в контексте исторической ретроспективы, то на первый план выйдет ее направленность на создание правовых гарантий против характерных для советского периода подмены государства партией (КПСС), слияния партии и государства, присвоения партией государственных функций. Из содержания нормы, в частности, следует, что осуществление партийных функций не может расцениваться как выполнение функций государственных органов. Очевидно также и то, что имевшее место в советский период совмещение государственных и партийных функций не может, согласно действующему законодательству, рассматриваться как основание для получения каких-либо льгот и преимуществ лицами, осуществлявшими такое совмещение.
Однако правовая практика не согласуется с этим вполне очевидным выводом. Например, в настоящее время при исчислении стажа государственной службы, дающего право на доплату к пенсии, учитывается период работы выходящих на пенсию лиц в аппаратах ЦК КПСС, в ЦК КП союзных республик, крайкомов, обкомов, райкомов, горкомов, на освобожденных выборных должностях в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года (то есть до введения в действие новой редакции ст. 6 Конституции СССР). И делается это на основании разъяснений Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ от 9 апреля 1996 года "О некоторых периодах, учитываемых при исчислении стажа государственной службы федерального государственного служащего, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии". Показательно, что норма, искажающая правовой смысл положений Конституции и федеральных законов, вводится на уровне подзаконного нормативного акта. Аналогичное законодательство действует и в субъектах Федерации. Подобные нормы - это весьма выразительный образчик номенклатурного взаимопонимания между новой и старой властными элитами.
* * *
Запрет на вмешательство партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц конкретизируется в п. 3 ст. 10 Закона о партиях, где сказано следующее: "Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии". Закон о партиях не раскрывает, в чем именно может заключаться использование указанными лицами преимуществ своего должностного или служебного положения в интересах политических партий. Конечно, в этом вопросе правоприменительная практика может, исходя из аналогии закона, ориентироваться на раскрытие понятия "использование преимуществ должностного или служебного положения" в п. 5 ст. 28 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в аналогичных нормах иных федеральных избирательных законов. Однако эти нормы (кстати, нуждающиеся в дополнении <*>) рассчитаны лишь на ситуации избирательных кампаний. И то обстоятельство, что в Законе о партиях не перечислены основные формы использования должностного или служебного положения в интересах политических партий (которыми, как известно, изобилует наша политическая практика), следует считать пробелом в правовом регулировании.
--------------------------------
<*> См.: Чудина С. Отпуск не панацея // Выборы. Законодательство и технологии. 2001. N 12. С. 35 - 37.
Рассматриваемая норма Закона о партиях, согласно которой указанная категория лиц не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политических партий, вводит ряд дополнений к действующему в этой области законодательству. До принятия Закона о партиях в этой сфере отношений действовали (и продолжают действовать) соответствующие нормы избирательного законодательства и законодательства о государственной и муниципальной службах. Применительно к зарегистрированным кандидатам, замещающим государственные должности категории "А", здесь закреплен запрет на использование ими преимуществ своего должностного положения в интересах политических партий (см., например, п. 1 ст. 36 Федерального закона "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Аналогичные нормы содержатся в избирательном законодательстве субъектов Российской Федерации применительно к должностным лицам, замещающим муниципальные должности категории "А". К кандидатам, находящимся на государственной и муниципальной службе, избирательное законодательство предъявляет более жесткие требования: на время их участия в выборах они должны освобождаться от своих служебных обязанностей (см., например, п. 2 ст. 36 того же Закона).
Наряду с этим законодательство о государственной и муниципальной службах закрепляет принцип их внепартийности (п. 11 ст. 5 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и п. 9 ст. 5 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации") и содержит нормы, согласно которым государственным и муниципальным служащим запрещается использовать свое служебное положение в интересах политических партий для пропаганды отношения к ним.
Таким образом, к новеллам, вводимым Законом о партиях, относятся три обстоятельства. Первое - это распространение комментируемой нормы на ту деятельность лиц, занимающих государственные и муниципальные должности категории "А", которая не связана с их участием в избирательных кампаниях. Второе - распространение данной нормы на всю деятельность государственных служащих, осуществляемую в интересах партий (а не только на деятельность, связанную с пропагандой отношения к партиям). И третье - косвенное допущение возможности членства в политических партиях лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, и лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе.
Последний момент требует разъяснения. Допущение возможности членства в партиях для указанной категории лиц вытекает из формулировки Закона, запрещающей использование данными лицами "преимуществ своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются" <*>. Между тем такое допущение является неправомерным. Дело в том, что решение вопроса о возможности членства в политических партиях данной категории лиц не относится к предмету регулирования Федерального закона "О политических партиях". В законодательстве же, регулирующем правовой статус данной категории лиц, этот вопрос не получил четкого правового решения.
--------------------------------
<*> В ФЗ "Об основах государственной службы..." и в ФЗ "Об основах муниципальной службы..." слова "членами которой они являются" отсутствуют.
В ФЗ "Об основах государственной службы..." отсутствует прямое указание на возможность для лиц, находящихся на государственной службе, быть членами политических партий. Однако то обстоятельство, что в отношении определенных категорий государственных служащих (например, работников правоохранительных органов, военнослужащих и т.д.) законодатель предусмотрел прямой запрет на членство в любой партии, означает, что иные категории государственных служащих могут быть членами партий. Используя аналогию закона, можно сказать, что действующее законодательство разрешает быть членами политических партий также и муниципальным служащим. Применительно же к лицам, занимающим государственные должности категории "А", этот вопрос должен решаться в специальных нормативных актах, закрепляющих их правовой статус. Само по себе отсутствие в федеральном законодательстве запрета на членство в партии должностных лиц (в том числе и Президента страны) не означает, что они имеют право быть членами партий, поскольку в отношении лиц, замещающих государственные должности, действует правовой принцип "запрещено все, что прямо не разрешено законом". Поэтому отсутствие прямого законодательного разрешения или запрета в этих случаях следует считать пробелом в правовой регуляции, который не может быть восполнен Законом о партиях.
Вопрос о членстве в партиях чиновников высшего ранга обсуждался, в частности, на парламентских слушаниях по концепции Закона о партиях, состоявшихся в ноябре 2000 года. Однако эта проблема не была там рассмотрена по существу - от нее отделались ссылками на опыт стран Запада, где высшие должностные лица страны являются выдвиженцами политических партий. И никто не вспомнил о том, что в России, в отличие от западных демократий, партии не выдвигают своих членов в органы исполнительной власти. У нас исполнительная власть, согласно Конституции, формируется не по партийному признаку (и это правильно, потому что нынешним партиям еще нельзя доверить формирование Правительства). Совершенно очевидно, что это два принципиально разных подхода: одно дело, когда чиновники выступают как лица, уполномоченные обществом проводить определенную партийную линию в деятельности структур исполнительной власти, и совсем другое, когда чиновники, пришедшие в исполнительную власть отнюдь не по основаниям своей принадлежности к поддержанной обществом партии, начинают сами создавать партии с целью укрепления и удержания своей власти.
Нынешняя российская бюрократия, создавая так называемые партии власти, активно участвует в формировании (а значит, и в осуществлении) законодательной власти, что противоречит закрепленной в Конституции РФ модели разделения властей. Кроме того, в результате подобного "партстроительства" создаются предпосылки для монополии "партии власти", что входит в противоречие с конституционным принципом многопартийности. Адекватной правовой реакцией на подобную политическую практику было бы, на наш взгляд, законодательное закрепление обязанности лиц, замещающих государственные должности категории "А" в структурах исполнительной власти, приостанавливать свое членство в политических партиях на период выполнения ими своих должностных полномочий.
Данное требование должно распространяться и на Президента РФ. В этом смысле нельзя согласиться с использованием в Законе о партиях весьма сомнительной юридической конструкции, которая допускает (как бы между прочим), что Президент РФ может быть членом политической партии. Так, пункт 4 ст. 10 Закона гласит: "Президент Российской Федерации вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий". Между тем вопрос о возможности членства Президента РФ в политической партии (который, разумеется, выходит далеко за рамки предмета регулирования Закона

Взыскание стоимости незаконно добытой продукции охоты: правовые проблемы  »
Комментарии к законам »
Читайте также