Суд как субъект уголовного судопроизводства в россии по упк рф 2001 года(а.п. рыжаков)
по состоянию на 4 апреля 2002 года
А.П.
РЫЖАКОВ
Рыжаков Александр Петрович,
кандидат юридических наук, доцент,
профессор кафедры правовых дисциплин
Тульского государственного
педагогического университета им. Л.Н.
Толстого, автор более чем 63 книг по
уголовному, гражданскому и арбитражному
процессу, в том числе автор моноучебников
уголовного процесса и правоохранительных
органов для высших юридических учебных
заведений, монопостатейных комментариев к
УПК РСФСР, АПК РСФСР, а также 6/7 комментария
к ГПК РСФСР. Общий объем публикаций
превысил 1100 печ. листов.
Принятый 22 ноября
2001 года Государственной Думой Российской
Федерации новый УПК РФ отличается
несколько иной, чем ранее, проработкой
вопросов правового статуса суда. По
сравнению с прежним УПК РСФСР 1961 года, в
новом УПК РФ 2001 года в разделе, именуемом
"Участники уголовного судопроизводства"
(Раздел 2 УПК РФ), появилась отдельная глава,
посвященная деятельности суда как субъекта
уголовного судопроизводства (Глава 5 УПК РФ
- "Суд"). В действовавшем ранее УПК РСФСР
нормы, регламентирующие данный вопрос, либо
вообще отсутствовали, либо размещались в
нескольких главах, регламентирующих
деятельность суда на различных стадиях
уголовного процесса.
Но в начале
следует определиться с самим понятием "суд".
В п. 48 ст. 5 УПК РФ данная уголовно -
процессуальная категория определена как
"любой суд общей юрисдикции,
рассматривающий уголовное дело по существу
и выносящий решения, предусмотренные
настоящим Кодексом". Определяя термин "суд"
через понятие "любой суд", законодатель вряд
ли позволяет нам получить четкое
представление о данном правовом явлении.
Именно поэтому прежде чем перейти к
комментированию положений главы 5 УПК РФ,
необходимо разъяснить п. 48 ст. 5 УПК РФ.
Итак, под понятием "суд" в уголовном
процессе понимается рассматривающий
уголовное дело состав Верховного Суда РФ,
Верховного суда республики, краевого,
областного суда, суда города федерального
значения, автономной области, автономного
округа, районного (городского) суда,
военного суда, а также судья (мирового
судьи), рассматривающий дело единолично.
Верховный Суд РФ уполномочен на
рассмотрение дел по первой инстанции в
качестве суда кассационной инстанции, в
порядке надзора, в связи с новыми и вновь
открывшимися обстоятельствами. Он является
непосредственно вышестоящей судебной
инстанцией по отношению к верховным судам
республик, краевым (областным) судам, судам
городов федерального значения, судам
автономной области и автономных округов,
окружным (флотским) военным судам.
У
Верховного суда республики, краевого
(областного) суда, суда города федерального
значения, суда автономной области, суда
автономного округа тоже есть право в
пределах своей компетенции рассматривать
дела в качестве суда первой и кассационной
инстанций, в порядке надзора, в связи с
новыми и вновь открывшимися
обстоятельствами. Эти суды, в свою очередь,
признаются непосредственно вышестоящими
судебными инстанциями по отношению к
районным (городским) судам, действующим на
территории соответствующего субъекта
Российской Федерации.
Районный
(городской) же суд в пределах своей
компетенции рассматривает уголовные дела в
качестве суда первой, апелляционной
инстанций, в связи с новыми и вновь
открывшимися обстоятельствами. При этом он
является непосредственно вышестоящей
судебной инстанцией по отношению к мировым
судьям, действующим на территории
соответствующего судебного района. Именно
он и правомочен в апелляционном порядке, в
связи с новыми и вновь открывшимися
обстоятельствами, проверять законность и
обоснованность решений (приговоров,
постановлений) мировых судей.
По месту
дислокации войск и флотов создаются
военные суды. Они осуществляют судебную
власть в войсках, органах и формированиях,
где федеральным законом предусмотрена
военная служба. Военные суды в пределах
своей компетенции рассматривают дела в
качестве суда первой и кассационной
инстанций, в порядке надзора, в связи с
новыми и вновь открывшимися
обстоятельствами.
Суд в уголовном
процессе появляется впервые с принятия им
заявления (сообщения) о преступлении,
принесения в его адрес жалобы на незаконное
или необоснованное действие или решение
дознавателя, следователя, прокурора или с
момента передачи в суд уголовного дела
(материала).
Суд не всегда обладает
одним и тем же правовым статусом. Статус
различается не только в зависимости от
стадии уголовного процесса (подготовка к
судебному заседанию, кассационное
производство и др.), в которой он
реализуется, но и от того, какого рода дела
судом разрешаются (проверка законности и
обоснованности действия или решения
дознавателя, следователя, прокурора, дела
частного или публичного обвинения и т.д.).
К судьям УПК относит председателя,
заместителя председателя и членов любого
суда общей юрисдикции по должности, то есть
судей, осуществляющих свои обязанности на
профессиональной основе. Полномочия судьи
так же, как и суда, отличаются в зависимости
от стадии уголовного процесса и вида
осуществляемой им деятельности. Помимо
этого права и обязанности судей одного
состава суда также неодинаковы. У судьи,
председательствующего в судебном
заседании, более широкий круг полномочий,
чем у остальных членов суда.
Председательствующим в этом смысле слова
признается судья, председательствующий при
коллегиальном рассмотрении дела в любом из
таких составов суда или рассматривающий
дело единолично. В заседании районного
(городского) суда председательствует
председатель этого суда или судья, а в
заседании всякого иного суда -
председатель, заместитель председателя или
судья. Он начинает уголовно -
процессуальную деятельность с открытия
судебного заседания.
Получив
представление о том, что такое суд, перейдем
к анализу норм УПК РФ, регламентирующих его
правовой статус. Глава 5 УПК РФ включает в
себя ряд статей. Начинается она ст. 29 УПК РФ
и заканчивается ст. 36 УПК РФ.
Статья 29
УПК РФ устанавливает наиболее общие
полномочия (права) суда. Здесь сказано
следующее.
"1. Только суд правомочен:
1) признать лицо виновным в совершении
преступления и назначить ему наказание;
2) применить к лицу принудительные меры
медицинского характера в соответствии с
требованиями главы 51 настоящего Кодекса;
3) применить к лицу принудительные меры
воспитательного воздействия в
соответствии с требованиями главы 50
настоящего Кодекса;
4) отменить или
изменить решение, принятое нижестоящим
судом.
2. Только суд, в том числе в ходе
досудебного производства, правомочен
принимать решения:
1) об избрании меры
пресечения в виде заключения под стражу,
домашнего ареста;
2) о продлении срока
содержания под стражей;
3) о помещении
подозреваемого, обвиняемого, не
находящегося под стражей, в медицинский или
психиатрический стационар для
производства соответственно судебно -
медицинской или судебно - психиатрической
экспертизы;
4) о производстве осмотра
жилища при отсутствии согласия проживающих
в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или)
выемки в жилище;
6) о производстве
личного обыска, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 93 настоящего
Кодекса;
7) о производстве выемки
предметов и документов, содержащих
информацию о вкладах и счетах в банках и
иных кредитных организациях;
8) о
наложении ареста на корреспонденцию и
выемке ее в учреждениях связи;
9) о
наложении ареста на имущество, включая
денежные средства физических и юридических
лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или
на хранении в банках и иных кредитных
организациях;
10) о временном
отстранении обвиняемого от должности в
соответствии со статьей 114 настоящего
Кодекса;
11) о контроле и записи
телефонных и иных переговоров.
3. Суд
правомочен в ходе досудебного производства
рассматривать жалобы на действия
(бездействие) и решения прокурора,
следователя, органа дознания и дознавателя
в случаях и порядке, которые предусмотрены
статьей 125 настоящего Кодекса.
4. Если
при судебном рассмотрении уголовного дела
будут выявлены обстоятельства,
способствовавшие совершению преступления,
нарушения прав и свобод граждан, а также
другие нарушения закона, допущенные при
производстве дознания, предварительного
следствия или при рассмотрении уголовного
дела нижестоящим судом, то суд вправе
вынести частное определение или
постановление, в котором обращается
внимание соответствующих организаций и
должностных лиц на данные обстоятельства и
факты нарушений закона, требующие принятия
необходимых мер. Суд вправе вынести частное
определение или постановление и в других
случаях, если признает это необходимым".
Комментируя данные положения, прежде всего
необходимо отметить то, что в соответствии
со ст. 10 Федерального закона "О введении в
действие Уголовно - процессуального
кодекса Российской Федерации", а также с
Постановлением Конституционного Суда от 14
марта 2002 г. N 6-П "По делу о проверке
конституционности статей 90, 96, 122 и 216
Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в
связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н.
Мартынова И С.В. Пустовалова" ч. 2 ст. 29 УПК РФ
и другие связанные с ней уголовно -
процессуальные нормы, касающиеся передачи
судам в ходе досудебного производства по
уголовному делу полномочий по:
1)
помещению подозреваемого, обвиняемого, не
находящегося под стражей, в медицинский или
психиатрический стационар для проведения
судебно - медицинской или судебно -
психиатрической экспертизы;
2)
производству осмотра жилища при отсутствии
согласия проживающих в нем лиц;
3)
производству обыска и (или) выемки в
жилище;
4) производству выемки предметов
и документов, содержащих информацию о
вкладах и счетах в банках и иных кредитных
организациях;
5) наложению ареста на
корреспонденцию и выемке ее в учреждениях
связи - вводятся в действие с 1 января 2004
года.
До 1 января 2004 года решения по этим
вопросам принимает прокурор.
Под
досудебным производством, о котором идет
речь в ст. 29 УПК РФ, понимается деятельность
суда на стадии предварительного
расследования, в то время когда уголовное
дело находится в производстве дознавателя,
следователя (начальника следственного
отдела, руководителя следственной группы),
то есть еще до направления его в суд.
Учитывая, что выявление обстоятельств,
способствовавших совершению преступления,
в соответствии с ч. 2 ст. 73 УПК РФ является
важной составной частью судебного
разбирательства, судам следует при
рассмотрении каждого уголовного дела
принимать необходимые меры к выполнению
этого требования закона и при наличии
достаточных оснований выносить
обоснованные частные определения.
Основанием для вынесения частного
определения могут служить установленные по
делу факты нарушения закона,
обстоятельства, способствовавшие
совершению правонарушений, неправильное
поведение отдельных граждан на
производстве, в быту или нарушение ими
общественного долга <*>.
--------------------------------
<*> См.: О соблюдении
судами РФ процессуального
законодательства при судебном
разбирательстве уголовных дел:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ
от 17 сентября 1975 г. N 5 // Комментарий к
постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ
(РСФСР) по уголовным делам. Составитель и
автор комментария А.П. Рыжаков. М.:
Издательство НОРМА (Издательская группа
НОРМА-ИНФРА-М), 2001. С. 424.
Установив при
рассмотрении уголовного дела, что
недостатки, ошибки, упущения в деятельности
предприятий, учреждений, организаций или
должностных лиц способствовали совершению
преступления, суд, согласно требованиям ч. 4
ст. 29 УПК РФ, выносит частное определение
(постановление), в котором излагает
существо вскрытых недостатков, ошибок и
упущений, указывает на связь между ними и
совершенным преступлением или иным
правонарушением и предлагает принять
необходимые меры к их устранению <*>.
--------------------------------
<*> См.: О повышении
роли судов в выполнении требований закона,
направленных на выявление и устранение
причин и условий, способствовавших
совершению преступлений и других
правонарушений: Постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 1 сентября 1987 г. N 5 //
Комментарий к постановлениям Пленумов
Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным
делам. 2001. С. 371.
Неуклонно выполняя
требование закона о принятии мер к
устранению выявленных обстоятельств,
способствовавших совершению преступлений,
суды должны в частных определениях
указывать установленные по делу конкретные
факты, обусловившие совершение
преступления <*>.
--------------------------------
<*> См.: О дальнейшем совершенствовании
судебной деятельности по предупреждению
преступлений: Постановление Пленума
Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 15 //
Сборник постановлений Пленумов Верховных
Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по
уголовным делам. 1997. С. 119.
Судам
предписано принимать действенные меры к
совершенствованию практики вынесения
частных определений (постановлений) и
улучшению их качества с тем, чтобы каждое из
них было эффективным средством укрепления
законности и правопорядка, защиты прав и
законных интересов граждан, предупреждения
преступлений и иных правонарушений,
устранения существенных недостатков в
работе государственных, общественных,
кооперативных предприятий, учреждений и
организаций, воспитания у людей чувства
высокой ответственности за соблюдение
государственной и трудовой дисциплины,
выполнение общественного долга <*>.
--------------------------------
<*> См.: О практике
вынесения судами частных определений
(постановлений): Постановление Пленума
Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. N 11 //
Сборник постановлений Пленумов Верховных
Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по
уголовным делам. М.: Издательство "Спарк", 1997.
С. 300.
Судам следует уделять особое
внимание мерам по устранению:
-
проявлений бюрократизма, протекционизма,
ведомственности и местничества,
недостатков в организации контроля за
учетом, хранением и распределением
материальных ценностей, иных нарушений
государственной, финансовой,
производственной дисциплины, порождающих
бесхозяйственность и способствующих
хищениям чужой собственности,
взяточничеству и другим должностным
преступлениям;
- нарушений
законодательства, направленного на борьбу
с пьянством, алкоголизмом и наркоманией, на
почве которых совершается большинство
преступлений против жизни, здоровья,
достоинства граждан, хулиганских
проявлений, вовлечение подростков в
антиобщественную деятельность;
-
фактов, обусловивших совершение повторных
преступлений, в частности невыполнения
руководителями предприятий, учреждений,
организаций требований закона о трудовом и
бытовом устройстве лиц, отбывших наказание,
и контроле за их поведением <*>.
--------------------------------
<*> См.: О практике
вынесения судами частных определений
(постановлений): Постановление