Некоторые проблемы правового регулирования административно-территориального устройства (право и власть, n 2, 2002)

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
(ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)
В.В. КОМАРОВА
Комарова Валентина Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московской государственной юридической академии.
Разделение территории унитарного государства или территорий субъектов федеративного государства на определенные части (области, провинции, губернии, департаменты и т.п.), в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства, называется административно-территориальным устройством. Административно-территориальное устройство обычно отражает естественно-исторические, национальные и социально-экономические особенности данного государства <*>.
--------------------------------
<*> Административно-территориальное устройство может быть двухзвенным (США, Дания, Болгария), трехзвенным (Великобритания, Франция, Италия, Канада, Индия), четырехзвенным (ФРГ, Колумбия, Камерун, Сенегал). В самых малых государствах (Науру, Тувалу, Мальта, Бахрейн) вообще нет административно-территориального устройства.
Территориальное устройство государства как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти привлекает юридический мир. Одной из сфер общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, являются отношения, связанные с административно-территориальным устройством государства. "В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ власть в Российской Федерации осуществляется народом через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации выступает, с одной стороны, как механизм функционирования государственной власти, а с другой - как способ организации местного самоуправления" <*>.
--------------------------------
<*> Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // Журнал российского права. 2001. N 4.
В целях рационализации организации власти в субъекте Российской Федерации, с учетом масштабов его территории, численности населения, размеров производственной и социальной инфраструктуры, введено административно-территориальное деление, обеспечивающее приближение органов власти к объектам властного регулирования и повышающее эффективность осуществления власти.
Административно-территориальное деление (АТД), представляющее собой разделение территории государства на административно-управляемые части - административно-территориальные единицы, изучают социологи, экономисты и историки. Географы изучают иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД. К основным процессам изменения сети АТД относятся увеличение или уменьшение числа административных единиц, укрупнение (объединение мелких единиц в более крупные) и разукрупнение самих единиц. Эти изменения происходят в результате реформ АТД, проведение которых диктуется текущими политическими потребностями государства (изменением политических принципов управления территорией и ее частями) <*>.
--------------------------------
<*> Процесс эволюции административно-территориального деления (АТД) России в период с 1708 г. (первых реформ Петра I) до наших дней на уровне единицы высшего (первого) уровня иерархии (губернии, области, края, республики) некоторые авторы делят на 13 этапов // Тархов С.А.. "Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет". География. Спецвыпуск. 2001. N 15 - 21.
Для России с ее огромной территорией сетка АТД и принцип устройства самого АТД являются одной из главных основ ее государственности. В процессе эволюции системы АТД интересными явлениями являются феномены устойчивости и эфемерности (непродолжительного существования) ее единиц. Примерами устойчивости могут служить 42 старые губернии, которые в той или иной форме (области, края или АССР) продолжили свое существование и в советский период (за исключением краткого периода в конце 20-х - начале 30-х годов). Это были в основном губернии Европейской части России (например, Владимирская, Воронежская, Вятская и т.д.) и некоторые губернии и области Азиатской части (Енисейская в форме Красноярского края, Иркутская, Якутская обл. в форме АССР, Дагестанская обл. в форме АССР, Забайкальская, Амурская обл.). Кроме того, в 1917 - 1921 гг. возникли еще 8 новых единиц, которые также (с небольшим перерывом в период первой советской реформы) существуют и поныне (Алтайская, Брянская, Екатеринбургская, Мурманская, Омская, Челябинская губернии). В более позднее время к ним добавились новые "устойчивые" области (Новосибирская, Калининградская, Кемеровская, Курганская, Липецкая, Магаданская) <*>.
--------------------------------
<*> Источники: Справочники АТД СССР и РСФСР за 1921 - 1987 гг.; Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 1999 г. М.: Госкомстат, 1999.
К дореволюционным эфемерным единицам относятся Белгородская, Выборгская губернии, а также ряд губерний и областей, которые полностью исчезли с административной карты после окончания первой советской реформы АТД. Советских эфемеров было значительно больше. Среди них - недолговечные советские губернии (Рыбинская, Северо-Двинская, Череповецкая); "большие" области госплановского типа (Западная, Центрально-Черноземная, Московская Промышленная, Ивановская Промышленная, Юго-Восточная (она же Северо-Кавказский край), Уральская, Нижегородский край, Средне волжский край, Нижневолжский край, Дальневосточный край, Сибирский край, Западно-Сибирский край, Восточно-Сибирский край), внутренние области Дальневосточного края (Приморская, Уссурийская, Хабаровская, Нижне-Амурская). В послевоенное время возникли и затем были быстро упразднены Южно-Сахалинская, Арзамасская, Балашовская, Великолукская, Каменская области, а также внутренние области Башкирской (Стерлитамакская, Уфимская) и Татарской АССР (Бугульминская, Казанская, Чистопольская). Среди автономий недолговечными оказались АССР Немцев Поволжья и Карачаевская АО <*>.
--------------------------------
<*> Источники: Справочники АТД СССР и РСФСР за 1921 - 1987 гг.; Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 1999 г. М.: Госкомстат, 1999. С. 198.
Таким образом, большинство единиц первого звена АТД были достаточно устойчивы (большинство областей в той или иной форме, с меньшим или большим размером территории продолжают более чем 200-летние традиции своих предшественников-губерний), хотя на всех этапах эволюции системы АТД появлялись и исчезали неустойчивые эфемерные единицы (как губернии, так и советские области, которые выделялись неудачно в географическом смысле). Для системы АТД в целом более характерны стабильность и устойчивость, нежели изменчивость <*>.
--------------------------------
<*> Всякое радикальное нарушение устойчивости этой системы приводило к некоторому коллапсу, в конце концов заканчивавшемуся достижением нового устойчивого равновесия, близкого к исходному нарушенному. Учитывая это, следует предупредить всех сторонников перекройки нынешней системы АТД об отрицательных последствиях любой очередной реформы и ее бессмысленности, ибо в конечном счете по прошествии длительного периода система АТД стремится вернуться в исходное состояние: число и размер единиц АТД первого звена во многом определяются размерами самого пространства страны, а для России с ее огромной территорией такая более или менее оптимальная нарезка единиц является почти что естественной.
Какова история правового регулирования территориального устройства в России? Каково его современное состояние?
Административное деление имперской России строилось по территориальному принципу <*> и было названо В.И. Лениным "средневековым, крепостническим, казенно-бюрократическим административным делением" <**>. В 1921 г. ВЦИК утвердил основные положения о районировании, где устанавливались новые принципы: учет размещения промышленности, направление путей сообщения, численность и плотность населения, размер территории, национальный состав населения. В 1922 г. комиссия ВЦИК разработала схему административно-хозяйственного деления, которая предусматривала создание областей - экономически целостных районов. Были созданы две пробные административно-территориальные единицы: промышленная (Уральская область) и сельскохозяйственная (Северо-Кавказский край). Область и край делились на округа, а последние - на районы.
--------------------------------
<*> Советское государственное право. М., 1978. С. 262; Советское государственное право. М., 1983. С. 312.
<**> Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т. 24. С. 147.
Конституция СССР 1924 г. относила к ведению Союза урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками. Что же касается республиканских Конституций, то, например, Конституция РСФСР 1925 г. установила, что общее административно-территориальное деление РСФСР и утверждение краевых и областных объединений подлежат ведению Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК (п. "в" ст. 17). Вследствие недостаточной жесткости такой регламентации изменения территории союзных республик могли производиться республиканскими органами со сравнительной легкостью, поскольку не были связаны с изменениями Конституции <*>. Сама формулировка Конституции РСФСР "...утверждение краевых и областных объединений..." предполагала известную самостоятельность местных органов в этой работе, результаты которой представлялись ими затем на утверждение ВЦИК. Самостоятельностью этой места нередко злоупотребляли настолько, что ВЦИК приходилось принимать специальные решения, содержащие угрозу уголовной ответственности за изменение административно-территориальных границ АССР, краев, областей, районов без разрешения Президиума ВЦИК <**>.
--------------------------------
<*> Советское государственное право / Под общ. ред. А.Я. Вышинского. М., 1938. С. 278.
<**> Например, Постановления ВЦИК от 9 мая 1923 г. // СУ N 41. Ст. 448 от 06.07.1924 // СУ N 51. Ст. 492 от 12.11.1928 // СУ N 141. Ст. 928.
К 1929 г. было завершено районирование и установлено новое административно-территориальное деление, что выразилось в упразднении губерний, уездов и волостей. К 1930 г. округа ликвидировали, и их права перешли к районам. Стала действовать система "область - район". В Конституции СССР 1936 г. было закреплено, какие области входят в состав союзных республик, имеющих такое деление. Законом СССР от 11 февраля 1957 г. разрешение вопросов краевого, областного административно-территориального устройства было передано полностью в ведение союзных республик, что повлекло за собой изъятие из Конституции перечня краев и областей, входящих в их состав.
Конституция СССР 1977 г. в ст. 79 закрепила, что союзная республика определяет свое краевое, областное, окружное, районное деление и решает вопросы административно-территориального устройства. В Конституциях союзных и автономных республик в разделах об их национально-государственном и административно-территориальном устройстве закрепляется перечень конкретных единиц высшего звена административно-территориального деления (например, в Конституции РСФСР 1978 г. указаны были все входящие в ее состав края и области).
В РСФСР действовал ряд актов, регулирующих административно-территориальное устройство: Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства, утвержденное указом Президиума Верховного Совета РСФСР <1>, Декрет ВЦИК и СНК РСФСР "О рабочих поселках" <2>, Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О курортных поселках" <3> и некоторые иные акты <4>.
--------------------------------
<1> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982. N 34. Ст. 1271.
<2> Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 27 сентября 1926 г. "О рабочих поселках" // СУ РСФСР. 1926. N 65. Ст. 509.
<3> Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 6 июня 1927 г. "О курортных поселках" // СУ РСФСР. 1927. N 5. Ст. 384.
<4> Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 15 сентября 1924 г. "Общее положение о городских и сельских поселениях и поселках" // СУ РСФСР. 1924. N 73. Ст. 726; Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 14 июня 1927 г. "О дачных поселках" // СУ РСФСР. 1928. N 8. Ст. 70; Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 января 1931 г. "Инструкция о порядке передачи территорий, выделяемых в новую административную единицу или перечисляемых из одной административной единицы в другую" // СУ РСФСР. 1931. N 19. Ст. 193; Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1956 г. "О передаче некоторых вопросов административно-территориального деления РСФСР на разрешение исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов трудящихся и Президиумов Верховных Советов автономных республик" // Протокол Президиума Верховного Совета РСФСР. 1956. N 21. П. 4.
Таким образом, до 31 марта 1992 г. в Российской Федерации вопросы административно-территориального устройства регулировались на федеральном уровне. С момента подписания Федеративного договора <*>, когда такие административно-территориальные единицы, как края и области, вошли в Российскую Федерацию уже в качестве субъектов, правовое регулирование административно-территориального деления субъектов Федерации - полномочие самих субъектов Федерации.
--------------------------------
<*> Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) // М., 1992 г.
Законом РФ от 3 июля 1992 г. "Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации" <*> переходный период предусматривался до 1 июля 1995 г. В течение этого периода предполагалось подготовить и осуществить необходимые правовые и организационные мероприятия, направленные на разрешение территориальных вопросов, а также разработать федеральные законодательные акты о границах в Российской Федерации и о порядке решения вопросов, связанных с изменением государственно-территориального и административно-территориального деления Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Закон РФ от 3 июля 1992 г. "Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 13 августа 1992 г. N 32. Ст. 1868.
Некоторые вопросы изменения территории Федерации и субъектов регулируются Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" <*>.
--------------------------------

Комментарии к законам »
Читайте также