Меры нетарифного регулирования и экспортного контроля внешнеэкономической деятельности, особенности их применения
И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ (КОММЕНТАРИЙ
К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ)
Материал подготовлен с
использованием правовых актов
по
состоянию на 18 мая 2002 года
Т.Н.
ТРОШКИНА
Трошкина Татьяна Николаевна,
кандидат юридических наук.
Проводимые в
Российской Федерации экономические
реформы обусловили необходимость
радикальных изменений в механизме
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности. На протяжении
1990-х годов не ослабевало противостояние
различных, подчас диаметрально
противоположных, взглядов на отношение
государства к внешней торговле - от позиций,
напрочь отрицающих какие бы то ни было
формы государственного вмешательства во
внешнеторговую сферу, до призывов к
государству "вновь все взять в свои руки".
Государственная внешнеторговая политика
осуществляется посредством применения
экономического и административного
методов регулирования внешнеторговой
деятельности в соответствии с действующим
российским законодательством. Каждый метод
предполагает использование конкретных
инструментов регулирования, которые могут
быть объединены в следующие группы:
-
таможенно-тарифные инструменты, т.е.
импортный и экспортный тарифы;
-
паратарифные инструменты (таможенные
сборы, акцизы и НДС, взимаемые таможенными
органами, и т.д.);
- валютно-финансовое
регулирование (порядок совершения валютных
операций и т.д.);
- антидемпинговые и
компенсационные пошлины;
-
государственная монополия на внешнюю
торговлю отдельными товарами;
-
установление различного рода технических
барьеров;
- контингентирование
(квотирование);
- лицензирование
внешнеторговых операций.
Нетарифные
инструменты регулирования
внешнеэкономической деятельности играют
важную роль в торгово-политическом
механизме. Воздействие нетарифных
инструментов на ход международной торговли
нельзя оценить количественно, так как их
влияние не носит явно выраженного
характера. В отличие от тарифного
регулирования, устанавливаемого в
законодательном порядке, нетарифные
ограничения могут вводиться по решению
органов исполнительной и местной власти. По
заключению экспертов ЮНКТАД <*>, в общем
объеме нетарифных мер количественные
ограничения занимают до 20%, столько же -
налоговые меры (внутренние и пограничные),
несколько меньше - технические нормы и
правила. По общему объему используемых
нетарифных ограничений в международной
торговле в лидирующую тройку входят США,
Япония, ЕС. <**>
--------------------------------
<*> Конференция ООН по торговле и
развитию (UNCTAD).
<**> См. подробнее:
Шишаев А.И. Регулирование международной
торговли товарами. М., 1998.
В Российской
Федерации под нетарифным регулированием в
таможенном деле понимаются различного рода
меры контроля, которые создают препятствие
для осуществления внешней торговли (за
исключением таможенных пошлин) <*>.
Обратим внимание, что и в Таможенном
кодексе РФ, и в Законе "О таможенном тарифе"
не дается определение нетарифного
регулирования; мы находим там лишь понятие
мер экономической политики.
--------------------------------
<*> Подробнее см.:
Ершов А.Д., Роденков А.И., Тараторин И.Г.
Экспортный контроль и нетарифное
регулирование ВЭД. СПб., 2001.
Меры
нетарифного регулирования в Приказе
Московского таможенного управления от 10
июля 1996 года N 171 "Об утверждении Типовой
технологической схемы таможенного
оформления и таможенного контроля товаров
и транспортных средств, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации, в
регионе деятельности Управления"
определяются как ограничения на ввоз в РФ и
вывоз из РФ товаров и транспортных средств,
установленные исходя из соображений
экономической политики РФ, выполнения
международных обязательств РФ, защиты
экономической основы суверенитета РФ,
защиты внутреннего потребительского рынка
в качестве ответной меры на
дискриминационные или другие ущемляющие
интересы российских лиц акции иностранных
государств и их союзов и по другим
достаточно важным основаниям в
соответствии с федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами РФ и
международными договорами РФ
(лицензирование, квотирование,
сертификация, разрешительная система и
т.п.), доводимые в установленном порядке до
таможенных органов РФ.
Статья 6 Закона
РФ "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности"
разграничивает понятия "нетарифное
регулирование" и "экспортный контроль": "В
ведении Российской Федерации находятся:
...государственное регулирование
внешнеторговой деятельности, включая
финансовое, валютное, кредитное,
таможенно-тарифное и нетарифное
регулирование; обеспечение экспортного
контроля; определение политики в области
сертификации товаров в связи с их ввозом и
вывозом".
Система мер нетарифного
регулирования и экспортного контроля
внешней торговли, применяемых в России,
состоит из следующих групп:
- запрет на
ввоз и вывоз и транзит определенных
товаров;
- квотирование и
лицензирование;
- разрешительная
система для отдельных товаров;
-
сертификация некоторых товаров на
безопасность и соответствие существующим
госстандартам;
- процедура экспортного
контроля.
Рассмотрим особенности
применения этих мер более подробно.
Запреты импорта и экспорта (эмбарго)
представляют собой вынужденные меры,
признанные международной практикой.
Таможенный кодекс РФ в статье 19 закрепляет
положения о том, что все лица на равных
основаниях имеют право на ввоз в Россию и
вывоз из России товаров и транспортных
средств, в том числе при осуществлении
внешнеэкономической деятельности. Но
установление запрета на ввоз и (или) вывоз
товаров и транспортных средств не
порождает противоречий: Конституция РФ в
пункте 3 статьи 55 допускает, что права и
свободы человека и гражданина могут быть
ограничены федеральным законом только в
той мере, в какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя,
нравственности, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства.
Правовую
базу по вопросу о запрете на ввоз или вывоз
отдельных видов товаров составляют
Таможенный кодекс РФ (статья 20), Федеральный
закон "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" (статьи 19, 20),
Федеральный закон РФ N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды" (пункт 2 статьи 51), Указ
Президента РФ от 20 июля 1997 года N 740 "О
порядке ввоза на территорию Российской
Федерации и вывоза с территории Российской
Федерации необработанных природных
алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах
функционирования внутреннего рынка
необработанных природных алмазов",
Постановление Правительства РФ от 6 августа
1996 года N 943 "Об упорядочении ввоза и
реализации на таможенной территории
Российской Федерации алкогольной
продукции иностранного производства,
маркированной товарными знаками
российских изготовителей и другими
обозначениями, сопровождающими указанную
продукцию", Постановление Правительства РФ
от 1 июля 1996 года N 766 "О государственном
регулировании и контроле трансграничных
перевозок опасных отходов" и др.
Основанием для запрещения ввоза или вывоза
конкретного товара или транспортного
средства являются соображения
государственной безопасности; защита
общественного порядка, нравственности
населения, жизни и здоровья человека;
охрана окружающей природной среды; защита
животных и растений; защита
художественного, исторического и
археологического достояния народов
Российской Федерации и зарубежных стран;
защита права собственности, в том числе на
объекты интеллектуальной собственности;
защита интересов российских потребителей
ввозимых товаров и исходя из других
интересов Российской Федерации, в
соответствии с актами российского
законодательства и международными
договорами. Перечень оснований для
запрещения ввоза в Россию и вывоза из нее
товаров и транспортных средств является
открытым: он может быть дополнен и другими
основаниями исходя из иных интересов
Российской Федерации, обозначенных в
российских законодательных актах и
международных договорах Российской
Федерации. <*>
--------------------------------
<*> До настоящего времени продолжает
действовать Список предметов, запрещенных
к ввозу в СССР и к вывозу из СССР,
составляющий приложение N 5 к Приказу ГУГТК
при Совете Министров СССР N 108 от 26 мая 1988
года.
К предметам, запрещенным к вывозу,
относятся товары, вывоз которых запрещен
федеральными законами или актами
Правительства РФ, исходя из следующих
принципов:
- сохранение исторического,
культурного, научного и иного культурного
наследия народов Российской Федерации;
- обеспечение национальной безопасности
Российской Федерации;
- защита внешнего
финансового положения и поддержание
платежного баланса Российской
Федерации;
- выполнение международных
обязательств Российской Федерации;
- по
другим достаточно важным основаниям в
соответствии с актами законодательства
Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации.
Не
подлежат вывозу из Российской Федерации:
- движимые предметы, представляющие
историческую, художественную, научную или
иную культурную ценность и отнесенные в
соответствии с действующим
законодательством к особо ценным объектам
культурного наследия народов Российской
Федерации, независимо от времени их
создания;
- движимые предметы,
независимо от времени их создания,
охраняемые государством и внесенные в
охранные списки и реестры в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации;
- культурные
ценности, постоянно хранящиеся в
государственных и муниципальных музеях,
архивах, библиотеках, других
государственных хранилищах культурных
ценностей Российской Федерации. По решению
уполномоченных государственных органов
данное правило может быть распространено
на иные музеи, архивы, библиотеки;
-
культурные ценности, созданные более 100 лет
назад, если иное не предусмотрено
действующим законодательством.
На
территорию Российской Федерации
запрещается ввоз товаров, если они:
- не
соответствуют стандартам и требованиям,
устанавливаемым законодательными актами
Российской Федерации;
- не имеют
сертификата, маркировки или знака
соответствия в случаях, предусмотренных
федеральными законами и иными правовыми
актами РФ;
- запрещены к использованию
как опасные потребительские товары;
-
имеют дефекты, представляющие опасность
для потребителей;
- признаны опасными
отходами Постановлением Правительства РФ
от 1 июля 1996 года N 766 (ред. от 30.11.2001) "О
государственном регулировании и контроле
трансграничных перевозок опасных
отходов".
Товары, ввоз и (или) вывоз
которых запрещены, подлежат соответственно
незамедлительному вывозу за пределы
территории Российской Федерации либо
возврату на российскую территорию, если не
предусмотрена конфискация таких товаров.
Расходы по вывозу или возврату товаров
возлагаются на лицо, перемещающее товары,
либо на перевозчика. При невозможности
вывоза или возврата товары передаются на
хранение на склады временного хранения,
владельцами которых являются российские
таможенные органы. Предельный срок
хранения таких товаров на складах
временного хранения составляет трое
суток.
Наряду с полным запретом в
отношении ввоза в Российскую Федерацию и
вывоза из Российской Федерации товаров и
транспортных средств могут быть
предприняты различные ограничения:
ограничения в торговле отдельными товарами
(товарные ограничения), с отдельными
странами или группами стран
(географические ограничения), ограничения,
действующие в течение определенного срока
(ограничения по времени).
Могут
применяться запреты на отдельные виды
товаров из какой-либо страны; принятие
таких запретов бывает вызвано
несоблюдением экспортером
санитарно-гигиенических и других связанных
с качеством или стандартизацией
требований. Например, в связи с расширением
зоны неблагополучия территории Франции по
спонгиформной энцефалопатии крупного
рогатого скота запрещается ввоз со всей
территории Франции живого крупного
рогатого скота и других продуктов,
перечисленных в телефонограмме от 20 ноября
2000 года N 13-8-01/6910 Министерства сельского
хозяйства РФ.
К временным запретам на
импорт могут прибегать по очень веским
причинам, имеющим нестабильный и
краткосрочный характер проявления.
Например, в связи с заболеванием в
Финляндии и Австрии крупного рогатого
скота спонгиформной энцефалопатией (BSE) был
запрещен ввоз из этих стран живых жвачных
животных, эмбрионов этих видов животных,
мяса говядины на кости, баранины,
субпродуктов и другой сырой продукции
жвачных животных (письмо Министерства
сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2001 года
N 13-8-01/10750).
Сезонные запреты применяются
в отношении сельскохозяйственных
продуктов с целью ограждения
внутригосударственных производителей от
иностранной конкуренции в периоды наличия
данных продуктов.
По поводу запрещения
транзита через таможенную территорию РФ
приведем пример о запрете транзита
необработанных природных алмазов,
происходящих из Республики Сьерра-Лионе,
действовавшем до 5 января 2002 года
(телефонограмма ГТК РФ от 20 ноября 2000 года N
ТФ-16867).
Правительство РФ принимает
временные меры по защите внутреннего рынка
Российской Федерации, вводит
количественные ограничения импорта и (или)
экспорта, в том числе и в качестве ответной
меры. Примером последнего случая является
Постановление Правительства РФ от 26
декабря 2000 года N 817 "О вывозе с территории
Российской Федерации топлива
автотранспортными средствами,
зарегистрированными в Республике Польша". В
нем Правительство РФ постановило во
избежание снижения конкурентоспособности
российских автомобильных перевозчиков и в
связи с введением Республикой Польша
ограничений на количество беспошлинно
ввозимого топлива в баках автомобилей,
зарегистрированных в Российской Федерации
и осуществляющих международные перевозки,
ограничить количество вывозимого с
территории Российской Федерации топлива,
находящегося в конструктивно
предназначенных для этого емкостях
автомобилей, зарегистрированных в
Республике Польша и осуществляющих
международные перевозки: для грузовых
автомобилей - 200 литрами, для автобусов - 600
литрами.
Ограничения могут
устанавливаться в актах российского, а
также в источниках международного права:
международных договорах, решениях
международных организаций (о режиме
международных санкций и т.д.).
Из всего
сказанного можно сделать вывод, что
важнейшими основаниями для принятия
решения об ограничении на ввоз и вывоз
являются: соображения экономической
политики; выполнение международных
обязательств Российской Федерации; защита
экономической основы суверенитета России;
защита внутреннего потребительского рынка,
ответная мера на дискриминационные или
другие ущемляющие интересы российских лиц
акции иностранных государств и их союзов и
др.
Другой