Повысить ответственность за преступления против военной службы

ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
В. БОРИСЕНКО
В. Борисенко, председатель Балтийского флотского военного суда, кандидат юридических наук.
Вопросы воинской дисциплины и правопорядка по-прежнему весьма актуальны. В 2001 году военными судами осуждено более 14 тыс. военнослужащих. От их преступных действий пострадало около 6 тыс. человек.
В структуре судимости преобладают корыстные преступления - 34% всех осужденных. По-прежнему значительна судимость за уклонение от военной службы - 19,1%, за неуставные взаимоотношения - 14,4%, за должностные преступления - 10% осужденных.
На состоянии правопорядка в Вооруженных Силах крайне негативно сказывается высокая преступность среди офицеров и других воинских должностных лиц. Среди осужденных в 2001 году более 10% офицеры, 5% - мичманы и прапорщики, 16% - сержанты и старшины. Таким образом, почти каждый третий осужденный являлся командиром (начальником). Судимость этой категории военнослужащих растет из года в год. Ими совершается большая часть корыстных преступлений.
В борьбе с воинскими преступлениями ведущую роль играет военно - уголовное законодательство (гл. 33 УК РФ). Оно строится на общих принципах уголовного законодательства и составляет его специальную часть, задача которой - охрана от преступных посягательств боеспособности и боевой готовности Вооруженных Сил, воинских служебных отношений, порядка несения военной службы и воинской дисциплины.
Конституция РФ является правовым основанием уголовной ответственности за преступления против военной службы. Защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации (ст. 59 Конституции РФ). Это норма запрещает уклоняться от военной службы, нарушать установленный порядок ее прохождения. За совершение воинского преступления военнослужащий подлежит уголовной ответственности по нормам военно - уголовного законодательства.
Действующее военно - уголовное законодательство установлено УК 1996 года. За это время военно - судебная практика выявила несовершенство некоторых его положений. Санкции ряда норм не в полной мере учитывают особую общественную опасность воинских преступлений - они не строже соответствующих общеуголовных санкций. Санкции по различным составам уклонения от военной службы не согласованы между собой. До сих пор не определена уголовная ответственность за воинские преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке. Нуждаются в пересмотре положения об уголовной ответственности за воинские должностные преступления.
Преступление против военной службы всегда в той или иной мере подрывает военную безопасность страны, посягает на интересы самого высокого порядка - национальную безопасность. Именно поэтому оно имеет особую общественную опасность.
Но это преступление причиняет и "общеуголовный" вред. Устанавливая санкцию за него, законодатель должен учитывать суммарный ущерб, причиняемый как основному объекту посягательства, так и дополнительному.
Санкция за воинское преступление должна быть строже соответствующей общеуголовной санкции.
Это правило, как видим, не учтено в ст. 346 (умышленное уничтожение или повреждение военного имущества) и ст. 347 (уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности) УК: их санкции в целом совпадают с соответствующими общеуголовными санкциями (ст. ст. 167, 168 УК - уничтожение или повреждение имущества). И это притом, что посягательство на военное имущество представляет большую общественную опасность, ибо не только причиняет материальный ущерб, но и ослабляет боевую мощь и боеготовность армии и флота.
Одним из необходимых условий успешного осуществления командирами (начальниками) возложенных на них задач является охрана от преступных посягательств их жизни, здоровья и телесной неприкосновенности. Ибо, как правило, насильственные действия в отношении начальника направлены против основ воинских отношений: они затрудняют или делают невозможным выполнение командиром (начальником) своих уставных обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 334 УК насильственные действия в отношении начальника (с причинением вреда здоровью вплоть до тяжкого) наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет, т.е. почти в тех же пределах, что и по общеуголовной статье об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (в ч. 1 ст. 111 УК предусмотрена санкция от 2 до 8 лет лишения свободы). Иными словами, фактически не учтено, что насильственные действия в отношении воинского начальника, причиняя вред не только здоровью человека, но и военной безопасности, должны влечь более строгое наказание.
Общество справедливо осуждает неуставные взаимоотношения среди военнослужащих. Твердые уставные правила взаимоотношений - необходимое условие обеспечения боеспособности личного состава, выполнения повседневных задач боевой подготовки. В большинстве случаев преступление против уставных правил взаимоотношений совершается из хулиганских побуждений. Сопровождаясь насилием, оно посягает не только на жизнь, здоровье и достоинство военнослужащих, но и на воинский правопорядок, т.е. в конечном счете на безопасность государства. Такое посягательство значительно опаснее простого хулиганства. Между тем сопоставление соответствующих санкций (ст. 213 УК - хулиганство и ст. 335 УК - неуставные взаимоотношения) показывает, что уголовный закон фактически не учел это обстоятельство.
Есть несогласованность санкций и по другим преступлениям против военной службы. Так, самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше одного месяца наказывается лишением свободы сроком до 5 лет (ч. 4 ст. 337 УК), а уклонение от военной службы на указанный срок путем симуляции болезни, членовредительства, подлога документов или иного обмана наказывается содержанием в дисциплинарной воинской части сроком до одного года (ч. 1 ст. 339 УК).
Военно - судебная практика показывает, что воинские должностные преступления напрасно исключены из системы преступлений против военной службы. Ведь эти преступления, затрагивающие военную безопасность государства, существенно опаснее простых должностных преступлений.
Согласно ст. 2 Закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид государственной службы. Ее основной принцип - единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти, возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Военному управлению присущи исключительная централизация, наиболее полное и последовательное осуществление принципа единоначалия, детальная правовая регламентация всех сторон деятельности его органов.
Воинское должностное преступление, посягая на нормальную работу военного управления, представляет большую опасность для воинского правопорядка. Это обстоятельство, полагаю, должно быть учтено включением соответствующих норм в гл. 33 УК "Преступления против военной службы".
Согласно ч. 3 ст. 331 УК уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени. За более чем 5 лет действия УК РФ оно так и не принято.
Глава 33 УК содержит только систему воинских преступлений мирного времени. Преступления военного времени практически декриминализированы.
В теории военно - уголовного законодательства есть два разных мнения о необходимости включения в УК преступлений против военной службы, совершаемых в военное время либо в боевой обстановке. Некоторые считают это излишним, поскольку с точки зрения криминализации преступлениями могут быть признаны только фактически совершаемые деяния либо для совершения которых есть реальные предпосылки. Сторонники этого подхода исходят из того, что существование военно - уголовного законодательства, ориентированного на войну, было в какой-то степени оправдано только в период "холодной войны". Ее завершение устраняет предпосылки межгосударственных вооруженных конфликтов. Этим, считают они, определено исключение из УК воинских преступлений военного времени.
Оппоненты изложенной точки зрения считают предпочтительной превентивную криминализацию. Эта позиция более убедительна. Военно - уголовное право должно обеспечить военную безопасность. Опасность воинских преступлений зависит от времени и обстановки их совершения. Наибольшую опасность представляют преступления, совершаемые в военное время или в боевой обстановке. Они обязательно должны быть включены в военно - уголовное законодательство.
Надо иметь в виду и то, что нормы военного времени призваны формировать высокие морально - волевые качества военнослужащего. Он должен их знать, а для этого они должны быть сформулированы и приняты.
Именно так построено военно - уголовное законодательство многих стран. Оно предусматривает уголовную ответственность за воинские преступления как мирного, так и военного времени. В США - это Единый кодекс военной юстиции (ЕКВЮ), во Франции - Кодекс военной юстиции (КВЮ), в Великобритании - Закон об Армии.
Многие воинские преступления могут совершаться как в мирное, так и в военное время. Однако в военное время ответственность за них усиливается. Во Франции в мирное время членовредительство наказывается тюремным заключением сроком от 1 до 5 лет, в военное время - от 5 до 10 лет, в ходе военных действий - пожизненным лишением свободы (ст. 418 КВЮ).
В США дезертирство или покушение на него в военное время может наказываться смертной казнью. В другое время - лишением свободы сроком до 5 лет (ст. 85 ЕКВЮ).
Уголовная ответственность за совершение некоторых противоправных деяний в военное время усиливается путем снижения границы криминализации (преступным признается воинское правонарушение, в мирное время таковым не являющееся). Например, во Франции дезертирством в мирное время признается отсутствие военнослужащего в воинской части более 6 суток, а при опоздании из отпуска - более 15 суток. В военное время эти сроки сокращены на 2/3.
Ряд норм устанавливает ответственность за деяния, которые могут быть совершены только в военное время или в боевой обстановке.
В США к данной группе преступлений отнесены: позорное поведение перед противником, принуждение командира к сдаче в плен, ненадлежащее использование пароля, принуждение охраны, нарушение порядка обращения с трофейным имуществом, преступное поведение в плену. В Великобритании установлена ответственность за малодушие, сдачу в плен, мародерство.
Санкции этих норм предусматривают суровые наказания. Например, смертной казнью или пожизненным лишением свободы наказывается любой военнослужащий вооруженных сил США, который перед лицом противника или в присутствии противника: обратился в бегство, постыдно покинул место выполнения своих обязанностей, сдался в плен или оставил командование, часть, место службы или военное имущество, в силу неповиновения, небрежности или умышленного дурного поведения подверг опасности командование, часть, место службы или военное имущество, бросил свое оружие или боеприпасы, проявил трусость, покинул место выполнения своих обязанностей с целью грабежа или мародерства, поднял ложную тревогу и т.п. (ст. 99 ЕКВЮ).
Военно - уголовное законодательство должно быть готово к возникновению военной обстановки: в нем должны быть нормы военного времени. Такие нормы имелись в УК РСФСР. Их можно взять за основу для действующего УК РФ.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
Российская юстиция, N 6, 2002

ВОЗВРАТ УПЛАЧЕННОГО КАК ПОСЛЕДСТВИЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  »
Комментарии к законам »
Читайте также