Надзор за исполнением законодательства о народной медицине

Н. ЗЕМЕРОВ
Н. Земеров, прокурор отдела прокуратуры Новосибирской области.
В первом полугодии 2005 г. прокуратурой Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства о народной медицине. Выбор такого нестандартного предмета надзора был неслучаен, поскольку на сегодня в сфере народной медицины много проблем, которые необходимо решать.
Сначала отметим, что многие "альтернативные" методики лечения действенные. У некоторых из них тысячелетняя история (акупунктура, фитотерапия), а также серьезные научные основы (гомеопатия). Но проблема в том, что ни у одной из этих методик нет надежной системы стандартизации, т.е. оценки эффективности, безопасности и т.д. Нет и стандартов подготовки специалистов, что способствует появлению на рынке медицинских услуг безответственных дилетантов, а то и просто шарлатанов, мошенников.
Вопросы профилактики, диагностики и лечения физических и психических заболеваний людей с использованием методов и средств народной медицины, а также рекламы этой деятельности и лиц, ее осуществляющих, регламентируют следующие нормативные правовые акты: "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденные Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г.; ФЗ от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"; Приказ Минздрава РФ от 26 июля 2002 г. "Об организации лицензирования медицинской деятельности", которым утверждены номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи и Положение о центральной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по лицензированию медицинской деятельности; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.; ФЗ "О рекламе" от 18 июля 1995 г.; Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 июня 1996 г. "Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия"; письмо Министерства здравоохранения РФ от 7 апреля 2000 г. "О вопросе лицензирования народных целителей"; "Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г.
В этих нормативных правовых актах объем правового регулирования народной медицины минимален.
В частности, согласно ст. 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, правом на занятие народной медициной обладают граждане РФ, получившие диплом целителя, выдаваемый органом исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения.
Поскольку народная медицина относится к одному из видов медицинской деятельности, то лица, желающие осуществлять профилактику, диагностику и лечение с использованием ее методов и средств, должны иметь помимо диплома целителя также и диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность.
Отсутствие у лица любого из указанных документов следует расценивать как незаконное занятие народной медициной (целительством), т.е. занятие народной медициной с нарушением установленного законом порядка, что, в свою очередь, влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 6.2 КоАП РФ.
Другой возможный состав административного правонарушения - ст. 14.7 КоАП "Обман потребителей".
Информации о возбуждении на территории России уголовных дел в сфере народной медицины мало.
Так, в Омске в течение последних лет было возбуждено несколько уголовных дел. Вот обстоятельства одного из них. По сообщению газеты "Коммерсантъ-Daily", в Омске задержан трижды судимый "народный целитель" Анатолий Пашков. Свое первое наказание он отбывал за хулиганство. Потом два раза отбывал наказание за воровство. Никакого специального образования, медицинского или фармакологического, у 37-летнего "целителя" не было. Лечил он от всех недугов одним и тем же "лекарством" - водкой "Довгань", которую больные приносили с собой. Пашков настаивал на водке свои травы и поил настойкой пациентов. За лекарство брал от 100 до 1500 руб. в зависимости от тяжести заболевания. Впоследствии экспертиза показала, что в этих настойках было повышенное содержание сурьмы и мышьяка. Пашков лечил жителей Омска и его окрестностей почти два года, пока им не заинтересовалась тогда еще существующая налоговая полиция. Лицензии у "целителя" не было, и со своих заработков он не платил налогов. Пашкова задержали и возбудили уголовное дело по двум статьям: незаконное занятие частной медицинской практикой (ст. 235 УК) и незаконное предпринимательство (ст. 171).
По информации Генеральной прокуратуры РФ, размещенной на официальном сайте в феврале 2005 г., Амурская городская прокуратура (Хабаровский край) предъявила обвинение Александру Маркову в умышленном причинении смерти гр-ну Д. (ч. 1 ст. 105 УК). Следствием было установлено, что Марков, считая себя народным целителем, не имея специального образования, взялся избавлять людей от алкоголизма настоями трав. В сбор растений, на основе которых изготавливалось снадобье, входили и ядовитые растения. За каждый прием брал плату с граждан в размере 600 руб. Гр-н Д., употребив раствор "знахаря", скончался. За аналогичное преступление Марков привлекался к уголовной ответственности в 2001 г.
Интересна проблема квалификации действий "целителей", обещающих за определенную плату вылечить от наркомании или избавить от лишнего веса по фотографии, т.е. без непосредственного контакта с "пациентом". Несмотря на то что соответствующих официальных методик нет, умелое проведение оперативных мероприятий может стать залогом возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК (мошенничество).
Кроме того, при наличии оснований необходимо проверять, был ли в действиях "народных целителей" состав преступления, предусмотренный ст. 171 УК "Незаконное предпринимательство".
Средствами прокурорского надзора установить факт совершения подобного рода правонарушений, а именно лечения граждан методами народной медицины лицами, у которых нет перечисленных документов, достаточно трудно. Это основная причина того, что актов прокурорского реагирования, внесенных прокурорами по результатам проведенной проверки, мало.
В частности, было возбуждено около десятка дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.2 и ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, по результатам изучения рекламных объявлений в одной из областных газет проверена деятельность Дубровой - провидицы "бабы Натальи". В ходе проверки установлено, что у Дубровой медицинского образования, лицензии, диплома целителя и сертификата специалиста нет, а лечит она некоторые виды бесплодия, алкоголизм, бытовое пьянство. Ее действие образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.2 КоАП. Постановлением мирового судьи Дуброва привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 минимальных размеров оплаты труда. Также был выявлен факт лечения граждан по корейской методике "Су-Джок" (лечение суставов путем закрепления семян растений на теле человека) Бекбулатовой без необходимых документов, что также послужило основанием для вынесения постановления о возбуждении административного дела по ч. 2 ст. 6.2 КоАП.
По факту рекламы в средствах массовой информации медицинской деятельности, в том числе методами народной медицины, деятельности по реализации средств народной медицины без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего, а также пометки об обязательной сертификации товара в отношении семи должностных лиц организаций-рекламораспространителей возбуждены административные дела по факту ненадлежащей рекламы по ст. 14.3 КоАП.
Прокуратурой области выявлены случаи массового "целительства" гражданином Рушелем Блаво в одном из домов культуры Новосибирска, что прямо запрещено ст. 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Несмотря на то что руководителям органов здравоохранения субъектов РФ приказом соответствующего министерства предписано обеспечить строгий контроль за соблюдением нормы закона, которая запрещает проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, а также принимать все предусмотренные законом меры при выявлении нарушителей, главное управление охраны здоровья населения администрации Новосибирской области никаких мер по этому факту не предпринимало, какие-либо иные мероприятия в этой области здравоохранения также не осуществляло. Руководителю этого управления администрации области было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Законность, 2005, N 8

Комментарии к законам »
Читайте также