Право государственного служащего на получение подарков
А.В. КУРАКИН
А.В. Куракин, кандидат
юридических наук, старший преподаватель
кафедры АП и АСД ОВД Московской академии
МВД России.
В Федеральном законе от 31.07.95
г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы
Российской Федерации" (в ред. от 07.11.2000 г.;
далее - Закон о госслужбе) сказано, что
государственный служащий не вправе
получать от физических и юридических лиц
вознаграждения (подарки, денежное
вознаграждение, ссуды, услуги, оплату
развлечений, отдыха, транспортных расходов
и др.), связанные с исполнением его
должностных обязанностей, в том числе после
выхода на пенсию (п. 8 ст. 11). Установленный
для государственных служащих в интересах
предупреждения и пресечения коррупции в
системе госслужбы запрет получать подарки,
связанные с исполнением служебных
обязанностей, не является новым для
отечественного законодательства,
регламентирующего государственно -
служебные отношения. Подтверждением этому
являются нормативные правовые акты,
изданные еще в царской России: Указ Петра I
"О воспрещении взяток и посулов" <*>, Указ
Александра I "О воспрещении приносить
подарки начальникам губерний и другим
чиновникам", Указ Николая I "О воспрещении
начальствующим лицам принимать приношения
от общества" <**> и др. А в Уложении о
наказаниях уголовных и исправительных (1845)
говорилось об уголовной ответственности
чиновника или иного лица, состоящего на
государственной или общественной службе,
который "по делу или действию, касающемуся
его обязанностей по службе, примет, хотя и
без всякого в чем-либо нарушения своих
обязанностей, подарок, состоящий в деньгах,
вещах или в чем бы то ни было ином". Такое
деяние называлось мздоимством.
--------------------------------
<*> ПСЗ. Собр. 1. Т. V. N
2871.
<**> ПСЗ. Собр. 1. Т. XXII. N 25028; Т. XXVII. N
20516; Собр. 2. Т. VII. N 5223.
В современном
уголовном законодательстве России описано
несколько разновидностей взятки. Так, ст. 290
УК РФ гласит, что взятка может быть получена
за действия (бездействие) в пользу
взяткодателя или представляемых им лиц,
если такие действия (бездействие) входят в
служебные полномочия должностного лица
либо оно в силу должностного положения
может способствовать таким действиям
(бездействию), а равно за общее
покровительство или попустительство по
службе; получение должностным лицом взятки
за незаконные действия (бездействие).
Анализ диспозиции этой статьи позволяет
сделать вывод, что закон не исключил
возможность признания взяточничеством
случаев получения денег, ценных бумаг,
имущества или выгод материально -
имущественного характера, переданных как
подарок, благодарность должностному лицу
за что-либо им сделанное или в связи с
исполнением им служебных обязанностей.
Минимальный размер взятки не оговорен.
В Законе о госслужбе установлен абсолютный
запрет на получение государственным
служащим подарков и иных вознаграждений от
физических и юридических лиц. Однако ст. 575
ГК РФ разрешает государственным служащим и
служащим органов муниципальных
образований принятие обычных подарков
(стоимость которых не превышает 5 МРОТ) в
связи с должностным положением или с
исполнением служебных обязанностей. Таким
образом, возникает коллизия между
положениями УК РФ, в котором минимальная
сумма взятки не обозначена, положением п. 8
ст. 11 Закона о госслужбе, который содержит
абсолютный запрет на получение
государственным служащим подарков и иных
вознаграждений, и подп. 3 ст. 575 ГК РФ, который
допускает возможность получения
госслужащим обычного подарка на сумму не
более 5 МРОТ.
В связи с этим в некоторых
комментариях, со ссылками на ст. 575 ГК РФ,
появились мнения, что пять минимальных
размеров оплаты труда - это граница, которая
разделяет подарок от взятки <*>. Но с
таким выводом спешить не следует, хотя
потребность в разграничении понятий
"взятка" и "подарок" очевидна. Статья 572 ГК РФ
("Договор дарения") устанавливает, что "при
наличии встречной передачи вещи или права
либо встречного обязательства договор не
признается дарением". Поэтому отсутствие
встречного предоставления (совершение
действия, бездействие, попустительство,
осуществление покровительства) с
использованием служебного положения и
позволяет отличить взятку от подарка.
Анализ законодательства и судебной
практики показывает, что взятка, независимо
от ее размера, не является ни обычным
подарком, ни подарком вообще <**>.
Незначительный размер взятки не исключает
ответственности за взяточничество.
--------------------------------
<*> См., напр.:
Комментарий к Уголовному кодексу
Российской Федерации // Под ред. А.В. Наумова.
М., 1996. С. 701.
<**> См. Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. N 6 "О
судебной практике по делам о
взяточничестве и коммерческом
подкупе".
Дарение - договор безвозмездный.
Как уже говорилось, ст. 572 ГК РФ прямо
закрепляет, что "при наличии встречной
передачи вещи или права либо встречного
обязательства договор не признается
дарением". Практика показывает, что взятка,
в отличие от подарка, предполагает
обязательное встречное предоставление: она
дается за действие или бездействие в пользу
взяткодателя, если это входит в служебные
полномочия должностного лица либо если это
лицо в силу своего положения может
способствовать таким действиям, а также и
за общее покровительство или
попустительство по службе.
По нашему
мнению, понятия "взятка" и "подарок"
(независимо от размера первой и стоимости
второго) не пересекаются, и между
положениями норм УК РФ и ГК РФ нет ни
коллизии, ни конкуренции. Статья 575 ГК РФ
говорит о подарках, полученных госслужащим
и служащим органов муниципальных
образований в связи с должностным
положением или с исполнением служебных
обязанностей, но это вовсе не означает, что
такие подарки могут обусловить встречное
предоставление в виде совершения
конкретных действий. Однако ни о каком
подарке не может идти речи, если имеются
факты вымогательства этого подарка,
вознаграждения, если поднесение подарка
совершено с целью подкупа обладающего
властными полномочиями лица и если подарок
передавался должностному лицу за
незаконные действия.
Несмотря на,
казалось бы, абсолютный запрет
государственному служащему получать
подарки и иные вознаграждения, некоторые
специалисты в области административного
права отмечают, что это не лишает
госслужащих возможности принимать
символические знаки внимания в
соответствии с общепризнанными нормами
вежливости и гостеприимства.
Государственный служащий вполне может
принимать символические сувениры при
проведении протокольных и иных официальных
мероприятий <*>. С такой позицией следует
согласиться и признать: недостатком
действующего законодательства является то,
что ст. 575 ГК РФ не оговаривает каких-либо
условий правомерности подобных действий,
кроме величины суммы подарка. Поэтому в
Законе о госслужбе необходимо оговорить
ряд обстоятельств, касающихся возможности
получения подарков. Так, например, вручение
их должно происходить открыто и официально.
Закрепление подобных положений помогло бы
снять множество вопросов, связанных с
данным ограничением, и способствовало бы
предупреждению и пресечению коррупции в
системе государственной службы страны.
--------------------------------
<*> См., напр.:
Ноздрачев А.Ф. Государственная служба:
Учебник для подготовки государственных
служащих. М.: Статут, 1999. С. 249.
В этом
аспекте интересен опыт США, где для
предупреждения распространения коррупции
в органах государственной власти
федеральное и штатное законодательство,
как правило, запрещает должностным лицам
принимать "что-либо, представляющее
ценность" от тех, кто заинтересован в том,
чтобы были приняты конкретные официальные
решения или меры. Однако закон разрешает
ведомствам, которые осуществляют надзор за
соблюдением норм по этике, "устанавливать
разумные исключения в отношении таких
правил".
В частности, действие запретов
на получение подарков не распространяется
на вознаграждение, получение которого
госслужащим предписано законом, или иное
любое благо, за которое получатель
предоставляет встречное удовлетворение
или на которое он иным образом правомочен;
на подарки или иные материальные блага,
предоставляемые в связи с родством или
иными личными, профессиональными или
деловыми взаимоотношениями, независимо от
должностного положения получателя; на
малозначительные блага, связанные с
личными, профессиональными или деловыми
контактами и не создающие серьезной
опасности репутации должностных лиц.
Уголовное законодательство некоторых
штатов предусматривает обстоятельства, при
которых получение должностным лицом
подарков не рассматривается как получение
взятки. Так, закон штата Техас не содержит
запрета на предоставление таких услуг, как
оплата обедов, номеров в гостиницах,
транспортных расходов или развлечений,
если такие услуги принимаются
государственным служащим "в качестве гостя"
и о них сообщается в определенном законом
порядке. Подношения должностным лицам
подарков, оплата их гостиничных счетов и
туристических поездок, бесплатные заправки
автомобиля, билеты на спортивные
мероприятия и т.п. часто не воспринимаются
общественным мнением как нечто преступное,
если не достигают больших размеров <*>.
--------------------------------
<*> См.: Николайчик
В.М. Правовое регулирование этики
официальных лиц в США // США. Экономика.
Политика. Идеология. 1998. N 5 -
6.
Законодательство об этике
регламентирует получение подарков
государственными служащими следующим
образом. Члены палаты представителей и
сената Конгресса США, сотрудники их
аппаратов не должны пытаться получить,
принять какое-либо имущественное благо у
лица, заведомо заинтересованного в
законопроекте или ином решении.
Сенатор
США, а также сотрудники его аппарата не
должны принимать подарки от частных лиц и
организаций, которые могут оказаться
заинтересованными в одобрении сенатом
конкретных законов, если общая стоимость
подарков в течение календарного года
превышает 100 долл. Стоимость подарков,
получаемых сенатором из других,
"нейтральных" источников (исключая
родственников) в течение календарного года,
не должна превышать в совокупности 300 долл.
Подарки, общая стоимость которых
составляет менее 75 долл., не декларируются.
Член палаты представителей Конгресса США
имеет право получать подарки в течение
календарного года общей стоимостью не
более 250 долл. из одного источника. Каждые
три года этот лимит пересматривается. Такое
ограничение распространяется и на
сотрудников аппарата. При этом каждый
подарок (включая подарки супругам
должностных лиц), цена которого превышает 100
долл., должен декларироваться.
Должностные лица любого ведомства или
учреждения, осуществляющие
распорядительные функции либо
производящие инспектирование или
расследование по гражданским или уголовным
делам от имени государства, либо
осуществляющие охрану заключенных, не
должны пытаться получить, принять или
соглашаться принять какое-либо
имущественное благо от лица, находящегося в
сфере действия таких распорядительных
функций, а равно от лица, в отношении
которого предполагается осуществление
судопроизводства.
Должностные лица,
обладающие дискреционными функциями в
связи с контрактами или имущественными
сделками, заключаемыми государством, не
должны пытаться получить, принять
какое-либо имущественное благо от лица,
которое уже заинтересовано или может стать
заинтересованным в каком-то из таких
контрактов (сделок). Тем не менее
государственный служащий, а также его
супруга могут в течение календарного года
принять подарки, общая стоимость которых не
превышает 100 долл. Получив подарок выше
допустимой стоимости, служащий обязан в
течение 60 дней сдать его в соответствующий
орган своего ведомства. Для должностных
лиц, осуществляющих судебные функции,
действуют специальные, основанные на
законе этические стандарты поведения.
Федеральным судьям, к примеру, запрещено
принимать какой бы то ни было дар от
частного лица, с интересами которого
столкнулся или может столкнуться
судья.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1995 N 119-ФЗ
"ОБ
ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
05.07.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N
14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
"УГОЛОВНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N
63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
24.05.1996)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного
Суда РФ от 10.02.2000 N 6
"О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ПО ДЕЛАМ О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ И
КОММЕРЧЕСКОМ
ПОДКУПЕ"
Современное
право, N 5, 2002