Раскрытие информации о деятельности акционерного общества

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
А.Е. МОЛОТНИКОВ
А.Е. Молотников, ассистент кафедры юриспруденции Владимирского государственного университета.
Раскрытие информации об акционерном обществе важно для оценки его деятельности со стороны акционеров, а также потенциальных инвесторов. Требование об обязательном раскрытии информации о своей деятельности, как правило, распространяется только на открытые акционерные общества. Закрытые же должны соблюдать это предписание только в случае публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг. Это вызвано тем, что общество, привлекающее инвестиции путем продажи своих акций или облигаций, обязано регулярно информировать инвесторов о состоянии своей финансово - хозяйственной деятельности. В противном случае компания не сможет привлечь достаточного количества денежных средств.
Основными принципами раскрытия информации об обществе являются:
1) регулярность и оперативность предоставления информации;
2) доступность ее большинству акционеров и иных заинтересованных лиц;
3) достоверность и полнота содержания;
4) наличие разумного соотношения между открытостью общества и соблюдением его интересов. (Так, не должна раскрываться конфиденциальная информация, в частности коммерческая тайна, так как это способно причинить вред компании).
Последний принцип особенно актуален в современных условиях развития отечественных корпоративных отношений. Обычно российские компании впадают в одну из двух крайностей: первая из них состоит в попытке топ - менеджеров ограничить доступ сторонних лиц к делам компании максимальным снижением объема раскрываемой информации - зачастую даже противозаконными средствами; вторая же характеризуется неудержимым стремлением руководства компании перейти к цивилизованным отношениям с инвесторами, поэтому доступ к конфиденциальной информации о деятельности общества предоставляется неограниченному кругу лиц, с помощью чего конкуренты получают крайне важные сведения.
Разумеется, ни один из приведенных подходов к раскрытию информации не может оказать положительного влияния на финансовые показатели общества: они будут падать в первом случае из-за отсутствия интереса к ценным бумагам эмитента, а во втором - из-за активной деятельности конкурентов общества.
В качестве иллюстрации можно привести случай, произошедший на одном крупном отечественном предприятии X, занимающемся изготовлением товаров народного потребления. Основным рынком сбыта данной компании являются страны Западной Европы. В связи с тем что для дальнейшего развития компании потребовались серьезные инвестиционные вливания, было принято решение о дополнительной эмиссии акций. В ходе проведения предпродажной подготовки в СМИ размещалась весьма обширная информация о деятельности компании, ее финансовых показателях; в одной из рекламных публикаций были названы иностранные компании, приобретающие продукцию предприятия X (при этом указывалось полное наименование контрагента и место его регистрации). Разумеется, можно понять намерение руководства компании показать географию своих поставок, однако именно это и навредило предприятию.
Дело в том, что аналогичная продукция изготавливалась еще одной отечественной компанией - Y. Нетрудно предположить, что эта компания в максимально короткие сроки связалась с иностранными партнерами предприятия X и, предлагая более низкую цену, попыталась переманить основных его клиентов. В результате этих действий компания X не только потеряла 25% клиентской базы, но и понесла значительные убытки.
Чтобы не повторять подобных ошибок, необходимо четко осознать, что информация составляет служебную или коммерческую тайну при сочетании трех обязательных условий:
а) если информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, поскольку неизвестна третьим лицам;
б) если к информации нет доступа на законном основании;
в) если обладатель информации принимает меры по охране ее конфиденциальности.
Во избежание негативных последствий Совету директоров общества рекомендуется утвердить положение об информации, составляющей коммерческую или служебную тайну. В нем разумно определить перечень конфиденциальной информации об обществе, а также порядок доступа к ней.
Вся раскрываемая информация о деятельности акционерного общества может быть разделена на две группы: та, что подлежит предоставлению в обязательном порядке, и та, что раскрывается по желанию общества.
Сведения, предоставляемые в обязательном порядке, складываются из следующих частей: 1) информация, предоставляемая акционерам компании; 2) информация, содержащаяся в годовом и ежеквартальном отчетах эмитента; 3) сведения о существенных фактах, касающихся финансово - хозяйственной деятельности АО; 4) информация об аффилированных лицах общества.
Акционеры компании вправе рассчитывать на доступ к наиболее полной информации о ее деятельности. Они наделяются правом не только получать сообщения о проведении общих собраний акционеров, но и лично знакомиться с документами общества. К подобным документам относятся договор о создании общества, устав общества со всеми изменениями и дополнениями, документы, подтверждающие права на принадлежащее компании имущество, протоколы общих собраний акционеров и заседаний Совета директоров, годовые отчеты и ряд других, указанных в Федеральном законе от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 07.08.2001 г.; далее - Закон об акционерных обществах). В то же время некоторые документы (по бухгалтерскому учету, протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа) представляются лишь тем акционерам, которые в совокупности владеют не менее 25% голосующих акций общества. Акционеры вправе потребовать представить копии этих документов (при этом взимаемая за это плата не может превышать затрат на изготовление копий).
Необходимо особо подчеркнуть, что акционерные общества ни при каких условиях не могут отказать своим акционерам в предоставлении перечисленных документов. Если же акционерам будет отказано в реализации их права на информацию, они могут потребовать от компании представить нужные документы в судебном порядке.
Зачастую такое право на информацию используется в целях создания помех деятельности общества. Некоторые лица, приобретя небольшой пакет акций определенной компании, требуют затем представить им копии огромного количества документов начиная с протоколов общих собраний акционеров за семилетний период и заканчивая всеми бюллетенями для голосования на собраниях. К сожалению, акционерные общества не вправе отказать недобросовестным акционерам, иначе те обратятся в суд и все равно добьются реализации их права, но уже на основании судебного решения. В то же время атакуемые компании могут смягчить последствия недружелюбных действий. Как правило, "заинтересованные" акционеры не требуют представить им оригиналы документов, так как это не составит больших затрат для компании, для парализации деятельности компании обычно используется требование предоставить копии документов общества. Однако в Законе об акционерных обществах не указан срок предоставления копий, следовательно, компания может максимально оттянуть время, например, до следующего годового собрания акционеров. Кроме того, в положении об информационной политике акционерного общества можно закрепить конкретный срок представления копий запрашиваемых документов.
Другое средство противодействия корпоративным хулиганам заключается в следующем. Получив требование предоставить информацию о компании, в том числе копии документов, подтверждающих права общества на имущество, находящееся на его балансе, необходимо собрать и направить в адрес заявителя максимальное количество копий подобных документов. При этом в список может входить любое оприходованное имущество: бумага, скрепки и иные канцелярские принадлежности. Эти предметы хорошо приобретать поштучно или как можно меньшими партиями - это увеличит количество документов (товарные чеки, накладные и т.п.). Копии направляются бандеролями, почтовые расходы по которым несет получатель. Эффект этого способа противодействия заключается в том, что заявитель не вправе отказаться от получения уже запрошенной им информации, поэтому ему остается либо принимать бандероли, скрупулезно копаясь в куче никому не нужных бумаг и оплачивая почтовые счета, либо обращаться в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг России с просьбой обязать компанию прекратить предоставление информации. В первом случае заявителю наносится финансовый урон, во втором - прекращается рассылка документов, что как раз и выгодно для АО. Компании, желающие разорить противников, могут в своих положениях об информационной политике специально оговорить, что запрашиваемые документы направляются в адрес заявителя исключительно службой курьерской доставки (что далеко не дешево).
Ежеквартальный отчет эмитента также является важным средством раскрытия информации об акционерном обществе. Однако не все компании обязаны составлять данный документ. Отчет представляется в соответствующее подразделение ФКЦБ России только теми компаниями, выпуск ценных бумаг которых сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, то есть когда ценные бумаги размещались среди более чем 500 лиц или общий объем эмиссии составлял более 50 тыс. МРОТ. Необходимо отметить, что данное условие распространяется не только на открытые, но и на закрытые акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью, поскольку все эти виды коммерческих организаций могут выпускать облигации.
Эмитенты в ежеквартальном отчете должны предоставлять достаточно обширный перечень информации о своей деятельности. Разумеется, многие компании хотели бы ее скрыть, так как опасаются, что при определенных обстоятельствах она станет известна конкурентам и будет использована против них. Как правило, для сокрытия информации выбирается достаточно эффективный метод: общества просто - напросто не указывают в отчете наиболее важные сведения. Конечно же, остается риск, что ФКЦБ России станет известно о непредоставлении информации, однако это не страшит должностных лиц отечественных компаний, ведь зачастую штрафы, налагаемые за данные нарушения, несоизмеримо малы по сравнению с последствиями раскрытия информации о деятельности общества.
Кроме того, из-за юридической коллизии ФКЦБ России с 1 января 2002 г. на полгода утратила право штрафовать эмитентов. Дело в том, что в принятую новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях РФ была включена статья о полномочиях ФКЦБ России по наложению штрафов. Но эта редакция начнет действовать только с 1 июля 2002 г. В то же время с 1 января 2002 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 05.03.99 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. от 30.12.2001 г.), откуда были изъяты положения о нарушениях, за которые ФКЦБ России может штрафовать компании. Таким образом, с 1 января по 1 июля нарушители корпоративного законодательства штрафам подвергаться не могут.
Кроме рассмотренной информации подлежат раскрытию и сведения о существенных фактах, затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность акционерного общества. Сообщения о существенных фактах направляются в соответствующий орган ФКЦБ России и должны быть опубликованы в печатных СМИ в срок не позднее 5 рабочих дней с момента их появления. В качестве существенных фактов выступает достаточно широкий круг сведений. Так, эмитенты должны сообщать об избрании и прекращении полномочий генерального директора, членов Совета директоров. Существенными фактами являются и изменения в списке акционеров эмитента, и заключение сделок, размер которых составляет более 10% активов компании, и реорганизация эмитента либо его дочерних обществ.
Как и в случае с ежеквартальными отчетами, руководство АО может не раскрывать эту информацию о деятельности эмитента. Разумеется, ФКЦБ России не всегда в состоянии выявить подобные нарушения, что и провоцирует компании "умалчивать".
Также акционерные общества обязаны раскрывать сведения о своих аффилированных лицах. Лицо считается аффилированным, если оно способно прямо или косвенно оказывать влияние на принятие решений органами управления компании. Эти сведения должны предоставлять все АО, вне зависимости от числа их акционеров и размера уставного капитала. Данное требование обусловлено не столько Законом об акционерных обществах, сколько антимонопольным законодательством, ведь в случае отсутствия информации о взаимных связях различных коммерческих организаций было бы сложно определить монопольное положение тех или иных лиц на рынке.
Необходимо учитывать, что наряду с обязательной для предоставления информацией акционерное общество вправе по своему усмотрению раскрывать определенные сведения о своей деятельности. Как правило, каналы их распространения должны обеспечивать свободный и незатратный доступ заинтересованных лиц. Идеальным средством является Интернет, о чем свидетельствует возросший объем информации, размещаемый отечественными компаниями на своих сайтах. Кроме того, российские компании используют и другие способы доведения информации о своей деятельности до акционеров и потенциальных инвесторов. Что касается лидера данного процесса, то по результатам конкурса "Лучшие российские предприятия" наиболее информационно открытой компанией в 2001 г. стало РАО "ЕЭС России".
Хотелось бы, чтобы этому примеру последовали и средние компании, которые в перспективе могли бы стать успешными объектами капиталовложений как отечественных, так и иностранных инвесторов.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.03.1999 N 46-ФЗ
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ
БУМАГ"
(принят ГД ФС РФ 12.02.1999)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Современное право, N 5, 2002

Право государственного служащего на получение подарков  »
Комментарии к законам »
Читайте также