Об ответственности за преднамеренное и фиктивное банкротство

И ФИКТИВНОЕ БАНКРОТСТВО
О.Г. КАРПОВИЧ
О.Г. Карпович, кандидат юридических наук.
Изучение реального состояния преступности, посягающей на предпринимательскую деятельность, показывает, что преднамеренное и фиктивное банкротство образует значительную часть латентной составляющей этого вида криминальной активности в экономической сфере. Дело в том, что рассматриваемые деяния, во-первых, трудно выявляемы, во-вторых, при расследовании и судебном рассмотрении требуют высокой специальной квалификации следователей, прокуроров, судей, которой они, к сожалению, далеко не всегда обладают. В этой связи с целью расширения необходимых специальных знаний целесообразно подробно, в сравнении с соответствующими положениями уголовного законодательства зарубежных стран Европы, рассмотреть особенности составов преднамеренного и фиктивного банкротства, предусмотренных ст. ст. 196, 197 УК РФ.
Родовым объектом преднамеренного и фиктивного банкротства являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики.
Видовой объект - отношения в области экономической деятельности физических и юридических лиц.
Непосредственный объект обоих преступлений - порядок осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающий добросовестное выполнение юридических обязательств должниками и кредиторами.
Поскольку речь идет о посягательствах на предпринимательскую деятельность, необходимо уточнить, какой вид экономической активности следует отнести к этой категории. Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг теми, кто зарегистрирован в качестве лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Гражданское законодательство содержит понятия банкротства физических и юридических лиц. В соответствии со ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Понятие банкротства юридического лица определяется ст. 65 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.
Более подробное определение банкротства физического и юридического лица дано в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 года. Исходя из ст. 2 этого Закона, несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Должником является гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом.
Развернутое определение банкротства кредитной организации как разновидности юридического лица предложено в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 года (в ред. Федеральных законов от 2 января 2000 г., от 19 июня 2001 г., от 7 августа 2001 г., с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г.). Согласно ст. 2 указанного Закона под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.
Объективная сторона преднамеренного банкротства состоит в умышленном создании или увеличении неплатежеспособности, совершенном руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившем крупный ущерб либо иные тяжкие последствия (ч. 1 ст. 196 УК РФ).
Юридическое понятие преднамеренного банкротства изложено в ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", где указывается, что в случае банкротства должника по вине его учредителей или участников или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имели право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство), на учредителей (участников) должника - юридического лица или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Признаки банкротства определены в ст. 3 рассматриваемого Закона. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Положения, предусмотренные упомянутой статьей, применяются, если иное не установлено законом. Сравнивая в связи с этим позиции данного Закона с позициями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", можно заметить, что для кредитных организаций, в отличие от других юридических лиц, установлен не трехмесячный, а месячный срок с момента наступления даты исполнения обязательств, по истечении которого кредитная организация может быть признана банкротом. Установление сокращенного срока для признания кредитной организации банкротом связано с той значительной ролью, которая принадлежит этим организациям в обеспечении нормального функционирования предпринимательских структур.
Для определения признаков банкротства важно точно знать, о каком составе, размере денежных обязательств и обязательных платежей идет речь. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено законом. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств.
Принимается во внимание также размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
В случаях, когда должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 63 указанного Федерального закона.
Неплатежеспособность является показателем того, что коммерческая организация или индивидуальный предприниматель находятся в преддверии либо уже вошли в состояние банкротства.
Умышленное создание или увеличение неплатежеспособности совершается различными методами. Например, путем заключения заведомо невыгодных, не соответствующих нормативным правовым актам сделок, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя, уменьшения активов, фиктивного отчуждения имущества и т.д. <*>. Рассматриваемое деяние может совершаться как путем действия, так и бездействия, когда умышленно не принимаются меры при появлении и нарастании неплатежеспособности.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева и др. М.: Норма, 2002. С. 497.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательская группа ИНФРА-М-Норма, 2000.Особенно важным является здесь то, что, решая вопрос об уголовной ответственности конкретного лица, надо установить, какие именно реальные действия оно совершило либо, наоборот, не совершило (хотя обязано было совершить), чтобы искусственно создать неплатежеспособность или увеличить ее <*>. Учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
--------------------------------
<*> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М.: Юрист, 2001. С. 237, 238.
В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Меры, направленные на финансовое оздоровление должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. Не допускается опубликование или разглашение иным образом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом.
Собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника - юридического лица и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
Условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год. Условия проведения досудебной санации за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и иными законами.
В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" меры по предупреждению банкротства изложены более подробно.
В соответствии с рассматриваемым Федеральным законом осуществляются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
1) финансовое оздоровление кредитной организации;
2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
3) реорганизация кредитной организации.
Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных законом.
Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований принимают необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.
Банк России в случае возникновения указанных оснований вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также вправе назначить временную администрацию.
Меры по предупреждению банкротства кредитной организации осуществляются в случаях, когда кредитная организация:
не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению

Особенности законодательного развития и усовершенствования процедуры несостоятельности  »
Комментарии к законам »
Читайте также