Внешнеэкономические преступления, связанные с коррупцией в таможенных органах. практический комментарий законодательства(ю.п. гармаев)

СВЯЗАННЫЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ.
ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 июня 2002 года
Ю.П. ГАРМАЕВ
Ю.П. Гармаев, старший следователь отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Бурятии, советник юстиции, кандидат юридических наук, доцент.

Принятые сокращения
ВТТ - внутренний таможенный транзит
ВЭД - внешнеэкономическая деятельность
ГСМ - горюче - смазочные материалы
ГТД - грузовая таможенная декларация
ГТК РФ - Государственный таможенный комитет Российской Федерации
ДКД - документ контроля доставки
ЛНП - личная номерная печать (таможенника)
НТП - нарушение таможенных правил
НЭК - нетарифный и экспортный контроль
ОБЭП - Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (в структуре органов МВД)
ОД - отдел дознания
ОКДТ - отдел контроля доставки товаров
ОПГ/ПС - организованная преступная группа / преступное сообщество
Отдел ВК и КТС - отдел валютного контроля и контроля таможенной стоимости
ОТО и ТК - отдел таможенного оформления и таможенного контроля
ОТП - отдел таможенных платежей
ОТР - отдел таможенных расследований
ОРО - оперативно - розыскной отдел
"первичное дело" и "вторичное дело" - первичное - дело о НТП или уголовное дело о таможенном преступлении; вторичное - уголовное дело о должностном преступлении в таможенном органе (подробнее см. главу 4)
Проверка ФХД - проверка финансово - хозяйственной деятельности (проводимая таможенным органом)
ПТС - паспорт транспортного средства
РТУ - региональное таможенное управление
РЭО ГИБДД - регистрационно - экзаменационный отдел (отделение) Государственной инспекции по безопасности дорожного движения
Таможенные преступления - деяния, предусмотренные статьями 188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ, - контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и т.д., поскольку эти нормы являются бланкетными, то есть отсылают к нормам таможенного законодательства о таможенных правонарушениях
ТН ВЭД - товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
ТК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации
ТПП - Торгово - промышленная палата
УБОП - Управление по борьбе с организованной преступностью
ФТД - федеральные таможенные доходы



ВВЕДЕНИЕ
Глубокие преобразования в экономике государства в годы реформ привели к беспрецедентному росту преступности в сфере внешнеэкономической деятельности. На современном этапе такие преступления, как контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, имеют устойчивые черты организованно - коррумпированной, нередко трансгосударственной преступности, имеющей устойчивую тенденцию к качественному развитию. Гигантские прибыли, получаемые в этой сфере преступной деятельности, по оценкам многих специалистов, являются одной из основ теневой экономики. Ввиду высокой степени организованности и коррумпированности коэффициент латентности этих преступлений очень высок. Среди лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, бытует мнение о бессчетном числе абсолютно ненаказуемых вариантов незаконного перемещения любых товаров и транспортных средств через таможенную границу, уклонения от уплаты таможенных платежей. Характерно, что практически все, по крайней мере, наиболее эффективные из незаконных операций связаны с подкупом должностных лиц таможенных органов. В результате способы совершения и сокрытия преступлений становятся все более изощренными и сложными для расследования.
Необходимо учесть, что основным направлением качественного развития преступности в сфере ВЭД является совершенствование способов совершения и сокрытия преступлений, характерной особенностью которых является их "технологическая сложность" и специфичность. В связи с этим назрела необходимость в формировании методики расследования на основе систематизации способов совершения преступлений и оставляемых ими следов. Поэтому предложенная рядом ученых криминалистическая формула: "от способа совершения преступления - к способу его раскрытия" как нельзя более актуальна именно для должностных преступлений в таможенных органах. Несмотря на актуальность, каких-либо научных исследований по данной проблеме ранее не предпринималось, а следственные и оперативно - розыскные подразделения органов прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП не располагают необходимыми практическими рекомендациями.
Вашему вниманию представляется работа, посвященная проблемам выявления и расследования внешнеэкономических преступлений, связанных с коррупцией в таможенных органах. <*> Материалы к книге собирались с 1994 г., в годы работы автора следователем Бурятской транспортной прокуратуры.
--------------------------------
<*> Далее в тексте наряду с этим понятием будет использоваться словосочетание "Должностные преступления в таможенных органах". - Прим. автора.
В то время таможенные органы находились в стадии своего организационного формирования. Этот сложный и часто болезненный процесс проходил в условиях демонополизации и либерализации внешнеэкономической деятельности, перехода экономики страны на рыночные отношения.
18 июня 1993 г. был принят Таможенный кодекс РФ, который впервые в новейшей истории России определил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Важнейшая роль, которую отвело государство таможенной политике, определила особую ответственность работников таможенных органов. Ведь в федеральном бюджете ежегодно до 70% доходной части (и более) должно формироваться за счет таможенных платежей и налогов. Однако, по самым скромным оценкам специалистов, в бюджет государства не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате таможенных платежей и налогов (в США эта цифра составляет 15%) <*>. По оценкам международных экспертов и ГТК РФ, ежегодные размеры уклонения от уплаты таможенных платежей в России составляют от 14 до 20 млрд. долларов США. Примерно 35% импорта в стране - полностью контрабандный товар, еще 50% - товары, по которым таможенная стоимость занижена <**>.
--------------------------------
<*> Ларичев В.Д., Гильмутдинова Н.С. Таможенные преступления. М., 2001. С. 3.
<**> Диканова Т.А., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных денег: Методическое пособие. М., 2000. С. 9, 18.
Совершенно очевидно, что такой громадный ущерб экономике страны причиняется в том числе в результате деятельности коррумпированных чиновников.
В сложной обстановке роста показателей преступности в сфере внешнеэкономической деятельности в 1994 г. приказом Генерального прокурора РФ надзор за соблюдением законов таможенными органами был возложен на систему транспортных прокуратур России.
Вместе с первыми принятыми к производству уголовными делами о таможенных преступлениях следователи и прокуроры столкнулись с проявлениями коррупции в таможенных органах. И хотя подавляющее большинство работников таможенных органов - честные и порядочные люди, добросовестно выполняющие свой служебный долг, следственная практика выявила опаснейшую закономерность. Суть ее в том, что наиболее крупномасштабные и значительные по размерам факты уклонения от уплаты таможенных платежей и контрабанды совершаются в соучастии с таможенниками. В результате способы совершения и сокрытия преступлений становятся все более изощренными и сложными для расследования.
В последние годы органами прокуратуры, следственными подразделениями других правоохранительных органов сформирована значительная по объему следственная практика, в различных регионах апробированы собственные методы и приемы выявления и расследования должностных преступлений в таможенных органах.
Настоящее исследование проведено на основе программированного изучения автором 134 архивных уголовных дел о должностных преступлениях в таможенных органах и о таможенных преступлениях, по которым обвинительные приговоры суда вступили в законную силу. Изучено также 45 прекращенных и приостановленных уголовных дел, материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, 84 дела о НТП. Исследована следственная и судебная практика ряда регионов: Иркутской, Читинской, Новосибирской, Саратовской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Ульяновской, Московской областей, Красноярского, Хабаровского, Приморского краев, Республик Бурятия и Тыва. Использованы также статистически обработанные анкеты проинтервьюированных следователей, сотрудников оперативно - розыскных подразделений и работников прокуратуры, осуществляющих надзор за исполнением таможенного законодательства (68 работников), материалы ведомственной статистики Генеральной прокуратуры РФ, ГТК РФ и МВД РФ.
Широко использован личный опыт автора, расследовавшего большое количество дел этой категории.
1. Понятие и основные особенности
внешнеэкономических преступлений, связанных
с коррупцией в таможенных органах
Внешнеэкономические преступления, связанные с коррупцией в таможенных органах, - это составная часть преступлений в сфере ВЭД. Проведенные исследования показали, что с точки зрения уголовно - правовой квалификации преступления в сфере ВЭД как криминалистически значимая классификационная группа имеют неоднородное содержание.
То есть в уголовно - правовом аспекте общественно опасные деяния, совершаемые во внешнеэкономической сфере, практически всегда подпадают под признаки реальных и идеальных совокупностей преступлений, предусмотренных различными статьями уголовного закона, имеющими различные родовые и видовые объекты.
Среди этих статей (вернее, составов внешнеэкономических преступлений) необходимо выделять преступления основной (базовой) группы - это таможенные преступления (ст. ст. 188 - 190 и 193 - 194 УК РФ), а также три группы сопутствующих посягательств:
1. Сопутствующие экономические.
2. Сопутствующие служебные.
3. Иные сопутствующие <*>.
--------------------------------
<*> См. статью Гармаева Ю.П. "Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и криминалистическая методика расследования", параграф N 3 "Сопутствующие внешнеэкономические преступления".
К группе сопутствующих служебных (п. 2) и относятся внешнеэкономические преступления, связанные с коррупцией в таможенных органах, или должностные преступления в таможенных органах.
Данные посягательства совершаются в связи с профессиональной трудовой деятельностью, то есть являются криминалистически однородной группой, особенностью которой является то обстоятельство, что все эти преступления связаны с ненадлежащим исполнением профессиональных функций должностными лицами в сфере таможенного дела.
В эту группу включаются преступления, подпадающие при уголовно - правовой квалификации под признаки, как уже отмечалось, самых различных статей УК, - злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получение и дача взятки (ст. 290 и 291 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), контрабанда (ст. 188 УК РФ) и другие (последние два состава преступления встречаются, как правило, в различных формах соучастия) <*>.
--------------------------------
<*> В параграфе 3 особенности квалификации должностных преступлений в таможенных органах будут рассмотрены более подробно.
Традиционно разработка методик расследования преступлений осуществляется на базе уголовно - правовой классификации преступлений. С этих позиций вступивший в силу Уголовный кодекс предлагает нам классифицировать должностные преступления в таможенных органах, исходя из перечня статей главы 30 УК РФ. Однако изучение массива уголовных дел показало, что только в 35% уголовных дел о преступлениях исследуемой категории применялась квалификация деяний должностных лиц по одному составу преступления названной главы. В остальных 65% уголовных дел чаще всего применялась квалификация по совокупности преступлений, из которых наиболее распространены: злоупотребление должностными полномочиями - служебный подлог - соучастие в уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. ст. 285, 292, 33 и 194 УК РФ); получение взятки - злоупотребление должностными полномочиями - контрабанда (ст. ст. 290, 285 и 188 УК РФ) и т.п. При этом необходимо уточнить, что, по данным проведенного нами опроса, большинство респондентов из числа следователей транспортных прокуратур, расследовавших дела этой категории, и прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением таможенного законодательства <*>, полагают, что следствием и судом по уголовным делам этой категории часто применялась неверная квалификация деяний только по одному составу преступления.
--------------------------------
<*> В дальнейшем изложении для краткости - "респонденты".
К примеру, факт получения взятки инспектором досмотрового отдела пограничной таможни от "челнока" за невыявление занижения декларируемого объема перемещаемого товара часто неверно квалифицируется следствием и судом только по ст. 290 УК РФ - получение взятки. В данном примере очевидна необходимость квалификации таких деяний по совокупности злоупотребления должностными полномочиями и, при наличии достаточных оснований, с соучастием в уклонении от уплаты таможенных платежей и в контрабанде.
Таким образом, классификация рассматриваемой категории преступлений по уголовно - правовому критерию представляется нецелесообразной. Распределение преступлений по главам Уголовного кодекса в зависимости от объекта посягательства, обоснованное с уголовно - правовой точки зрения, не способно обеспечить потребности криминалистической теории и практики. Как отмечает В.Н. Кудрявцев: "Состав преступления обычно включает в себя лишь некоторые черты объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны преступления, необходимые и достаточные для признания данного деяния общественно опасным, противоправным и для отграничения его от смежных преступлений" (Кудрявцев В.Н., 1963. С. 82).
Однако сходство по ряду признаков, существенных с точки зрения методики расследования, позволяет рассматривать все множество исследуемой категории преступлений в качестве криминалистически однородной группы. Имеются в виду следующие признаки:
1. Субъектами рассматриваемых преступлений являются работники таможенных органов, обладающие функциями представителей власти, организационно - распорядительными и административно - хозяйственными функциями и реализующие их в сфере таможенного дела.
2. Преступления совершаются ими в связи с выполнением своих профессиональных функций в сфере таможенного дела, то есть в сфере таможенного оформления, таможенного контроля, применения таможенных льгот, начисления и взимания таможенных платежей, в сфере

Выселение с предоставлением жилого помещения(ю.а. пономарчук)  »
Комментарии к законам »
Читайте также