Внешнеэкономические преступления, связанные с коррупцией в таможенных органах. практический комментарий законодательства(ю.п. гармаев)
СВЯЗАННЫЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ.
ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Материал подготовлен с
использованием правовых актов
по
состоянию на 1 июня 2002 года
Ю.П.
ГАРМАЕВ
Ю.П. Гармаев, старший следователь
отдела по расследованию особо важных дел
прокуратуры Бурятии, советник юстиции,
кандидат юридических наук, доцент.
Принятые сокращения
ВТТ - внутренний
таможенный транзит
ВЭД -
внешнеэкономическая деятельность
ГСМ -
горюче - смазочные материалы
ГТД -
грузовая таможенная декларация
ГТК РФ -
Государственный таможенный комитет
Российской Федерации
ДКД - документ
контроля доставки
ЛНП - личная номерная
печать (таможенника)
НТП - нарушение
таможенных правил
НЭК - нетарифный и
экспортный контроль
ОБЭП - Отдел по
борьбе с экономическими преступлениями (в
структуре органов МВД)
ОД - отдел
дознания
ОКДТ - отдел контроля доставки
товаров
ОПГ/ПС - организованная
преступная группа / преступное
сообщество
Отдел ВК и КТС - отдел
валютного контроля и контроля таможенной
стоимости
ОТО и ТК - отдел таможенного
оформления и таможенного контроля
ОТП -
отдел таможенных платежей
ОТР - отдел
таможенных расследований
ОРО -
оперативно - розыскной отдел
"первичное
дело" и "вторичное дело" - первичное - дело о
НТП или уголовное дело о таможенном
преступлении; вторичное - уголовное дело о
должностном преступлении в таможенном
органе (подробнее см. главу 4)
Проверка
ФХД - проверка финансово - хозяйственной
деятельности (проводимая таможенным
органом)
ПТС - паспорт транспортного
средства
РТУ - региональное таможенное
управление
РЭО ГИБДД - регистрационно -
экзаменационный отдел (отделение)
Государственной инспекции по безопасности
дорожного движения
Таможенные
преступления - деяния, предусмотренные
статьями 188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ, - контрабанда,
уклонение от уплаты таможенных платежей и
т.д., поскольку эти нормы являются
бланкетными, то есть отсылают к нормам
таможенного законодательства о таможенных
правонарушениях
ТН ВЭД - товарная
номенклатура внешнеэкономической
деятельности
ТК РФ - Таможенный кодекс
Российской Федерации
ТПП - Торгово -
промышленная палата
УБОП - Управление
по борьбе с организованной
преступностью
ФТД - федеральные
таможенные доходы
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие преобразования в
экономике государства в годы реформ
привели к беспрецедентному росту
преступности в сфере внешнеэкономической
деятельности. На современном этапе такие
преступления, как контрабанда и уклонение
от уплаты таможенных платежей, имеют
устойчивые черты организованно -
коррумпированной, нередко
трансгосударственной преступности,
имеющей устойчивую тенденцию к
качественному развитию. Гигантские
прибыли, получаемые в этой сфере преступной
деятельности, по оценкам многих
специалистов, являются одной из основ
теневой экономики. Ввиду высокой степени
организованности и коррумпированности
коэффициент латентности этих преступлений
очень высок. Среди лиц, занимающихся
внешнеэкономической деятельностью, бытует
мнение о бессчетном числе абсолютно
ненаказуемых вариантов незаконного
перемещения любых товаров и транспортных
средств через таможенную границу,
уклонения от уплаты таможенных платежей.
Характерно, что практически все, по крайней
мере, наиболее эффективные из незаконных
операций связаны с подкупом должностных
лиц таможенных органов. В результате
способы совершения и сокрытия преступлений
становятся все более изощренными и
сложными для расследования.
Необходимо
учесть, что основным направлением
качественного развития преступности в
сфере ВЭД является совершенствование
способов совершения и сокрытия
преступлений, характерной особенностью
которых является их "технологическая
сложность" и специфичность. В связи с этим
назрела необходимость в формировании
методики расследования на основе
систематизации способов совершения
преступлений и оставляемых ими следов.
Поэтому предложенная рядом ученых
криминалистическая формула: "от способа
совершения преступления - к способу его
раскрытия" как нельзя более актуальна
именно для должностных преступлений в
таможенных органах. Несмотря на
актуальность, каких-либо научных
исследований по данной проблеме ранее не
предпринималось, а следственные и
оперативно - розыскные подразделения
органов прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП не
располагают необходимыми практическими
рекомендациями.
Вашему вниманию
представляется работа, посвященная
проблемам выявления и расследования
внешнеэкономических преступлений,
связанных с коррупцией в таможенных
органах. <*> Материалы к книге собирались
с 1994 г., в годы работы автора следователем
Бурятской транспортной прокуратуры.
--------------------------------
<*> Далее в тексте
наряду с этим понятием будет
использоваться словосочетание
"Должностные преступления в таможенных
органах". - Прим. автора.
В то время
таможенные органы находились в стадии
своего организационного формирования. Этот
сложный и часто болезненный процесс
проходил в условиях демонополизации и
либерализации внешнеэкономической
деятельности, перехода экономики страны на
рыночные отношения.
18 июня 1993 г. был
принят Таможенный кодекс РФ, который
впервые в новейшей истории России
определил правовые, экономические и
организационные основы таможенного дела.
Важнейшая роль, которую отвело государство
таможенной политике, определила особую
ответственность работников таможенных
органов. Ведь в федеральном бюджете
ежегодно до 70% доходной части (и более)
должно формироваться за счет таможенных
платежей и налогов. Однако, по самым
скромным оценкам специалистов, в бюджет
государства не поступает от 30 до 50%
подлежащих уплате таможенных платежей и
налогов (в США эта цифра составляет 15%) <*>.
По оценкам международных экспертов и ГТК
РФ, ежегодные размеры уклонения от уплаты
таможенных платежей в России составляют от
14 до 20 млрд. долларов США. Примерно 35%
импорта в стране - полностью контрабандный
товар, еще 50% - товары, по которым таможенная
стоимость занижена <**>.
--------------------------------
<*> Ларичев В.Д.,
Гильмутдинова Н.С. Таможенные преступления.
М., 2001. С. 3.
<**> Диканова Т.А., Осипов В.Е.
Борьба с таможенными преступлениями и
отмыванием грязных денег: Методическое
пособие. М., 2000. С. 9, 18.
Совершенно очевидно,
что такой громадный ущерб экономике страны
причиняется в том числе в результате
деятельности коррумпированных
чиновников.
В сложной обстановке роста
показателей преступности в сфере
внешнеэкономической деятельности в 1994 г.
приказом Генерального прокурора РФ надзор
за соблюдением законов таможенными
органами был возложен на систему
транспортных прокуратур России.
Вместе
с первыми принятыми к производству
уголовными делами о таможенных
преступлениях следователи и прокуроры
столкнулись с проявлениями коррупции в
таможенных органах. И хотя подавляющее
большинство работников таможенных органов
- честные и порядочные люди, добросовестно
выполняющие свой служебный долг,
следственная практика выявила опаснейшую
закономерность. Суть ее в том, что наиболее
крупномасштабные и значительные по
размерам факты уклонения от уплаты
таможенных платежей и контрабанды
совершаются в соучастии с таможенниками. В
результате способы совершения и сокрытия
преступлений становятся все более
изощренными и сложными для
расследования.
В последние годы
органами прокуратуры, следственными
подразделениями других правоохранительных
органов сформирована значительная по
объему следственная практика, в различных
регионах апробированы собственные методы и
приемы выявления и расследования
должностных преступлений в таможенных
органах.
Настоящее исследование
проведено на основе программированного
изучения автором 134 архивных уголовных дел
о должностных преступлениях в таможенных
органах и о таможенных преступлениях, по
которым обвинительные приговоры суда
вступили в законную силу. Изучено также 45
прекращенных и приостановленных уголовных
дел, материалов об отказе в возбуждении
уголовного дела, 84 дела о НТП. Исследована
следственная и судебная практика ряда
регионов: Иркутской, Читинской,
Новосибирской, Саратовской, Белгородской,
Волгоградской, Воронежской, Ульяновской,
Московской областей, Красноярского,
Хабаровского, Приморского краев, Республик
Бурятия и Тыва. Использованы также
статистически обработанные анкеты
проинтервьюированных следователей,
сотрудников оперативно - розыскных
подразделений и работников прокуратуры,
осуществляющих надзор за исполнением
таможенного законодательства (68
работников), материалы ведомственной
статистики Генеральной прокуратуры РФ, ГТК
РФ и МВД РФ.
Широко использован личный
опыт автора, расследовавшего большое
количество дел этой категории.
1. Понятие
и основные особенности
внешнеэкономических преступлений,
связанных
с коррупцией в таможенных
органах
Внешнеэкономические
преступления, связанные с коррупцией в
таможенных органах, - это составная часть
преступлений в сфере ВЭД. Проведенные
исследования показали, что с точки зрения
уголовно - правовой квалификации
преступления в сфере ВЭД как
криминалистически значимая
классификационная группа имеют
неоднородное содержание.
То есть в
уголовно - правовом аспекте общественно
опасные деяния, совершаемые во
внешнеэкономической сфере, практически
всегда подпадают под признаки реальных и
идеальных совокупностей преступлений,
предусмотренных различными статьями
уголовного закона, имеющими различные
родовые и видовые объекты.
Среди этих
статей (вернее, составов
внешнеэкономических преступлений)
необходимо выделять преступления основной
(базовой) группы - это таможенные
преступления (ст. ст. 188 - 190 и 193 - 194 УК РФ), а
также три группы сопутствующих
посягательств:
1. Сопутствующие
экономические.
2. Сопутствующие
служебные.
3. Иные сопутствующие
<*>.
--------------------------------
<*> См.
статью Гармаева Ю.П. "Преступления в сфере
внешнеэкономической деятельности и
криминалистическая методика
расследования", параграф N 3 "Сопутствующие
внешнеэкономические преступления".
К
группе сопутствующих служебных (п. 2) и
относятся внешнеэкономические
преступления, связанные с коррупцией в
таможенных органах, или должностные
преступления в таможенных органах.
Данные посягательства совершаются в связи
с профессиональной трудовой деятельностью,
то есть являются криминалистически
однородной группой, особенностью которой
является то обстоятельство, что все эти
преступления связаны с ненадлежащим
исполнением профессиональных функций
должностными лицами в сфере таможенного
дела.
В эту группу включаются
преступления, подпадающие при уголовно -
правовой квалификации под признаки, как уже
отмечалось, самых различных статей УК, -
злоупотребление должностными полномочиями
(ст. 285 УК РФ), превышение должностных
полномочий (ст. 286 УК РФ), получение и дача
взятки (ст. 290 и 291 УК РФ), служебный подлог
(ст. 292 УК РФ), незаконное участие в
предпринимательской деятельности (ст. 289 УК
РФ), уклонение от уплаты таможенных
платежей (ст. 194 УК РФ), контрабанда (ст. 188 УК
РФ) и другие (последние два состава
преступления встречаются, как правило, в
различных формах соучастия) <*>.
--------------------------------
<*> В параграфе 3
особенности квалификации должностных
преступлений в таможенных органах будут
рассмотрены более подробно.
Традиционно
разработка методик расследования
преступлений осуществляется на базе
уголовно - правовой классификации
преступлений. С этих позиций вступивший в
силу Уголовный кодекс предлагает нам
классифицировать должностные преступления
в таможенных органах, исходя из перечня
статей главы 30 УК РФ. Однако изучение
массива уголовных дел показало, что только
в 35% уголовных дел о преступлениях
исследуемой категории применялась
квалификация деяний должностных лиц по
одному составу преступления названной
главы. В остальных 65% уголовных дел чаще
всего применялась квалификация по
совокупности преступлений, из которых
наиболее распространены: злоупотребление
должностными полномочиями - служебный
подлог - соучастие в уклонении от уплаты
таможенных платежей (ст. ст. 285, 292, 33 и 194 УК
РФ); получение взятки - злоупотребление
должностными полномочиями - контрабанда
(ст. ст. 290, 285 и 188 УК РФ) и т.п. При этом
необходимо уточнить, что, по данным
проведенного нами опроса, большинство
респондентов из числа следователей
транспортных прокуратур, расследовавших
дела этой категории, и прокуроров,
осуществляющих надзор за исполнением
таможенного законодательства <*>,
полагают, что следствием и судом по
уголовным делам этой категории часто
применялась неверная квалификация деяний
только по одному составу преступления.
--------------------------------
<*> В дальнейшем
изложении для краткости - "респонденты".
К
примеру, факт получения взятки инспектором
досмотрового отдела пограничной таможни от
"челнока" за невыявление занижения
декларируемого объема перемещаемого
товара часто неверно квалифицируется
следствием и судом только по ст. 290 УК РФ -
получение взятки. В данном примере очевидна
необходимость квалификации таких деяний по
совокупности злоупотребления должностными
полномочиями и, при наличии достаточных
оснований, с соучастием в уклонении от
уплаты таможенных платежей и в
контрабанде.
Таким образом,
классификация рассматриваемой категории
преступлений по уголовно - правовому
критерию представляется нецелесообразной.
Распределение преступлений по главам
Уголовного кодекса в зависимости от
объекта посягательства, обоснованное с
уголовно - правовой точки зрения, не
способно обеспечить потребности
криминалистической теории и практики. Как
отмечает В.Н. Кудрявцев: "Состав
преступления обычно включает в себя лишь
некоторые черты объекта, субъекта,
объективной и субъективной стороны
преступления, необходимые и достаточные
для признания данного деяния общественно
опасным, противоправным и для отграничения
его от смежных преступлений" (Кудрявцев В.Н.,
1963. С. 82).
Однако сходство по ряду
признаков, существенных с точки зрения
методики расследования, позволяет
рассматривать все множество исследуемой
категории преступлений в качестве
криминалистически однородной группы.
Имеются в виду следующие признаки:
1.
Субъектами рассматриваемых преступлений
являются работники таможенных органов,
обладающие функциями представителей
власти, организационно - распорядительными
и административно - хозяйственными
функциями и реализующие их в сфере
таможенного дела.
2. Преступления
совершаются ими в связи с выполнением своих
профессиональных функций в сфере
таможенного дела, то есть в сфере
таможенного оформления, таможенного
контроля, применения таможенных льгот,
начисления и взимания таможенных платежей,
в сфере