Альтернативная гражданская служба и освобождение от призыва на военную службу

И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
В.К. БЕЛОВ
В.К. Белов, руководитель группы юридического департамента ОАО "Военно-страховая компания".
Проблемы, связанные с введением альтернативной гражданской службы в России, в настоящее время активно обсуждаются в СМИ. Тема предлагаемой публикации также касается данной проблемы, но немного в другом ракурсе, применительно к подп. "в" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Указанная норма Закона определяет право на освобождение от призыва на военную службу гражданина, проходящего или прошедшего альтернативную гражданскую службу. Ситуация с возможностью прохождения альтернативной гражданской службы в России известна. В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции РФ российский гражданин в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Условия и порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу должны быть определены федеральным законом. Такого закона в России пока нет <*>. Оценивая в подобных условиях действие рассматриваемой нормы, можно констатировать, что и она пока не имеет реального воплощения: раз нет граждан, проходящих или прошедших альтернативную гражданскую службу, значит, и нет граждан, которым может быть предоставлено освобождение от призыва на военную службу по подп. "в" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
--------------------------------
<*> 17 апреля 2002 г. Государственная Дума Федерального собрания РФ приняла в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект "Об альтернативной гражданской службе".
Так ли это? А если в призывную комиссию с заявлением о предоставлении освобождения от призыва на военную службу по указанной норме Закона обратится гражданин, который представит документы, подтверждающие факт прохождения им альтернативной гражданской службы в другом государстве, например в одном из государств СНГ? Ведь Закон не определяет, что для получения права на освобождение от призыва на военную службу гражданин обязан пройти альтернативную гражданскую службу только в России.
А вариантов прохождения альтернативной гражданской службы в некоторых странах СНГ немало. "Лидерами" в сфере реализации права на альтернативную гражданскую службу среди стран СНГ являются Украина, Кыргызстан и Узбекистан. Это те республики, в которых существуют законодательство об альтернативной гражданской службе и реальная возможность прохождения такой службы. Есть соответствующие законы и в других странах СНГ. В преддверии появления альтернативной гражданской службы и в России данные законы стран - соседей представляют определенный интерес.
На Украине действует Закон "Об альтернативной (невоенной) службе" от 12 декабря 1991 г. Право на альтернативную (невоенную) службу имеют граждане при наличии глубоких религиозных убеждений, принадлежащие к действующим религиозным организациям, вероучения которых запрещают пользоваться оружием и служить в армии. Существует Перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины, которым определены те религиозные организации, пребывание в которых дает право на альтернативную (невоенную) службу. В настоящее время в Перечень внесено 10 религиозных организаций: Адвентисты - реформисты, Адвентисты Седьмого дня, Евангельские христиане, Евангельские христиане - баптисты, Покутники (Покаянники), Свидетели Иеговы, последователи Харизматической христианской церкви, Христиане Веры Евангельской, Христиане Евангельской Веры (последние два - отдельные течения). С 1999 г. к этим религиозным конфессиям добавилось еще одно - Общество Сознания Кришны.
Управление альтернативной службой осуществляют комиссии по делам альтернативной (невоенной) службы, которые являются постоянно действующими органами. Они создаются на уровне Украины, Автономной Республики Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе.
Граждане Украины, имеющие право на прохождение альтернативной службы, могут проходить ее на предприятиях и в учреждениях социальной защиты, здравоохранения, защиты окружающей среды, строительства, жилищно - коммунального и сельского хозяйства. Кабинетом Министров Украины утвержден перечень конкретных видов предприятий, организаций и учреждений, где граждане проходят альтернативную службу.
В Кыргызской Республике с 16 декабря 1992 г. действует Закон "Об альтернативной (вневойсковой) службе". Закон Кыргызской Республики содержит большой перечень оснований для предоставления гражданам альтернативной службы: по семейным обстоятельствам (сыновьям одинокой матери; гражданам, имеющим на своем иждивении нетрудоспособную жену или жену и ребенка, и т.п.), в качестве меры наказания (призывник был судим и отбывал меру наказания в местах лишения свободы, был судим условно), по вероисповеданию (членам зарегистрированной религиозной организации, вероучение которой не допускает пользование оружием и службу в вооруженных силах), по состоянию здоровья (имеющим ограничения к несению военной службы, предусмотренные "Расписанием болезней и физических недостатков").
Срок альтернативной службы в Кыргызтане составляет 36 месяцев, а для лиц с высшим образованием - 18 месяцев (срок действительной военной службы - 18 и 12 месяцев соответственно).
Прохождение альтернативной службы возможно на предприятиях, в учреждениях, организациях Кыргызской Республики независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и условий хозяйствования. В качестве альтернативной службы засчитывается работа практически на любом предприятии, а вид работы определяет администрация данного предприятия с соответствующим уведомлением военкомата. В связи с этим в Кыргызстане отсутствует система специальных органов, ведающих делами альтернативной службы.
В Узбекистане альтернативная (трудовая) служба регулируется Законом Республики Узбекистан "Об альтернативной (трудовой) службе" от 3 июля 1992 г. N 647-XII и Положением о порядке организации и прохождения альтернативной службы, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан 7 июня 1993 г. N 275.
Альтернативная служба предоставляется в качестве "социальной льготы" (наличие многодетной семьи, родственников - инвалидов), по религиозным мотивам (членам зарегистрированных организаций, вероучение которых не допускает пользование оружием и службу в вооруженных силах). Лица, имеющие духовный сан в одной из зарегистрированных религиозных конфессий, освобождаются как от военной, так и от альтернативной службы. Дополнительные категории граждан, имеющих право на альтернативную службу, определяет Кабинет Министров Республики Узбекистан, который, в свою очередь, включил в этот перечень граждан, признанных ограниченно годными к военной службе в боевых частях, а также работающих на должностях чабанов.
Высшим органом, руководящим альтернативной службой, является управление альтернативной службы Министерства обороны Республики Узбекистан. Перечень министерств, ведомств, сфер применения и видов работ для прохождения альтернативной службы определяется Кабинетом Министров. Срок альтернативной службы - 24 месяца, а для граждан, имеющих высшее образование, - 18 месяцев. Сроки военной службы в календарном исчислении для солдат, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, - 18 месяцев, а для лиц, имеющих высшее образование, - 12 месяцев (Закон Республики Узбекистан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" от 3 июля 1992 г. N 644-XII).
Модель альтернативной службы в Узбекистане отличается от других действующих моделей тем, что в этой республике фактически существует два вида альтернативной службы: для лиц, проходящих службу по религиозным убеждениям, и для других категорий лиц. Соответственно граждане, проходящие альтернативную службу в Узбекистане, могут делиться на две различные категории. По общим правилам граждане, проходящие альтернативную службу, кроме прочих обязанностей, имеют дополнительные: по военной подготовке, приобретению военно - учетной специальности, принятию Военной присяги (на это время они освобождаются от работ в порядке, установленном для военнообязанных). Граждане, проходящие службу по религиозным убеждениям, от военной подготовки освобождаются.
Гражданин, призванный на альтернативную службу, подписывает контракт - обязательство установленного образца. Служащие альтернативной службы могут направляться на обучение рабочим профессиям в учебные заведения системы народного образования, отраслевых министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений. Гражданин, проходящий альтернативную службу, не имеет права поступать в высшие и средние специальные учебные заведения.
Наконец, нельзя не вспомнить о существовании и Модельного закона СНГ "Об альтернативной (вневойсковой) службе", который был принят на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 16 октября 1999 г. N 14-11).
В соответствии со ст. 36 Устава Содружества Независимых Государств Межпарламентская ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. В соответствии со ст. 13 Регламента Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденного Постановлением от 15 сентября 1992 г., Межпарламентская Ассамблея разрабатывает рекомендательные, законодательные акты по вопросам, находящимся в сфере общих интересов Сторон Соглашения. Согласно ст. 15 Регламента под рекомендательным законодательным актом понимается примерный законодательный акт, принимаемый Ассамблеей для ориентации согласованной законодательной деятельности Сторон Соглашения.
Таким образом, рассматриваемый Модельный закон имеет целью ориентировать страны - участницы на согласованную законодательную деятельность и носит характер рекомендательного.
Проведенный выше краткий обзор реально существующих возможностей для прохождения альтернативной гражданской службы в некоторых странах СНГ свидетельствует: подп. "в" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в настоящее время работает и на основании его призывные комиссии в России принимают решение об объеме воинской обязанности гражданина, отслужившего альтернативную гражданскую службу. Это не просто теоретические предположения, но и реальная жизненная ситуация, конкретные случаи, хотя и не массовые. Уже, например, есть факты обращения в призывные комиссии молодых людей, недавно принявших российское гражданство, с заявлением об освобождении их от призыва на военную службу на основании того, что они уже прошли альтернативную гражданскую службу в Узбекистане.
Проанализировав еще раз п. 1 ст. 23 Закона, его подп. "б" и "г", мы увидим, что законодатель положил в основу данных норм, если можно так сказать, принцип учета самого факта военной службы гражданина как факта выполнения гражданского долга служения обществу, долга особой социальной значимости, вне зависимости от того, в каком государстве конкретно гражданин этот долг исполнил. Применительно к рассматриваемой норме Закона правовые последствия факта прохождения гражданином военной службы в США или Израиле и факта прохождения военной службы в России абсолютно одинаковы.
У автора не вызывает сомнения то, что подобный подход законодатель заложил и в подп. "в" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Поскольку альтернативная гражданская служба является законной, конституционной заменой военной службы, ее социальная значимость и статус не меньше, чем у службы военной. Прохождение альтернативной службы - это возможность мобилизации молодежи для решения национальных проблем, которые пока не решаются на должном уровне из-за нехватки средств в государстве.
Касаясь терминологии, следует отметить, что единой унифицированной системы терминов относительно альтернативной службы пока не сложилось. В первую очередь это касается самого термина "альтернативная служба". В различных государствах она называется по-разному: в Кыргызстане - альтернативная (вневойсковая) служба, в Азербайджане - альтернативная военная служба, в Молдове и Узбекистане - просто альтернативная служба, на Украине - альтернативная (невоенная) служба, а в Грузии - невоенная, альтернативная трудовая служба. В российском же законодательстве фигурирует норма "альтернативная гражданская служба".
Представляется, что разные названия того вида службы, который является законной заменой военной службы, сути дела не меняют и не могут служить основанием, например, для отказа призывной комиссии в предоставлении призывнику освобождения от призыва на военную службу только по той причине, что в России существует альтернативная гражданская служба, а гражданин прошел в Узбекистане просто альтернативную службу.
Альтернативная гражданская служба в странах СНГ - это существующая реальность, порождающая определенные права и обязанности. Надеемся, недолго осталось до того времени, когда эти же слова можно будет сказать и про альтернативную гражданскую службу в России.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ от 22.01.1993
"О ПРИНЯТИИ УСТАВА СНГ"
(вместе с "УСТАВОМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ")
(Принято в г. Минске 22.01.1993)
Право в Вооруженных Силах, N 7, 2002

Законодательство об акционерных обществах  »
Комментарии к законам »
Читайте также