Международные принципы сотрудничества государств в борьбе с преступностью
БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Н.Г. ГАСЫМОВ
Н.Г.
Гасымов, докторант Академии Управления МВД
РФ, к.ю.н.
Международная борьба с
преступностью - одна из многих областей
сотрудничества государств. Как и все
сотрудничество, она развивается на единой
базе исторически сложившихся в
международном праве основных или общих
принципов их общения. Эти принципы
дисциплинируют сотрудничество, подчиняют
себе правила и процедуры взаимодействия
государств во всех областях, так как
наделены свойством императивности. "Как
универсальные, общепризнанные и
общеобязательные нормы" <*> взаимного
поведения государств, они содействуют его
нормальному развитию, закреплению его
достижений, в концентрированной форме
выражают сущность международного права.
--------------------------------
<*> Курс
международного права. Т. 2. Основные
принципы международного права. М.: Наука, 1989.
С. 7.
Как высший критерий законности, они
служат нормативной основой
правотворческого и правоосуществительного
процесса во всех сферах сотрудничества
государств, в том числе и в их совместной
борьбе с уголовной преступностью. Основные
принципы составляют фундамент
международного правопорядка, который
создается и поддерживается государством.
Сам уровень правопорядка зависит от
степени признания ими этих принципов,
следования их указаниям.
Становление
этих принципов в межгосударственном
общении было долгим. Каждый прошел
собственный путь признания мировым
сообществом. Самыми авторитетными
международно - правовыми документами, где
они были впервые собраны, стали Устав
Организации Объединенных Наций, принятый в
1945 году, а также специальный документ с
пространным названием "Декларация о
принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества
между государствами в соответствии с
Уставом ООН", принятый в 1970 году. Декларация
призвала государства "руководствоваться
ими в международной деятельности и
развивать свои взаимоотношения на основе
их строгого соблюдения <*>.
--------------------------------
<*> Декларация о
принципах международного права. М.:
Международная жизнь, 1970. N 12. С. 144.
В обоих
документах названы 7 принципов. Сейчас их
больше. В Заключительном акте Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе,
подписанном в 1975 году в Хельсинки всеми
странами континента тех лет, а также США и
Канадой (всего 35 государств), названы десять
принципов <*>. Первые пять: неприменение
силы и угрозы силой, нерушимость
государственных границ <**>,
территориальная целостность государств,
мирное урегулирование конфликтов,
равноправие и право народов распоряжаться
своей судьбой - объединены в общую группу
принципов, обеспечивающих мир и
безопасность на Земле.
--------------------------------
<*> В настоящее
время идет процесс формирования еще ряда
принципов.
<**> Этих принципов нет в
Уставе ООН и в Декларации 1970 года.
Вторую
группу составляют принципы, нацеливающие
государства на сотрудничество во всех
областях и требующие их неукоснительного
соблюдения. Это принципы суверенного
равенства государств, невмешательства во
внутренние дела друг друга; сотрудничества,
добросовестного выполнения обязательств,
принятых на себя по международным
договорам.
Отдельное место в перечне
занимает недавно включенный в него принцип
уважения прав и основных свобод человека
<*>.
--------------------------------
<*> Этого
принципа нет в Уставе ООН и в Декларации 1970
года.
В приведенном перечне каждый из
десяти принципов силен его
взаимосвязанностью со всеми остальными:
"ослабление единства основных принципов
подрывает их эффективность в целом. Только
в единстве, в тесном взаимодействии они
могут функционировать должным образом
<*>. На это было указано и в Декларации 1970
года: "Принципы являются взаимосвязанными,
и каждый принцип должен рассматриваться в
контексте всех других принципов" <**>.
--------------------------------
<*> Курс
международного права в 7 томах. Т. 2. М.: Наука,
1989. С. 17.
<**> Декларация о принципах
международного права. М.: Международная
жизнь, 1970. N 12. С. 144.
Анализ общих принципов
международного права выходит за рамки
нашей задачи. К тому же такая работа уже
многократно проделана другими авторами
<*>. Вместе с тем обойти их молчанием в
настоящем исследовании нельзя. Во-первых,
потому, что некоторые из них впрямую
действуют в сфере международной борьбы с
преступностью. Во-вторых, по причине
упомянутой выше их неразрывности между
собой, а также и с пока не названными нами
специальными принципами, действующими в
отдельных сферах общения государств. Такие
специальные принципы черпают свою силу
также в единстве общих принципов. В-третьих,
именно в такой привязке к общим принципам и
могут "работать" специальные принципы в
сферах сотрудничества государств, в том
числе и в их совместной борьбе с уголовной
преступностью: в общих принципах заключено
жесткое императивное требование -
осуществлять такое сотрудничество только в
строгом соответствии с общими принципами
международного права.
--------------------------------
<*> Курс
международного права в 7 томах. Т. 2. Основные
принципы международного права. М.,
1989.
Выше было указано, что в сфере
сотрудничества государств в борьбе с
преступностью выработана группа
собственных принципов - специальных. Между
специальными и общими принципами действуют
отношения подчиненности, субординации.
"Специальные принципы не могут
противоречить основным (общим) принципам
современного международного права"
<*>.
--------------------------------
<*>
Галенская Л.Н. Правовые проблемы
сотрудничества в борьбе с преступностью. Л.,
1978. С. 8.
Отсюда понятно, почему
рассмотрение специальных принципов
необходимо предварить кратким анализом
некоторых общих принципов международного
права, тех из них, которые чаще других
называются в международных соглашениях о
борьбе с преступностью.
Ссылки на общие
принципы - все вместе или два - три из них -
есть во многих таких соглашениях. Например,
в преамбуле Конвенции о борьбе с
незаконными актами, направленными против
безопасности морского судоходства,
подписанной в Риме 10 марта 1988 года, ее
участники призываются к строгому
соблюдению общих принципов международного
права. В принятой в том же году Конвенции
ООН о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных
веществ указано, что "...стороны
осуществляют свои обязательства по
настоящей Конвенции в соответствии с
принципами суверенного равенства и
территориальной целостности государств и
принципом невмешательства во внутренние
дела других государств" (ст. 2, ч. 2).
Три из
общих принципов, а именно сотрудничества,
невмешательства во внутренние дела друг
друга и соблюдения основных прав и свобод
человека - необходимо рассмотреть, так как
они действуют в сфере международного
сотрудничества в борьбе с преступностью не
только как общие, но и как
специальные.
Общие принципы
международного права в сотрудничестве
государств в борьбе с
преступностью
Принцип сотрудничества
государств кодифицирован в упомянутой выше
Декларации 1970 года, где его нормативное
содержание раскрыто следующим образом:
"Государства обязаны сотрудничать друг с
другом, независимо от различий их
политических, экономических и социальных
систем, в различных областях международных
отношений с целью поддержания
международного мира и безопасности и
содействия экономической стабильности и
прогрессу, общему благосостоянию
народов...".
В равной мере это касается и
сотрудничества государств в борьбе с
преступностью. Хотя уголовная преступность
не представляет фатальной угрозы
безопасности государств и миру в целом, тем
не менее, для каждой из них она - огромное
зло. Вспомним, например, что американские
президенты, начиная с Линдона Джонсона,
первым назвавшего в 1967 году в послании
Конгрессу преступность проблемой N 1 для
Америки, ежегодно повторяют ту же самую ее
оценку.
По результатам опросов
общественного мнения в аналогичную
проблему превращается преступность сейчас
и в России. Тревожных масштабов достигла
преступность и во многих других странах. На
ее сдерживание каждая из них затрачивает
много сил и средств. Но иначе и не может
быть. В противном случае преступность,
особенно транснациональная, может подмять
или подчинить себе все государственные
институты, принять вселенские масштабы и
формы, установить свою власть и свои законы
в мире.
Как отмечено в официальном
издании "Хроника ООН", в настоящее время,
"получая, по оценкам, ежегодный "доход" в
размере 750 млрд. долларов США, основные
транснациональные преступные группировки
подрывают экономику ведущих стран и целых
регионов, а также нередко соперничают с
правительствами, претендуя на политическую
власть" <*>.
--------------------------------
<*> Хроника ООН. Июль. 1995. Т. XXXII. N 1. С.
89.
По оценкам Интерпола, в настоящее время
политические режимы в 11 странах мира могут
пасть под напором наркомафии.
Противостоять преступности государства
пытаются сообща путем постоянного и
конструктивного сотрудничества. Иной
альтернативы нет. Поэтому сотрудничество
государств в борьбе с преступностью и без
предписаний рассматриваемого принципа
давно приобрело характер непреложного
императива. Это подтверждается большим
количеством заключенных государствами
двусторонних и многосторонних договоров по
борьбе с преступностью, общее число которых
сегодня уже не поддается подсчетам.
Отдельные исследователи преступности
отрицают обязательность международного
сотрудничества в борьбе с нею.
Действительно, за исключением ничтожного
числа видов преступлений, таких, как
морское пиратство, пиратское радиовещание
из открытого моря и некоторые другие,
совершаемых, как говорят, на "ничейной"
(нейтральной) территории - в международных
водах, все остальные преступления
совершаются в границах территориальной
юрисдикции какого-либо конкретного
государства. Каждое из них само, без помощи
других государств, в состоянии разыскать,
изобличить и наказать виновного (если,
конечно, захочет это сделать и если удастся
его "достать"), то есть если он не скрылся за
границу. Если совершенное им деяние не
представляет большой опасности,
государство может вообще отказаться от
преследования и наказания виновного.
Следовать или не следовать в таких случаях
принципу "неотвратимости ответственности
за совершенное преступление" - внутреннее
дело каждого государства. Однако лиц,
совершивших тяжкое преступление,
государства всегда стремятся не оставлять
безнаказанными, даже если для этого нужно
обратиться за помощью к другим странам.
Рост числа таких случаев в мировой практике
борьбы с преступностью превратил такое
сотрудничество из необязательного в
"насущную необходимость" <*>.
--------------------------------
<*> Sielaff W. Interpol - Europole
- "Kriminalistik" (Hamburg). 1974. N 7. S. 304.
Подобная
убежденность была выражена в преамбуле
Европейской конвенции о международной
действительности приговоров по уголовным
делам, подписанной в 1970 году в Гааге
государствами - участниками Европейского
Совета, в которой они отметили, что "...борьба
с преступностью начинает вырастать в
международную проблему".
Принципы
невмешательства государств
во
внутренние дела друг
друга
Сотрудничество государств в борьбе
с преступностью неуклонно расширяется за
счет включения в него новых проблем,
требующих их совместного регулирования.
Объектом такого регулирования становятся и
отдельные вопросы, традиционно относимые к
"внутренним делам" государств, но в решении
которых все они (или их большинство)
оказались крайне заинтересованы.
Исходя из собственного суверенитета,
государства сами определяют, что именно из
сферы своих "внутренних дел" собственной
компетенции и в каких пределах можно и
следует передать на международное
регулирование. При этом "государства
воздерживаются от того, чтобы объектом
договора становились вопросы, составляющие
исключительно внутреннюю компетенцию
государств" <*>.
--------------------------------
<*> Международное право: Учебник. М.:
Международные отношения. 1994. С. 122 -
123.
Какие же дела государства относят к
своей внутренней компетенции? "Внутренние
дела - это вообще все дела, которые "по своей
природе" являются внутренними" для
государств <*> и которые могут стать
объектом международных договоренностей
лишь с их согласия. Но став ими, эти дела не
перестают входить во внутреннюю
компетенцию государств.
--------------------------------
<*> Талалаев А.Н.
Право международных договоров. М., 1980. С. 107 -
108.
"Внутренние дела" государства
отличаются разнообразием: это вопросы
образования, здравоохранения, путей
сообщения, работа почтовых служб,
экономическая и социально - культурная
деятельность и т.д. Социальная политика
государства и связанные с нею социальные
процессы и явления также составляют
внутреннюю компетенцию государства.
Преступность - социальное явление, а
поэтому и сама преступность, и борьба с нею -
"дело внутренней компетенции каждого
государства" <*>. Отсюда становится
понятным, почему принцип невмешательства
во внутренние дела друг друга впрямую
действует в сфере сотрудничества
государств в совместной борьбе с
преступностью, где проявляет себя
многопланово.
--------------------------------
<*> Галенская Л.Н. Правовые проблемы
сотрудничества государств в борьбе с
преступностью. Л., 1978. С. 12.
1. Каждое
государство само определяет для себя
проблемы и направления сотрудничества с
другими странами, правовые и
организационные формы, в которых готово его
поддерживать, объем своего участия в каждой
из форм.
2. Государства также сами
определяют объем принимаемых на себя
обязательств по каждому заключаемому
договору, фиксируя это путем внесения в
него оговорок.
Например, СССР при
подписании Гаагской конвенции 1970 года о
борьбе с захватом воздушных судов сделал
оговорку о непризнании обязательной для
себя юрисдикции Международного суда ООН по
возможным спорам между двумя или более
государствами, касающимся толкования или
применения этой Конвенции (ст. 12) <*>.
--------------------------------
<*> Ведомости
Верховного Совета СССР. 1971. N 327. Ст. 12, п. п. 1 и
2.
3. Даже решения, принимаемые в борьбе с
преступностью в рамках международных
организаций - например: ООН, ИКАО, Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ) или
Интерпола - не носят для государств
характера вмешательства в их внутренние
дела, так как имеют по своей правовой силе
только рекомендательный характер.
Обратимся теперь к договорам, формирующим
политику и практику государств в их
совместной борьбе с преступностью.
Выше
нами было проведено разделение этих
договоров на две группы:
а) договоры,