Международные принципы сотрудничества государств в борьбе с преступностью

БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Н.Г. ГАСЫМОВ
Н.Г. Гасымов, докторант Академии Управления МВД РФ, к.ю.н.
Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически сложившихся в международном праве основных или общих принципов их общения. Эти принципы дисциплинируют сотрудничество, подчиняют себе правила и процедуры взаимодействия государств во всех областях, так как наделены свойством императивности. "Как универсальные, общепризнанные и общеобязательные нормы" <*> взаимного поведения государств, они содействуют его нормальному развитию, закреплению его достижений, в концентрированной форме выражают сущность международного права.
--------------------------------
<*> Курс международного права. Т. 2. Основные принципы международного права. М.: Наука, 1989. С. 7.
Как высший критерий законности, они служат нормативной основой правотворческого и правоосуществительного процесса во всех сферах сотрудничества государств, в том числе и в их совместной борьбе с уголовной преступностью. Основные принципы составляют фундамент международного правопорядка, который создается и поддерживается государством. Сам уровень правопорядка зависит от степени признания ими этих принципов, следования их указаниям.
Становление этих принципов в межгосударственном общении было долгим. Каждый прошел собственный путь признания мировым сообществом. Самыми авторитетными международно - правовыми документами, где они были впервые собраны, стали Устав Организации Объединенных Наций, принятый в 1945 году, а также специальный документ с пространным названием "Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН", принятый в 1970 году. Декларация призвала государства "руководствоваться ими в международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения <*>.
--------------------------------
<*> Декларация о принципах международного права. М.: Международная жизнь, 1970. N 12. С. 144.
В обоих документах названы 7 принципов. Сейчас их больше. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном в 1975 году в Хельсинки всеми странами континента тех лет, а также США и Канадой (всего 35 государств), названы десять принципов <*>. Первые пять: неприменение силы и угрозы силой, нерушимость государственных границ <**>, территориальная целостность государств, мирное урегулирование конфликтов, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой - объединены в общую группу принципов, обеспечивающих мир и безопасность на Земле.
--------------------------------
<*> В настоящее время идет процесс формирования еще ряда принципов.
<**> Этих принципов нет в Уставе ООН и в Декларации 1970 года.
Вторую группу составляют принципы, нацеливающие государства на сотрудничество во всех областях и требующие их неукоснительного соблюдения. Это принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела друг друга; сотрудничества, добросовестного выполнения обязательств, принятых на себя по международным договорам.
Отдельное место в перечне занимает недавно включенный в него принцип уважения прав и основных свобод человека <*>.
--------------------------------
<*> Этого принципа нет в Уставе ООН и в Декларации 1970 года.
В приведенном перечне каждый из десяти принципов силен его взаимосвязанностью со всеми остальными: "ослабление единства основных принципов подрывает их эффективность в целом. Только в единстве, в тесном взаимодействии они могут функционировать должным образом <*>. На это было указано и в Декларации 1970 года: "Принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов" <**>.
--------------------------------
<*> Курс международного права в 7 томах. Т. 2. М.: Наука, 1989. С. 17.
<**> Декларация о принципах международного права. М.: Международная жизнь, 1970. N 12. С. 144.
Анализ общих принципов международного права выходит за рамки нашей задачи. К тому же такая работа уже многократно проделана другими авторами <*>. Вместе с тем обойти их молчанием в настоящем исследовании нельзя. Во-первых, потому, что некоторые из них впрямую действуют в сфере международной борьбы с преступностью. Во-вторых, по причине упомянутой выше их неразрывности между собой, а также и с пока не названными нами специальными принципами, действующими в отдельных сферах общения государств. Такие специальные принципы черпают свою силу также в единстве общих принципов. В-третьих, именно в такой привязке к общим принципам и могут "работать" специальные принципы в сферах сотрудничества государств, в том числе и в их совместной борьбе с уголовной преступностью: в общих принципах заключено жесткое императивное требование - осуществлять такое сотрудничество только в строгом соответствии с общими принципами международного права.
--------------------------------
<*> Курс международного права в 7 томах. Т. 2. Основные принципы международного права. М., 1989.
Выше было указано, что в сфере сотрудничества государств в борьбе с преступностью выработана группа собственных принципов - специальных. Между специальными и общими принципами действуют отношения подчиненности, субординации. "Специальные принципы не могут противоречить основным (общим) принципам современного международного права" <*>.
--------------------------------
<*> Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества в борьбе с преступностью. Л., 1978. С. 8.
Отсюда понятно, почему рассмотрение специальных принципов необходимо предварить кратким анализом некоторых общих принципов международного права, тех из них, которые чаще других называются в международных соглашениях о борьбе с преступностью.
Ссылки на общие принципы - все вместе или два - три из них - есть во многих таких соглашениях. Например, в преамбуле Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, подписанной в Риме 10 марта 1988 года, ее участники призываются к строгому соблюдению общих принципов международного права. В принятой в том же году Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ указано, что "...стороны осуществляют свои обязательства по настоящей Конвенции в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципом невмешательства во внутренние дела других государств" (ст. 2, ч. 2).
Три из общих принципов, а именно сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга и соблюдения основных прав и свобод человека - необходимо рассмотреть, так как они действуют в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью не только как общие, но и как специальные.
Общие принципы международного права в сотрудничестве
государств в борьбе с преступностью
Принцип сотрудничества государств кодифицирован в упомянутой выше Декларации 1970 года, где его нормативное содержание раскрыто следующим образом: "Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...".
В равной мере это касается и сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Хотя уголовная преступность не представляет фатальной угрозы безопасности государств и миру в целом, тем не менее, для каждой из них она - огромное зло. Вспомним, например, что американские президенты, начиная с Линдона Джонсона, первым назвавшего в 1967 году в послании Конгрессу преступность проблемой N 1 для Америки, ежегодно повторяют ту же самую ее оценку.
По результатам опросов общественного мнения в аналогичную проблему превращается преступность сейчас и в России. Тревожных масштабов достигла преступность и во многих других странах. На ее сдерживание каждая из них затрачивает много сил и средств. Но иначе и не может быть. В противном случае преступность, особенно транснациональная, может подмять или подчинить себе все государственные институты, принять вселенские масштабы и формы, установить свою власть и свои законы в мире.
Как отмечено в официальном издании "Хроника ООН", в настоящее время, "получая, по оценкам, ежегодный "доход" в размере 750 млрд. долларов США, основные транснациональные преступные группировки подрывают экономику ведущих стран и целых регионов, а также нередко соперничают с правительствами, претендуя на политическую власть" <*>.
--------------------------------
<*> Хроника ООН. Июль. 1995. Т. XXXII. N 1. С. 89.
По оценкам Интерпола, в настоящее время политические режимы в 11 странах мира могут пасть под напором наркомафии.
Противостоять преступности государства пытаются сообща путем постоянного и конструктивного сотрудничества. Иной альтернативы нет. Поэтому сотрудничество государств в борьбе с преступностью и без предписаний рассматриваемого принципа давно приобрело характер непреложного императива. Это подтверждается большим количеством заключенных государствами двусторонних и многосторонних договоров по борьбе с преступностью, общее число которых сегодня уже не поддается подсчетам.
Отдельные исследователи преступности отрицают обязательность международного сотрудничества в борьбе с нею. Действительно, за исключением ничтожного числа видов преступлений, таких, как морское пиратство, пиратское радиовещание из открытого моря и некоторые другие, совершаемых, как говорят, на "ничейной" (нейтральной) территории - в международных водах, все остальные преступления совершаются в границах территориальной юрисдикции какого-либо конкретного государства. Каждое из них само, без помощи других государств, в состоянии разыскать, изобличить и наказать виновного (если, конечно, захочет это сделать и если удастся его "достать"), то есть если он не скрылся за границу. Если совершенное им деяние не представляет большой опасности, государство может вообще отказаться от преследования и наказания виновного. Следовать или не следовать в таких случаях принципу "неотвратимости ответственности за совершенное преступление" - внутреннее дело каждого государства. Однако лиц, совершивших тяжкое преступление, государства всегда стремятся не оставлять безнаказанными, даже если для этого нужно обратиться за помощью к другим странам.
Рост числа таких случаев в мировой практике борьбы с преступностью превратил такое сотрудничество из необязательного в "насущную необходимость" <*>.
--------------------------------
<*> Sielaff W. Interpol - Europole - "Kriminalistik" (Hamburg). 1974. N 7. S. 304.
Подобная убежденность была выражена в преамбуле Европейской конвенции о международной действительности приговоров по уголовным делам, подписанной в 1970 году в Гааге государствами - участниками Европейского Совета, в которой они отметили, что "...борьба с преступностью начинает вырастать в международную проблему".
Принципы невмешательства государств
во внутренние дела друг друга
Сотрудничество государств в борьбе с преступностью неуклонно расширяется за счет включения в него новых проблем, требующих их совместного регулирования. Объектом такого регулирования становятся и отдельные вопросы, традиционно относимые к "внутренним делам" государств, но в решении которых все они (или их большинство) оказались крайне заинтересованы.
Исходя из собственного суверенитета, государства сами определяют, что именно из сферы своих "внутренних дел" собственной компетенции и в каких пределах можно и следует передать на международное регулирование. При этом "государства воздерживаются от того, чтобы объектом договора становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государств" <*>.
--------------------------------
<*> Международное право: Учебник. М.: Международные отношения. 1994. С. 122 - 123.
Какие же дела государства относят к своей внутренней компетенции? "Внутренние дела - это вообще все дела, которые "по своей природе" являются внутренними" для государств <*> и которые могут стать объектом международных договоренностей лишь с их согласия. Но став ими, эти дела не перестают входить во внутреннюю компетенцию государств.
--------------------------------
<*> Талалаев А.Н. Право международных договоров. М., 1980. С. 107 - 108.
"Внутренние дела" государства отличаются разнообразием: это вопросы образования, здравоохранения, путей сообщения, работа почтовых служб, экономическая и социально - культурная деятельность и т.д. Социальная политика государства и связанные с нею социальные процессы и явления также составляют внутреннюю компетенцию государства. Преступность - социальное явление, а поэтому и сама преступность, и борьба с нею - "дело внутренней компетенции каждого государства" <*>. Отсюда становится понятным, почему принцип невмешательства во внутренние дела друг друга впрямую действует в сфере сотрудничества государств в совместной борьбе с преступностью, где проявляет себя многопланово.
--------------------------------
<*> Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л., 1978. С. 12.
1. Каждое государство само определяет для себя проблемы и направления сотрудничества с другими странами, правовые и организационные формы, в которых готово его поддерживать, объем своего участия в каждой из форм.
2. Государства также сами определяют объем принимаемых на себя обязательств по каждому заключаемому договору, фиксируя это путем внесения в него оговорок.
Например, СССР при подписании Гаагской конвенции 1970 года о борьбе с захватом воздушных судов сделал оговорку о непризнании обязательной для себя юрисдикции Международного суда ООН по возможным спорам между двумя или более государствами, касающимся толкования или применения этой Конвенции (ст. 12) <*>.
--------------------------------
<*> Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. N 327. Ст. 12, п. п. 1 и 2.
3. Даже решения, принимаемые в борьбе с преступностью в рамках международных организаций - например: ООН, ИКАО, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) или Интерпола - не носят для государств характера вмешательства в их внутренние дела, так как имеют по своей правовой силе только рекомендательный характер.
Обратимся теперь к договорам, формирующим политику и практику государств в их совместной борьбе с преступностью.
Выше нами было проведено разделение этих договоров на две группы:
а) договоры,

Уголовно - правовые меры противодействия преступности в сфере внешнеэкономической деятельности  »
Комментарии к законам »
Читайте также