Динамика договора возмездного оказания образовательных услуг

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Л.М. ВОЛЧАНСКАЯ
Л.М. Волчанская, юрисконсульт, ст. преподаватель кафедры гражданского права и процесса Волжского гуманитарного института, филиала Волгоградского государственного университета.
В соответствии со ст. 29 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" государственное или муниципальное высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органами исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится <*>. Заключаемые договоры, по мнению автора, следует именовать договорами возмездного оказания образовательных услуг. Отношения, возникающие между сторонами такого договора, являются гражданско-правовыми, и они нуждаются в более детальном урегулировании нормами гражданского законодательства, а также законодательства об образовании. В настоящей статье автором предложена формулировка определения понятия рассматриваемого договора, а также кратко освещены особенности заключения и динамики заключенного договора.
--------------------------------
<*> ФЗ от 22.08.1996 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
Договор возмездного оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования - это допускаемое законом письменное соглашение образовательного учреждения высшего профессионального образования, студента или слушателя и физического и (или) юридического лица (лиц) об установлении правоотношения, в которое вступают они с целью получения высшего профессионального образования. По договору возмездного оказания образовательных услуг образовательное учреждение высшего профессионального образования (исполнитель) обязуется оказать образовательные услуги студенту или слушателю (обучающемуся), прошедшему по конкурсу и обязанному выполнять учебный план специальности, а физическое и (или) юридическое лицо (заказчик) обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, то есть в основе заключения договора лежит принцип свободного волеизъявления стороны, желающей заключить договор. Принцип свободы заключения договора возмездного оказания образовательных услуг существенно ограничен императивными предписаниями, содержащимися в нормативно-правовых актах законодательства об образовании <*>.
--------------------------------
<*> См., например: ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 30; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; N 47. Ст. 5431; п. 18 Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения), утвержденного Приказом Министерства образования России от 24.02.1998 N 500, с изменениями и дополнениями, утвержденными Приказом Минобразования России от 16.03.99 N 640 // Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. 1998. N 5.
Для признания договора заключенным надлежащим образом необходимо соответствие воли и волеизъявления сторон. В противном случае договор может быть признан недействительным. Порядок заключения договора возмездного оказания образовательных услуг, подчиняясь общим правилам заключения договоров, сформулированным в нормах главы 28 ГК РФ, имеет некоторые особенности.
По мнению автора, процесс заключения договора возмездного оказания образовательных услуг состоит из следующих стадий: 1) предварительные переговоры о заключении договора и согласование воли лиц, желающих заключить договор; 2) выражение воли путем подачи-приема заявления об участии во вступительных испытаниях; 3) проведение вступительных испытаний и конкурса (в случае, когда количество поданных заявлений превышает число мест приема); 4) оформление договора. Конкурс должен осуществляться на условиях, гарантирующих соблюдение прав граждан в сфере образования. Закон не устанавливает каких-либо скидок или льгот для приема граждан на обучение на платной основе и обязывает учредителя применять для всех поступающих единый принцип конкурсного отбора <*>. Объявление о проведении конкурса адресовано неопределенному кругу лиц. Конкурс является открытым, поскольку круг возможных участников не ограничен и заранее не определен. Предъявление требования к участникам о наличии среднего (полного) общего или среднего профессионального образования не делает конкурс закрытым, поскольку при открытом конкурсе также возможно ограничение круга участников <**>. У образовательного учреждения, объявившего конкурс, возникает обязанность провести вступительные испытания в форме письменных или устных экзаменов, собеседования, тестирования, прослушивания, просмотра и т.п., принять конкурсные экзаменационные работы, оценить их, выявить лучшие и заключить с их авторами договор возмездного оказания образовательных услуг. Объявление о проведении конкурса может быть сделано устно (объявление по радио, телевидению) или в письменной форме (сообщение в газетах, журналах, издание специальных рекламных проспектов и т.д.). Подробная информация об условиях конкурса должна быть помещена приемной комиссией образовательного учреждения на доске объявлений и включать: сведения о режиме работы приемной комиссии, дату начала и окончания приема заявлений об участии в конкурсе по итогам вступительных испытаний, состав приемной и предметных комиссий, место, срок и порядок проведения вступительных испытаний, количество мест приема и стоимость образовательных услуг, порядок и срок объявления результатов конкурса. Перечень экзаменационных заданий публикуется заранее в Программе для поступающих в высшее учебное заведение. По мнению автора, отсутствие информации об условиях и порядке проведения конкурса по итогам вступительных испытаний может повлечь его недействительность.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий ст. 11 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ"; Юридический Дом "Юстицинформ", 1998. С. 81.
<**> См.: Комментарий к ГК РФ / Под редакцией О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996. С. 646.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.При уклонении исполнителя от обязанности заключить договор возмездного оказания образовательных услуг абитуриент, выдержавший вступительные испытания и прошедший по конкурсу, может требовать понуждения образовательного учреждения к заключению договора в судебном порядке.
Договор считается заключенным с момента его подписания сторонами, в том числе в случаях, когда спор о понуждении к заключению договора рассматривался в суде. Местом заключения договора, как правило, является место нахождения образовательного учреждения.
Известно, что исполнение договора сводится к исполнению его субъектами обязанностей, основанием которых он является. Исполнение рассматриваемого договора выражается в совершении следующих действий: для исполнителя - в оказании образовательных услуг, для обучающегося - в принятии услуг, то есть в приобретении знаний, умений и навыков, а для заказчика - в оплате образовательных услуг. Субъектами исполнения являются: государственное, муниципальное либо негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, студент или слушатель, физическое и (или) юридическое лицо, оплачивающее образовательные услуги.
По мнению автора, исполнение обязательств исполнителем в рассматриваемом договоре должно быть обусловлено исполнением обязательств заказчиком. Следовательно, образовательное учреждение, совершающее встречное исполнение, вправе приостановить исполнение либо отказаться от исполнения и потребовать возмещения убытков, если заказчик не оплатил образовательные услуги либо имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что оплата не будет произведена в установленный срок.
Предметом исполнения обязательства исполнителем по договору возмездного оказания образовательных услуг являются образовательные услуги, которые он обязуется оказать обучающемуся, предметом же исполнения обязательства заказчиком являются деньги, которые должны быть своевременно уплачены исполнителю, предметом исполнения обязательства обучающимся являются задания, предусмотренные учебным планом специальности.
Обязательство по оказанию образовательных услуг исполняется, как правило, по частям - по учебным годам, состоящим из семестров. Выполнение обучающимся учебной программы по избранной специальности также происходит по частям. Каждый период обучения заканчивается сессией, результаты которой позволяют исполнителю контролировать качество усвоения обучающимся образовательных услуг. Заказчик, в свою очередь, обязуется исполнить денежное обязательство по оплате образовательных услуг либо единовременно, либо в рассрочку по частям, если это предусмотрено договором.
Сроки исполнения обязательств исполнителем и обучающимся, так же как и сроки действия договора, устанавливаются нормативными актами Министерства образования РФ, поэтому стороны могут установить произвольно в договоре лишь сроки исполнения обязательств заказчиком. Заказчик и обучающийся не вправе требовать от исполнителя оказания образовательных услуг в сроки, отличные от установленных. Известно, что сроки исполнения договорных обязательств бывают начальными, конечными и промежуточными. Промежуточные сроки играют важную роль при предоставлении образовательных услуг, поскольку они (услуги) должны быть оказаны в течение длительного периода времени.
Местом исполнения обязательств по договору является, как правило, место нахождения образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Анализ п. 2 и п. 3 ст. 781 ГК РФ позволяет утверждать, что при неисполнении договора возмездного оказания образовательных услуг по вине заказчика или обучающегося услуги должны быть оплачены в полном объеме, предусмотренном договором, а в случае, когда невозможность исполнения возникла по объективным причинам, исполнителю компенсируются лишь фактически произведенные расходы. Компенсация расходов образовательного учреждения не является формой ответственности. Изложенные правила имеют диспозитивный характер и могут быть изменены сторонами.
Изменение и расторжение договора возмездного оказания образовательных услуг возможно по соглашению сторон либо по инициативе одной из них и подчиняется правилам, изложенным в ст. 450, ст. 451 ГК РФ. По выражению М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, "те, кто обладает правом по собственной воле заключать договор, должны быть в принципе столь же свободны в вопросах о его расторжении или изменении его отдельных условий" <*>. Следует отметить, что нормы ст. 451 ГК РФ применяются с учетом ст. 309, 420 ГК РФ, устанавливающих исполнение договора как общее правило. Поэтому каковы бы ни были затраты должника по выполнению своих договорных обязательств, он не может быть освобожден от исполнения договора, если только не докажет существенный характер изменения обстоятельств. "Представляется, что при анализе конкретных ситуаций целесообразно основное внимание уделять тому, имели ли стороны в виду такое развитие событий и было ли оно частью нормального риска, который распределен между ними в договоре" <**>. Президиум ВАС РФ при рассмотрении конкретного дела указал, что суд не вправе применять ст. 451 ГК РФ в части изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, если сторонами в договоре уже предусмотрен соответствующий механизм его адаптации - оговорка об увеличении арендной платы <***>. Следовательно, если в договоре возмездного оказания образовательных услуг предусмотрено повышение платы за обучение в связи с инфляционными процессами в экономике, то заказчик не вправе требовать изменения или расторжения договора при увеличении исполнителем его цены, ссылаясь на существенное изменение обстоятельств. Требования о расторжении или изменении договора в связи с существенным изменением обстоятельств не могут быть заявлены в отношении уже произведенного сторонами исполнения. Автор полагает, что изменение рассматриваемого договора может происходить также вследствие замены стороны в обязательстве по договорам уступки права требования и перевода долга. Перевод долга по оказанию образовательных услуг исполнителем возможен только с согласия заказчика и обучающегося и лишь при наличии у нового должника лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Уступка права требования по договору также возможна, причем на иных условиях и в ином (меньшем) объеме, чем те, которые существовали к моменту перехода права. Переход прав на основании закона, например в случае реорганизации вуза, происходит независимо от условий договора и согласия заказчика и обучающегося.
--------------------------------
<*> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Издательство "Статут", 1998. С. 348.
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное). <**> Дудко А. Договор в условиях существенного изменения обстоятельств // Хозяйство и право. 1999. N 11. С. 34.
<***> Постановление Президиума ВАС РФ от 18.02.1997 N 1852/96 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 6. С. 44.
Расторжение договора возмездного оказания образовательных услуг возможно по соглашению сторон, а также по инициативе одной из них в судебном порядке в случае существенного нарушения условий договора другой стороной, а также существенного изменения обстоятельств. Представляется правильным применение к отношениям по договору оказания образовательных услуг положений ст. 782 ГК РФ об одностороннем отказе от договора, когда это не связано с нарушением обязательств по нему. Необходимо также законодательно закрепить право на односторонний отказ от договора возмездного оказания образовательных услуг и в случае, когда сторонами существенно нарушены его условия. Существенным нарушением условий договора возмездного оказания образовательных услуг, по мнению автора, следует признать: со стороны исполнителя - предоставление образовательных услуг с недостатками, то есть с нарушением требований соответствующей программы специальности и ГОС ВПО; со стороны заказчика - неоплату образовательных услуг, а при оплате по частям - неоплату услуг более двух раз подряд; со стороны обучающегося - невыполнение заданий, предусмотренных учебным планом специальности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 10.07.1992 N 3266-1
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.1996 N 125-ФЗ
"О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
(принят ГД ФС РФ 19.07.1996)
ПРИКАЗ Минобразования РФ от 24.02.1998 N 500
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЕМА В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ
ЗАВЕДЕНИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УЧРЕЖДЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВАС РФ от 18.02.1997 N 1852/96
Юридическое образование и наука, N 2, 2002

Комментарии к законам »
Читайте также