К вопросу о некоторых концептуальных положениях исполнительного кодекса российской федерации
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Г.Д. УЛЕТОВА
Г.Д. Улетова -
кандидат юридических наук, заведующая
кафедрой гражданского процесса и трудового
права Кубанского
госуниверситета.
Впервые в России
проводится работа по подготовке
кодифицированного акта в сфере
исполнительного производства -
Исполнительного кодекса Российской
Федерации. Его концепция и примерная
структура разработаны известными учеными и
специалистами в области исполнительного
права - А.А. Игнатенко, И.В. Кириленко, А.В.
Матвеевым, В.М. Шерстюком, В.В. Ярковым
<*>.
--------------------------------
<*> См.: К
разработке проекта Исполнительного
кодекса Российской Федерации // Хозяйство и
право. 2001. N 10. С. 55 - 61.
Необходимость
принятия кодифицированного источника
российского исполнительного права
очевидна, поскольку в настоящее время это
одна из немногих отраслей российского
права, не имеющая единого
кодифицированного источника, и, по мнению
многих ученых и практиков, его разработка и
принятие позволят решить многие проблемы
исполнительного производства <*>.
Поддержав и включившись впоследствии в
работу по подготовке ИК, считаем возможным
высказать мнение по некоторым разделам
разрабатываемого акта.
--------------------------------
<*> Исаенкова О.В. К
разработке Исполнительного кодекса
Российской Федерации // Законодательство.
2002. N 1. С. 71.
Подраздел 1. Основные
положения
Процесс совершенствования
законодательства об исполнительном
производстве должен быть сориентирован на
то, что служба судебных приставов находится
в системе исполнительной власти и как
самостоятельный элемент взаимодействует,
во-первых, с другими субъектами за рамками
системы исполнительной власти, во-вторых, с
субъектами своей собственной системы.
Правовое регулирование первой группы
отношений должно осуществляться только
федеральными законами, международными
договорами РФ, постановлениями
Конституционного Суда РФ, указами
Президента РФ, а второй - внутрисистемными
актами под эгидой Правительства РФ.
Проблематично выделение ССП из Минюста и
переподчинения ее напрямую Президенту РФ
или Правительству РФ. Во-первых, в
Конституции РФ не закреплены полномочия
Президента по отношению к ССП; во-вторых,
это создаст прецедент перестройки
структуры всей системы исполнительной
власти; в-третьих, потребует внесения
изменений в ФКЗ "О правительстве РФ". На наш
взгляд, начинать надо с совершенствования
конституционного законодательства: право
граждан на обязательное исполнение
судебного решения; четкое разграничение
полномочий Российской Федерации и ее
субъектов по вопросам законодательного
регулирования исполнительного
производства; определение статуса ФЗ "Об
исполнительном производстве" (может быть,
следует принять ФКЗ, тогда разрешится
вопрос о соотношении норм Кодекса с
правовыми нормами других актов,
регулирующих исполнительное
производство).
Подраздел 5. Сроки в
исполнительном
производстве
Целесообразно дать понятие
срока в исполнительном производстве, а
также их классификацию, выделив при этом
группы: устанавливаемые законом, судом,
судебным приставом-исполнителем. Детально
должны быть урегулированы общие правила
исчисления сроков (начало течения,
приостановление, возобновление, окончание,
перерыв и др.) и до минимума сведено
усмотрение судебного
пристава-исполнителя.
Сроки предъявления
исполнительных документов
ИК РФ должен
содержать общие и сокращенные сроки
предъявления исполнительных документов к
исполнению. Очень важно сближение ИК,
проектов ГПК и АПК в части установления
сроков предъявления к исполнению
исполнительных листов, выдаваемых на
основании судебных актов судов общей
юрисдикции и арбитражных судов.
Правила
исчисления сроков
в исполнительном
производстве: приостановление,
отложение, возобновление течения
сроков
В ИК необходимо предусмотреть
возможность отложения совершения
отдельных исполнительных действий по
заявлению взыскателя, должника, по
совместному заявлению сторон, а также в
исключительных случаях по собственной
инициативе судебного пристава-исполнителя
при наличии обстоятельств, препятствующих
совершению исполнительного действия.
Следует четко обозначить пределы
усмотрения судебного пристава-исполнителя
при отложении отдельных исполнительных
действий. Судебный пристав-исполнитель не
должен становиться "представителем" одной
из сторон исполнительного производства с
собственным материальным интересом, как
это часто имеет место на практике. ИК должен
по возможности содержать исчерпывающий
перечень обстоятельств, препятствующих
совершению отдельных исполнительных
действий (исключение - заявление
взыскателя).
Целесообразно выделить
такое основание отложения исполнительных
действий, как согласование сторонами
исполнительного производства условий
мирового соглашения, а также установить
срок для выработки мирового соглашения.
Необходимо более активно применять меры по
примирению сторон. Весь регламент
исполнительного производства, по нашему
мнению, должен быть направлен на
добровольное исполнение судебного решения
и актов иных юрисдикционных органов.
Следует увеличить срок для добровольного
исполнения и дифференцировать его в
зависимости от характера мер
принудительного исполнения и вида
исполнительного документа: 10, 15 и 20
дней.
Последствия пропуска срока
предъявления
исполнительного
документа к исполнению.
Восстановление
пропущенного срока
Пропуск срока
предъявления исполнительного документа к
исполнению по общему правилу должен влечь
за собой возвращение исполнительного
документа взыскателю. Взыскатель,
пропустивший срок предъявления по
уважительной причине, вправе обратиться в
суд или иной орган, выдавший исполнительный
документ, с заявлением о восстановлении
пропущенного срока для предъявления
исполнительного документа к исполнению. На
наш взгляд, права взыскателей должны быть
равными независимо от вида исполнительного
документа, в связи с чем вряд ли
соответствует конституционному принципу
равенства всех перед законом содержание п. 2
ст. 16 ФЗ "Об исполнительном производстве" о
запрете на восстановление пропущенного
срока предъявления исполнительного
документа к исполнению, за исключением
исполнительного листа или судебного
приказа. ИК должен уравнять права
взыскателей, пропустивших срок
предъявления исполнительного документа к
исполнению по уважительной причине.
В
случае восстановления срока предъявления
исполнительного документа к исполнению он
должен быть вновь предъявлен не позднее
одного месяца со дня вынесения
соответствующего акта о
восстановлении.
Сроки совершения
исполнительных действий
Сроки
совершения исполнительных действий
судебным приставом-исполнителем должны
быть дифференцированы в зависимости от
характера мер принудительного исполнения и
вида исполнительного документа.
Установленный ст. 13 ФЗ "Об исполнительном
производстве" двухмесячный срок совершения
исполнительных действий должен
распространяться на исполнение
исполнительных документов, не связанных с
реализацией имущества. Срок для исполнения
исполнительных документов, связанных с
реализацией имущества, следует увеличить
до 4 месяцев, ввиду сложности исполнения
данного вида исполнительных документов. В
исключительных случаях, по заявлению
судебного пристава-исполнителя, срок
совершения исполнительных действий может
быть продлен соответствующим судом до 6
месяцев. Вряд ли целесообразно
установление 6-месячного срока исполнения
всех исполнительных документов без учета
характера требований, содержащихся в
исполнительном документе. Установление
общего 6-месячного срока совершения
исполнительных действий приведет к
длительной задержке исполнения судебного
или иного акта, а в ряде случаев - к утрате
интереса к исполнению. Несомненно и то, что
значительное увеличение срока может
привести к злоупотреблениям со стороны
судебных приставов-исполнителей, поскольку
взыскатели будут предпринимать попытки к
ускорению исполнения судебного или иного
акта, в том числе и вне рамок
исполнительного производства. Сроки
совершения исполнительных действий должны
сопрягаться со сроками рассмотрения дел
судами общей юрисдикции и арбитражными
судами, предусмотренными проектами ГПК И
АПК.
Таким образом, ИК должен
содержать:
- общий срок совершения
исполнительных действий по исполнительным
документам, не связанным с реализацией
имущества;
- общий срок совершения
исполнительных действий по исполнительным
документам, связанным с реализацией
имущества;
- сокращенные сроки
совершения исполнительных действий в
случаях, предусмотренных федеральным
законом или исполнительным документом;
- перечень требований, подлежащих
немедленному исполнению.
С целью
единообразного применения на практике
целесообразно в ИК дать понятие
немедленного исполнения.
Истечение
сроков совершения исполнительных действий
не может служить основанием для
прекращения или окончания исполнительного
производства, а оно может лишь повлечь за
собой наложение судом, выдавшим
исполнительный лист, штрафа на судебного
пристава-исполнителя, если будет
установлена его вина в нарушении сроков. За
нарушение сроков совершения
исполнительных действий следует
предусмотреть лишение судебного
пристава-исполнителя
вознаграждения.
Особенности исчисления
сроков
по "длящимся" исполнениям
(решения о взыскании периодических
платежей и др.)
Длящееся исполнение
должно находиться под контролем судебного
пристава-исполнителя. В противном случае
роль судебного пристава-исполнителя
сводится к пересылке исполнительного
документа в организацию и вынесению
постановления об окончании
исполнительного производства. ИК должен
содержать нормы о нераспространении общих
и сокращенных сроков совершения
исполнительных действий на "длящиеся"
исполнения.
Целесообразна проверка
судебным приставом-исполнителем не реже
одного раза в 3 месяца "длящегося"
исполнительного производства и
составление соответствующего акта о
результатах проверки. "Длящиеся"
исполнительные производства должны
регистрироваться отдельно. Учитывая, что
проверка своевременного исполнения
"длящегося" исполнительного производства
не представляет особой сложности, такие
действия могли бы осуществлять помощники
судебного пристава-исполнителя.
Анализ
работы судебного пристава-исполнителя
показывает, что около 30% рабочего времени
тратится на работу, непосредственно не
связанную с совершением исполнительных
действий по принудительному исполнению
судебного и иного юрисдикционного акта.
Большая часть этой работы могла бы
выполняться помощниками судебного
пристава-исполнителя. Очевидно, что
введение такой должности - объективная
необходимость, потому что чрезмерная
нагрузка на судебных приставов, сложность
многих исполнительных производств
становятся серьезным препятствием к
своевременному восстановлению нарушенных
прав и свобод или охраняемых законом
интересов. На практике судебные
приставы-исполнители подразделений служб
судебных приставов Краснодарского края, а
также ряда других субъектов Российской
Федерации привлекают помощников, однако их
статус не определен, а следовательно,
возможны различные злоупотребления. При
наборе помощников судебных
приставов-исполнителей возможно
заключение с ними ученического договора.
Такой вид договора предусмотрен новым
Трудовым кодексом Российской Федерации.
Представляется, что обозначенная проблема
должна найти разрешение в проекте ИК, а при
наличии источников финансирования,
возможно, и ранее, что, несомненно, приведет
к сокращению числа несвоевременно
исполненных исполнительных
производств.
Подраздел 7. Расходы по
совершению
исполнительных
действий
Исполнительные расходы. Порядок
их уплаты,
авансирования или взыскания.
Правила компенсации
расходов по
совершению исполнительных действий
ИК
должен содержать понятие исполнительных
расходов и, вероятно, исчерпывающий
перечень исполнительных расходов.
Целесообразно закрепить принцип полного
возмещения расходов по совершению
исполнительных действий за счет должника,
что будет способствовать добровольному
исполнению судебного или иного акта,
подлежащего принудительному исполнению, за
исключением случаев, когда расходы по
совершению исполнительных расходов
возмещаются за счет федерального бюджета
или подлежат взысканию с взыскателя. Для
решения вопроса о возмещении расходов по
совершению исполнительных действий
целесообразно: 1) в ИК предусмотреть
исчерпывающий перечень исполнительных
расходов, 2) установить официальный тариф,
возможно, в определенном соотношении с
МРОТ.
Между взыскателем и судебным
приставом-исполнителем возможно
заключение письменного соглашения об
авансировании расходов по розыску должника
и его имущества, которое подлежит
утверждению старшим судебным приставом.
Судебный пристав-исполнитель приступает к
розыску должника и его имущества только
после зачисления аванса на соответствующий
счет подразделения службы судебных
приставов, за исключением случаев,
предусмотренных законом. Судебный
пристав-исполнитель обязан по завершении
исполнительных действий предоставлять
письменный отчет взыскателю с обязательным
документальным подтверждением расходов по
совершению каждого исполнительного
действия, который также подлежит
утверждению старшим судебным приставом.
При отказе должника добровольно возместить
взыскателю понесенные им расходы по его
розыску и розыску его имущества взыскание
производится судом по заявлению взыскателя
с привлечением в качестве третьего лица без
самостоятельных требований на предмет
спора соответствующего подразделения
службы судебных приставов.
Нами
разделяется позиция О.В. Исаенковой,
предлагающей включить в соответствующий
подраздел ИК в качестве нормы-дефиниции
определение целей возложения расходов,
связанных с исполнительным производством,
на заинтересованных лиц, а именно:
-
возместить затраты, которое несет
государство по принудительному исполнению
юрисдикционных актов;
- способствовать
добровольному выполнению должником
возложенных на него обязанностей в сроки,
установленные для добровольного
исполнения юрисдикционных актов;
-
материально заинтересовать судебного
пристава-исполнителя в скорейшем и точном
их исполнении.
Последнее, как нам
представляется, позволит решить две
проблемы:
- сократить сроки исполнения
юрисдикционных актов;
- привлечь в
систему исполнительного производства
профессионально подготовленных юристов.
Не решив вопрос о должном стимулировании
труда судебного пристава-исполнителя,
нельзя рассчитывать на эффективность его
деятельности. Престиж профессии судебного
пристава-исполнителя сегодня напрямую
связан с условиями оплаты его
труда.
Подраздел 8. Меры принудительного
исполнения
Основания применения мер
принудительного исполнения
ФЗ "Об
исполнительном производстве" (ст. 44), на наш
взгляд, содержит исчерпывающий перечень
условий для применения мер принудительного
исполнения: предъявление судебному
приставу-исполнителю надлежаще
оформленного