Авансирование расходов в механизме федерального бюджета
А.А. ФИЛИМОНОВ
А.А. Филимонов, Управление
федерального казначейства Минфина РФ по
Брянской области, кандидат экономических
наук.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. N 137
"О мерах по реализации Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2002 год"
установлено, что получатели средств
федерального бюджета вправе осуществлять
авансовые платежи согласно заключенным
договорам на поставку товаров, работ, услуг
в размерах, не превышающих 20% суммы
договора, если иные размеры авансовых
платежей не установлены законодательством
Российской Федерации. Неоднозначность
толкования этого положения создает
определенные трудности в расходовании ими
бюджетных средств, подталкивает бюджетные
организации к поиску не всегда корректных
способов обхода чрезмерно широкой
трактовки этого пункта Постановления.
В
наиболее затруднительном положении
оказались бухгалтерские службы бюджетных
организаций. Доселе простые и понятные
вещи, как, например, оплата канцелярской
скрепки, стали неразрешимой задачей. Как
быть, платить ли продавцу 20% ее стоимости
вперед, а затем при получении
рассчитываться окончательно или пытаться
найти другого поставщика? А если учесть, что
бюджетные организации включены в целую
совокупность различных по характеру
сделок, связанных с покупкой товаров,
арендой имущества, перевозкой, оказанием
информационных, консультационных,
медицинских услуг, услуг по обучению, связи
и др., картина рисуется им совсем уж
безрадостная.
Основная причина
неоднозначности толкования п. 6
Постановления Правительства -
неопределенность самого термина
"авансирование".
Аванс в российской
экономической практике - явление довольно
распространенное. Однако его определения в
действующем законодательстве не
содержится. Принято считать, что аванс - это
денежная сумма, выдаваемая вперед в счет
предстоящих платежей за материальные
ценности, выполнение работ, оказание услуг.
Из этого следует, что, во-первых, вещи
передаются, услуги оказываются, работы
выполняются и сдаются в будущем. Во-вторых,
платежи за товары, работы, услуги
производятся по истечении некоторого срока
после выдачи аванса. В-третьих, при
осуществлении платежей сумма аванса
учитывается в общем объеме средств,
направляемых на погашение денежных
обязательств. Таким образом, аванс в момент
его выдачи не выступает непосредственно
инструментом платежа за товары, работы,
услуги.
В отличие от аванса
предварительная оплата выражается в полной
или частичной оплате товара,
осуществляемой покупателем до его передачи
продавцом в срок, установленный договором
(ст. 487 ГК РФ). Если такой срок договором не
предусмотрен, то срок исполнения
обязательства по оплате товара
определяется в соответствии со ст. 314 ГК РФ.
Согласно этой статье, если обязательство
позволяет определить день или период
времени исполнения, то обязательство
подлежит исполнению в указанное время. Если
срок не указан, то исполнение производится
в разумный срок после возникновения
обязательства.
В юридической
литературе встречается и другая точка
зрения. Так, Российская юридическая
энциклопедия рассматривает
предварительную оплату как частный случай
аванса, принимает за аванс всякую
предварительно уплаченную сумму. Подобная
трактовка представляется неверной.
Во-первых, в соответствии со ст. 487 ГК РФ
предварительная оплата товара до его
передачи продавцом допускает оплату товара
не только полностью, но и частично.
Во-вторых, утверждение о том, что авансом
признается всякая предварительно
уплаченная сумма, прямо не обозначенная в
письменном соглашении задатком, делается
на основании ссылки на ст. 380 ГК РФ. Однако
речь в этой статье идет совсем о другом, и
никакого определения аванса, равно как и
включения в эту категорию "всякой
предварительно уплаченной суммы", там
нет.
В-третьих, категории "аванс" и
"предварительная оплата" разделены
Гражданским кодексом РФ. Так, согласно ст. 823
ГК РФ договорами, исполнение которых
связано с передачей в собственность другой
стороне денежных сумм или других вещей,
определяемых родовыми признаками, может
предусматриваться предоставление кредита,
в том числе в виде аванса, предварительной
оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты
товаров, работ или услуг (коммерческий
кредит), если иное не установлено законом.
Как видим, термины "аванс" и
"предварительная оплата", опосредуя в себе
отношения одного порядка, обособлены друг
от друга. Едва ли можно допустить, что
правовая норма Кодекса содержит
тавтологию. Следовательно, понятия "аванс" и
"предварительная оплата" равнозначными не
являются.
Теперь соотнесем оплату и
предварительную оплату товара.
Согласно ст. 486 ГК РФ покупатель обязан
оплатить товар непосредственно до или
после передачи ему продавцом товара, если
иное не предусмотрено настоящим Кодексом,
другим законом, иными правовыми актами или
договором купли - продажи и не вытекает из
существа обязательства. В число иного,
предусмотренного Гражданским кодексом РФ,
включены предварительная оплата товара (ст.
487 ГК РФ); оплата товара, проданного в кредит
(ст. 488 ГК РФ) и оплата товара в рассрочку (ст.
489 ГК РФ). Последние две формы оплаты выходят
за рамки поставленной проблемы, поскольку
предполагают оплату полученного товара.
Как видно, оплата товара устанавливает
обязанность покупателя оплатить товар
непосредственно до или после передачи ему
товара продавцом. При этом словесный оборот
"непосредственно до или после передачи"
означает, что момент оплаты товара
предельно приближен к моменту его передачи.
Гражданский кодекс не определяет
длительность срока между двумя этими
событиями. Очевидно, однако, что такое
предельное приближение момента оплаты
товара к его передаче должно определяться
периодом времени, отражающим реальные
организационно - экономические условия
осуществления платежей, и отвечать
принятому порядку расчетов.
Ответ на
этот вопрос находим, используя аналогию.
Ст. 862 ГК РФ определено, что при
осуществлении безналичных расчетов
допускаются расчеты платежными
поручениями, по аккредитиву, чеками,
расчеты по инкассо, а также расчеты в иных
формах, предусмотренных законом,
установленными в соответствии с ним
банковскими правилами и применяемыми в
банковской практике обычаями делового
оборота. При расчетах по инкассо банк
обязуется по поручению клиента осуществить
за счет клиента действия по получению от
плательщика платежа и (или) акцепта платежа.
Порядок осуществления расчетов по инкассо
регулируется законом, установленными в
соответствии с ним банковскими правилами и
применяемыми в банковской практике
обычаями делового оборота (ст. 874 ГК РФ).
В соответствии с Положением о безналичных
расчетах в Российской Федерации,
утвержденным ЦБ РФ 12 апреля 2001 г. N 2-П,
расчеты по инкассо осуществляются на
основании платежных требований, оплата
которых может производиться по
распоряжению плательщика или без его
распоряжения (в безакцептном порядке), и
инкассовых поручений, оплата которых
производится без распоряжения плательщика.
При расчете платежными требованиями,
оплачиваемыми с акцептом плательщика, срок
для акцепта платежных требований
определяется сторонами по договору. При
этом данный срок должен быть не менее пяти
рабочих дней. При оформлении платежных
требований получатель средств по договору
указывает в нем количество дней,
установленных договором для акцепта
платежных требований. При отсутствии
такого указания сроком для акцепта
считаются пять рабочих дней.
Таким
образом, промежуток времени,
устанавливаемый между получением
расчетных документов от продавца и выдачей
покупателем распоряжения банку об их
оплате или отказом от их оплаты, не может
быть менее пяти рабочих дней. Этим сроком и
следует руководствоваться при раскрытии
словосочетания "непосредственно до или
после передачи".
Итак, мы уточнили
сущность понятий "аванс", "предварительная
оплата", "оплата товара непосредственно до
его передачи" и показали, что они не
совпадают. В связи с этим действие
Постановления Правительства Российской
Федерации в части ограничений по авансовым
платежам не может непосредственно
распространяться на две другие
рассмотренные нами категории.
В
дополнение к сказанному отметим, что
авансирование в Постановлении
Правительства Российской Федерации от 28
февраля 2002 г. N 137 увязано с договорами на
поставку товаров, работ, услуг.
Как
известно, договор поставки является одним
из видов договора купли - продажи. В
соответствии с Гражданским кодексом РФ по
договору поставки поставщик - продавец,
осуществляющий предпринимательскую
деятельность, обязуется передать в
обусловленный срок или сроки производимые
или закупаемые им товары покупателю для
использования в предпринимательской
деятельности или в иных целях, не связанных
с личным, семейным, домашним и иным подобным
использованием. Одной из разновидностью
поставки товаров является поставка товаров
для государственных нужд. Последняя
осуществляется на основе государственного
контракта на поставку товаров для
государственных нужд, а также заключаемых в
соответствии с ним договоров поставки
товаров для государственных нужд. При этом
государственными нуждами признаются
определяемые в установленном законом
порядке потребности Российской Федерации
или субъектов Российской Федерации,
обеспечиваемые за счет средств бюджетов и
внебюджетных источников финансирования.
Отталкиваясь от смысла поставки, нетрудно
заключить, что значительная часть сделок
бюджетного учреждения, в частности
указанных в начале повествования, не
попадает в ее орбиту. Другими словами, масса
договоров, заключаемых бюджетными
организациями в обеспечение нормального их
функционирования: покупка канцелярских
товаров, запасных частей, других расходных
материалов и предметов снабжения,
обслуживание и ремонт техники,
оборудования, перевозка людей и
материальных ценностей, аренда движимого и
недвижимого имущества, получение
информации, консультаций, приобретение
справочной, официальной и периодической
литературы, повышение квалификации,
подготовка, переподготовка специалистов,
охрана, связь и др., - не относится к
договорам поставки. Следовательно, пункт 6
Постановления Правительства Российской
Федерации на эти отношения не
распространяется.
Выводы, содержащиеся
в настоящей статье, по мнению автора,
позволяют установить четкую грань между
категориями "аванс", "оплата" и
"предварительная оплата", авансированием по
договорам вообще и по договорам на поставку
в частности, что дает возможность
получателям бюджетных средств и их
партнерам увереннее чувствовать себя в
хитросплетениях действующего
законодательства.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N
51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
21.10.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N
14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
22.12.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от
28.02.2002 N 137
"О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ
БЮДЖЕТЕ
НА 2002 ГОД"
"ПОЛОЖЕНИЕ О
БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ЦБ РФ 12.04.2001 N 2-П)
Финансы, N 8, 2002