Инструкция в простое

До вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ большой удельный вес в нормативном регулировании налоговых отношений имели приказы, инструкции, письма Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и другие ведомственные акты, что доставляло массу неудобств налогоплательщикам при исчислении и уплате налогов, а налоговым органам давало возможность произвольно трактовать и применять нормы. Подобную практику порождало отсутствие четкой регламентации прав и обязанностей субъектов налоговых отношений, в то время как они требуют особого закрепления в системе налогового законодательства. Изменился ли подход ведомств к нормотворчеству после принятия Налогового кодекса?
Наряду с обязанностью платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) Конституцией РФ предусмотрен исключительно судебный порядок отчуждения имущества ("Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда" - ст. 35), а также установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях общегосударственного значения (ст. 55). Таким образом, налоговые правоотношения как отношения, так или иначе связанные с принудительным отчуждением имущества физических и юридических лиц и в силу этого непосредственно затрагивающие конституционно закрепленные права и свободы человека (например, право частной собственности, свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности), не подлежат регулированию ведомственными актами по смыслу и духу Конституции РФ.
Позиция сторонников ведомственного регулирования налоговых отношений, согласно которой подзаконные акты содержат так называемые ersatz - нормы, способные заменять, а следовательно, изменять и дополнять полноценные нормы актов законодательства о налогах и сборах <*>, не актуальна, поскольку противоречит ст. 4 НК РФ. Безусловно, даже самый детализированный закон не способен разрешить все вопросы и учесть все нюансы, которые встречаются на практике. Изначально любой законодательный акт носит более общий характер, чем разъясняющие его применение инструкции и положения. Более того, внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, как известно, достаточно длительный и трудоемкий процесс, что значительно осложняет задачу своевременного нормативного регулирования вновь возникающих отношений. Отсюда происходят проблемы с пробелами в законодательстве, с разъяснением оценочных категорий, с непоступлением в бюджет налоговых платежей, которые успешно решались налоговыми органами путем издания обязательных для налогоплательщика ведомственных актов. Однако такая позиция пригодна лишь для отстаивания интересов бюджета, но никак не для защиты законных прав и интересов налогоплательщиков.
--------------------------------
<*> См., напр.: Степанков Б.А. Ведомственное регулирование налоговых отношений в условиях кодифицированного законодательства о налогах и сборах // Налоговый кодекс. Сегодня и завтра: Сб. статей. М.: ФБК-Пресс, 1997. С. 71.
Действие инструкций, изданных до принятия
Налогового кодекса
Вступление в силу 1 января 1999 г. части первой НК РФ не устранило проблемы, возникающие в связи с применением ведомственных актов к налоговым отношениям. Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ (в ред. от 9 июля 2002 г.) федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории России и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ. Следовательно, инструкции и другие акты МНС РФ (ранее Госналогслужбы РФ), совместные акты МНС и Минфина РФ, разъясняющие применение налоговых законов, продолжают действовать впредь до отмены этих законов и вступления в силу соответствующих глав части второй НК РФ.
Действие инструкций, изданных после принятия
Налогового кодекса

Статья 4 НК РФ предоставляет право органам исполнительной власти издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Возникает вопрос: следует ли из Кодекса безусловная обязанность налогоплательщиков соблюдать такие акты? Как ни странно, ответ не очевиден.. В действующем законодательстве о налогах и сборах встречается немало отсылочных норм. Для грамотной правоприменительной деятельности необходимо точно знать, какова юридическая сила того или иного ведомственного акта, должен ли он регулировать указанные в нем отношения. Ведь на практике допустима такая ситуация, когда ведомственный акт может ошибочно включать в перечень документов, необходимых для исчисления и уплаты конкретного налога, такие, предоставление которых ущемляло бы права и законные интересы налогоплательщиков.

Объект страхования и страховые риски  »
Комментарии к законам »
Читайте также